Анализ состояния дебиторской задолженности ОАО «Тобус»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 17:10, контрольная работа

Описание работы

Являясь частью оборотных средств, а именно частью фондов обращения, дебиторская задолженность, а особенно неоправданная «зависшая» резко сокращает оборачиваемость оборотных средств и тем самым уменьшает доход предприятия. Цель и задачи контрольной работы - анализ состояния дебиторской задолженности ОАО «Тобус».

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы понятия дебиторской задолженности 4
Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности 4
Показатели анализа дебиторской задолженности 6
Методика анализа дебиторской задолженности 14
2. Анализ дебиторской задолженности 19
2.1. Организационно экономическая характеристика ОАО «Тобус» 19
2.2. Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности 21
2.3. Исследование показателя дебиторской задолженности 26
3.Совершенствование анализа дебиторской задолженности 30
Заключение
Список используемых источников
Приложение

Файлы: 1 файл

K_R_Finansovyy_analiz_debitorskoy_zadolzhennost.doc

— 265.50 Кб (Скачать файл)

Для оценки необходимого оборотного капитала используются данные из плановой сметы продаж и текущих  затрат - выручка (В), себестоимость готовой продукции (Сгп), материальные затраты (Смз). Величина оборотного капитала зависит от управленческих решений в сфере обеспечения, производства и сбыта (операционная деятельность), от условий платежей и системы расчетов (финансовая деятельность), а именно от обоснованных норм запасов и задолженностей в днях. Эти нормы определяют стоимость каждой составляющей оборотных активов организации и формируют длительность финансового цикла - периода обращения денежной наличности. Так, дебиторская задолженность (ДЗ) зависит от отсрочки платежей клиентам, т.е. от периода дебиторской задолженности Тдз:

ДЗ = В*Тдз/360 (3)

Общая величина необходимого оборотного капитала складывается из следующих составляющих:

ОбК = МПЗ + НЗП + ГП + ОП + ДЗ (4)

Его частично покрывает кредиторская задолженность (КЗ), кратная отсрочке платежей Ткз, предоставляемой поставщиками:

КЗ = Смз*Ткз/360 (5)

Чистую потребность в финансировании оборотных активов характеризует  чистый оборотный капитал (ЧобК), это  оборотный капитал за вычетом  кредиторской задолженности:

ЧобК = ОбК - КЗ. (6)

По установленным нормам запасов (задолженностей) можно определить плановую длительность финансового  цикла организации Тфц - отрезка  времени, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота, т.е. среднего интервала между моментом текущих вложений (отток) и моментом поступлений (приток):

Тфц = Тп + Тпц + Тск + Тот + Тдз - Ткз. (7)

Чем меньше чистый оборотный капитал, тем короче финансовый цикл организации. Эффективность использования оборотных  активов характеризуют следующие показатели оборачиваемости, значения которых определяются по каждой позиции раздела 2 баланса и по итоговой стр. 290:

- коэффициент оборачиваемости  kоб (отношение выручки к среднегодовым  остаткам оборотных средств) показывает, сколько оборотов совершают оборотные средства за период,

- период, или длительность оборота  Тоб (частное от деления длительности  отчетного периода (360,270,180,90 дней) на коэффициент оборачиваемости), характеризует длительность одного  оборота в днях

(Тоб = 360/kоб) (8)

 

 

2. Анализ дебиторской  задолженности

2.1. Организационно экономическая  характеристика ОАО «Тобус»

В городе Воронеже до 1934 года был ряд  мелких пекарен, которые специализировались на определенного вида хлебобулочных  изделий. В 1934 году на базе пекарен, в  помещении бывшего Смоленского  собора, расположенного на пересечении  улиц Плехановской и Ф.Энгельса, открыли  хлебозавод №3. Отсюда ведет отсчет своей истории ОАО «Тобус».     

Первоначально хлебозавод №3 вырабатывал только хлеб подовый и булку городскую. В  дальнейшем ассортимент хлебобулочных  изделий стал расширяться: в пристроенном помещении кондитерского цеха вырабатывали до 50 кг/сутки кондитерских изделий.    

Во  время Великой Отечественной  войны хлебозавод был эвакуирован  в город Борисоглебск. Однако в  феврале 1943 года сразу же после освобождения города Воронежа от немецко-фашистских захватчиков завод возобновил свою работу на прежнем месте в старом здании.    

В начале 60х годов Правительство страны приняло решение о строительстве в городе Воронеже крупного объекта военно-промышленного комплекса – научно-исследовательного института связи. Место для строительства было выбрано в центре города на территории хлебозавода, который решено было заново построить на окраине города, на пустыре.     

Строительство хлебозавода было начато в 1959 году. 1 октября 1961 года новый хлебозавод №3 был введен в эксплуатацию в  Советском районе города Воронежа на улице Космонавтов, д.33. Проектная  мощность нового хлебозавода – 40 тон/сутки  хлебобулочных изделий, 100 кг в смену кремовых кондитерских изделий. В конце 60 – х годов помещение булочного цеха было расширено за счет пристройки где установили механизированную итальянскую линию «Микель» для выработки мелкоштучной булочки – «детской».    

В период укрепления предприятий на базе хлебозавода №3 было создано Воронежское  производственное объединение №2. В  его состав вошли: хлебозавод №3; 26.05.71 – хлебозавод №4, вырабатывающий булочные изделия, и 05.04.72 – хлебозавод №5, вырабатывающий сухари и сдобные булочные изделия.    

Руководство ВПХО №2 явилось инициатором создания в городе Воронеже сети фирменных  магазинов специализирующихся на продаже  хлебобулочных изделий. В 1986 году на улице Кольцовской был открыт первый фирменный магазин «Колос – 1».    

В дальнейшем силами руководства ВПХО №2 были открыты фирменные магазины: «Колос -2» в Северном районе, «Колос -3» на улице Моисеева и «Колос– 3» на улице Ю. – Моравской. В 1989 году фирменные магазины отделились в самостоятельную торгово-производственную фирму «Колос».  

В 1987году была проведена капитальная  реконструкция кондитерского        производства– пристроен 4этаж, что позволило  увеличить выработку кондитерских  изделий до 7 т/сутки.    

В 1990 году по решению администрации  города Воронежа на территории хлебозавода  №3 было построено новое здание в  котором разместились административный корпус и кондитерский цех №2 производительностью 5 т/сутки. 03.12.1992 года после приватизации хлебозавод преобразовывается в  Акционерное общество открытого  типа «Тобус».

С целью выживания в условиях рыночной экономики руководство общества принимает решение: создать сеть собственных магазинов, провести реконструкцию  булочного цеха для установки  линий по выработке хлеба.   

 

 

 

 

 

 


 



 

 





 



 

 



 

 

 

 

 

2.2. Анализ структуры  и динамики дебиторской задолженности

На данном этапе основное внимание уделяется общим подходам к анализу ДЗ организации, общему разделению ДЗ по структуре для понимания «состояния» ДЗ и принятия решения по дальнейшей работе.

Основные данные для  анализа:

А) Общий анализ «величины» ДЗ: общая сумма задолженности, количество клиентов

Б) Доля ДЗ в финансовом портфеле организации

В) Сегментация ДЗ по срокам: «свежая» ДЗ, «рабочая» ДЗ, просроченная ДЗ

Г) Сегментация ДЗ по размеру: малая, средняя, крупная

Работа по управлению долговым портфелем внутри компании включает расчет предельных размеров дебиторской задолженности —  критической и рабочей (допустимой). Эти показатели являются индикаторами, которые сигнализируют о необходимости усилить (либо, наоборот, ослабить) работу с должниками.

Возникновение значительной дебиторской задолженности обычно связано с предоставлением заказчикам отсрочки платежа за поставленные товары, то есть поставщики кредитуют своих заказчиков. Предприятие-поставщик должно объективно оценивать свои возможности и кредитовать заказчиков в таких размерах, которые не приведут к хроническому недостатку средств для собственных нужд. Необходимо разработать обоснованную политику предоставления товарного кредита и инкассации задолженностей для различных видов продукции и групп покупателей.

Кроме того, нужно ранжировать  покупателей в зависимости от объема закупок, истории кредитных  отношений и предлагаемых условий оплаты и впоследствии своевременно их пересматривать с учетом мониторинга спроса на продукцию.

Управлять дебиторской  задолженностью можно, стимулируя покупателей  к досрочной оплате счетов. Обычно для этого предоставляются скидки с цены продажи или стоимости поставки, если платеж осуществлен ранее договорного срока. Преимущество поставщика заключается в том, что, получив выручку раньше условленного срока и используя ее в денежном обороте, он возмещает предоставленную скидку.

При определении политики продаж необходим предварительный расчет и сопоставление дополнительных расходов от продаж в долг и расходов, связанных с риском неоплаты в установленный договором срок или превращения дебиторской задолженности в безнадежную к взысканию.

С установленной периодичностью специалисты компании должны анализировать дебиторскую задолженность по персональному списку контрагентов, срокам образования и размерам; контролировать расчеты по отсроченной или просроченной задолженности, оценивать реальность наличия дебиторской задолженности; определять приемы и способы ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов.

Анализ может включать оценку абсолютных и относительных  показателей состояния, структуры  и движения дебиторской задолженности. Для этого определяются доли конкретных дебиторов, а также каждого вида дебиторской задолженности (краткосрочной, долгосрочной, просроченной свыше трех месяцев) в общей совокупности долгов, рассматривается динамика изменений каждой составляющей, темп роста остатка и т.п.

Увеличение доли долгосрочной дебиторской задолженности в  динамике может привести к снижению уровня платежеспособности организации, уменьшению ликвидности активов.

Превышение темпов роста  дебиторской задолженности над  темпом увеличения выручки от продаж свидетельствует о снижении уровня управления дебиторской задолженностью, о «замораживании» части выручки, необходимой для финансирования текущей деятельности.

Кредитная политика по своей  сути — один из элементов коммерческой политики, поэтому для более эффективной работы с дебиторской задолженностью и установления адекватных кредитных лимитов для клиентов первоначально необходимо оценить именно ситуацию на рынке путем мониторинга первичного спроса в том сегменте, где работает компания.

Если аналитические данные говорят о том, что конечный потребительский спрос в условиях кризиса снижается на 30–40 процентов, то вряд ли можно считать рациональным сохранение кредитных лимитов на прежнем, докризисном уровне. Поэтому, прежде чем определить клиенту новый кредитный лимит на следующий год, необходимо предпринять ряд практических шагов.

Если клиент находится  в небольшом регионе, где основная масса населения работает на нескольких градообразующих предприятиях, то необходимо четко понимать: если на них начнутся (или уже начались) сокращения персонала или уменьшение заработной платы, то это сразу же скажется на покупательской активности. Поэтому стоит очень серьезно подумать — предоставлять ли данному контрагенту товарный кредит, так как риск его невозврата весьма высок.

Для более четкого  и действительно реального понимания  положения дел у клиента сейчас следует оценивать ситуацию на месте, «в полях», а не довольствоваться только кабинетными исследованиями и данными  бухгалтерской отчетности, которые  уже представляют собой «посмертную фотографию».

Необходимо получить ответы на следующие вопросы:

1. Покупательская активность. Если розница, то проходимость  в магазинах, сумма товарного  чека (насколько он уменьшился  по сравнению с предыдущим  периодом). Заполнены ли полки, нет ли там пустых мест. Если оптовая компания, то наблюдается ли активность в офисе, какое настроение у персонала, есть ли факты сокращения работающих или перевода их на неполную рабочую неделю.

2. Очень полезен будет  честный разговор с собственниками или первыми лицами компании: как они видят развитие своего бизнеса, насколько оно реалистично и есть ли понимание, за счет чего компания будет достигать стратегических планов.

3. Оценка финансового  состояния клиента. Необходимо  дать понять своим партнерам, что текущая кризисная ситуация требует от всех участников максимальной открытости. Если ваша компания идет на предоставление клиенту товарного кредита, то взамен следует получить максимум информации и данных.

Дополнительную информацию даст ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения, например с 30-дневным интервалом, и анализ ее изменения. Для этого нужно выделить долю сомнительной задолженности и рассмотреть ее динамику. Рост свидетельствует о повышении риска невозврата дебиторской задолженности и возможности образования просроченных долгов. Поэтому предприятие должно стремиться к минимизации этого показателя.

Анализ динамики просроченной дебиторской задолженности по торговым операциям позволяет определить ненадежных контрагентов, сократить им объем кредитных отгрузок либо работать с ними на условиях полной предоплаты или коммерческого кредитования.

Важна оперативная информация о текущей задолженности, включая  период просроченной задолженности, история  отношений с клиентом, объем и  регулярность осуществляемых им закупок, его доля в структуре доходов и валовой прибыли, количество нарушений условий оплаты в прошлые периоды.

И, наконец, производится расчет реальной дебиторской задолженности  с учетом темпов инфляции и обесценения  за время просрочки платежа, периода взыскания, рассчитываются потери от невзыскания и списания.

Результаты анализа  дебиторской задолженности должны учитываться при планировании дальнейшей деятельности предприятия.

Информация о работе Анализ состояния дебиторской задолженности ОАО «Тобус»