Анализ рисков банкротства и состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что рассчитав и проанализировав показатели риска, предприятие может узнать, насколько рискованна его деятельность и насколько эффективна.
Цель курсовой работы — получение знаний в области финансового менеджмента, а также приобретение практических навыков в методике расчета предпринимательского риска и его практическое применение.
Для реализации цели работы поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и функции предпринимательских рисков;
2.Охарактеризовать виды предпринимательского риска;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3

Финансовое состояние предприятия и риск банкротства…………………4

Система управления финансовыми рисками………………………………14

Ответственность и предпринимательский риск…………………………..31

Заключение…………………………………………………………………….36

Список литературы…………………………………………………………....38

Файлы: 1 файл

фм.docx

— 94.49 Кб (Скачать файл)

Двухфакторная модель Альтмана представляет расчет количественного  индикатора Z:

 

Z = -0,3877 - 1,0736 K1 + 0,0579 К2

Где K1 — коэффициент текущей  ликвидности;

К2 - коэффициент концентрации заемных средств.

Чем выше значение Z, тем больше вероятность банкротства. При Z = 0 вероятность банкротства в течение ближайших двух лет гипотетически равна 50%. При Z < 0 вероятность наступления банкротства меньше 50%, при Z > 0 вероятность банкротства увеличивается и начинает превышать 50%. Достоинством данной модели является простота, а недостатки — невысокая точность прогноза, так как здесь учитывается влияние множества других важных факторов на финансовое состояние предприятия. К сожалению, эта модель не подходит для российской практики, так как значения параметров данной функции рассчитаны на основе статистической отчетности зарубежных стран. Для адаптации этой модели необходимо провести пересчет указанных параметров на базе статистики обанкротившихся в России. [10, с. 456]

С целью уравнения недостатков  двухфакторной модели Альтманом  была разработана пятифакторная  модель прогнозирования банкротства, которая в настоящее время  широко применяется на практике и  имеет следующий вид:

 

Z = 1,2 K1 + 1,4К2+ 3,3 К3 + 0,6 К4+ 1 К5

 

Где K1 — отношение собственных  оборотных средств в сумме активов;

К2 — отношение нераспределенной прибыли к сумме активов;

К3 - отношение балансовой прибыли (до уплаты налогов и процентов) к сумме активов;

К4 — отношение рыночной стоимости объективных и привилегированных акций к балансовой оценке заемного капитала (долгосрочного и краткосрочного);

К5 - отношение выручки  от реализации к сумме активов.

Согласно этой модели, чем  больше Z, тем меньше вероятность  банкротства. Если Z < 1,8, вероятность  банкротства очень высока. При  значениях Z в интервале от 1,81 до 2,7 — вероятность высокая, от 2,8 до 2,9 — возможная, при Z > 3 — маловероятная. Главным достоинством этой модели является высокая точность прогноза: она достигает 95% на период до одного года и 83% - на период до двух лет. Основной недостаток модели заключается в том, что ее можно применять главным образом для крупных кампаний, котирующих свои акции на бирже.

В России, например, рассчитать показатель К4 вообще не представляется возможным. Выход — определить рыночную стоимость акции предприятия расчетным путем как курсовую стоимость по формуле:

 

Ка = Д : р * Н

 

Где Ка - курс акций;

Д — дивиденды;

р - норма ссудного процента;

Н - номинал акции.

Некоторые экономисты считают, что можно заменить рыночную стоимость  акционерного капитала стоимостью уставного  и добавочного капиталов. В 1977г. Альтман  разработал семифакторную модель прогнозирования банкротства, которая позволяет предвидеть банкротство на период до 5 лет с точностью до 70%. В качестве переменных величин она включает следующие показатели: рентабельность активов; динамику прибыли; коэффициент покрытия процентов по кредитам; кумулятивную прибыльность; коэффициент покрытия (текущей ликвидпости); коэффициент автономии; совокупные активы. Однако применение этой модели затруднено из-за сложности получения информации внешними пользователями.

Просчитав с достаточной  точностью финансовый кризис предприятия, необходимо предпринять корректирующие действия и предотвратить банкротство. Существует много способов минимизировать угрозу банкротства. Их можно объединить в две группы: финансовые производственные.

К финансовым можно отнести  следующие мероприятия: отказ от убыточных производств; снижение дивидендных  выплат; снижение расходов, особенно непроизводительных; продажа части основных фондов с  целью снижения кредиторской задолженности; увеличение уставного капитала путем  дополнительной эмиссии акций; получение  долгосрочной ссуды; получение государственной  финансовой поддержки на безвозмездной  или возвратной основе.

Производственные факторы, минимизирующие банкротство, включают:

1. Расширение маркетинговой  работы;

2. Повышение эффективности  использования всех ресурсов  предприятия;

3. Диверсификацию производства;

4. Cовершенствование технической 6азы;

5. Привлечение антикризисного  управляющего. [4, с. 235]

 

 

 

 

 

 

  1. Система управления финансовыми рисками

Разработка и внедрение  систем управления рисками помогает финансовым организациям достичь поставленных целей в четырех областях: стратегии, основной деятельности, составлении  отчетности и соблюдении нормативно-правовых требований и стандартов. Система  управления рисками помогает компаниям  выработать устойчивость к рискам. В результате компаниям удается  оправдать ожидания заинтересованных сторон и регулирующих органов, снизить  потенциальную нестабильность результатов  и уменьшить риск снижения акционерной  стоимости. Более того, введение в  России норм Базельских соглашений заставляет банки пересмотреть свои модели рисков и методы управления ими.

 

2.1. Понятие и содержание управления рисками

 

Для всех управленческих структур управление риском является важной, неотъемлемой частью менеджмента. Связано это прежде всего с тем, что успешное ведение предпринимательской деятельности требует не только ясного представления обо всех источниках риска, но и с тем, что учет рисковых ситуаций должен сопровождаться разработкой мероприятий, направленных на ослабление их негативного воздействия.

Управление рисками - это  процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных  и минимизацию отрицательных  последствий рисковых событий. Процесс  управления рисками обычно включает выполнение следующих процедур:

1. Планирование управления  рисками - выбор подходов и  планирование деятельности по  управлению рисками проекта. 

2. Идентификация рисков - определение рисков, способных повлиять  на проект, и документирование  их характеристик. 

3. Качественная оценка  рисков - качественный анализ рисков  и условий их возникновения  с целью определения их влияния  на успех проекта. 

4. Количественная оценка - количественный анализ вероятности  возникновения и влияния последствий  рисков на проект.

5. Планирование реагирования  на риски - определение процедур  и методов по ослаблению отрицательных  последствий рисковых событий  и использованию возможных преимуществ. 

6. Мониторинг и контроль  рисков - мониторинг рисков, определение  остающихся рисков, выполнение плана  управления рисками проекта и  оценка эффективности действий  по минимизации рисков. Все эти  процедуры взаимодействуют друг  с другом, а также с другими  процедурами. 

Управление финансовыми  рисками предприятия основывается на определенных принципах, основными  из которых являются: осознанность принятия рисков; управляемость принимаемыми рисками; независимость управления отдельными рисками; сопоставимость уровня принимаемых рисков с уровнем  доходности финансовых операций; сопоставимость уровня принимаемых рисков с финансовыми  возможностями предприятия; экономичность  управления рисками; учет временного фактора в управлении рисками; учет финансовой стратегии предприятия в процессе управления рисками; учет возможности передачи рисков.

По мнению специалистов, в современных условиях необходим  интегрированный подход к управлению риском. Интегрированный подход - это  активная позиция, так как подразумевает  предвидение, а не пассивную реакцию  на риск, такой подход предоставляет  больше возможностей и ограничивает опасности.

Центральное место в оценке риска и последующем управлении риском занимают анализ и прогнозирование  возможных потерь ресурсов, снижения доходности. Это многоступенчатый процесс, целью которого является уменьшение или компенсация ущерба для объекта  при наступлении нежелательных  событий. При этом необходимо помнить, что минимизация ущерба и снижение риска — неадекватные понятия. Второе означает либо уменьшение возможного ущерба, либо понижение вероятности  наступления неблагоприятных событий. Собранной информации должно быть достаточно для принятия адекватных решений  на последующих этапах.1

Последовательность проведения анализа следующая2: выявление внутренних и внешних факторов, увеличивающих или уменьшающих конкретный вид риска; анализ и оценка выявленных факторов риска; оценка конкретного вида риска с финансовой стороны с использованием двух подходов: определение финансовой состоятельности (ликвидности) и экономической целесообразности проекта; определение допустимого уровня риска; анализ отдельных операций по выбранному уровню риска; разработка мероприятий по снижению риска. В процессе анализа не только выявляются отдельные виды рисков, но и определяется вероятность их появления, а также дается количественная и качественная их влияния. Часто анализ идёт в двух противоположных направлениях — от оценки к выявлению и наоборот. В первом случае уже имеются (зафиксированы) убытки и необходимо выявить причины. Во втором случае на основе системы обнаруживаются риски и возможные их последствия.

Следующий этап - выбор метода воздействия на риски с целью  минимизировать возможный ущерб  в будущем.

Каждый вид риска допускает  два-три традиционных способа его  уменьшения. Поэтому возникает проблема оценки сравнительной эффективности  методов воздействия на риск для  выбора наилучшего из них. Сравнение  происходит на основе различных критериев, в том числе экономических. Выбор  оптимальных способов воздействия  на конкретные риски дает возможность  сформировать общую стратегию управления всем комплексом рисков организации. Это  этап принятия решений, когда определяются требуемые финансовые и трудовые ресурсы, происходят постановка и распределение  задач среди менеджеров, проводятся анализ рынка соответствующих услуг, консультации со специалистами.

Методы управления рисками  весьма разнообразны. Из сложившейся  на настоящий момент практики достаточно четко видно, что у российских специалистов с одной стороны, и  западных исследователей – с другой, сложились вполне четкие предпочтения в отношении методов управления рисками.

Средствами разрешения рисков являются их избежание, удержание, передача, снижение их степени.3 Избежание риска означает простое уклонение от мероприятия, связанного с риском. Однако избежание риска для инвестора зачастую означает отказ от прибыли. Удержание риска – это оставление риска за инвестором, т.е. на его ответственности. Так, инвестор, вкладывая венчурный капитал, заранее уверен, что он может за счет собственных средств покрыть возможную потерю венчурного капитала. Передача риска означает, что инвеcтор предает ответственность за риск кому-то другому, например страховой компании.

Для снижения степени риска  применяются различные приемы. Наиболее распространенными являются: диверсификация; приобретение дополнительной информации о выборе и результатах; лимитирование; самострахование; страхование.

Диверсификация представляет собой процесс распределения  инвестируемых средств между  различными объектами вложения капитала, которые непосредственно не связаны  между собой, с целью снижения степени риска и потерь доходов. Диверсификация позволяет избежать часть риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности.

Лимитирование – это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Хозяйствующими субъектами применяется при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капитала и т.п.

Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компании. Тем самым он экономит на затратах капитала по страхованию. Самострахование  логично, когда стоимость страхуемого  имущества относительно невелика по сравнению с имущественными и  финансовыми параметрами всего  бизнеса. Самострахование также  имеет смысл, когда вероятность  убытков чрезвычайно мала, когда  фирма владеет большим количеством  однотипного имущества.

Каждый из перечисленных  инструментов снижения риска имеет  как определенные преимущества, так  и недостатки. Поэтому обычно используют определенные комбинации этих инструментов «подавления» рисков. Завершающим этапом в анализе средств снижения риска  является формулировка общего плана  управления рисками предприятия.4 Этот план должен включать: результаты идентификации всех областей риска для предприятия, перечень основных идентификаторов риска в каждой области; результаты рейтинговой оценки индикаторов риска; результаты статистического анализа риска, рекомендуемые стратегии снижения риска в каждой сфере деятельности предприятия.

Информация о работе Анализ рисков банкротства и состояния предприятия