Анализ кредитной политики ОАО Сбербанк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

В связи с ростом предприятий различных форм собственности, с улучшением материального положения всех слоев населения, кредит приобрел массовый характер. Кредит играет специфическую роль в экономике: он не только обеспечивает непрерывность производства, но и ускоряет его.
Кредит выступает опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития. Его используют крупные предприятия и объединения, малые производственные, сельскохозяйственные и торговые структуры, государства и отдельные граждане.

Файлы: 1 файл

Совсем готовый курсовикбл.doc

— 509.00 Кб (Скачать файл)
    • ФЗ "Об акционерных обществах" - в части одобрения заемщиком совершения крупных сделок, в том числе займа, кредита, залога, поручительства или нескольких взаимосвязанных сделок;
    • ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" - в части государственного регулирования, процедуры и регистрации ипотеки, как способа обеспечения кредитного обязательства;
    • ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" - в части предоставления кредитов в иностранной валюте и кредитных взаимоотношений между резидентами РФ и нерезидентами;
    • ФЗ "Об исполнительном производстве"1 - в части осуществления принудительного исполнения обязательств должников перед кредиторами, в том числе должников по кредитным обязательствам;
    • ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" - в части регулирования такого способа обеспечения кредитных обязательств, как предоставления в залог драгоценных металлов и драгоценных камней.

 

Помимо приведенных выше федеральных законов отношения, возникающие в процессе взаимодействия сторон по поводу осуществления кредитования, регулируются иными федеральными законами.

    1. Нормативно-правовые акты Центрального банка .

Центральный банк является особенным самостоятельным  органом, выполняющим свои функции  в зависимости от прямо предусмотренных  требований законодательства.

В сфере регулирования  кредитных отношений можно привести следующие акты ЦБ РФ:

    • Положение о порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения), определяющее порядок осуществления операций по предоставлению (размещению) банками денежных средств клиентам - юридическим и физическим лицам, в том числе другим, и возврату (погашению) клиентами банков полученных денежных средств, а также порядок ведения бухгалтерского учета указанных операций.
    • Положение о порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченным залогом и поручительствами, регулирующее порядок предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом векселей организаций-клиентов банка и прав требований по кредитным договорам организаций-клиентов банка, и поручительствами банков, которые солидарно между собой и с банком-заемщиком обязуются исполнять обязательства банка-заемщика пред Банком России.
    • Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, устанавливающее единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, обязательные для исполнения всеми кредитными организациями на территории Российской Федерации.
    1. Указы Президента.

Указы Президента имеют подзаконный характер и  применяются при условии непротиворечия федеральным законам РФ.

Среди актов  Президента, регулирующих кредитные  отношения, можно выделить Указ "О предоставлении гарантий или поручительств по займам и кредитам".

    1. Акты Правительства

Постановления Правительства чаще всего носят  адресный характер и применяются  относительно органов исполнительной власти и самого Правительства РФ. В сфере регулирования кредитных отношений можно привести следующие акты Правительства РФ: Постановление "О порядке организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов", устанавливающее порядок определения и получения кредитов в иностранной валюте для государственных нужд, а также цели и направления использования указанных кредитов.

В отношении  получения кредитов на определенные цели и уплаты процентов по кредитам, полученным организациями различных  отраслей промышленности и деятельности в российских кредитных организациях, действуют правила возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, которые определяются Правительством РФ в постановлениях.

    1. Акты министерств и ведомств.

Нормативные акты федеральных министерств и ведомств традиционно обладают наименьшей юридической силой, таким образом они должны соответствовать и применяться в части, не противоречащей иным актам, указанным выше.

    1. Локальные нормативные акты .

Локальные акты не являются нормативно-правовыми, так как не имеют признака общеобязательности. Эти акты не обнародуются, а лишь доводятся до сведения уполномоченных и заинтересованных лиц в случае необходимости.

Упоминание  о таких актах целесообразно  включать в кредитный договор, также  может быть предусмотрена обязанность кредитной организации в информировании клиентов о принятии локальных актов, касающихся кредитования, за исключением локальных актов, определяющих общую политику, лимиты кредитования (в том числе составляющих коммерческую тайну), которые не затрагивают права и интересы клиентов кредитной организации. К локальным актам кредитной организации, затрагивающим кредитные отношения можно отнести: правила обслуживания клиентов, положения, инструкции, правила о подразделениях кредитной организации (например, положение о кредитном комитете, положение об управлении кредитования, кредитная политика, инструкции о порядке предоставления кредитов юридическим и физическим лицам, инструкция о порядке сопровождения кредитных проектов и т.д.);

 

Глава 2Анализ кредитной политики коммерческого банка, на примере ОАО Сбербанк.

2.1 ОАО  Сбербанк и его положение на  финансовом рынке.

Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (Сбербанк России) создан в форме  акционерного общества открытого типа в соответствии с Законом РСФСР “О банках и банковской деятельности в РСФСР”. Учредителем и основным акционером Сбербанка России является Центральный банк Российской Федерации (свыше 60% голосующих акций). Его акционерами являются более 200 тысяч юридических и физических лиц. Сбербанк России зарегистрирован 20 июня 1991 г. в Центральном банке Российской Федерации. Регистрационный номер - 1481.

Фирменное (полное официальное) наименование банка:

Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество).

Сокращенное наименование банка: Сбербанк России.

Банк является юридическим лицом и со своими филиалами составляет единую систему  Сбербанка России.

Сбербанк планирует  увеличить до 5-7% долю чистой прибыли, полученной за пределами России. Дочерние банки Сбербанка России работают в Казахстане, на Украине и в  Беларуси. В соответствии со Стратегией развития, Сбербанк России расширил свое международное присутствие, открыв представительство в Германии и филиал в Индии, а также зарегистрировав представительство в Китае. В конце 2011 Сбербанк закрыл сделку по приобретению SLB Commercial Bank AG, переименованного в Sberbank (Switzerland) AG. В январе 2012 банк завершил сделку по приобретению «Тройки Диалог», крупнейшей российской инвестиционной компании. После приобретения Volksbank International в структуру Сбербанка вошли подразделения в 9 странах Центральной и Восточной Европы. В августе Сбербанк создал совместный банк на рынке кредитования в точках продаж с Cetelem (Группа BNP Paribas). В сентябре 2012 года Сбербанк приобрел 99,85% акций банка DenizBank. Эта эпохальная сделка стала крупнейшим приобретением за 170-тилетнюю историю банка.

Развитие российской экономики в 2011  году    проходило на фоне неоднозначных внешнеэкономических условий. Глобальные тенденции на мировых финансовых рынках были в первую очередь связаны с низкими или отрицательными темпами роста в развитых странах, экономика которых характеризуется значительным объемом внешней и внутренней задолженности. В Европе продолжал обостряться долговой кризис. В результате значительно возросла волатильность российского фондового и валютного рынков.  В частности, во второй половине года на фоне обострения финансового кризиса в Еврозоне рубль обесценился с 28,1 руб./долл. США в июле до 32,2 руб./долл. США в конце года. 

Российская  экономика продолжила восстановительный рост. В 2011 году ВВП вырос на 4,3%. Основной вклад в рост внесли потребительские расходы и восстановление запасов материальных оборотных средств предприятий. В целом в 2011 году основой роста стал внутренний спрос – как потребительский, так и инвестиционный.

Реальные доходы населения практически не выросли  за 2011 год. Тем не менее, рост оборота розничной торговли составил 7,2%. Причины этого роста – реализация отложенного спроса,  рост потребительского кредитования и снижение нормы сбережений.  Это сказалось, в том числе, на динамике розничных услуг российских банков:

    • В банковском секторе замедлился темп роста вкладов физических лиц (21%) относительно предыдущего года (31%). При этом темп роста вкладов в Сбербанке составил 18%, таким образом, данный показатель был ниже среднерыночного значения. За счет этого доля Банка в данном сегменте сократилась с 47,9% до 46,6%.
    • Банки активно развивали розничное кредитование.  Объем кредитов,  выданных физическим лицам, за год увеличился более чем на треть (36%). При этом Сбербанк показал сопоставимый с рынком рост по этому направлению, что позволило сохранить рыночную долю на уровне 32%. 

Сотрудничество  Сбербанка с корпоративными клиентами  было также успешным, особенно в  части кредитования,  в котором  Банку удалось увеличить свое присутствие на рынке с 31,3% до 32,9%.

В 2011 году продолжилось улучшение качества ссудных портфелей банков. За год в банковском секторе доля просроченной задолженности по кредитам юридических и физических лиц сократилась с 5,5% до 4,6%. 

Рис 2.1 Доля Сбербанка  на различных сегментах финансового  рынка.

 

Рис. 2.2 Кредитные рейтинги

8  апреля 2011  года рейтинговое агентство Fitch Ratings повысило индивидуальный рейтинг Сбербанка с C/D  до С.  При этом 25  января 2012  года рейтинговое агентство упразднило данные рейтинги по всем финансовым институтам, заменив их на Рейтинг устойчивости. Сбербанку был присвоен Рейтинг устойчивости на уровне «bbb». Рейтинг характеризует кредитоспособность Банка без учета внешней поддержки.

Активы Банка  за 2011 год увеличились на 22,2% или  почти на 2 трлн руб. и достигли 10,4 трлн руб.  Основой роста являлись кредиты клиентам,  которые в целом за год возросли на 2 трлн руб.

Рис. 2.3 Агрегированный баланс

    • За 2011  год корпоративному сектору было предоставлено свыше 5,5  трлн руб. Кредитный портфель корпоративных клиентов увеличился за год на 34,1% и достиг 6,4 трлн руб. 
    • Частным клиентам за отчетный год выдано свыше 1,2 трлн руб. Портфель розничных кредитов увеличился за год на 36,6% и составил около 1,8 трлн руб. Рост портфеля в течение года был стабильным во всех регионах страны. 

В целом отличительной особенностью развития Сбербанка в 2011 году стало превышение темпов роста кредитов над темпами роста депозитов клиентов,  что во второй половине года стало оказывать дополнительное давление на ликвидность системы.

 

2.2 Порядок предоставления кредита в ОАО Сбербанк и кредитные программы для частных и корпоративных клиентов.

Учреждения  Сберегательного банка Российской Федерации, в соответствии со своим  Положением и Генеральной доверенностью  Сберегательного банка Российской Федерации предоставляют краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты предприятиям, организациям и учреждениям (в т.ч. другим Банкам) любой формы собственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, имеющим самостоятельный баланс и собственные средства, а также предпринимателям, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица, в дальнейшем именуемым Заемщик.

Кредиты предоставляются  Заемщикам на коммерческой, договорной основе при соблюдении принципов  целевого использования, обеспеченности, срочности, платности, возвратности.

Основные направления  кредитной и процентной политики Банка определяются Советом директоров Сберегательного банка Российской Федерации в соответствии с законодательством  Российской Федерации, нормативными документами Центрального банка Российской Федерации и решениями Совета Банка Сберегательного банка Российской Федерации.

Координацию кредитной  работы и принятие решений о выдаче кредитов (или их пролонгации) осуществляет Кредитно-инвестиционный комитет - постоянный рабочий орган Банка, действующий в соответствии с Положением о Кредитно-инвестиционном комитете.

В соответствии со своей кредитной политикой  Банк предоставляет кредиты Заемщикам  на цели, предусмотренные их Уставом (Положением) для осуществления текущей  и инвестиционной деятельности.

Приоритет при  формировании кредитного портфеля, как  правило, имеют акционеры, затем  Заемщики, имеющие в Банке расчетные  счета и совершающие по ним  операции.

Предоставление  Банком кредитов основывается на учете  необходимых потребностей Заемщиков в заемных средствах, наличии достаточных гарантий для своевременного их возврата.

Банк предоставляет  кредиты в пределах собственного капитала и привлеченных средств, обеспечивая  сбалансированность размещаемых и  привлекаемых ресурсов по срокам и объемам.

Все вопросы, связанные  с кредитованием, решаются Заемщиком  и Банком на основании кредитных договоров, в которых определяются:

- предмет договора;

- объект кредитования;

- срок и размеры  кредита;

- порядок выдачи  и погашения кредита;

- процентная ставка, условия и периодичность ее изменения;

- взаимные обязательства,  ответственность за ненадлежащее  выполнение условий договора;

- обязательства  Заемщика, обеспечивающие гарантии  своевременного возврата кредита,  уплату процентов по кредиту,  другие формы ответственности по долгам;

Информация о работе Анализ кредитной политики ОАО Сбербанк