Сущность и значение анализа финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ финансового состояния ОАО «Роспечать» за 2007-2009 годы и разработка путей его улучшения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические и методические основы анализа финансо-вого состояния предприятия.
2. Дать общую организационно-экономическую характеристику ОАО «Роспечать».
3. Провести анализ имущества предприятия и источников его формирования по данным баланса.
4. Провести анализ ликвидности баланса.
5. Провести коэффициентный анализ ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, рентабельности и оборачиваемости.
6. Провести анализ конечных финансовых результатов.
7. Разработать предложения по улучшению финансового состояния ОАО «Роспечать».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1 Сущность и значение анализа финансового состояния предприятия 7
1.2 Методические основы и этапы анализа финансового анализа предприятия 8
1.3 Информационная база проведения анализа 15
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «РОСПЕЧАТЬ» 17
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 17
2.2 Анализ имущества предприятия и источников его формирования по данным баланса 20
2.3 Анализ ликвидности баланса 23
2.4 Коэффициентный анализ ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, рентабельности и оборачиваемости 25
2.5 Анализ конечных финансовых результатов 29
3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «РОСПЕЧАТЬ» 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ А 47
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 49
ПРИЛОЖЕНИЕ В 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 54

Файлы: 1 файл

финансовое состояние предприятия.doc

— 932.00 Кб (Скачать файл)

Замедление оборачиваемости активов в результате сокращения операционного цикла способствует условному изъятию средств из оборота, которые на определенное время замораживаются в оборотных активах.

За счет снижения оборачиваемости  происходит условной перерасход средств, вложенных в оборотные активы. Рассчитаем величину условного перерасхода (изъятия из оборота)  оборотных средств (±ЭОА) можно вычислить по следующей формуле:

ЭОА  2009 (относительно 2007 г) =  290278 – (180881  х (1150465 / 892044) =      +56942 тыс. руб.

Вывод: Полученный результат со знаком «+» означает сумму (дополнительного привлечения) относительного перерасхода средств. За период с 2007 по 2009 год предприятие привлекло в оборот дополнительно 56942 тыс. руб. Показатель условного перерасхода средств указывает, что дополнительно привлеченные средства были использованы неэффективно, вложив их в оборотные активы и не получив прямых доходов. Учитывая основную характеристику активов как средств, которые должны приносить доход, можно сделать вывод о нецелевом использовании предприятием этих средств за анализируемый период. Поскольку предприятие использовало дополнительные ресурсы для их финансирования, то можно утверждать, что оно понесло косвенные убытки в виде недополученной прибыли. Ведь эти средства можно было бы вложить в иные альтернативные проекты и получить дополнительный доход.

 

2.5 Анализ конечных финансовых результатов

 

Эффективность деятельности предприятия в первую очередь характеризуется уровнем его конечных финансовых результатов – выручки, валовой прибыли, прибыли от продаж и чистой прибыли. Проведем их анализ (таблица 10).

Таблица 10 - Анализ конечных финансовых результатов  предприятия

Показатель Формы №2

2007

 Тыс. руб.

2008

 Тыс. руб.

2009

 Тыс. руб.

Изменение, тыс. руб.

Темп прироста, %

2008-2007

2009-2008

2008-2007

2009-2008

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Выручка

892044

1112021

1150465

+219977

+38444

+24,7

+3,5

2. Себестоимость

568625

700663

724589

+132038

+23926

+23,2

+3,4

3. Валовая  прибыль

323419

411358

425876

+87939

+14518

+27,2

+3,5

4. Коммерческие  и управленческие расходы

252490

324770

356256

+72280

+31486

+28,6

+9,7

5. Прибыль  (убыток)

 от продаж

70929

86588

69620

+15659

-16968

+22,1

-19,6

6.  Сальдо  прочих доходов  и расходов

-8193

-16208

-20093

-8015

-3885

+97,8

+24,0

7. Прибыль  (убыток)

 до налогообложения

62736

70380

49527

+7644

-20853

+12,2

-29,6

8. Чистая прибыль  (убыток)

55635

62124

36790

+6489

-25334

+11,7

-40,8


 

 

Вывод: анализируемое предприятие имеет положительные финансовые результаты: валовую прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и чистая прибыль. Причем из года в год объем получаемой выручки и валовой прибыли растет. До 2008 года включительно отмечался и рост чистой прибыли – темп прироста чистой прибыли 2008 года составил +11,7%. Однако в 2009 году, несмотря на рост выручки, объем генерируемой прибыли  от продаж и чистой прибыли снизился. В частности в 2009 году предприятие смогло заработать чистой прибыли меньше на 25334 тыс. руб. или на 40,8%, чем в предыдущем 2008 году. Основная причина этого явления - рост коммерческих, управленческих и прочих расходов.

Опережение темпов прироста выручки над темпами прироста себестоимости на протяжении всего анализируемого периода, говорит об относительном снижении издержек работы предприятия. Это стало причиной роста валовой прибыли предприятия. Однако на этом рост экономической эффективности заканчивается, поскольку уже на следующих этапах формирования прибыли издержки растут более быстрыми темпами, чем прибыль, потому и наблюдается снижение чистой прибыли.

 

3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «РОСПЕЧАТЬ»

 

Как показывают результаты анализа, финансовое состояние ОАО  «Роспечать» оценивается как устойчивое. Из плюсов финансового состояния отмечается высокий уровень финансовой независимости и текущей ликвидности, а также удовлетворительный уровень рентабельности. Из минусов - нерациональное значение коэффициента абсолютной ликвидности и снижение эффективности использования активов.

Известно, что снижение значения коэффициента абсолютной ликвидности КАЛ до 0,06 произошло в 2009 году. На протяжении 2007-2008 годов данный коэффициент имел довольно высокие значения, причем даже наблюдалась положительная динамика роста. Так КАЛ 2007 г был равен 0,37, а в 2008 году КАЛ  составлял уже значение 0,45. Однако к 2009 году значение коэффициента снижается ниже рационального уровня. Разберемся в причинах снижения значения коэффициента.

На протяжении 2007-2008 годов в составе высоколиквидных средств предприятия находились краткосрочные финансовые вложения, которые и обеспечивали  высокую абсолютную ликвидность текущих активов. В 2009 году предприятие полностью ликвидировало пакет краткосрочных финансовых вложений (КФВ) на сумму 59986 тыс. руб. Средства от ликвидации КФВ и часть нераспределенной прибыли были инвестированы в дебиторскую задолженность. Всего дебиторская задолженность в 2009 году выросла на 79388 тыс. руб. Это сразу отразилось на коэффициенте критической ликвидности ККЛ: за 2009 год он вырос на 0,46 и составил  1,32, что оказалось выше нормативных ограничений (норматив ≥0,8-1).

Итак, КФВ были проданы, а средства от их продажи инвестированы в дебиторскую задолженность. Что выиграло от этого предприятие? Судя по результатам анализа – ничего. Рост продаж очень маленький, а прибыль и рентабельность даже уменьшились. Получается, что ОАО «Роспечать» за свой счет профинансировало своих дебиторов, увеличив им отсрочку платежа на 18,4 дня. Если ранее в 2007 году средний период отсрочки дебиторам был на уровне 26,7 дней, то в 2009 году данный период составил 45,1 день. В результате этого, продолжительность одного операционного цикла увеличилась почти на целый месяц. А это - замедление оборачиваемости активов и упущенная выгода предприятия (недополученная прибыль). Следует сказать, что увеличение срока предоставляемой отсрочки платежа имеет смысл лишь тогда, когда оно ведет к привлечению новых клиентов, к росту продаж, к росту прибыли. Но в данном случае эффект обратный - прибыль и рентабельность снижаются. Следовательно, выбранная кредитная политика предприятия в отношении своих дебиторов в корне не верна. Ее необходимо менять.

Как показывают результаты анализа, сумма условного перерасхода денежных средств, дополнительно привлеченных в оборотные активы, составляет 56942 тыс. руб. Эти средства «осели» в дебиторской задолженности. Необходимо вывести эти средства из состава дебиторской задолженности и вложить их в более доходные проекты, например, в КФВ или в ДФВ (долгосрочные финансовые вложения).

Сократить средние  остатки дебиторской задолженности можно путем уменьшения срока предоставляемой отсрочки по платежам дебиторам. Необходимо сократить дебиторскую задолженность на 56942 тыс. руб. Желаемый уровень дебиторской задолженности составляет:

144267-56942 = 87325 тыс. руб.

Это и будет лимит дебиторской задолженности, приемлемый для предприятия. Среднегодовая выручка составляет 1150465 тыс. руб. (принимаем ее на уровне 2009 года). Тогда желаемая оборачиваемость дебиторской задолженности составит:

Оборачиваемость в оборотах =   Выручка/ Дебиторская  задолженность =  1150465/ 87325 = 13,17 оборотов в год.

При этом желаемая средняя продолжительность одного оборота дебиторской задолженности составит:

 Продолжительность одного оборота = 360 дней в году / Количество оборотов в год = 360/ 13,17 = 27,33 дней.

Таким образом, предприятие должно построить работу с дебиторами таким образом, чтобы срок предоставляемой отсрочки платежа не превышал 27,33 дня. Тогда средние остатки дебиторской задолженности по балансу будут удерживаться на уровне установленного лимита в 87325 тыс. руб.

Итак, подведем первые итоги: 1) лимит дебиторской задолженности установлен на уровне 87325 тыс. руб.; 2) период погашения дебиторской задолженности не должен превышать 27,33 дня.

Следующим шагом будет разработка системы условий кредитования клиентов. Дебиторы все разные, следовательно, и условия работы с ними должны отличаться. Если предприятие с конкретным клиентом связывают давние партнерские отношения, и если клиент всегда своевременно выполнял свои обязательства, то здесь и кредитный лимит может быть выше и срок предоставляемой отсрочки больше. При работе с новым неизвестным клиентом целесообразно будет изучить его кредитоспособность. Оценка надежности клиента производится с использованием как формальных, так и неформальных методов. Формальные методы предполагают анализ состояния и легитимности клиента на основе исследования его бухгалтерских и юридических документов. В случае, если контрагент уклоняется от предоставления указанных сведений, следует задуматься о целесообразности заключения с ним контракта на условиях отсрочки платежа. Неформальные методы – сбор информации  о деловой репутации  клиента. Таким образом, решение о предоставляемой отсрочки платежа  должно приниматься с учетом оценки платежеспособности, «возраста», финансовой устойчивости и добросовестности компании.

В таблице 11 представлены данные о структуре дебиторской задолженности ОАО «Роспечать» по состоянию на конец 2009 года.

Таблица 11 - Структура дебиторской задолженности ОАО «Роспечать» по состоянию на конец 2009 года

Наименование показателя

На 01.01.2009 г.

Сумма

(тыс. руб.).

Доля, %

1

2

3

Расчеты с дебиторами

144267

100,00%

в т.ч. расчеты с покупателями и заказчиками

83675

58%

в т. ч. расчеты по авансам  выданным

27411

19%

в т.ч. расчеты по агентским  договорам подписки

12984

9%

в т.ч. расчеты с прочими  дебиторами

20197

14%


 

Судя по данным табл. 15, около 28% (19%+9%) дебиторской задолженности составляют расчеты по авансам выданным и по агентским договорам. Это та задолженность, срок расчетов по которой ОАО «Роспечать» может активно регулировать. В договорах с данными дебиторами следует отразить, что крайний срок погашения задолженности будет являться 25 день со дня предоставления отсрочки. У 5% дебиторов – это все малоизвестные дебиторы, максимальный срок предоставляемой им отсрочки не должен превышать 10 дней. А оставшиеся 57% дебиторов могут погашать задолженность в течение 30 дней, крайний срок оплаты 30-й или 31-й день.

Итак, если 5% дебиторов погасят задолженность на 10-й день, 38% на 25 день, и 57% на 30-й день, то общая продолжительность нахождения средств в дебиторской задолженности составит требуемую величину в 27,33 дня:

0,05 х 10 дней + 0,38 х 25 дней + 0,57 х 30 дней ≈ 27,33 дня.

Поскольку период погашения дебиторской задолженности сокращается, то достигается ее установленного лимита в 87325 тыс. руб.:

Количество оборотов в год  = 360/ 27,33 ≈ 13,17 оборотов

Средние остатки дебиторской  задолженности = Планируемая выручка/ Обороты = 1150465/ 13,17 = 87325 тыс. руб.

Итак, мы осуществили сокращение средних остатков дебиторской задолженности на сумму нецелевого финансирования в 56942 тыс. руб.

Следует добавить, что при реализации продукции с отсрочкой платежа в договоре поставки следует отразить возможные санкции за нарушение условий договора в виде штрафов. Штраф может начисляться как процентный доход по товарному кредиту за весь период его использования. Данный процентный доход может быть установлен на уровне средней процентной ставки в коммерческих банках.

Итак, в результате ужесточения кредитной политики у предприятия появляются свободные финансовые ресурсы в размере 56942 тыс. руб. Теперь стоит задача их эффективного использования. Можно предложить следующие варианты размещения данных средств: 1) Часть суммы в размере 18110 тыс. руб. следует инвестировать в краткосрочные финансовые вложения (КФВ). Это, с одной стороны, позволит восстановить рациональное значение коэффициента абсолютной ликвидности, а с другой стороны принесет дополнительный доход в размере 7-8% годовых. Общая сумма предполагаемого дохода составит 18110 х 0,08 = 1449 тыс. руб. 2) Далее 292 тыс. руб. следует направить на погашение долгосрочного займа в размере 270 тыс. руб. и на погашение отложенных налоговых активов в размере 22 тыс. руб. Это позволит сэкономить на выплате процентов банку за использование долгосрочного займа. По нашим подсчетам, за пользование долгосрочным займом при 21% годовых, предприятие ежегодно тратит около 270х0,21 = 56,7 тыс. рублей. 3) Оставшуюся часть  средств в размере 38540 тыс.руб. можно будет разместить в долгосрочных финансовых вложениях (ДФВ), например на банковском депозите. Следует сказать, что ДФВ более доходны, чем КФВ.  Предполагаемый доход от ДФВ составляет около 12% годовых, а это 38540 х 0,12 = 4625 тыс. руб.

Обобщая сказанное, есть основания полагать, что дополнительный доход предприятия в общей  сложности может составить около 1449+4625 = 6074 тыс. руб. А ликвидация долгосрочного займа может сократить прочие расходы на 56,7 тыс. руб. Данные изменения способны увеличить объем среднегодовой чистой прибыли и повысить рентабельность предприятия. В следующем параграфе будет представлена измененная структура баланса, составлен прогноз среднегодовых конечных финансовых результатов и рассчитан экономический эффект от внедряемых мероприятий.

Информация о работе Сущность и значение анализа финансового состояния предприятия