Сущность проблемы оценки эффективности инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Основу эффективности национальной экономики современной России составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами и научно-технический потенциал страны. Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что в конечном счете является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..2
1.Сущность проблемы оценки эффективности инноваций………………....3
2. Подход к оценке инноваций в условиях рыночной экономики…………9
3. Эффективность инноваций в регионах……………………………………16
Заключение…………………………………………………………….………20
Список литературы…………………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

эффективность инноваций.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Если следовать классическим канонам теории рыночной экономии, согласно которым деятельность хозяйствующих субъектов основана на свободе выбора, а функции государства сводятся к регулированию процессов взаимодействия хозяйствующих субъектов, то напрашивается вывод о необходимости выделения, по крайней мере, двух видов критериев эффективности их деятельности. Во-первых, это локальные критерии эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, которые в рамках внешних ограничений стремятся к получению наибольших выгод в долгосрочной перспективе. Во-вторых, это глобальный критерий эффективности деятельности всей экономической системы, который должен лежать в основе государственной политики, направленной на обеспечение динамичного развития всего общества. Признание наличия двух групп неоднородных и противоречивых критериев требует разработки  и различных методов оценки эффективности инвестиционно-инновационных проектов, которые в соответствии с принятой классификацией могут быть названы как макро- и микроэкономическими.

В современных условиях кардинального  реформирования хозяйственного механизма, его ориентации на рыночные модели экономического развития, проблема экономического обоснования инвестиционных решений приобретает особую актуальность. Такие проблемы возникают как на уровне первичных хозяйствующих субъектов (инновационных предприятий и организаций), так и в высших эшелонах управления национальной экономикой при распределении бюджетных средств на финансирование научных, социальных и иных общегосударственных программ.[3;87]

Важной отличительной  особенностью хозяйствующих субъектов, действующих в рыночной экономической системе, следует считать различия в целях, которые они преследуют в своей деятельности. Так, государственные органы власти и управления, призванные осуществлять регулирование социально-экономических и политических процессов, должны, очевидно, исходить из глобальных, народнохозяйственных целей развития общества в целом. Здесь нет существенного расхождения с задачами и целями, которые решали государственные органы управления ранее. Различия состоит в основном в способах реализации этих целей. Если в условиях командно-административной экономики основным выступал план как форма, то в рыночной экономике государство формирует внешние условия хозяйствования первичных хозяйствующих субъектов, создавая стимулы для экономического роста национальной экономики.

В свою очередь, первичные  хозяйствующие субъекты, ограниченные лишь установленными государством и  едиными для всех субъектов «правилами игры», строят свою деятельность в направлении достижения своих локальных целей, состоящих в получении наибольших собственных выгод в долгосрочной перспективе. Различия в целях, которые решают хозяйствующие субъекты, должны  проявляться и в разных критериях, лежащих в основе инвестиционных решений, и методах оценки экономической эффективности инвестиций.

В настоящее время приняты следующие основные показатели эффективности инновационного проекта (Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, утверждены Госстроем России, Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ и Госкомпромом РФ № 7-12/47 от 31 марта 1994 г.):

коммерческая (финансовая) эффективность, которая учитывает финансовые последствия осуществления проекта для его непосредственных участников;

бюджетная эффективность, устанавливающая финансовые последствия реализации проекта для федерального, регионального или местного бюджета;

народнохозяйственная  экономическая эффективность, которая учитывает затраты и результаты в связи с осуществлением проекта, выходящие за пределы финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение (используется для оценки крупномасштабных проектов, существенно затрагивающих интересы города, региона или всей России).

Выделение подобных видов  является искусственным и связано  с определением единого показателя экономической эффективности, но применительно к различным объектам и уровням экономической системы.

Коммерческая  эффективность характеризуется соотношением финансовых затрат и результатов, позволяющих получить требуемую норму доходности. Коммерческая эффективность может определяться как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их долевых вкладов. В качестве эффекта на t-м шаге (Эt) выступает поток реальных денег.

При осуществлении различных  видов деятельности происходит приток Пi(t) и отток Оi(t) денежных средств.

Тогда разность между  ними (поток денежных средств) будет  равна:

фi(t) = Пi(t) – Оi(t),

где i = 1, 2, 3 — виды деятельности (инвестиционная, операционная, финансовая).

Под потоком реальных денег подразумевается разность между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной и операционной деятельности в определенном периоде реализации проекта (шаге расчета):

ф(t) = [П1(t) - O1(t)] + [П2(t) - O2(t)] = ф1(t) + ф2(t).

Показатели бюджетной эффективности устанавливают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета.

Для экономического обоснования  мер федеральной и региональной финансовой поддержки проекта используется бюджетный эффект.

Бюджетный эффект (Бt) для t-го шага осуществления проекта определяется как превышение доходов соответствующего бюджета (Дt) над расходами (Рt) в связи с реализацией проекта:

Бt = Дt – Рt,

Интегральный эффект Бинт  рассчитывается как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов (как превышение интегральных доходов бюджета Динт над интегральными бюджетными расходами Ринт).

Показатели народнохозяйственной экономической эффективности определяют эффективность проекта, исходя из интересов народного хозяйства в целом, а также для регионов (субъектов федерации), отраслей, организаций, участвующих в реализации проекта. При расчете показателей экономической эффективности на уровне народного хозяйства в состав результатов проекта включаются:

  • конечные производственные результаты. Сюда же относятся и выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности, создаваемых участниками в ходе осуществления проекта;
  • социальные и экологические результаты, определенные из совместного воздействия участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах;
  • прямые финансовые результаты;
  • кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, поступления от импортных пошлин и т.п.

Для оценки общей экономической  эффективности инноваций может использоваться система следующих показателей (таб.1):

1) интегральный эффект;

2) индекс рентабельности;

3) норма рентабельности;

4) период окупаемости.

Таблица 1.

Критерии и методы оценки экономической эффективности  инноваций.

Методы и критерии

Статистические

Динамические

Абсолютные

Суммарный доход (прибыль)

Среднегодовой доход (прибыль)

Чистый приведенный  доход

Относительные

Рентабельность инвестиций

Индекс доходности

Внутренняя рентабельность проекта

Временные

Срок окупаемости проекта


 

Основными показателями, которые используются для сравнения  инвестиционных проектов (вариантов проекта) и выбора лучшего из них, являются показатели интегрального эффекта (экономического на уровне народного хозяйства, коммерческого на уровне отдельной организации).

В том случае, если точно  известны вероятности различных условий осуществления проекта, ожидаемый интегральный эффект рассчитывается по формуле математического ожидания:

ЭожiРi ,

где Эож — ожидаемый интегральный эффект проекта;

Эi — интегральный эффект при i-м условии реализации;

Рi — вероятность реализации проекта.

В общем виде расчет ожидаемого интегрального экономического эффекта рекомендуется осуществлять по формуле:

Эож = h Эmax + (1 – h) Эmin ,

где Эmax и Эmin, — наибольшее и наименьшее из математических ожиданий интегрального эффекта по допустимым вероятностным распределениям;

h — специальный норматив для учета неопределенности эффекта, характеризующий систему предпочтений хозяйствующего субъекта в условиях неопределенности (принимается обычно на уровне 0,3).

Предполагаемый инвестор, финансирующий прикладные исследования и разработки, всегда хочет знать о степени коммерческого риска вложения своих средств на создание конкурентоспособной продукции.

Величина коммерческого  риска сильно зависит от результативности работы научно-технических организаций при проведении прикладных НИР и выполнении опытно-конструкторских разработок (ОКР).

Фактическая результативность работы конкретной научно-технической организации рассчитывается по формуле:

 где r — коэффициент фактической результативности работы научно-технической организации;

R — суммарные затраты по законченным работам, принятым (рекомендованным) для освоения в серийном производстве;

Н1 и Н2 — незавершенное производство соответственно на начало и конец анализируемого периода, руб.;

Qi — фактические затраты на исследования и разработки за i-й год, руб.

 

Эффективность инноваций  в регионах

Для конкретных инновационных  проектов эффективность затрат может быть определена величиной прибыли, рентабельностью производства, периодом окупаемости затрат и т. д.

Однако для оценок эффективности инноваций в целом  по промышленности региона и, главное, с учетом имеющегося объема и структуры информационного обеспечения необходимы иные методы расчета результативности вновь внедряемых процессов. Должна быть разработана система показателей сравнительной эффективности инновационной деятельности, позволяющих оценить восприимчивость производственного аппарата предприятий к реализации (коммерциализации) последних достижений научно-технического прогресса.

Эффективность инноваций  может быть оценена по конечным результатам производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятий, занимающихся инновациями (инновационно-активных предприятий).

Основным и важнейшим  результатом этой деятельности, фиксируемой органами государственной статистики, является величина и структура инновационной продукции, выделяемой из общего объема производимой и реализованной продукции предприятий. Однако показатели удельного веса и качественных характеристик инновационной продукции далеко не в полной мере характеризуют эффективность инновационных процессов.

В связи с этим было бы целесообразно дополнительно  определять показатели удельных затрат в производстве единицы инновационной продукции с учетом изменений производительности труда в процессе реализации всего объема приобретенных (или разработанных) технологических достижений.

Качественную структуру  инновационной продукции можно  учитывать по удельному весу в ее составе следующих важнейших видов:

продукция, значительно  измененная или вновь внедренная;

экспортная инновационная  продукция;

новая (не модернизированная  и не модифицированная) продукция;

продукция, освоенная  с использованием лицензии;

продукция, имеющая правовую защиту.

Один из основных показателей  эффективности инновационной деятельности, характеризующий величину удельных финансовых затрат на единицу производимой инновационной продукции и учитывающий качественные характеристики ее струк туры, (ЕЗ) следует рассчитывать по формуле:

где Дин — общая величина затрат на инновации по всем источникам финансирования;

Вин — общий объем реализованной продукции;

Кпр — коэффициент, характеризующий уровень прогрессивности структуры инновационной продукции.

Коэффициент прогрессивности структуры инновационной продукции (Кпр) определяется как сумма удельных весов каждой из 5 структурных составляющих видов в общем объеме инновационной продукции. Диапазон величин в пределах от 0 до 5. Это объясняется тем, что одна и та же продукция может одновременно находиться в составе различных структурных групп. К примеру, принципиально новый вид продукции может быть изготовлен по лицензии, иметь правовую защиту (патент на изготовление, товарный знак), экспортироваться в другие страны и т. д.

Чем выше коэффициент  прогрессивности структуры инновационной  продукции, тем выше, как правило, и уровень ее конкурентоспособности, а производство более рентабельно при быстрой окупаемости затрат.

Стремление повысить эффективность инноваций путем минимизации затрат при высоком качестве продукции может считаться важнейшим направлением на данном этапе экономического развития, так как стимулирует решение наиболее актуальной проблемы ресурсосбережения и, соответственно, ориентировано на повышение уровня конкурентоспособности продукции на товарных рынках.

Информация о работе Сущность проблемы оценки эффективности инноваций