Анализ дебиторской задолженности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Каждый финансист, анализируя финансово-экономическое состояние своей компании, уделяет большое внимание состоянию дебиторской задолженности. С одной стороны, дебиторская задолженность наравне с товарами и материалами входит в состав оборотных активов компании, с другой стороны, если в структуре оборотных активов дебиторская задолженность имеет большой удельный вес, то это может привести к уменьшению финансовой устойчивости компании и увеличить возможные финансовые риски (например, риск невозврата дебиторской задолженности).

Файлы: 1 файл

Анализ дебиторской задолженности - копия.docx

— 97.79 Кб (Скачать файл)

  2.3.Пути совершенствования политики управления дебиторской задолженности

 

Управление дебиторской  задолженностью - специфическая функция  финансового менеджмента, основной целью которой является увеличение прибыли компании за счет эффективного использования дебиторской задолженности, как экономического инструмента. И прежде всего, дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в организации политики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой обездвижение собственных оборотных средств, т.е. в принципе она не выгодна организации, то с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее этого не происходит по многим причинам. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах. Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т. п.).

Важно не допустить дальнейшего  роста доли дебиторской задолженности  в общем объеме оборотных активов  предприятия – это может повлечь  за собой снижение всех финансовых показателей, замедление оборота ресурсов, простои вследствие не внутренних проблем, а внешних, снижение возможности  оплачивать свои обязательства перед  кредиторами.

Управление дебиторской  задолженностью включает в себя несколько  основных задач:

1. предварительная проверка  дебитора на начальном этапе  сотрудничества

2. планирование допустимых  лимитов дебиторской задолженности

3. финансирование дебиторской  задолженности

4. учет, контроль, оценка  эффективности дебиторской задолженности

5. взыскание просроченной  дебиторской задолженности

6. претензионная работа  с недисциплинированными дебиторами

Таким образом, для того чтобы  эффективно совершенствовать политику управления дебиторской задолженностью, нужно оценить эффективность  выполнения каждой из этих задач.

 
        Договора и контракты, заключаемые с покупателями, обязательно должны содержать раздел о штрафных санкциях, которые будут применены к покупателю в том случае, если он допустит просрочку платежа. Как правило, размер пеней за просрочку платежа составляет 0,1—0,7% от суммы неоплаченной в срок задолженности за каждый день просрочки. Уплата просроченной дебиторской задолженности не освобождает покупателя от обязанности оплатить начисленные пени. При этом пени могут быть перечислены как одновременно с оплатой основного долга, так и отдельным платежом. Если же контрагент перечисляет денежные средства и никак не указывает их назначение (оплата основного долга или погашение пеней), то по сложившейся практике поступившие средства засчитываются следующим образом: сначала гасится полная сумма образовавшейся задолженности, а оставшиеся после этого денежные средства направляются на погашение начисленных пеней.

 
       Но что делать, если, несмотря на тщательно проведенный анализ, контрагент все же не выполняет свои обязательства? Для начала, в том же положении о дебиторской задолженности следует предусмотреть некий срок, так называемый «допустимый срок запаздывания по оплате». В течение этого короткого срока не следует начинать какие-либо активные мероприятия по взысканию средств, так как данная отсрочка может быть вызвана всего лишь небрежностью контрагента либо какими-то иными, но объективными обстоятельствами, и излишняя агрессивность продавца может вызвать недовольство покупателя. Но если и этот срок прошел, а денежные средства так и не поступили, надо начинать действовать, причем эти действия могут быть следующими:

 

- звонки и письма ответственным сотрудникам контрагента с напоминанием о том, что сроки платежа уже прошли;

 

- подготовка счета — фактуры с указанием начисленных за просрочку пеней и штрафных санкций;

 

- требование от контрагента графика погашения возникшей задолженности и начисленных штрафных санкций;

 

- временное прекращение отпуска товаров или оказания услуг в адрес данного контрагента (внесение его в стоп-лист);

 

- изыскание возможности продажи данного долга этого контрагента (оформление договора цессии) третьему лицу (данные отношения регулируются статьей 382 ГК РФ);

 

 

- подготовка всех необходимых документов для передачи иска в судебные органы.


И следует помнить, что  в соответствии с положениями статьи 489 ГК РФ, в случае если покупатель не оплатил полученный товар в срок, предусмотренный договором, то продавец имеет право потребовать возврат товара, но это правило действует только тогда, когда покупатель оплатил меньше, чем половину стоимости товара.  
 

Если все же договориться со своим контрагентом не удалось  и приходится готовить документы  в суд, то не следует забывать, что  в сумму иска можно включить:

 

- сумму основной задолженности за реализованные товары (работы, услуги);

 

- проценты на сумму долга (те, которые оговорены заранее в договоре, заключенном с контрагентом; если в договоре пени за просрочку платежа не оговорены, то штрафные санкции определяются в соответствии с механизмом, заложенным в статье 395 ГК РФ);

 

- свои убытки (статья 15 ГК РФ позволяет пострадавшей стороне требовать со своего ответчика полного возмещения своих убытков, если текст ранее заключенного договора не содержит какого-либо ограничения на такие действия): реальный ущерб (понесенные расходы) и упущенную выгоду.


 

 Реальными расходами в  данном случае могут быть расходы  на оплату услуг адвокатов и юристов, привлеченных для решения данного  вопроса; санкции, которые были выплачены  поставщикам или партнерам за невыполнение перед ними своих обязательств. (все эти расходы необходимо документально подтвердить). 

С возмещением упущенной  выгоды дело обстоит несколько сложнее  — ее надо доказать путем расчетов; например, основываясь на результатах  вашей текущей деятельности (отраженной в отчете о прибылях и убытках) или прибыли, полученной от аналогичных сделок (с сопоставимыми условиями). 

Кроме того, если можно доказать, что ваш недобросовестный партнер  в результате неисполнения своих  обязательств получил какой-либо доход, то вы имеете полное юридическое право  требовать в судебном порядке  всю сумму этого дохода. (доказать величину такого дохода можно на основе финансовой отчетности вашего партнера.) 
 

Таблица 5 - Анализ структуры и состояния дебиторской задолженности в зависимости от сроков ее образования после введения мероприятий по взысканию средств.

 
Показатели

 
До

 
После

 
Абсолютное изменение

 
Дебиторская задолженность, тыс. рублей

 
61352

 
63174

 
+1822

 
из нее: краткосрочная

 
61151

 
62731

 
+1580

 
долгосрочная

 
201

 
443

 
+242

 
из общей суммы дебиторской  задолженности сомнительная дебиторская  задолженность

 
5154

 
5686

 
+532

 
Оборачиваемость дебиторской задолженности, оборотов

 
1,59

 
2,52

 
+0,93

 
в том числе краткосрочной

 
1,6

 
2,53

 
+0,93

 
Период погашения дебиторской  задолженности, дней

 
226

 
143

 
-83

 
Отношение дебиторской задолженности  к объему выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг 

 
0,619

 
0,402

 
-0,217

 
Доля дебиторской задолженности  в общем объеме оборотных активов, %

 
32,2

 
32,7

 
+0,5

 
в том числе доля дебиторской  задолженности покупателей и  заказчиков в объеме оборотных активов, %

 
25,9

 
26,1

 
+0,2

 
Доля сомнительной дебиторской задолженности  в общем объеме дебиторской задолженности, %

 
8,4

 
9,0

 
+0,6

 
Отношение сомнительной дебиторской  задолженности к объему выручки  от продажи товаров, продукции, работ, услуг

 
5,2

 
3,62

 
- 1,58


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Дебиторская задолженность  – это требования предприятия  по отношению к другим предприятиям, организациям и клиентам на получение  денег, поставку товаров или оказание услуг, выполнение работ.

ООО «ТМС- Техновек» является коммерческой организацией, учрежденной с целью организации хозяйственной и коммерческой деятельности для удовлетворения общественных потребностей и извлечения прибыли.

Особенностью ООО «ТМС- Техновек» является то, что у предприятия небольшая  долгосрочная дебиторская задолженность, а имеется в основном только краткосрочная (нормальная), то есть платежи, по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. Это свидетельствует о том, что покупатели своевременно расплачиваются за отгруженную продукцию.

Величина дебиторской  задолженности самая высокая  у основных дебиторов-покупателей, так как они имеют с ООО  «ТМС- Техновек» постоянные, устойчивые связи и поэтому вызывают доверие. Это позволяет кредитовать их отпуском продукции в долг без особого риска для предприятия. Анализируя полученные коэффициенты оборачиваемости, можно заметить, что за анализируемый период оборачиваемость дебиторской задолженности в 2010г и 2011г составила в среднем 2,52 оборота. Это привело к уменьшению времени ее обращения, или среднего периода

Проведенный анализ дебиторской задолженности ООО «ТМС-Техновек» выявил ряд недостатков, которые могут напрямую повлиять на финансовые результаты предприятия, в том числе:  
 
- рост долгосрочной дебиторской задолженности в 2,2 раза; 
- увеличение просроченной дебиторской задолженности на 4058 тыс. рублей (5,6 процентных пункта); 
- рост дебиторской задолженности со сроком погашения более 3 месяцев на 18,8% (на 2270 тыс. рублей); 
- снижение качества дебиторской задолженности: рост сомнительной дебиторской задолженности в общем объеме дебиторской задолженности на 0,6 процентных пункта – до 9% и, как следствие, снижение ликвидности текущих активов. 

Также, наличие просроченной дебиторской задолженности в  размере 22408 тыс. рублей, сомнительной дебиторской задолженности в  размере 5686 тыс. рублей, в случае признания их невозможными к взысканию, могут привести к списанию задолженности на уменьшение финансового результата 28094 тыс. рублей. Эта сумма впоследствии отразится по строке «Прочие расходы» в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и сформирует отрицательный финансовый результат.

В предприятии есть неоправданная  или просроченная краткосрочная  дебиторская задолженность сроком свыше 3-х месяцев, ее доля составляет 35,5%, это объясняется тем, что предприятие оплатило денежные средства поставщику за продукцию, но  в течение 3-х месяцев данная продукция не поступила, поэтому образовалась просроченная дебиторская задолженность.

В общей же структуре на долю просроченной задолженности приходится 35,5%. За год эта доля увеличилась на 5,6 % или на 4058 тыс. рублей. Предприятию не удалось добиться погашения части просроченных долгов. Хотя, средний период погашения дебиторской задолженности сократился на 83 дня,  что улучшило состояние расчетов по краткосрочной дебиторской задолженности, приведенные показатели свидетельствуют о снижении качества дебиторской задолженности. Доля сомнительной дебиторской задолженности в общем объеме дебиторской задолженности увеличилась на 0,6 %. Учитывая, что доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов составляет 32,7%, а на долю задолженности покупателей и заказчиков в общем объеме оборотных активов приходится 26,1%, то можно сделать вывод о снижении ликвидности текущих активов из-за ухудшения качества дебиторской задолженности.

Необходимо проконтролировать  решение задач управления дебиторской задолженностью в ООО «ТМС- Техновек» :

- формирование принципов  расчетов предприятия с контрагентами  на предстоящий период;

- определение возможной  суммы оборотных активов отвлекаемых  в дебиторскую задолженность  по авансам выданным;

- формирования условий  обеспечения взыскания задолженности;

- формирование системы  штрафных санкций за просрочку  исполнения обязательств контрагентами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – 2-е изд., перераб. и доп. – К.: Эльга, Ника-Центр, 2005. – 656 с

2. Гаврилова А.Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие / А.Н. Гаврилова, Е.Ф. Сысоева, А.И. Барабанов, Г.Г. Чигарев, Л.И. Григорьева, О.В. Долгова, Л.А. Рыжкова. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2009. – 432 с.

3. Ивашкевич В. Б. Анализ дебиторской задолженности // Бухгалтерский учет, 2004.- №6 с.55-59;

4. Баканов М.И., Шеремет А.Д. «Теория экономического анализа». Учебник. - 4-е изд., доп. и перераб. - М: Финансы и статистика, 2009, 423 с.

5. Гиляровская Л.Т. «Экономический анализ». Учебник для вузов. – 2-е изд., доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008, 284 с.

6. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. «Анализ финансовой отчетности». Учебное пособие.  2-е изд. — М:Издательство «Дело и Сервис», 2008.186 с.

7. Петровская М.В. Васильева Л.С. «Финансовый анализ: Учебник для вузов» - Изд. 2-е, перераб., доп./ 3-е, стереотип, 2009, 236 с.

8. Крейнина М.Н Управление движением дебиторской и кредиторской задолженности предприятия.// Финансовый менеджмент. 2009. - №3

 

 


Информация о работе Анализ дебиторской задолженности на предприятии