Управление развитием школьника начальных классов в условиях перехода на 12- летнее образование.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 13:13, реферат

Описание работы

Какова казахстанская школа сегодня? Какой должна быть современная казахстанская школа? Для меня педагога с многолетним стажем работы это не просто вопросы. Я понимаю, традиционная школьная классно – урочная система, которая являлась наиболее эффективной для передачи готовых знаний, умений и привития навыков обучающимся, сейчас переживает глобальные изменения. Эти изменения, затронут все уровни образования – от дошкольного до высшего. Мы привыкли к тому, что учитель на уроке объясняет тему, а ученики внимательно слушают, стараются запомнить и выучить, изложенный материал. Но «ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь». Это высказывание принадлежит древнейшему философу Плутарху, но остаётся актуальным и сегодня. И об этом важно помнить всегда.

Файлы: 1 файл

мое выступление.docx

— 25.55 Кб (Скачать файл)

Управление  развитием школьника начальных  классов в условиях перехода

на 12- летнее образование.

Какова  казахстанская  школа сегодня? Какой должна быть  современная  казахстанская  школа? Для меня педагога с многолетним  стажем работы это не просто вопросы. Я понимаю, традиционная школьная классно – урочная система, которая являлась наиболее эффективной для передачи готовых знаний, умений и привития навыков  обучающимся, сейчас переживает глобальные изменения. Эти изменения, затронут все уровни образования – от дошкольного до высшего. Мы привыкли к тому, что учитель на уроке объясняет тему, а ученики внимательно слушают, стараются запомнить и выучить, изложенный материал. Но «ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь». Это высказывание принадлежит древнейшему философу Плутарху, но остаётся актуальным и сегодня. И об этом важно помнить всегда. Не стоит забывать о том, что одна из основных задач школьного образования – подготовка учащихся к жизни в условиях бурно развивающегося реального мира. Именно поэтому, современная педагогика должна быть направлена на формирование у детей способности самостоятельно и творчески мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и  планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Так как именно сегодняшним школьникам предстоит стать активными участниками развития нашей страны. А значит,  я должна помочь своим маленьким ученикам овладеть  универсальными способами деятельности, которые можно будет использовать для решения не только учебных задач, но и любых жизненных или производственных проблем.

 

 

 

 

 

(слайд 2) Для этого нужны новые государственные стандарты образования, программы, разработанные в рамках перехода на 12 – летнее обучение. Я понимаю, что новые стандарты и программы повлекут за собой изменения в организации учебного процесса, и нам учителям надо искать другие методы обучения, «позволяющие организовать продуктивную деятельность учеников» и развивать личностные способности каждого школьника.

Подтверждение своей мысли  нахожу в «Концепции 12-летнего среднего образования Республики Казахстан», где так и сказано,  что необходимо  изменить информирующую функцию педагога на роль педагога – консультанта, организатора «самостоятельной познавательной деятельности и творческой активности учащихся». Особое внимание в концепции уделяется самостоятельному приобретению обучающимися новых знаний и умений.

(слайд 3) Рассмотрим основные различия традиционного и современного урока, отвечающего требованиям данной концепции.

 

Как видно из таблицы, учитель  сам сообщает тему, цель урока, указывает какую работу должны выполнить для достижения цели. Под руководством учителя выполняют ряд практических упражнений. Учитель сам осуществляет контроль за выполнением, предлагает упражнения для корректировки, оценивает работу на уроке, объявляет и комментирует домашнее задание. На уроках используется чаще всего коллективная и фронтальная работа.


 

Таким образом, в традиционной системе, ученику отводится роль пассивного слушателя.

 

 

 

 

 

 

(слайд 4)Предлагаю вашему вниманию структуру современного урока.

Уже с первых минут урока  ученик активно включается в процесс  познания, формулирует тему, определяет цели, составляет план собственной  деятельности, осуществляет самоконтроль, вырабатывает критерии оценивания, анализирует свою работу, выбирает из предложенных или предлагает свои варианты домашнего задания с учетом индивидуальных возможностей. А учитель осуществляет лишь скрытое управление процессом обучения, дает возможность обучающимся самостоятельно приобретать знания. В основе урока индивидуальная, групповая форма, исследовательская деятельность.

(слайд 5)На мой взгляд, именно такая структура урока позволит более полно и успешно реализовать новый Государственный стандарт  образования, который сориентирован на реализацию модели компетентностного образования. 
   Его новизна заключается в том, что впервые стандартизированы требования к содержанию образования и требования к результатам обучения.

ГОСО определяет два уровня образования: базовый и продвинутый. 
Базовый уровень это необходимый и обязательный объем знаний обучающихся. 
Продвинутый уровень – это расширенный и углубленный объем знаний обучающихся, направлен на удовлетворение потребностей обучающихся в углубленном изучении предметов. 
Усиливается межпредметная связь и преемственность между уровнями образования с включением следующих ключевых компетенций: личностной, социальной, гражданской, информационной, управленческой, коммуникативной, технологической. 
В ходе разработки ГОСО был сделан ориентир на трансляцию следующих подходов  «Назарбаев Интеллектуальные школы»:

- раннее обучение иностранному языку начиная с 1 класса и реализация полиязычного обучения в основном и общем среднем образовании.

- Раннее изучение информатики ( с 3-го класса) и внедрение ИКТ по всей системе образования

Образование на начальном  уровне направлено на формирование нравственных качеств личности младшего школьника, его эмоционально-ценностного отношения  к окружающему миру, развитие его  индивидуальных способностей, положительной  мотивации в учебной и познавательной деятельности: прочных навыков чтения и письма, счета, опыта языкового  общения, творческой самореализации, культуры поведения для последующего освоения образовательных программ начальной  школы.

          Для формирования такой модели  выпускника начальной школы в  Новом ГОСО предусмотрены следующие  возможности: 

  • изучение английского языка с первого класса,
  • уменьшение основной (инвариантной) части учебной нагрузки для учащихся,
  • увеличение часов  вариантного компонента учебного плана.

(слайд 6) В ГУ «Гимназия № 5» созданы благоприятные условия для реализации нового ГОСО, а некоторые его положения уже успешно внедряются на протяжении ряда лет.

  • Вся работа школы по управлению развитием гимназистов   спланирована и осуществляется по двум основным  направлениям: урочная и внеурочная деятельность учащихся.
  • Уже более 20 лет начальная школа гимназии  работает в режиме «полного дня», то есть занятия в школе проходят в 2 этапа. В первую половину проводятся общеобразовательные уроки, затем проходит 1,5- часовая прогулка и  обед. Во вторую половину проводятся самоподготовка и занятия развивающего характера (за счёт часов гимназического компонента).
  • Такое распределение учебной нагрузки представляется нам наиболее  эффективным, способным дать положительные результаты.
  • Так учащиеся начальных классов изучают английский язык с 1-го класса по 2 часа в неделю и ИВТ со 2 класса по 1 часу в неделю.
  • Кроме уроков физкультуры  проводятся занятия хореографией, что позволяет поддерживать высокую двигательную активность малышей на протяжении всей рабочей недели.
  • В расписание также включены часы психологической разгрузки,  развивающие игры, факультативы и курсы по выбору. Такое распределение нагрузки позволяет сохранять и укреплять не только физическое , но и психическое здоровье учащихся.
  • Управление развитием  учащихся начальных классов осуществляется учителями начальных классов и учителями - предметниками в тесном сотрудничестве с психологами  школы.
  • По итогам проведённого  обследования и диагностики   психологом разрабатываются подробные рекомендации для учителей и родителей,  проводятся педконсилиумы,
  • учителями, воспитателями совместно с психологами  разрабатываются  часы  психологической разгрузки
  • разработана программа развивающего курса для учащихся 4 классов,
  • Школа успешно работает по  технологии РИЛ, осуществляя личностно – ориентированный подход в обучении гимназистов.

   (слайд 7) Для углубления знаний по предметам и с целью расширения познавательной сферы младших школьников  учителями  начальных классов и учителями-предметниками ведутся  факультативы и курсы по выбору,  проводятся  индивидуальные занятия.

  • Такие курсы проводятся одновременно во всей параллели 2 раза в неделю и включают в себя следующие занятия: шахматы, хоровое пение, занятия хореографией, подвижные игры. А во 2-х классах ещё и оригами.

Анализируя данные, приведённые  в таблице, можно увидеть, что  исходя из потребностей учащихся и  требований времени, учителя отдают предпочтение развитию математики и  логики учащихся. Такая работа позволяет  обеспечивать преемственность в  преподавании математических и технологических  дисциплин  со старшей школой. А также служит подготовительной работой с учащимися перед выбором профиля, основным из которых в гимназии является –  физико-математическое.

(слайд 8) Немаловажное значение, по нашему мнению,  имеет  помощь и поддержка родительской общественности, желание родителей дать детям хорошее образование, сохранить и укрепить здоровье своих детей, обеспечить всеми возможностями для получения в дальнейшем высшего образования.

 А также огромное  значение для достижения поставленных  целей имеет материально-техническая  база школы. В этом году завершается  капитальный ремонт ГУ «Гимназия  № 5». Благодаря усилиям администрации  и средствам, выделенным на  ремонт и реконструкцию здания  школы,  к трём имеющимся компьютерным  классам добавятся кабинеты, оборудованные  интерактивными досками и оргтехникой,  школа будет полностью  оснащена  новой мебелью,  завершится реконструкция  школьного стадиона,  будет оборудована  специальная детская площадка  для проведения прогулок учащихся  начальных классов.

Таким образом, работа администрации школы, всего педагогического коллектива в условиях перехода на 12 – летнее образование, направленная на развитие личности   гимназистов уже сейчас позволяет ученику развиваться, формировать свою личность так, чтобы в будущем быть успешным, а от успешности каждого зависит успешность всего общества. 

(Слайд 9) спасибо за внимание.

 


Информация о работе Управление развитием школьника начальных классов в условиях перехода на 12- летнее образование.