Анализ, конкуренция отечественного автопрома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 21:30, контрольная работа

Описание работы

Автомобилестроение представляет собой широкий спектр технологических, производственных и экономических элементов. Автомобильная промышленность не похожа ни на одну из отраслей современного машиностроения по сочетанию конструкционно-технологической сложности каждого изделия с массовыми масштабами производства. Отрасль прямым образом влияет на технический прогресс. Уровень её развития говорит как о платежеспособности населения, так и, об уровне жизни в стране в целом.
Автомобилестроение во многих промышленно развитых странах занимает лидирующие позиции в производстве ВВП и влияет на экономическое и социальное развитие общества.

Содержание работы

Введение 3
История автомобилестроения России 4
2. Место и значение автопромышленности в экономике РФ 12
3. Общие тенденции развития автомобилестроения РФ 15
3.1. Сегмент легковых автомобилей 20
3.2. Сегмент грузовых автомобилей 22
3.3. Сегмент автобусов 26
4. Конкурентоспособность российского автомобилестроения 28
4.1. Факторы роста конкурентоспособности 33
4.2. Инвестиционное сотрудничество в российской автомобильной промышленности 38
Заключение 44
Список использованных источников 47

Файлы: 1 файл

автопром.doc

— 631.00 Кб (Скачать файл)

- крупный  потенциал российского автомобильного рынка;

- высокие  тарифы, препятствующие импорту  и создающие тем самым дополнительный стимул для осуществления ПИИ;

- относительно  развитая торговая и обслуживающая  сеть;

- дешевая  и квалифицированная рабочая  сила.

Среди факторов роста ПИИ в российскую автомобильную промышленность следует выделить, прежде всего, емкость рынка, позволяющую прогнозировать высокий уровень продаж как отечественных, так и иностранных автомобилей, несмотря на не очень стабильную экономическую ситуацию в стране. Российский автомобильный рынок - один из самых динамичных  продажи на нем ежегодно увеличиваются на 7%, инвестиции в таком случае обычно являются наиболее предельным способом проникновения на рынок. В последние годы в России неуклонно растет импорт автомобилей. При этом считается, что дальнейшие перспективы импорта в РФ также достаточно благоприятные. Ключевой проблемой всех начинаний зарубежных инвесторов является необходимость продажи автомобилей по доступным для российского потребителя ценам, а это можно обеспечить путем их производства в России и других странах СНГ. Серьезным препятствием на пути сотрудничества российских с зарубежными партнерами являются отсутствие "прозрачной финансовой системы, невозможность точно оценить необходимые затраты. Кроме того, как уже говорилось, весьма проблематична реализация в России гибкого производства из-за отсутствия налаженной сети поставщиков и неразвитости родственных отраслей.

Проекты иностранных  компаний можно разделить на три  группы: 1. Пилотные проекты. Это в основном сборочные производства дорогостоящих автомобилей. Их выпуск рассчитан на богатых российских покупателей, является особым сегментом рынка и поэтому не встречает конкуренции среди российских производителей. В качестве примеров можно назвать действующее СП "БМВ-Автотор". Пилотные проекты предусматривают производство на территории России весьма небольших партий продукции с незначительной добавленной стоимостью. Такие проекты осуществляются в основном с целью избежания высоких тарифных барьеров.

2. Проекты производства автомобилей для среднего класса. Можно выделить следующие основные мотивы реализации данных проектов. Во-первых, это стремление компаний, рассчитывающих на российский рынок сбыта, к наибольшему соответствию своей продукции требованиям покупателей. Во-вторых, желание снизить издержки, в частности, избежав таможенных пошлин на ввозимую готовую продукцию и использовав дешевые российские ресурсы.

В качестве примеров таких проектов можно назвать  сотрудничество "Kia" и СП "Автотор", Иж–Авто и Kia, ТагАЗ и Hyundai, GM – АвтоВАЗ, взаимодействие "Москвича" и "Рено" в Москве (СП "Автофрамос"), "ГАЗа" и компании "Фиат", активная деятельность компании "Форд" в г. Всеволожске. Инвестиционные проекты данного типа успешно осуществляются в некоторых странах СНГ, например, проект компании "Форд" в Беларуси ("Форд-Юнион"), СП "УзДэу", производимые которыми автомобили конкурируют с "Жигулями" на российском рынке.

Подобные  проекты выгодны для России, поскольку  предусматривают локализацию производства, использование российских ресурсов для выпуска комплектующих, составляющих значительную часть стоимости автомобиля. Оценивая полезность для России подобного рода проектов, следует индивидуально рассматривать каждый из них, принимая во внимание планы конкретных иностранных инвесторов.

Локализация иностранными автомобильными компаниями своего производства в России пока довольно проблематична, поскольку российские предприятия или не имеют опыта производства автомобилей, или не приспособлены (в частности, из-за отсутствия налаженной сети поставщиков) для выпуска автомобилей в соответствии с производственными методами своих зарубежных партнеров. Для производства значительной части комплектующих автомобиля с использованием российских материалов нужны огромные капиталовложения в многочисленные заводы, выпускающие необходимые полуфабрикаты.

Реализации инвестиционных проектов в странах СНГ может помешать отсутствие гарантий свободного прохождения границ с Россией в будущем, несмотря на вхождение многих бывших советских республик в Таможенный союз СНГ. Поскольку большую часть продукции совместных предприятий стран СНГ планируется реализовывать в России, введение каких-либо ограничений со стороны российского правительства обернется катастрофой для этих производств.

3. Проекты в смежных и вспомогательных отраслях. Зарубежные компании стремятся реализовать существующие возможности на рынке автомобильных запчастей.

Анализируя  перспективы инвестиционного сотрудничества в российской автомобильной промышленности, необходимо учитывать глобальные тенденции в автомобилестроении.

Среди проблем  современной мировой автомобильной  промышленности можно выделить три наиболее важных: 1) во всем мире спрос на автомобильную продукцию в настоящее время значительно уступает предложению, и мировое автомобилестроение использует лишь около 70% своих производственных возможностей; 2) возрастают издержки за счет стоимости НИОКР; 3) снижаются продажные цены на автомобили.

Жесткая конкуренция  наряду с необходимостью огромных денежных вложений и внедрения передовых технологий ставит под вопрос существование большого количества автомобильных компаний. В современных конкурентных условиях даже крупные компании не могут оставаться совершенно независимыми. Поэтому в настоящее время нарастает тенденция к заключению стратегических альянсов ("Ниссан"-"Рено", "Форд"-"Мазда"-"Вольво", "Фольксваген"-СЕАТ-"Шкода", "Даймлер"-"Крайслер" и т.д.).

Несмотря  на объективную необходимость разнообразных  форм сотрудничества автомобильных производителей, некоторые проекты из-за финансовых трудностей откладываются. Что касается пилотных проектов по производству дорогостоящих автомобилей, их финансирование не прерывается и, по-видимому, не прервется до тех пор, пока у руководства зарубежных компаний не изменятся планы относительно активности на российском рынке. Наиболее типичный пример такого довольно беспроблемного осуществления пилотного проекта - создание компанией "БМВ" сборочного производства в Калининграде. Помимо стратегических интересов этой фирмы, нормальное функционирование этого предприятия будет обусловливаться стабильным спросом на автомобили "БМВ" со стороны обеспеченной части населения, а также российской бюрократии, готовой "поддержать отечественного производителя" и ездить на автомобилях "БМВ", которые производятся в России.

Активность японских компаний в Центральной и Восточной Европе, а также в странах СНГ намного ниже, чем в США и ЕС. Среди причин низкой активности автомобильных фирм из Японии в России можно указать на проблему Курильских островов. Другие причины - нестабильность ситуации в России, а также особая система процесса принятия решений ("ринги"), существующая в крупных бюрократических организациях Японии, для которой характерны движение информации снизу вверх по иерархической вертикальной структуре фирмы, учет группового интереса, стремление к консенсусу всех подразделений компании. Однако главной, по мнению автора статьи аспиранта ИМЭМО РАН Сан-Чжун Ли причиной низкой активности японских компаний являются их внутренние проблемы. В начале 90-х годов наблюдается сокращение японских инвестиций во всем мире, что можно объяснить циклическими и некоторыми другими факторами. В частности, следует обратить внимание на ухудшение финансового положения многих японских ТНК, вызванное резким падением курса акций в самой Японии, а также на неэффективность их филиалов в США и Западной Европе, основанных в период инвестиционного бума конца 80-х годов. Но японские компании будут вынуждены осуществить значительные капиталовложения в странах ЦВЕ, в том числе и России, для того чтобы окончательно не потерять этот перспективный и емкий рынок.

Корейских инвесторов привлекает в большей мере именно автомобильная промышленность России. Это связано с тем, что в отличие, например, от электронных компаний, имеющих весьма обширную сеть производства за рубежом, корейская автомобильная промышленность, по крайней мере, до недавнего времени, была сосредоточена преимущественно в самой Корее. Таким образом, этой сферой корейской промышленности был накоплен значительный потенциал для осуществления зарубежных инвестиций. Во многом именно этой особенностью корейской автомобильной отрасли обусловлена высокая инвестиционная активность автомобильных компаний из Республики Корея в России и странах СНГ.

В заключение подчеркнем, что решающим фактором для создания в России конкурентоспособного автомобилестроения является реальное желание российских производителей поднять уровень качества своей продукции, их стремление к инновациям. Как положительный пример такого стремления можно упомянуть выпуск "ГАЗом" автомобилей "Газель". Производство этой модели соответствовало потребностям рынка и поэтому обеспечило значительный коммерческий успех, что в конечном итоге позволило решить многие проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Основной проблемой отечественного автомобилестроения является постепенная потеря конкурентоспособности российских производителей. Техническое отставание российского легкового автомобилестроения имеет место в значительной степени.

Высокие пошлины на ввоз новых легковых автомобилей в  совокупности с ростом данного рынка способствовали появлению проектов сборочных производств иностранных моделей. Поэтому основной тенденцией является развитие промышленной сборки иностранных автомобилей, которая постепенно вытесняет автомобили отечественных моделей.

Это вынуждает российские компании перейти к формированию стратегии выживания через сотрудничество с иностранными производителями. Наиболее динамично данное сотрудничество развивается на растущем рынке легковых автомобилей и наименее - в сегменте производства автобусов. Однако, как показывают тенденции, российским производителям придется либо уступить свое место зарубежным конкурентам, либо работать на отечественном рынке в рамках партнерства.

Переориентация части  спроса на иномарки, в том числе  собранные в России, вызвана следующими факторами:

- ростом доходов населения  в совокупности с развитием  системы автокредитования, повышающих спрос на более дорогие модели;

- гибкой ценовой и  сбытовой политикой дилеров иностранных  компаний, появлением на рынке умеренно дорогих (10-12 тыс. долл.) моделей иномарок;

- продолжающимся укреплением  рубля и ростом цен на сырье  и автокомпоненты, что вынуждает отечественных производителей повышать цены, теряя одно из своих важнейших преимуществ. В результате некоторые российские модели оказались в одном ценовом диапазоне с дешевыми иномарками более высокого качества (преимущественно корейских производителей);

- развитием сборочных  производств, способствующих удешевлению автомобилей иностранных марок.

С учетом текущих тенденций  производство российских автомобилей существенно сократится, а вслед за ним возможно и остальные подотрасли автомобилестроения.

Российские производители  легковых автомобилей изначально были вертикально интегрированы, осуществляя как производство комплектующих, так и сборку автомобилей Основные фонды производителей автокомплектующих в России изношены более чем на 60%, а значит, чтобы соответствовать требованиям сборочных производств, компаниям понадобятся существенные инвестиции.

Для повышения конкурентоспособности автомобильной промышленности необходимо:

- осуществлять переход к гибкому производству (lean production), где большая часть комплектующих производится крупными независимыми поставщиками, а не заводом, количество которых невелико;

- производство  качественных комплектующих и отлаженная работа огромной структуры поставщиков;

- участие поставщиков в проектировании продукции и разработке концепции производства, и поставка завершенных комплектующих, благодаря чему издержки производства становятся предсказуемыми уже на этом этапе;

- наличие развитых поддерживающих отраслей, в качестве сопутствующей отрасли особое значение приобретает электронная промышленность, так как в современных автомобилях возрастает количество всевозможных электронных систем;

- мотивировать производителей автомобильных компонентов мирового класса размещать их производства в стране, особенно для инновационных продуктов.

Полученные данные об автомобильном парке страны отражают общее количество автомобилей находящихся на руках у автовладельцев, а также его структуру, динамику изменений, возрастные данные автомобилей и т.д.

После распада Советского Союза парк легковых автомобилей  России вырос более чем в 2,5 раза. По данным российской Госавтоинспекции, к началу 2012 г., парк легковых автомобилей в России составил более 36,9 млн шт.

С ростом парка легковых автомобилей в России менялась и  его структура, в первую очередь  – благодаря быстрому росту числа импортных автомобилей. В последнее время Россия превратилась из экспортера автомобилей в их импортера.

Следует отметить незначительные темпы обновления автопарка страны. Возраст почти половины всех легковых автомобилей в России – более 10 лет.

В целом нужно отметить, автомобильная промышленность России на современном этапе находится в переходном состоянии. С одной стороны отечественные заводы продолжают выпускать некоторые модели автомобилей, разработанных ещё в конце семидесятых годов, которые давно морально устарели. При этом новое поколение российских автомобилей уступает по всем параметрам иностранным автомобилям.

Информация о работе Анализ, конкуренция отечественного автопрома