Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 20:03, контрольная работа
Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60—70-х гг. для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость проведения такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях осуществления бизнеса, о которых было сказано ранее. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению от оперативного управления, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой.
Анализ среды
Внешняя среда
Внутренняя среда
Выбор стратегии
Выполнение стратегии
Конкуренты
Контроль выполнения стратегии
Макроокружение
Матрица возможностей
Матрица угроз
Матрица SWOT
Метод SWOT
Миссия и цели
Непосредственное окружение
Организационная культура
Покупатели
Поставщики
Профиль среды
Сильные и слабые стороны
Стратегическое управление
Стратегия
Угрозы и возможности
Не
бывает попутного ветра у корабля,
команда которого не знает, куда она плывет.
Народная мудрость
Предыдущая
глава завершилась комментарием
относительно того, что никакая организация не может успешно выживать в
конкурентной среде, если она не имеет
четко определенных ориентиров, направлений,
которые задают то, к чему она стремится,
чего она хочет добиться в своей деятельности.
Целевое начало в деятельности организации возни
Люди создают организации для того, чтобы с их помощью
решать свои проблемы. Это значит, что
с самого начала организации имеют определенную целевую
ориентацию. Люди входят в организациидля того, чтобы за счет этого
получать для себя определенный результат.
И это также придает организации определенн
Когда идет речь о целевом начале в поведении организации и соответственно о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях. Установление того и другого, а также выработка стратегии поведения, обеспечивающей выполнение миссии и достижение организацией своих целей, является одной из основных задач высшего руководства и соответственно составляет очень важную часть стратегического управления.
Существуют широкое и
узкое понимания миссии. В случае широкого понимания миссия рассматривается
как констатация философии и предназначения,
смысла существования организации. Философия организации определя
В том случае, если имеется узкое понимание миссии, она рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Правильно сформулированная миссия хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана. Далее в данном учебнике миссия будет пониматься так, как она понимается, когда рассматривается в узком смысле.
Целевое начало в деятельности организации воз
• собственники организации, со
• сотрудники организации, свои
• покупатели продукта организации, отдающие ей свои ресурсы (чаще всего деньги) в обмен на продукт, предлагаемый им организацией, и удовлетворяющие с помощью этого продукта своипотребности;
• деловые партнеры организации
• местное сообщество, находящееся с организацией во взаимодействии, имеющем многогранное содержание, связанном в первую очередь с формированием социальной и экологической среды обитания организации;
• общество в целом, в первую очередь в лице государственных институтов, взаимодействующее с организацией в политической, правовой, экономической и других сферах макроокружения, получающее от организации часть создаваемого ею богатства для обеспечения общественного благополучия и развития, плодами которого наряду с другими членами общества также пользуется и организация.
Миссия организации
в большей или меньшей мере
должна отражать интересы всех шести вышеназванных субъектов.
Степень проявления в миссии интересов каждого из данных шести субъектов принципиально
зависит от того, какие размеры имеет организация, в каком она состоит бизнесе, где расположена и т.п. Наиболее
устойчивое, сильное и специфичное влияние
на миссию
организациинезависимо от того, что организация собой представляет, оказывают интересы собственник
Как считает Ф. Котлер [3], миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:
• история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировались ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;
• существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;
• состояние среды обитания организации;
• ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;
• отличительные особенности, которыми обладает организация. Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является
организация и
какой она стремится быть, а
также показывает отличие орган
• целевые ориентиры организации, отражающие то, на решение каких задач направлена деятельность организации, и то, к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной перспективе;
• сфера деятельности организации, отражающая то, какой продукт организация предлагает покупателям, и то, на каком рынке организация осуществляет реализацию своего продукта;
• философия организации, находящая проявление в тех ценностях и верованиях, которые приняты в организации;
• возможности и способы
осуществления деятельности организации, отражающие то,
в чем сила организации, в чем ее отличительные возможности
для выживания в долгосрочной перспективе,
каким способом и с помощью какой технологии организация выполня
Наряду с вышеперечисленными
характеристиками организации п
Так для чего же все-таки формулируется миссия, что она дает для деятельности организации?
Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства она готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т.п. Кроме этого, миссия способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды.
Во-вторых, миссия способствует формированию единения внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем:
• миссия делает ясными для сотрудников общую цель, предназначение существования организации. В результате сотрудники организации, осознавая ее миссию, как бы ориентируют свои действия в едином направлении;
• миссия способствует тому,
что сотрудники могут легче установить идентиф
• миссия способствует установлению
определенного климата в органи
В-третьих, миссия создает возможность
для более действенного управления органи
• является базой для установления целей организации, обеспечивает непротиворечивость набора целей, а также помогает выработке стратегии организации, устанавливая направленность и допустимые границы ее функционирования;
• обеспечивает стандарты для рас
• расширяет для работника
смысл и содержание его деятельности
и тем самым позволяет
Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движения организации, расположениеорганизации к процессам и явлениям, протекающим внутри и вне ее.
Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно для того, чтобы она была легко понятна всем субъектам, взаимодействующим с организацией, в особенности всем членаморганизации. При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность разнотолков, но в то же время оставляла простор для творческого и гибкого развитияорганизации.
Если миссия задает общие
ориентиры, направления функционирования о
Невозможно переоценить
значимость целей для организации. Они являются исходной точкой планирования; цели лежат в основе построения
организационных отношений; на целях базируется
система мотивирования, используемая
в организации; наконец, цели являются точкой
отсчета в процессе контроля и оценки
результатов труда отдельных работников, подразделений и ор
По установившемуся мнению,
существует два типа целей с той
точки зрения, какой период времени
требуется для их достижения. Это долгосрочные и краткосрочн
Разделение на долгосрочные и краткосрочные цели имеет принципиальное значение, так как эти цели существенно различаются по содержанию. Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация в таких вопросах, как кто, что и когда должен выполнять. Если возникает необходимость, между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливаются еще и промежуточные цели, которые называются среднесрочными.
В зависимости от специфики отрасли, особенностей состояния среды,
характера и содержания миссии в каждой организации устанавлива
• доходы организации;
• работа с клиентами;
• потребности и благосостояние сотрудников;
• социальная ответственность.
Как видно, эти
четыре сферы касаются также интересов всех влияющих на деятельность организации субъе
Наиболее распространенными
направлениями, по которым в деловых организациях
• прибыльность, отражаемая в показателях, типа
величина прибыли, рентабельнос
• положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объем продаж, относительная по отношению к конкуренту доля рынка, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж и т.п.;
• производительность, выражающ