Анализ финансовых результатов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:16, реферат

Описание работы

Эффективность функционирования предприятия, независимо от организационно-правовой формы и видов его деятельности в условиях рынка определяется способностью предприятия приносить достаточный доход или прибыль. Прибыль – это конечный результат работы предприятия, стимулирующий дальнейшую производственную деятельность и создающий основу для её расширения. Чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние.

Содержание работы

Введение 3
1.Понятие финансовых результатов 5
2. Финансовый результат и рентабельность как объекты анализа 9
2.1. Анализ прибыли до налогообложения 9
2.2. Анализ прибыли от продаж 12
2.3. Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности 18
2.4. Анализ общей рентабельности 20
3. Выявление резервов увеличения суммы прибыли 26
Заключение 27
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

кр.docx

— 61.16 Кб (Скачать файл)

   Анализ финансовых  результатов деятельности предприятия  включает в качестве обязательных  элементов.

  1. горизонтальный анализ показателей;
  2. оценку структуры показателей прибыли;
  3. изучение, хотя бы в самом общем виде, динамики изменения показателей за ряд отчётных периодов;
  4. выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их качественная оценка.

   Для проведения  анализа и определения «качества  прибыли» необходимым источником  информации будет служить приказ  об учётной политике предприятия  на определённый отчётный год.  Рассматривая принятую учётную  политику, необходимо помнить, что  на величину финансового результата  будут влиять её основные элементы: способы оценки материалов, отпущенных  в производство; амортизации основных  средств, порядок создания резервов  на оплату очередных отпусков, ремонт оборудования и другие.

   Отчёт о прибылях  и убытках, пояснительная записка,  приказ об учётной политике  – это информационные источники  для проведения внешнего анализа  финансовых результатов деятельности  предприятия. Если такой анализ  проводится самим хозяйствующим  субъектом, то он будет основан  на более широкой информационной  базе: с привлечением аналитических  ведомостей по счетам бухгалтерского  учёта, разработочных таблиц, первичных  документов.

   Более глубокий  анализ предполагает исследование  состава каждого элемента прибыли  до налогообложения и факторов, повлиявших на неё.

   Всё многообразие  факторов можно разделить на  две группы: внешние и внутренние. К внешним факторам относят:

- природные условия;

- транспортные условия;

- социально-экономические  условия:

- уровень развития внешнеэкономических  связей;

- цены на производственные  ресурсы и другие.

  Внутренние факторы  по степени их соподчинённости  делятся на факторы первого  и второго порядка. К факторам  первого порядка относятся изменения:

- прибыли от продаж;

- процентов к получению  ( уплате )

- прочих операционных  доходов ( расходов )

- прочих внереализационных  доходов  ( расходов ).

   Факторами второго  порядка являются изменения:

- объёма продаж;

- структуры продаж;

- себестоимости продукции;

- цены единицы продукции.

   Кроме того, к внутренним  факторам относятся факторы, связанные  с нарушением хозяйственной дисциплины: неправильное установление цен,  нарушение условий труда и  качества продукции, ведущие к  штрафам и санкциям и другие. Взаимосвязь факторов первого  и второго порядка с прибылью  до налогообложения приводит  к увеличению или уменьшению  прибыли. Факторы первого порядка  являются элементами прибыли  до налогообложения. Факторы второго  порядка оказывают непосредственное  влияние на прибыль от продаж  и соответственно на общую  сумму прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Анализ прибыли от продаж.

 

   Важнейшей составляющей прибыли до налогообложения является прибыль от продаж. При анализе прибыли от продаж определяют не только динамику изменения показателей, но и влияние факторов. Рассмотрим анализ прибыли от продаж на условном примере.(см.Таблицу 2.2.1.)

 

 Таблица 2.2.1.                                     

Анализ прибыли от продаж

 

(тыс. руб.)

 

Показатели

Пред.

год

Отчётн.

год

Отклонения от предыд.

года

Тыс.руб.

в %

1. Выручка от продаж

12600

17200

+4600

+36,5

2. Себестоимость продаж

8010

10720

+2710

+33,8

3. Коммерческие расходы

1000

1850

+850

+85

4. Управленческие расходы

1460

1900

         +440

+30,1

5. Прибыль от продаж (п1-п2-п3-п4)

2130

2730

+600

+28,2


 

   Данные таблицы свидетельствуют, что рост прибыли от продажи продукции по сравнению с предыдущим годом увеличился на 600 тыс. руб. Это обусловлено ростом выручки от продаж на 4600 тыс. руб. или на 36,5 %. Вместе с тем увеличились и все виды затрат: себестоимость продаж увеличилась на 33,8%, коммерческие расходы на 85%, управленческие расходы на 30,1%. Увеличение затрат может быть обусловлено ростом объёма продаж, т.е. это увеличение объективно.

   Дальнейшее исследование  прибыли от продаж состоит  в расчёте факторов, влияющих  на её объём. Для этого необходимо  оценить изменения:

- отпускных цен на продукцию;

- объёма продукции;

- в структуре проданной  продукции;

- себестоимости продукции;

- себестоимости за счёт  структурных сдвигов в составе  продукции;

- цен на материалы и  тарифов на услуги;

- затрат на один рубль  продукции.

   Объём реализации  продукции может оказывать положительное  и отрицательное влияние на  сумму прибыли. Увеличение объём  продаж рентабельной продукции  приводит к пропорциональному  увеличению прибыли. Если же  продукция является убыточной,  то при увеличении объёма реализации  происходит уменьшение суммы  прибыли.

   Структура товарной  продукции может оказывать как  положительное, так и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Если  увеличится  доля более рентабельных  видов продукции в общем объёме  её продаж, то сумма прибыли  возрастёт и, наоборот, при увеличении  удельного веса низкорентабельной   или убыточной продукции общая  сумма прибыли уменьшится. Себестоимость  продукции и прибыль находятся  в обратно пропорциональной зависимости:  снижение себестоимости приводит  к соответствующему росту прибыли,  и наоборот.

   Изменение уровня  цен и величина прибыли находятся  в прямо пропорциональной зависимости:  при увеличении уровня цен  сумма прибыли возрастает, и наоборот. Расчёт влияния этих факторов  на сумму прибыли можно определить, используя данные таблицы 2.2.2.

 

 Таблица 2.2.2

 

Факторный анализ прибыли  от продаж

(тыс.руб.)

 

Показатели

Пред.

период

Продажа отчётного

периода в ценах и себестоимости  пред.пер.

Отчёт.

период

1. Выручка от продаж

12600

14300

17200

2.Себестоимость продукции

10470

11800

14470

3. Прибыль от продаж

2130

2500

2730


 

Условные обозначения:

Q0 – количество проданной продукции в предыдущем периоде

Q1 – количество проданной продукции в отчётном периоде;

P0 – цена единицы проданной продукции в предыдущем периоде;

P1 – цена проданной продукции в отчётном периоде;

С0 – себестоимость проданной продукции в предыдущем периоде;

С1 – себестоимость проданной продукции в отчётном периоде;

П0  - прибыль от продажи продукции в предыдущем периоде;

П1,0 – прибыль от продажи продукции отчётного периода в ценах и себестоимости предыдущего периода;

П1 - прибыль от продажи продукции в отчётном периоде.

   Используя данные  таблицы 2.2.2., определим влияние  на прибыль от продаж основных  факторов.

   Объектом анализа  является изменение прибыли.

Объект анализа = П1-П0 (2.2.1.)

   В данном примере  он составил 600 тыс. руб.

   1. Влияние изменения  объёма продаж. Для определения  влияния данного фактора необходимо  процент изменения объёма продаж  по сравнению с предыдущим  годом умножить на сумму прибыли  от продаж в предыдущем периоде:              П(q) = П0*(q1p0/q0p0-1)    (2.2.2)

 

 

За счёт увеличения объёма продаж на 1700 (14300-12600) тысяч рублей прибыль  в отчётном периоде возросла на 287 тысяч рублей.

   Расчёт по данным  таблицы 2.2.2. выглядит следующим  образом:

                                            

                            П(q)=2130*(14300/12600-1)=287             

                                               

   2. Влияние изменения  себестоимости продаж определим,  сравнив себестоимость отчётного  периода и продажи отчётного  периода в себестоимости предыдущего  периода. За счёт увеличения  себестоимости продаж на 2670 (14470-11800) тысяч рублей прибыль уменьшилась  на эту же сумму. Формализованный  вид расчёта:

                    П (с) =q1c1-q1 (2.2.3.)

 

Где         П (с) – изменение прибыли за счёт изменения в себестоимости продукции.

   3. Влияние изменения  оптовых цен на продукцию определим  путём сравнения выручки от  продаж за отчётный период  и продажи отчётного  периода  в ценах предыдущего периода.  Разница между ними в 2900 тысяч  рублей (17200-14300) свидетельствует об  изменении прибыли за счёт  оптовых цен на продукцию.

                                                  П(р)=q1p1-q1p0 (2.2.4.)

 

4. Изменения в структуре  проданной продукции. Влияние  этого фактора определим с  помощью следующего расчёта:

                                                     П= П1,0 – П0*q1p0/q0p0 (2.2.5.)

 

По данным таблицы 2.2.2. это  выглядит так:

                                                               П=2500-2130*14300/12600=82

   Следовательно, сдвиги  в структуре продаж увеличили  сумму прибыли на 82 тысячи по  сравнению с предыдущим годом.

   Кроме вышеназванных  факторов исследуются случаи  нарушения хозяйственной дисциплины: экономия, образовавшаяся вследствие  нарушения стандартов и технических  условий, невыполнения плановых  мероприятий по охране труда,  технике безопасности, изменение  цен на материалы и тарифы  на услуги (электроэнергию, водоснабжение,  перевозки и т.п.) и др.

  Как видно из проведённого  анализа, наибольшие влияния на  отклонение прибыли оказали ценовые  факторы. За счёт их увеличения  прибыль возросла на 2900 тысячи  рублей. Вследствие роста объёма  продаж получено 287 тысяч рублей  дополнительной прибыли. Увеличение  себестоимости продукции снизило  предполагаемую прибыль на 2670 тысяч  рублей. Сдвиги в структуре продаж  продукции в свою очередь увеличили  прибыль на 82 тысячи рублей.

  

 

  Таким образом, совокупное  влияние факторов составило +600 тысяч рублей (287,37-2670+2900+82,66).

   Подобный анализ  доступен только внутренним пользователям,  поскольку предполагает использование  ресурсов синтетического и аналитического  учёта.

   Для проведения  факторного анализа прибыли от  продаж внешними пользователями  на основе показателей финансовой  отчётности, может быть использована  методика, которая проводится с  учётом индекса инфляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1.  Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности

 

   Выполнение плана  прибыли в значительной степени  зависит от финансовых результатов  деятельности, не связанных с  реализацией продукции. Это прибыль  от долевого участия в совместных  предприятиях; прибыль от сдачи  в аренду земли и основных  средств; полученные и выплаченные  пени, штрафы и неустойки; убытки  от списания безнадёжной дебиторской  задолженности, по которой истекли  сроки исковой давности; убытки  от стихийных бедствий; доходы  и убытки от валютных операций  и т.д. 

Информация о работе Анализ финансовых результатов