Традиционные и новые методы финансирования деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть методы финансирования деятельности предприятия.
Задачи курсовой работы:
1)Рассмотреть традиционные методы финансирования деятельности предприятия.
2)Рассмотреть новые источники финансирования российских предприятий в рыночных условиях.
3)Дать общую характеристику организации.
4)Проанализировать бухгалтерский баланс предприятия.
5)Проанализировать отчет о прибылях и убытках предприятия.

Содержание работы

Введение 3
1.Традиционные методы финансирования 5
1.1.Банковские кредиты и их роль как источника финансирования организации 5
1.2.Целевое финансирование и его роль в рыночной экономике 7
1.3.Анализ прочих традиционных источников финансирования 10
2.Новые источники финансирования российских предприятий в рыночных условиях 12
2.1.Финансовый лизинг: понятие, законодательно-нормативное регулирование, роль в финансировании развития предприятия 12
2.2.Коммерческая концессия (франчайзинг): понятие, законодательно-нормативное регулирование, роль в финансировании развития предприятия 14
2.3. Опционы : понятие, законодательно-нормативное регулирование, роль в финансировании развития предприятия 16
3.Практическая часть 19
3.1. Предварительный анализ финансовой отчетности 19
3.2. Анализ активного капитала 20
3.3.Анализ пассивного капитала 28
3.4. Анализ финансовой устойчивости и ликвидности 30
4.Комплексная оценка состояния ОАО «Свет» 37
Заключение 41

Файлы: 1 файл

AKhD_Bogdanov.docx

— 244.00 Кб (Скачать файл)

Субвенции, как вид государственного целевого финансирования, распространяются на взаимоотношения местных органов  власти с государственными органами, откуда те получают их как денежные пособия на финансирование определенных мероприятий. Также как и субсидии, они бывают текущими и инвестиционными. Разновидностью субвенций являются государственные гранты. Гранты могут предоставляться и негосударственными структурами, в том числе международными организациями. В последнем случае гранты не принято называть субвенциями.

Грант – безвозмездное финансирование научных исследований, опытно-конструкторских работ, обучения, лечения и другие цели с последующим отчетом перед грантором об использовании выделенных им средств.

Государственные дотации  могут направляться на поддержание  заданного уровня регулируемых цен  на реализуемые населению отдельные  виды товаров и услуг и на поддержание  относительно невысокого уровня экспортных цен с целью поощрения вывоза отдельных видов товаров (экспортные дотации). Наряду с этим, существуют также налоговые дотации.

Когда предприятию выделяются средства, их расходование всегда ограничено определенными условиями. Если условия выполняются – выделенные средства становятся собственностью предприятия; если не выполняются – возникает кредиторская задолженность. Средствами могут быть: государственная помощь, субсидии, безвозвратные займы, финансирование мероприятий.

Государственная помощь направляет экономические действия на увеличение выгоды для предприятия. Выполняются эти действия в форме субвенций и субсидий. В этом случае государство передает организации активы или гасит ее задолженность по кредиту в обмен на определенную цель. Безвозвратные займы – кредиты, от которых организация также освобождается в случае выполнения обговоренных условий. Под финансированием мероприятий понимается покрытие расходов предприятия, которые бы оно не понесло, если б не получило помощи.

Таким образом, целевое финансирование предприятия необходимо для финансирования расходов, покрытия убытков, стабилизация финансового положения организации, а также пополнение его средств, для приобретения активов. А вот получение льгот и кредитов не является целевым финансированием.4

1.3.Анализ  прочих традиционных источников  финансирования

 

Онкольный кредит – является разновидностью контокоррента и выдаётся, как  правило, под залог товарно-материальных ценностей или ценных бумаг. В  пределах обеспеченного кредита  банк оплачивает все счета клиента, получая право погашения кредита  по первому своему требованию за счёт средств, поступивших на счёт клиента, а при их недостаточности –  путём реализации залога. Процентная ставка по этому кредиту ниже, чем  по срочным ссудам. 
           Учётный (вексельный) кредит предоставляется банком векселесодержателю путём покупки (учёта) векселя до наступления срока платежа. Векселесодержатель получает от банка указанную в векселе сумму за вычетом учётного процента и других накладных расходов. 
 Акцептный кредит используется в основном во внешней торговле и предоставляется поставщиком импортёру путём акцепта банком выставленных на него экспортёром тратт.

  Факторинг - операция по приобретению факторской компанией или банком права на взыскание долга. Фактор выплачивает часть суммы дебиторской задолженности (до 80%) придерживая оставшуюся часть на покрытие риска неоплаты. Благодаря договору факторинга поставщик может сразу получить от фактора плату за отгруженный товар, что позволяет ему не дожидаться оплаты от покупателя и планировать свои финансовые потоки. Таким образом, факторинг обеспечивает предприятие реальными денежными средствами, способствует ускорению оборотакапитала, повышению доли производительного капитала и увеличению доходности.

Форфейтинг — это приобретение кредитных обязательств(простых или переводных векселей, аккредитивов или ценных бумаг) у кредитора без оборота долга на него в случае неплатежеспособности должника. При этом векселя должны быть акцептованы покупателем (форфейтером) и иметь аваль или гарантию банка.

Форфейтер может сохранять долговые обязательства до срока их погашения и тогда он является инвестором сделки. Он может также продать эти обязательства другому инвестору без права оборота на себя. Когда наступает дата погашения векселей или других бумаг, то их держатель напрямую обращается в банк, где они должны быть оплачены.

Форфейтинг применяет обычно фиксированную  ставку кредитования на срок от 1 года, но некоторые форфейтинговые компании берут долговые бумаги с отсрочкой платежа от 6 месяцев до 10 лет.5

2.Новые  источники финансирования российских  предприятий в рыночных условиях

2.1.Финансовый  лизинг: понятие, законодательно-нормативное  регулирование, роль в финансировании  развития предприятия

 

Финансовый лизинг – это  взятие в долгосрочную аренду (на срок от шести месяцев и более) транспортных средств, оборудования, а также зданий и сооружений производственного  назначения с возможностью их последующего приобретения в собственность по остаточной стоимости. В качестве основного  документа выступает договор  аренды, который заключается между поставщиком услуги (лизингодателем) и арендатором (лизингополучателем).    По методу финансирования лизинг делится на:

срочный, при котором по истечении срока действия договора имущество возвращается лизингодателю, либо выкупается в постоянное пользование  арендатором;

возобновляемый, который  предусматривает продление договора на следующий оговоренный период после истечения первого срока.

Процедура регулируется специальными правовыми актами, как российскими, так и международными. Последние  вступают в силу, если компании являются резидентами разных стран.

Упрощенно схема работы лизинговой компании выглядит следующим образом. Лизингодатель приобретает за свои средства необходимое арендатору имущество  и предоставляет его во временное  пользование клиенту на определенных условиях, которые прописываются  в договоре. Данное соглашение предусматривает выкуп клиентом имущества в собственность по окончании срока договора, однако данная процедура не является обязательной.

Законодательная база, регулирующая финансовый лизинг в Российской Федерации:

В настоящее время процедура  передачи собственности в финансовую аренду регламентируется двумя основными  документами: Гражданским кодексом Российской Федерации (глава 34, параграф 6 «Финансовая аренда (Лизинг)) и Федеральным  законом в ред. от 29.01.2002 N 10-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». Эти правовые акты регулируют деятельность компаний-лизингодателей на территории РФ, определяют правовые и организационно-экономические  особенности их деятельности, а также  определяют ответственность за возможные  нарушения в ходе предоставления услуги. Причины растущей популярности лизинга в среде малого, среднего и крупного бизнеса

Многие предприниматели  называют финансовую аренду демократичной  и доступной альтернативой кредита. Основные преимущества такой схемы  приобретения товара состоят в следующем:

Компания может получить дорогостоящее оборудование и объекты  недвижимости при минимальном разовом  платеже.

Лизинг не отражается на кредитной истории организации  и не является препятствием для привлечения  средств.

Для получения объектов в  финансовую аренду не требуется предоставлять  какое-либо имущество, принадлежащее  компании, в залог.

Лизингодатель берет на себя решение проблем, связанных со страхованием, уплатой налогов, поставкой и  обслуживанием имущества.6

 
2.2.Коммерческая концессия  (франчайзинг): понятие, законодательно-нормативное регулирование, роль в финансировании развития предприятия

 

Франчайзинг (дословно — «льготное  предпринимательство») — это форма  партнерских связей и делового сотрудничества.

Франчайзинг — это форма продолжительною делового сотрудничества нескольких фирм, при котором компания с известным на рынке именем (франчайзер) перепродает права на него вместе с технологией производства или продажи товара или услуги независимым от нее предприятиям (франчайзи).

Суть этой формы в том, что  головная, чаще всего крупная, авторитетная и достаточно известная потребителям компания заключает договор с  мелким самостоятельным предприятием о предоставлении ему исключительного  права на выпуск определенных товаров и их сбыт, а также оказания услуг под торговой маркой данной компании.

Франчайзер — это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы.

Франчайзи — это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера.

Для малых предприятий (только возникающих) эта форма удобна, так как у  головной компании есть авторитет (имидж  наработан), потребитель уже привык к торговой марке и на рекламу  не нужно тратить денег.

Франчайзинг на сегодняшний день - развивающийся и перспективный  вид предпринимательства. По статистике, из 100 вновь открывшихся предприятий  в течение года закрываются около 80, в то время как из 100 компаний, работающих на условиях франчайзинга (готового бизнеса), продолжают успешно вести свою деятельность порядка 90.7

В целом законодательная  база для франчайзинга в России выглядит так:

  • Приказ Роспатента от 5 марта 2004 г. N 31 «О Порядке ведения Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «О коммерческой тайне»;
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • Положение о патентных поверенных (утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1993 г. N 122);
  • Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3517-I;
  • Приказ Роспатента от 17 марта 2000 г. N 38 «Об утверждении Правил признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации»;
  • Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-I (с изменениями от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 11, 24 декабря 2002 г.) «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;
  • Приказ МНС РФ от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-09/730 «О регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии)»;
  • Приказ Роспатента от 5 марта 2003 г. N 32 «О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания»;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая), глава 54, Коммерческая концессия.

Франчайзинг обеспечивает:

  • развитие малого бизнеса и отдельных отраслей хозяйства за счет внедрения инноваций и усиления эффективности действий органов власти;
  • повышение общей культуры отношений между предпринимателями посредством создания комплексной системы практического обучения без внедрения специальных учебных структур и программ;
  • решение проблемы занятости населения за счет создания новых рабочих мест;
  • развитие внешней торговли;
  • привлечение иностранных инвестиций.

По темпам развития франчайзинга Россия входит в число мировых лидеров. По данным РАФ, на территории страны работает более 20 000 франчайзинговых точек и около 485 франчайзеров. Для рынка франчайзинга в 2011 году характерен рост предприятий в ритейле (57%) и сфере общественного питания (16%). В связи с ростом интереса к франчайзингу в России в 1997 году была образована Российская Ассоциация Франчайзинга – некоммерческая организация, взявшая на себя функции информационного форума, юридического консультанта, центра проведения семинаров и конференций.8

2.3. Опционы : понятие, законодательно-нормативное регулирование, роль в финансировании развития предприятия

 

Опцион — это контракт, предоставляющий покупателю право купить или продать определенное количество базисного актива по фиксированной в момент его заключения цене, которая называется исполнительной ценой, или ценой "страйк". Опцион, предоставляющий покупателю право купить определённое количество базисного актива, называется опцион-колл. Опцион,  предоставляющий право продать определённое количество базисного актива, называется опцион-пут. Право, предоставляемое опционом,  реализуется либо на определенную дату, и тогда опцион называется европейским, либо в течение определенного срока, тогда это американский опцион. Следует заметить, что право предоставляется только покупателю опциона. Продавец же (надписатель, или райтер, от англ. write - писать) обязан поставить базисный актив в установленные сроки по исполнительной цене. Сегодня торговля опционами в РФ на такой базисный актив, как акции, практически отсутствует. Однако на мировых финансовых рынках этот инструмент пользуется заслуженной популярностью.

Необходимо сказать немного  о цене опциона. Из определения видно, что опцион колл исполнить выгодно, если текущая цена базисного актива выше, чем цена "страйк". Это дает возможность купить "по дешевке" базисный актив и сразу же продать его по рыночной цене, получив прибыль. Аналогично опцион пут выгодно исполнить тогда, когда рыночная цена базисного актива упадет ниже исполнительной цены опциона. Это позволяет продать базисный актив по цене выше рыночной. Если опцион на текущий момент выгодно было бы исполнить, он называется опционом "в деньгах", в противном случае говорится, что опцион "вне денег". Если опцион в деньгах, он имеет внутреннюю стоимость, которая равна разнице между текущей рыночной ценой и исполнительной ценой опциона и, по сути, представляет собой сумму, которую получил бы владелец опциона при его исполнении. Реально премия за опцион обычно выше, чем его внутренняя стоимость, так как существует надежда на то, что в будущем при дальнейших колебаниях рынка выигрыш владельца опциона может еще более увеличиться. Разность между премией и внутренней стоимостью опциона называется его временной стоимостью. Если до исполнения контракта еще далеко, временная цена его может быть достаточно высока, однако постепенно она уменьшается и ко дню исполнения равна нулю.9

Информация о работе Традиционные и новые методы финансирования деятельности предприятия