Теоретические аспекты учета факторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Коммерческий банк является активным элементом рыночной экономики. Главное назначение банка состоит в том, чтобы аккумулировать денежные средства и предоставлять их в кредит. Поэтому коммерческий банк представляет собой деловое предприятие, которое оказывает услуги своим клиентам, т. е. вкладчикам (кредиторам) и заемщикам, извлекая прибыль за счет разницы процентов, получаемых от заемщиков и вкладчиков (кредиторов) за предоставленные денежные средства. Основной функцией коммерческого банка является посредничество между кредиторами и заемщиками, причем банки, в отличие от других финансовых небанковских структур, обеспечивают основную часть всех средств денежного обращения экономики конкретной страны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ФАКТОРА РИСКА В БАНКОВСКОМ КРЕДИТОВАНИИ И СПОСОБОВ ЕГО МИНИМИЗАЦИИ
1.1 Понятие и сущность кредитного риска
1.2 Организация процесса управления кредитным риском в коммерческом банке
1.3 Способы минимизации кредитного риска
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМ РИСКОМ НА ПРИМЕРЕ ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк" (ООО "ХКБ Банк")
2.1 Краткая характеристика банка
2.2 Анализ основных показателей кредитной деятельности банка
2.3 Оценка системы управления риском в ООО "ХКБ Банк"
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМИ РИСКАМИ В ООО "ХКФ Банк"
3.1 Общие направления повышения эффективности управления кредитными рисками
3.2 Совершенствование методики расчета кредитных рисков по корпоративным клиентам
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 301.28 Кб (Скачать файл)

 

3.2 Совершенствование методики  расчета кредитных рисков по  корпоративным клиентам

 

Условия жесткой банковской конкуренции, требующие от кредитных организаций оперативного принятия решений в отношении предоставления кредитных заимствований в целях привлечения корпоративной клиентуры, с одной стороны, и высоких кредитных рисков, сопутствующих кредитованию реального сектора экономики, — с другой, культивируют необходимость разработки и внедрения усовершенствованных технологий, способных качественно и в приемлемые для клиентов сроки оценить их кредитоспособность. В целях решения проблемы совмещения оперативности и качества оценки кредитных рисков заемщиков предлагается один из вариантов разработки методики экспресс-оценки кредитоспособности корпоративных клиентов, которая позволит определить уровень кредитного риска на базе финансовых коэффициентов. Методика разработана на основе рейтингового метода оценки кредитоспособности заемщиков с учетом следующих основных недостатков, выявленных в процессе анализа данного метода, а именно:

- произвольность  выбора системы базовых финансовых  показателей;

- несоответствие  финансовых коэффициентов рекомендуемым  значениям, что может стать основанием  для признания клиента банкротом  независимо от значений других  коэффициентов;

- отсутствие  учета отраслевой специфики деятельности  корпоративных клиентов;

- громоздкость  системы финансовых показателей.

Выбор рейтингового метода в качестве базы построения методики обосновывается его широкой известностью и популярностью среди кредитных специалистов российских коммерческих банков в связи с простотой и удобством применения на практике.

Следует отметить, что предлагаемая методика не умаляет достоинств комплексного подхода к оценке кредитоспособности корпоративных клиентов, принимающего во внимание не только их финансовое состояние, но и качественные факторы их деятельности, такие как уровень менеджмента, сущность кредитуемой сделки, структура собственников и прочее. Однако, учитывая тот факт, что влияние качественных характеристик деятельности заемщиков на уровень их кредитного риска еще недостаточно изучено как на практике, так и в научной литературе и с трудом поддается формализации в форме каких-либо обоснованных математических и статистических моделей, считаем не целесообразным включение качественных факторов в методику.

Система выбранных финансовых показателей должна соответствовать двум основным критериям:

- коэффициенты  должны наиболее полно характеризовать  финансовое состояние клиента;

- коэффициенты  должны как можно в меньшей  степени дублировать друг друга.

Определим систему показателей в составе 9-ти финансовых коэффициентов, составляющих основу предлагаемой методики экспресс-оценки риска при кредитовании корпоративных клиентов коммерческого банка. Рекомендуемые значения и экономический смысл финансовых показателей, входящих в методику, приведены в таблице 7.

 

Таблица 7 - Рекомендуемые значения финансовых показателей, выбранных в качестве основы методики экспресс-оценки кредитоспособности корпоративных клиентов коммерческого банка

Обозначение показателя

Наименование коэффициента

Экономический смысл

Рекомендуемое значение показателя

Торговля

Производство

х1

автономии

Определяет степень независимости от заемных средств

> 0,1

> 0,3

х2

текущей ликвидности

Характеризует способность клиента исполнить текущие обязательства за счет текущих активов

от 1 до 2

х3

обеспеченности собственными средствами

Показывает часть текущих активов, профинансированную за счет собственных средств

> 0,1

х4

рентабельности продаж

Определяет, сколько чистой прибыли получено с 1 руб. выручки от продаж

в среднем > 0,15

в среднем > 0,1

х5

оборачиваемости дебиторской задолженности

Показывает средний срок погашения краткосрочной дебиторской задолженности

в среднем 45 дней

в среднем 30 дней

х6

оборачиваемости кредиторской задолженности

Показывает средний срок, необходимый клиенту для погашения своей кредиторской задолженности

в среднем 60 дней

х7

оборачиваемости готовой продукции

Показывает средний срок реализации продукции

в среднем 45 дней

в среднем 15 дней

х8

покрытия

Характеризует способность клиента рассчитаться по кредитам банков за счет потока от его основной деятельности

2

х9

денежной составляющей в выручке

Показывает долю денежных средств в выручке от продаж

1


 

 

Необходимо отметить, что для расчета коэффициентов методики достаточно предоставления клиентами только трех форм финансовой отчетности: бухгалтерского баланса (форма № 1), отчета о прибылях и убытках (форма № 2) и отчета о движении денежных средств (форма № 4). Способы расчета финансовых показателей корпоративных клиентов в соответствии с данными финансовой отчетности приведены в таблице 8.

 

Таблица 8 - Способы расчета финансовых показателей корпоративных клиентов коммерческого банка в соответствии с данными финансовой отчетности

Обозначение показателя

Наименование коэффициента

Способ расчета показателя в соответствие с данными финансовой отчетности

х1

автономии

(стр. 490 - стр. 244)Ср./ (стр.700 - стр. 244)Ср.

х2

текущей ликвидности

(стр.290 - стр.230 -стр.244)Ср./(стр.690 - стр.640 - стр.650)Ср.

х3

обеспеченности собственными средствами

(стр.490 - стр.190)Ср./стр.290Ср.

х4

рентабельности продаж

(стр.50 ф.2/стр.10 ф.2)×100%

х5

оборачиваемости дебиторской задолженности

(стр.215 + стр.241 + стр.242 + стр.243)Ср.×360/стр.10 ф.2

х6

оборачиваемости кредиторской задолженности

(стр.621 + стр.622 + стр.623) Ср.×360

х7

оборачиваемости готовой продукции

стр.214 Ср.×360/стр.20 ф.2

х8

покрытия

Поступления от основной деятельности (ф.4) -Кредиты и займы (ф.4)/стр.611 ф.1 + Сумма анализируемого кредитного продукта

х9

денежной составляющей в выручке

Поступления от продаж товаров (ф.4)/ стр.10 ф.2


 

Разработка шкалы оценок значений финансовых показателей в соответствии с отраслевой спецификой корпоративных клиентов.

На основе сравнительного анализа методик оценки кредитоспособности корпоративных клиентов пяти российских коммерческих банков были установлены интервалы изменения значений каждого из 9-ти финансовых показателей, и присвоено соответствующее данным интервалам количество баллов (Приложение Е). При этом была произведена корректировка интервалов значений коэффициентов в соответствии с отраслевой спецификой корпоративных клиентов. В качестве базовых отраслей были выбраны торговля и производство, поскольку представители именно этих отраслей экономики наиболее часто встречаются среди клиентов коммерческих банков.

Определение веса каждого финансового показателя в методике экспресс-оценки кредитоспособности корпоративных клиентов коммерческого банка.

На базе сравнительного анализа весов, занимаемых финансовыми показателями в методиках оценки кредитоспособности корпоративных клиентов пяти коммерческих банков, определим среднее значение веса каждого из них и соответствующее данному значению место в разрабатываемой методике.

Таблица 9 - Удельный вес финансовых показателей в методике экспресс-оценки кредитоспособности корпоративных клиентов коммерческого банка в порядке убывания

 

Обозна-чение показателя

Наименование коэффициента

Место показателя в методике

Вес показателя в модели (W)

х1

текущей ликвидности

1

0,18

х2

рентабельности продаж

2

0,14

х3

покрытия

2

0,14

х4

автономии

3

0,12

х5

оборачиваемости дебиторской задолженности

4

0,1

х6

обеспеченности собственными средствами

4

0,1

х7

оборачиваемости кредиторской задолженности

5

0,08

х8

оборачиваемости готовой продукции

5

0,08

х9

денежной составляющей в выручке

6

0,06

Итого

   

1


 

Разработка шкалы рейтинговой оценки корпоративных клиентов коммерческого банка.

Для разработки шкалы воспользуемся формулой расчета кредитного рейтинга корпоративных клиентов и рассчитаем минимально (максимально) возможное количество баллов, которое клиент может набрать по предлагаемой методике, по формуле 1.

 

 (1)

 

где Rj — суммарная оценка финансовых показателей, в баллах (кредитный рейтинг); Wj — вес i-го показателя в группе; Рi — оценка i-го показателя группы, в баллах; n — число показателей.

Используя данные таблицы 3.2, установим, что минимальное количество баллов, которое может быть присвоено клиенту, равняется 11, в то время как максимальное — 100. Разделив максимальное количество набранных баллов на число классов кредитоспособности, определим границы соответствующих групп риска клиентов.

Установим 5 классов кредитоспособности корпоративных клиентов (таблица 10).

 

Таблица 10 - Шкала оценки кредитного риска корпоративных клиентов коммерческого банка

Количество баллов (R)

Группа риска

Характеристика группы риска

более 80

1

Минимальный уровень кредитного риска

от 60 до 80

2

Низкий уровень кредитного риска

от 40 до 60

3

Средний уровень кредитного риска

от 20 до 40

4

Высокий уровень риска

менее 20

5

Очень высокий уровень риска


 

Предлагаемая методика экспресс-оценки уровня риска при кредитовании корпоративных клиентов на основании расчета девяти финансовых коэффициентов имеет следующие преимущества перед комплексной методикой, используемой в настоящее время "ООО ХКФ Банк"

- уменьшение  количества времени необходимого  для оценки кредитного риска  по одному заемщику;

Вследствие уменьшения количества факторов, рассматриваемых при кредитовании корпоративных клиентов, сокращается продолжительность рассмотрения одной кредитной заявки.

- увеличение  клиентской базы;

Существует ряд корпоративных клиентов, которые не удовлетворяют требованиям методики используемой "ООО ХКФ Банк". Предлагаемая методика учитывает другие факторы при оценке уровня кредитного риска. Следовательно, некоторые корпоративные клиенты могут получить оценку кредитного риска, достаточную для получения кредитного продукта. Риск увеличения количества проблемных кредитов ничтожен, так как финансовые коэффициенты достаточно точно характеризуют финансовое состояние потенциального заемщика.

- отсутствие  субъективизма;

Предлагаемая методика не учитывает субъективные факторы. Возможность влияния сотрудников кредитного отдела сводится к минимуму. Оценка по предлагаемой методике является более объективной.

- уменьшены  требования к квалификации персонала;

Более простая методика способствует уменьшению количества ошибок при оценке уровня кредитного риска.

- упрощена  система финансовых показателей;

Меньшее количество финансовых показателей также способствует упрощению процедуры оценки уровня кредитного риска.

- учтена  отраслевая специфика деятельности  корпоративных клиентов, что в  свою очередь положительно влияет  на точность и качество оценки.

Информация о работе Теоретические аспекты учета факторов