Сущность комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности и его роль в управлении предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 05:10, курс лекций

Описание работы

1. Понятие комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности (КЭАХД) и его значение для управления хозяйственной деятельности предприятия.
2. Цели, содержание КЭАХД.
3. Формирование системы показателей деятельности предприятия и ее использование в экономическом анализе.
4. Основные задачи КЭАХД и его роль в оценке бизнеса и принятии стратегических управленческих решений.
5. Организация КЭАХД.

Файлы: 1 файл

КЭАХД.docx

— 90.93 Кб (Скачать файл)

 

Темпы роста производства и реализации продукции, повышение  их качества влияют на величину себестоимости, прибыли, рентабельности предприятия, поэтому анализ этих данных имеет  важное значение.

Для анализа выполнения плана  производства и реализации продукции источниками информации служат:

-бизнес-план предприятия

-оперативные планы графики

-отчетность формы 1-п  годовая, квартальная, месячная, форма №2 отчет о прибылях  и убытка, ведомость о движении  готовой продукции и их отгрузки  и реализации

 

Объектом анализа  является:

-объем реализации продукции  в целом и по ассортименту

-качество продукции

-структура производства  и реализации продукции

-ритмичность произв-ва и реализ-и продукции

 

  1.  Анализ объема производства и реализации продукции.

 

Объем выпуска и реализации продукции характеризует стоимостные, натуральные, условно-натуральные показатели.

К стоимостным показателям относятся:

валовая продукция – стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ с учетом незавершенного производства; товарная продукция, которая отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот; объем реализации продукции определяется или по отгрузки продукции покупателю или по оплате(выручке) может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах.

К натуральным показателям относятся: тонны, метры, штуки и тд

Условно-натуральные - разновидность натуральных показателей. Сущность  состоит в том, что количество продукции какого-то вида принимается за единицу и все остальные виды пересчитываются с помощью переводных коэффициентов в этот вид продукции. Такие показатели применяются в консервной промышленности, холодильной и при планировании различных видов ремонта.

Нормативные трудозатраты - применяются в случаях много номенклатурного производства, в которых не представляется возможным использовать натуральные и условно-натуральные показатели. Они используются для обобщенной оценки объема выпуска продукции. Измеряются в нормо-часах.

 

Анализ выполнения плана  и реализации продукции следует  начинать с рассмотрения показателей  выполнения плана по объему производства, применяем метод сравнения.

Чтобы охарактеризовать выполнение плана необходимо рассчитать процент  выполнения плана и найти абсолютную величину отклонения как разность между  отчетными и плановыми значениями показателей. Следует проводить  оперативный план производства и  отгрузки продукции который осуществляется на основе расчетов и в которых отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузки продукции по объему, ассортименту, качеству за каждый день нарастающим итогом с начала месяца а также отклонение от плана.

Кроме того при анализе  объема выпуска и реализации продукции  изучают динамику, проводят расчет базисных и цепных темпов роста и  прироста.

 

Среднегодовой темп роста  выпуска  и реализации продукции  рассчитывается по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.

Среднегеометрическая величина темпов роста выпуска продукции  может быть рассчитана по следующему алгоритму:

вп =

При анализе реализации  продукции следует проводить  анализ выполнения плана по поставкам  продукции. Недовыполнение плана приводит к уменьшению выручки, прибыли, выплате  штрафных санкций, потери рынка сбыта  продукции в условиях конкуренции, что в конечном итоге может  привести к спаду производства и  даже к потере бизнеса. При этом обязательно  выявляются причины недовыполнения плана, дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.

 

Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом  отгрузки по договорным обязательствам  и величиной изменения его и поделить на плановый объем.

Кд.п.= ОП пл. ± ∆ОП / ОП пл.

 

 

  1.  Анализ структуры и ассортимента выпускаемой продукции.

 

На результаты хозяйственной  деят-ти при прочих равных условиях оказывает влияние ассортимент выпускаемой продукции, например если в общем объеме произ-ва увелич-ся удельный вес более дорогой продукции то объем выпускав стоимостном выражении вырастает. Увеличивается прибыль, рентабельность и наоборот, поэтому при формировании ассортиментной политике необходимо учитывать этот фактор.

 

Однако при этом необходимо учитывать:

- оценку уровня конкурентоспособности  выпускаемой продукции

- покупательную способность  населения и его потребности

- жизненный цикл товара

- степень риска изменений  ассортимента продукции

 

Оценка выполнения плана  по ассортименту производится с помощью  ассортиментного коэффициента, который  определяется путем деления общего фактического выпуска продукции  зачтенного в выполнении плана по ассортименту на общий плановый выпуск продукции(продукция выполненной сверх плана, в план по ассортименту не засчитывается).

Изменение структуры производства продукции оказывает влияние  на все экономические показатели - материалоемкость, материалоотдачу, фондоотдачу, фондоемкость, прибыль, рентабельность и ряд других.

Анализ проводится способом цепной постановки, абсолютных разниц и относительных разниц.

 

  1.  Анализ качества произведенной продукции.

 

Качество продукции является одним из важных показателей, характеризующих  деят-ть предприятия её конкурентоспособность, эффективность, т.к. качественная продукция пользуется спросом, способствует увеличению суммы прибыли за счет объема продаж и роста цен.

Качество продукции – такое состояние продукции, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации, надежность.

 

Существует несколько  групп показателей, характеризующих  качество продукции:

  1. Обобщающие показатели - 

-удельный вес новой  продукции в общем ее выпуске;

-удельный вес продукции  высшей категории качества;

-средний коэф-т сортности;

-удельный вес аттестованной  и неаттестованной продукции;

-удельный вес сертифицированной  продукции;

-удельный вес продукции  соответствующий мировым стандартам;

-удельный вес экспортируемой  продукции.

 

  1.  Индивидуальные показатели, характеризующие качество, свойства производимой продукции:

-полезность;

-надежность, долговечность,  безотказность;

-технологичность, т.е.  эффективность конструкторских  и технологических решений(трудоемкость. энергоемкость);

-эстетичность изделия.

 

 

 

 

Задачи анализа  качества продукции сводятся к следующему:

    • изучается динамика перечисленных показателей, выполнение плана, их уровня, причин их отклонения, оценка выполнение плана по уровню качества
    • определение влияния качества на стоимостный показатели работы предприятия(объем товарной продукции, реализованной продукции, прибыли)

При решении первой задачи определяется доля продукции каждого сорта в общем объеме, сравниваются фактические и плановые значения.

Вторая задача-определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия, которые происходят следующим образом:

∆ТП=(Ц10)*К1

∆ВР=(Ц10)*VРП1

∆П=[(Ц10*VРП1-(С10)*VРП1)].

Ц0, Ц1 - цена изделия до и после изменения качества.

С0, С1 - себестоимость изделия до и после изменения качества.

К1 - количество произведенной продукции повышенного качества

VРП1-объем реализации продукции повышенного качества.

 

В случае изменения сортового  состава вначале рассчитывается изменение средневзвешенной цены и  средневзвешенной себестоимости единицы  продукции. А затем определяется влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку  и прибыль от ее реализации - Прямой способ характеризующий качество производимой продукции.

Косвенным показателем качества продукции является брак. Брак бывает исправимый и неисправимый, внутренний - выявленный внутри предприятия и внешний - выявленный потребителем.

Выпуск брака ведет  к росту себестоимости продукции, к уменьшению объема товарной и реализованной  продукции, снижению прибыли и рентабельности.

В процессе анализа изучается  динамика брака по абсолютной сумме  и удельному весу, затем изучаются  причины понижения качества и  допущенного брака продукции  по местам их возникновения и центрам  ответственности и разрабатываются  мероприятия по их устранению.

Основными причинами понижения  качества являются: плохое качество сырья, низкий уровень технологий производства и её организации, квалификация рабочих, аритмичность производства.

 

  1.  Анализ ритмичности работы предприятия.

 

Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте предусмотренных планом.

Ритмичность характеризуется  прямыми и косвенными показателями. К прямым показателям относятся:

-коэф-т ритмичности

-коэф-т вариации

-коэф-т аритмичности

-удельный вес произв-ва продукции за каждую декаду, месяц, квартал.

 

К косвенным показателям ритмичности относятся:

-наличие доплат за сверхурочную  работу

-оплата простоев по  вине хозяйствующего субъекта

-потери от брака

-уплата штрафа за несвоевременную  поставку продукции

-наличие сверхзапланированных остатков незавершенного производства

 

Ритмичность обеспечивает ритмичное  производство и реализацию, плановый выпуск продукцию.

Анализ ритмичности работы предприятия можно проводить графическим и расчетным методом.

Графический метод заключается в том, что на основании данных о ежедневном плановом и фактическим выпуском строится график. На ось абсцисс откладываются периоды, на ось ординат - выпуск продукции в натур или стоимостном выражении.

Однако этот метод не дает сведений об ущербе.

Более предпочтителен расчетный  метод.

Коэффициент ритмичности представляет собой разность между единицей и коэффициентом вариации.

Крит = 1- Квар.

Коэф-т вариации определяется как процентное отношение среднеквадратического отклонения(сигма) к средней величине выпуска продукции за соответствующий период.

Квар=сигма/Среднюю величину Х.

Коэф-т вариации характеризует степень отклонения отдельных значений признака выпуска продукции от его среднего значения.

Коэф-т аритмичности определяется как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый исследуемый период. Чем выше коэф-т аритмичности, тем менее ритмична работа предприятия и наоборот.

Причинами аритмичной работы предприятия являются:

-плохое финансовое состояние

-низкая организация материально-технического  снабжения

-плохая работа оборудования

-нарушение трудовой дисциплины

-низкое качество сырья

-внешние факторы: непредвиденное  отключение электроэнергии, болезни(эпидемии).

 

  1.  Анализ факторов и резервов увеличения выпусков и реализации продукции.

 

На изменение объема реализации продукции влияет след группа факторов:

  1. Трудовые ресурсы (численность рабочих и их производительность труда) ВП=ЧР*ПТ;
  2. Предметы труда(материальные ресурсы и материалоотдача) ВП=МР*Мо;
  3. Средства труда(основные фонды и фондоотдача) ВП=ОПФ*Фотд;
  4. Изменение незавершенного производства.

На изменение объема реализованной  продукции влияют те же факторы что  и на изменение объема выпуска  продукции, за исключением 4фактора:

  1. РП=ЧР*ПТ*УДв
  2. РП=МР*Мо*УДв
  3. РП=ОПР*Мо*УДв
  4. Изменение остатков неариализованной продукции, а именно:

-изменение остатков готовой  продукции;

-изменение остатков реализованной  продукции.

 

Зная причины составляющих факторов 1,2,3,4 можно определить характер их влияния на выпуск продукции путем  умножения их прироста за счет конкретного  фактора. Соответственно на фактическую  численность персонала, материальных ресурсов и основных производственных фондов.

Информация о работе Сущность комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности и его роль в управлении предприятием