Анализ и принятие краткосрочный финансовых решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение теоретической стороны принятия краткосрочных решений по данным бухгалтерского управленческого учета.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 5

2.ПРИНЯТИЕ КРАТКОСРОЧНЫХ РЕШЕНИЙ 9

3. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 13

3.1 Анализ безубыточности 14

3.2 Принятие решений по ценообразованию 19

3.3 Планирование ассортимента выпускаемой продукции 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Файлы: 1 файл

ориг.docx

— 128.62 Кб (Скачать файл)

Попытка осмыслить истинные причины принятия краткосрочных  решений привела к возникновению  дескриптивных моделей, в основе которых лежит поведенческая теория принятия решений (второй подход). Она носит ярко выраженный объясняющий (как фактически принимаются решения), а не предписывающий (какими должны быть решения) характер. В ней используются психологические модели, в которых учитываются процессы и силы, объясняющие реальное поведение руководителя.

В этих моделях учитывается, что большое влияние на подходы  к принятию решений оказывают  личностные качества руководителя. Люди по-разному относятся к риску, к оценке отдаленных последствий  принятых ими решений, к воздействию  их на достижение целей других людей  и т. п.

В психологическом направлении  предметом исследований является мыслительная деятельность человека, роль мотивов  его поведения, эмоции и воли в  процессе принятия решений.

Психологическая теория решений  это система мотивированных утверждений, раскрывающих внутреннее содержание деятельности людей в процессе подготовки и принятия решений. В процессе принятия решений большое значение имеют такие личностные особенности руководителя, как память, скорость переработки информации.

Описание того, чем руководствуются  руководители при принятии краткосрочных  решений, используемых ими аргументов, психологических аспектов этого  процесса (дескриптивная модель), — важная и сложная задача. Эта сложность усугубляется тем, что многие количественные оценки, используемые при подготовке решений, носят субъективный характер. Недостатком данного подхода является то, что практически не используются математические методы. Качественный описательный характер исследований в рамках этой концепции приводит к очень нечеткому представлению о закономерностях процесса принятия решений.

В основе логической схемы  процесса принятия краткосрочных решений, рассматриваемого в данной работе, лежит комплексное использование нормативных и дескриптивных моделей (третий подход).

Комплексная концепция  краткосрочных управленческих решений  характеризуется рациональным использованием логического мышления и интуиции руководителя, математических методов  и вычислительных средств при принятии решений. Однако математические методы и вычислительные средства рассматриваются как вспомогательный инструмент. Важной особенностью этой концепции является использование качественных данных, которые с помощью математических методов могут быть подвергнуты количественному анализу. Настоящие данные могут быть получены руководителем из данных бухгалтерского управленческого учета.

Такой комплексный подход имеет свои особенности.

Построение комплексных  методик обоснования решений, сочетающих применение взаимодополняющих методов  структуризации и оптимизации, направленных на последовательное уменьшение неопределенности в процессе принятия решений.

Структуризация — это выделение основных элементов задачи и установление отношений между ними. Процедура структуризации позволяет получить в явном виде структуру задачи, т. е. логически упорядоченную систему, удобную для последующего анализа, что дает обоснование для получения необходимой информации. Результаты структуризации отражаются в виде формальной символической записи, схем, таблиц.

Фаза оптимизации — это преобразование всей имеющейся информации в конечную форму – решение. Во многих случаях руководитель, как отмечалось ранее, осуществляет оптимизацию в неявном виде, опираясь на некоторые общие принципы и свои предпочтения.

Применение этих групп  методов дает возможность последовательно  снижать неопределенность в процессе принятия решения, повышает эффективность  деятельности руководителя и специалистов, готовящих решения.

Сочетание формальных и  неформальных методов обоснования  решений предполагает широкое использование  экспертных оценок и человеко-машинных процедур подготовки и принятия решений.

Включение руководителя в  процесс подготовки, принятия и реализации решения на всех его основных этапах.

Комплексный подход дает возможность  сконцентрировать неформальное мышление руководителя на наиболее критических  аспектах проблемной ситуации, в которой  принимается решение, и предлагаемых альтернативах решения возникшей  проблемы.

Таким образом, при принятии краткосрочных решений выявляются и становятся более ясными скрытые  предположения, мотивы поведения, аргументы: они логически включаются в модели процесса подготовки, принятия и реализации решения.

3. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Процесс принятия решений  начинается с определения цели и  задач, стоящих перед предприятием. От этого, в конечном счете, зависит  отбор исходной управленческой информации и избрания алгоритма решения. Бухгалтерский  управленческий учет обладает арсеналом  приемов и методов, позволяющих  обрабатывать и обобщать исходную информацию.

Принятие краткосрочных  решений основывается на экономической  обстановке сегодняшнего дня и на оценке материальных, человеческих и  финансовых ресурсов, которыми фирма  располагает в настоящее  время.  А эти ресурсы в значительной степени определяются качеством  принятых фирмой долгосрочных решений.

На базе информации управленческого  учета решаются:

1) оперативные задачи:

- определение точки безубыточности;

- планирование ассортимента  продукции (товаров подлежащих  реализации);

- определение структуры  продукции с учетом лимитирующего  фактора;

- отказ или привлечение  дополнительных заказов;

- принятие решений по  ценообразованию (имеет для предприятий  особое значение в условиях  конкурентной борьбы);

2) Задачи перспективного  характера, имеющие долгосрочное  стратегическое значение:

- о капиталовложениях;

- о реструктуризации  бизнеса;

- о целесообразности  освоения новых видов продукции. [2, стр. 214]

 

3.1 Анализ безубыточности

В целях изучения зависимости  между изменениями объема производства, совокупного дохода от продаж, расходов и чистой прибыли проводят анализ безубыточности производства. При этом особое внимание уделяется анализу  выпуска продукции, что позволяет  руководству определять критические («мертвые») точки объема производства.  Критической (точкой равновесия, точкой безубыточности) считается такая  точка объема производства (продаж), при которой предприятие имеет  затраты, равные выручке от реализации всей продукции. В этой системе предприятие  уже не несет убытков, но еще не имеет и прибылей.

Цель анализа безубыточности состоит  в том, чтобы установить, что произойдет с финансовыми результатами при  изменении уровня производственной деятельности (деловой активности) организации.  [2, с. 247]

Анализ безубыточности производства определяет зависимости  между объемом продаж, расходами  и прибылью в течение короткого  промежутка времени. Период, в течение  которого по результатам анализа  даются рекомендации, ограничен имеющимися в данное время производственными  мощностями.

В системе бухгалтерского управленческого  учета для вычисления точки безубыточности применяются:

- математический метод (метод уравнения);

 - метод маржинального дохода (валовой прибыли);

 - графический метод.

Для вычисления точки безубыточности сначала записывается формула расчета прибыли предприятия:

(1)

Или

 

 
        (2)

где Х - объем реализации в точке безубыточности, ед.

Затем в левой части  уравнения за скобку выносится объем  реализации (Х), а правая часть — прибыль — приравнивается к нулю (поскольку цель данного расчета — в определении точки, где у предприятия нет прибыли)

 

 
        (3)

 

При этом в скобках образуется маржинальный доход на единицу продукции, который представляет собой разницу между выручкой от продаж продукции (работ, услуг, товаров) и переменными издержками. Далее выводится конечная формула для расчета точки равновесия:

(4)

 

Метод уравнения можно использовать при анализе влияния структурных сдвигов. Реализацию рассматривают как набор относительных долей продукции в общей сумме выручки от реализации. Если структура меняется, то объем выручки может достигать заданной величины, а прибыль может быть меньше. Влияние на прибыль будет зависеть от того, как изменился ассортимент — в сторону низкорентабельной или высокорентабельной продукции. [3, с. 285]

Метод маржинального дохода (валовой прибыли) является альтернативным математическому методу. В состав маржинального дохода входят прибыль  и постоянные издержки. Когда получен  маржинальный доход, достаточный для покрытия постоянных издержек, достигается точка равновесия.

Альтернативная формула  расчета имеет вид:

(5)

Поскольку в точке равновесия прибыли нет, формула преобразуется  следующим образом:

(6)

Или

(7)

При маржинальном подходе  можно получить информацию:                 

- о постоянных расходах: возмещаются ли они общей маржой или нет;         

- о величине маржинального  дохода от каждого вида продукции;                     

- о маржинальности каждого продукта.

Маржинальность продукта — это маржинальный доход, приходящийся  на единицу продукции, выраженный в процентах к выручке (цене), который рассчитывается по ниже приведенной формуле: 

 (8)

Таким образом, запланировав выручку от продаж продукции, можно  определить размер ожидаемого маржинального  дохода.

Маржинальный доход лежит в  основе управленческих решений, связанных  с пересмотром цен, изменением ассортимента выпускаемой продукции, установлением  премий, стимулирующих реализацию продукции, проведением рекламной компании и других маркетинговых операций.

Графический метод выявляет теоретическую зависимость совокупного дохода от реализации, издержек и прибыли от объема производства на основе построения графиков экономической и бухгалтерской моделей безубыточности.

Экономическая модель поведения  затрат объема производства и прибыли  представляет, насколько и при  каких условиях предприятие может реализовать возрастающее количество выпускаемой продукции. На ее основании можно определить положительное и отрицательное воздействие снижения цен на увеличение продажи, следовательно, на объем производства (рисунок 1).

Доходы и расходы, тыс.руб.


                             


                              В                                      Д


         А                                                   С        К


                                                             

            0                                                                  Объем производства        


Рисунок 1— График затрат и объема производства

Линия AД — совокупные затраты — показывает, что на отрезке АВ они возрастают при небольших объемах производства, на отрезке ВС линия совокупных затрат начинает выравниваться. Это означает, что предприятие может полнее использовать производственные мощности, непрерывный график производственного процесса и серийный выпуск продукции.  На отрезке выше точки С линия совокупных затрат начинает возрастать, что говорит об использовании производственного потенциала выше проектного уровня (недостаток сырья, постоянное нарушение графика производственного процесса, наличие сверхурочных работ и другие явления, вызывающие резкое увеличение затрат на единицу продукции). Линия АК показывает величину постоянных затрат, не зависящих от изменений объема производства. Совокупные доходы предприятия изображены линией ОС, которая отражает изменение цен на продукцию.

Экономическая модель в  основном показывает поведение переменных затрат в ситуациях возрастания объема производства и его снижения. Экономисты различают два типа влияния: возрастающий и отрицательный эффект масштаба.

Возрастающий эффект масштаба — переменные затраты на единицу  продукции выше при низких уровнях  производства и выравниваются при наиболее эффективном уровне производства.

Отрицательный эффект масштаба — переменные затраты на единицу продукции резко возрастают за пределами эффективного уровня производства вследствие дефицита ресурсов и кризисных ситуаций. [3, стр. 288]

Бухгалтерская модель безубыточности — это график линейной зависимости  совокупного дохода и совокупных затрат от изменения объема производства. Основанием для анализа служит расчет точки безубыточности (критической точки). Зона прибыли, и зона убытков распространяются вправо и влево от критической точки – точки безубыточности Е  (рисунок 2).

Рисунок 2— Взаимосвязь затрат, выпуска и прибыли [5, стр. 414]

Проблема определения  точки безубыточности приобретает  в современных условиях особое значение. Это важно для предприятий  при формировании обоснованных цен  на продукцию. Владея рассмотренными выше методами, бухгалтер-аналитик имеет  возможность моделировать различные  комбинации объема реализации (товарооборота), издержек и прибыли (наценки), выбирая  из них наиболее приемлемый, позволяющий  предприятию не только покрывать свои издержки, учесть темпы инфляции, но и создать условия для расширенного воспроизводства.

Информация о работе Анализ и принятие краткосрочный финансовых решений