Способы обработки экономической информации в анализе хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 06:52, контрольная работа

Описание работы

Сравнение -- это способ сопоставления однородных объектов с целью выявления между ними общих черт или различий.
С помощью сравнения устанавливаются изменения в уровне экономических показателей; изучаются тенденции и закономерности в их развитии, на основании чего дается оценка результатов работы предприятия; изучается влияние отдельных факторов; выявляются внутрипроизводственные резервы.

Содержание работы

Способ сравнения 3
2. Способы использования относительных и средних величин 14
3. Способы группировки информации 17
4. Балансовый способ 19
5. Графический и табличный способы отражения аналитической информации 21
6. Список использованной литературы 2

Файлы: 1 файл

анализ гот.rtf

— 834.92 Кб (Скачать файл)

 

 

1.2. Способы приведения сравниваемых показателей в сопоставимый вид

 

Способ сравнения предъявляет определенные требования к сравниваемым показателям - они должны быть сопоставимы и качественно однородна, особенно если рассматриваются разные периоды времени и разные предприятия. Их несопоставимость может быть вызвана следующими факторами, которые оказывают влияние на изменение всех стоимостных показателей хозяйственной деятельности предприятия (объем произведенной и реализованной продукции, себестоимость продукции, сумму прибыли, рентабельность произведенной продукции и т.д.): изменением стоимостных, объемных, качественных и структурных факторов; отрезками времени, за которые они могли быть исчислены; исходными условиями производства (техническими, климатическими имеют существенное значение для сельского хозяйства) и методикой расчета показателей.

Большинство требований очевидно» Их выполнение не вызывает трудностей, за исключением обеспечения сопоставимости по стоимостным, объемным, качественным и структурным факторам. Поэтому рассмотрим методы обеспечения сопоставимости сравниваемых показателей по названным факторам,

В машиностроительном комплексе и в том числе на предприятиях, производящих радиоэлектронную продукцию, не планируются базисные показатели качества отдельных изделий. Нейтрализация влияния качественных отличий изделий здесь решается через нейтрализацию влияния структурного фактора.

Общую методику нейтрализации стоимостного, объемного и структурного факторов рассмотрим на примере объема произведенной продукции в стоимостном выражении - ТП. Нейтрализация этих факторов необходима для того, чтобы правильно определить влияние изменений объема, структуры производства и оптовых цен отдельных изделий на изменение стоимости произведенной продукции.

Объем произведенной продукции в стоимостном выражении

по плану:

фактический:

в действующих ценах

в сопоставимых ценах

где , - объем производства всех и i-х изделий в натуральных или условно-натуральных единицах соответственно по плану и фактический;

, - удельный вес объема выпуска i-х изделий в общем их выпуске по плану и фактический, в долях.

;  .

В качестве сопоставимых цен при сравнении с планом - принимаются плановые цены;

при сравнении с фактическим периодом прошлого года в качестве сопоставимых для обоих периодов принимаются цены, сложившиеся на предприятии после первого их изменения в январе отчетного периода;

при сравнении с базой - цена базового периода - плановая и фактическая оптовая цена i-го изделия.

Для нейтрализации влияния

1. Объемного фактора стоимость произведенной продукции по плану пересчитать на фактический физический объем . Получим (способ цепных подстановок): - фактический объем произведенной продукции по плановой структуре и плановым ценам (первый условный показатель ТП).

Сравнение с 1.1. ;

1.2. .

Сравнение показывает: нейтрализовано влияние физического объема производства, влияет на изменение ТП объема произведенной продукции.

1.1. Структура произведенной продукции .

1.2. Структура произведенной продукции и оптовые цены .

2. Структурного фактора: надо фактический объем произведенной продукции в сопоставимых ценах пересчитать на плановую структуру производства изделий .

Получим .

Сравним с .

Сравнение показывает: нейтрализацию влияния структурного и стоимостного факторов, влияет на изменение ТП объема произведенной продукции:

Физический объем произведенной продукции .

3. Стоимостного фактора: надо - фактический объем произведенной продукции в действующих ценах пересчитать в сопоставимые, получим .

Сравним его с .

Сравнение показывает нейтрализацию влияния стоимостного фактора, влияет физический объем и структура произведенной продукции

.

Рассмотрим конкретный пример нейтрализации объемного, структурного и стоимостного факторов. Исходные данные приведены в табл. 4.

Таблица 4

Исходные данные

 

Изделия

Объем производства изделий, N, шт.

Оптовая цена, Ц, тыс.р./шт.

Структура произведенной продукции, %

Объем произведенной продукции, млн р., ТП

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8=2Ч4

9=3Ч5

А1

1000

1200

150

160

45,45

50,0

150,0

192,0

А2

1000

1000

180

180

45,45

41,67

180,0

180,0

А3

200

150

100

110

9,1

6,25

20,0

16,5

А4

 

50

 

200

 

2,08

 

10

Итого

2200

2400

   

100,0

100,0

350,0

398,5


 

В нашем примере общее изменение объема произведенной продукции за счет объемного, структурного и стоимостного факторов составляет 48,5 млн р.

1. Нейтрализация объемного фактора - влияет структура произведенной продукции

2. Нейтрализация структурного фактора - влияет физический объем производства

3. Нейтрализация стоимостного фактора - влияет изменение объема и структуры произведенной продукции

4. Влияние изменения оптовых цен на продукцию

 

2. Способы использования относительных и средних величин

 

В АХД используются абсолютные, относительные и средние величины. Абсолютные величины (млн р., шт., нормо-часы и т.д.) характеризуют количественные размеры явления безотносительно к размеру других явлений. Поэтому они не всегда дают полное представление о происходящих изменениях и отклонениях в результатах хозяйственной деятельности.

Относительные показатели отражают соотношение абсолютной величины изучаемого явления с абсолютной величиной какого-либо другого явления или с абсолютной величиной этого же явления, взятого за другое время или по другому объекту.

Относительные показатели получают в результате деления одной абсолютной величины на другую, принятую за базу сравнения (данные плана, фактические данные предшествующих лет, другого предприятия, среднеотраслевые и т.д.). Они выражаются в процентах (когда абсолютное значение базы принимается за 100) или коэффициентах (когда абсолютное значение базы принимается за 1) - индексах.

Таблица 5

Динамика объема произведенной продукции

 

Показатели

Годы

2000 (база)

2001

2002

2003

Объем произведенной продукции
25380
28195
30221
34825
Изменение объема произведенной продукции в %
100
111,1
119,1
137,2
В коэффициентах (индексах)
1,0
1,111
1,191
1,372

 

В АХД используются следующие виды относительных величин.

Относительная величина планового задания -- отношение планового уровня исследуемого показателя в текущем году к его фактическим уровням в предыдущем году или среднегодовому уровню за 3-5 предыдущих лет.

Используется для изучения степени обоснованности и напряженности плана.

Относительная величина выполнения плана -- соотношение между фактическим и плановым уровнем исследуемого показателя текущего года.

Выражается в процентах. Характеризует процент выполнения плана.

Относительные величины динамики -- отношение фактической величины исследуемого показателя текущего периода к его фактическому уровню в предыдущем периоде.

Они называются темпами роста (прироста), выражаются в процентах или коэффициентах (1,111) и характеризуют изменение показателя за какой-либо промежуток времени.

Относительные величины динамики -- отношение фактической исследуемого показателя текущего года к его фактическому уровню в предыдущем (предыдущих) периодах. Они называются темпами роста (прироста). Могут быть:

базисными, когда каждый последующий уровень показателя динамического ряда сравнивается с базисным годом;

цепными, когда каждый уровень показателя следующего года сравнивается с предыдущим. Выражаются в процентах или коэффициентах (индексах).

Показатель структуры -- это относительная доля (удельный вес) частей в общем, выраженная в процентах или коэффициентах: удельный вес отдельных категорий работников в общем объеме работающих, машин и оборудования в общей стоимости основных производственных фондов и т.д.

Относительные величины координации - соотношение частей целого между собой: основных и оборотных средств, активной и пассивной частей основных производственных фондов и т.д.

Относительные величины интенсивности -- характеризуют степень распространенности - долю одного какого-либо явления в соответствующей среде: только процент рабочих высшей квалификации в общей численности рабочих.

Относительные величины эффективности -- соотношение эффекта с ресурсами или затратами: размер прибыли на рубль затрат, стоимости капитала, объема продаж и т.д.

Средние величины используются в АХД для обобщенной количественной характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку. Например, среднегодовая выработка одного рабочего дает обобщенную характеристику производительности труда изучаемой совокупности рабочих: средняя заработная плата рабочего - обобщенную характеристику уровня их оплаты труда. Средние величины лучше отражают сущность происходящего процесса, закономерности его развития, чем множество отдельно взятых положительных и отрицательных отклонений, так как показывают общие, типичные признаки изучаемой совокупности по соответствующему признаку.

В АХД используются разные типы средних величин: среднеарифметические -- простые и взвешенные; среднегармонические - обратное значение среднеарифметической; среднегеометрические - применяются для расчета средних темпов роста; среднехронологические -- применяются для расчета среднегодовой стоимости основных и оборотных средств и т.д.; среднеквадратические и др.

Основной недостаток средних величин в том, что они давая обобщенную характеристику явлений, основанную на массовых данных, сглаживают, взаимно погашают положительные и отрицательные отклонения, происходящие в исследуемом процессе. Нередко, за общими средними показателями, которые выглядят довольно не плохо, скрываются результаты плохо работающих бригад, цехов, предприятий; не видны и достижения передовиков производства. Поэтому при их использовании в АХД необходимо раскрывать содержание средних величин по составным частям, дополняя индивидуальными показателями.

 

3. Способы группировки информации

 

Группировка информации -- это способ разделения изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. В АХД они применяются для:

раскрытия содержания средних показателей (стоимости основных производственных фондов, по видовым группам, себестоимости, продукции по элементам затрат) и влияния отдельных единиц на эти средние;

выявления взаимосвязи между изучаемыми показателями: между объемом реализованной продукции, ее себестоимостью и суммой прибыли.

В зависимости от задач используются:

Типологические группировки -- служат для выделения определенных типов явлений или процессов: группировка рабочих по стажу, профессиям, возрасту, образованию и т.д.

Структурные группировки - служат для изучения структуры определенных явлений по определенным признакам.

С их помощью можно изучать структуру состава рабочих по профессиям, квалификации, стажу работы, выполнению норм выработки и т.д.; основных производственных фондов и оборотных средств, себестоимости продукции и т.д.

Аналитические группировки (причинно-следственные) -- применяются для определения наличия, направления и формы связи между показателем, положенным в основу группировки, и зависимыми от него показателями (табл.6).

Таблица 6

Зависимость уровня издержек и прибыли от выполнения плана по объему реализованной продукции по однотипным предприятиям

 

 

 

Группа предприятий по степени выполнения плана по объему продаж, %

Количество предприятий в группе

Среднее выполнение плана по объему продаж по группам предприятия, %

Средний уровень издержек, % к объему продаж

Средний уровень прибыли (рентабельности), % к объему продаж

До 100

7

93,4

20,1

0,82

100-103

8

101,8

19,8

4,10

103 и выше

9

103,9

19,6

4,20

В целом по предприятиям

24

100,7

19,8

2,7

Информация о работе Способы обработки экономической информации в анализе хозяйственной деятельности предприятия