Система управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:29, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы изучение организационной системы управления финансами в России на современном этапе и перспективы ее развития.
Цель работы определяет постановку следующих задач:
- дать определение финансовой системе и рассмотреть ее структуру;
- рассмотреть виды управления финансами, а также задачи и функции органов управления;
- направления развития финансовой системы России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 5
1.1 Понятие финансовой системы 5
1.2 Структура финансовой системы 7
2. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМОЙ В РОССИИ 10
2.1. Сущность управление финансами 10
2.2 Методы и формы управления финансами 12
2.3 Модели управления государственными финансами 19
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

Система управления финансами.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, бюджет на очередной финансовый год является составной частью ежегодно обновляемого и смещаемого на один год вперед многолетнего финансового документа, что, с одной стороны, обеспечивает преемственность государственной политики и предсказуемость распределения бюджетных ассигнований и, с другой стороны, позволяет вносить в них по четкой и прозрачной процедуре ежегодные корректировки в соответствии с целями государственной политики и условиями их достижения.

С этой целью в соответствии с Постановлением Правительства  РФ от 6 марта 2005 г. № 118 в Министерстве финансов РФ составляется перспективный  финансовый план, который имеет статус укрупненного бюджета.7

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года в целях:

- создания условий для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации и федерального бюджета;

- макроэкономической стабильности, предсказуемости и преемственности бюджетной, налоговой, таможенной, долговой и денежно-кредитной политики;

- исполнения действующих и принимаемых бюджетных обязательств РФ.

Перспективный финансовый план разрабатывается в три этапа.

Первый этап перспективного финансового планирования. На первом этапе разрабатываются и принимаются:

- основные направления налоговой и таможенной политики;

- основные показатели свободного финансового баланса РФ;

- сценарные условия, включая основные макроэкономические показатели, параметры и приоритеты социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу.

Основные направления  таможенной и налоговой политики содержат:

- анализ законодательства РФ о налогах и сборах и таможенного законодательства РФ, обоснование предложений по его совершенствованию;

- концепции (основные положения) проектов соответствующих нормативных правовых актов;

- расчеты влияния изменений в законодательстве РФ о налогах и сборах и таможенном законодательстве РФ на доходы бюджетов бюджетной системы РФ, в том числе федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ и консолидированных бюджетов Субъектов РФ, в очередном году и плановом периоде;

- предложения по улучшению налогового и таможенного администрирования;

- оценку влияния налоговой и таможенной политики, включая предлагаемые изменения, на сценарные условия.

Сценарные условия должны соответствовать проекту сценарных  условий, с учетом которого осуществлялась разработка основных направлений налоговой и таможенной политики и основных показателей перспективного финансового плана.

Сценарные условия разрабатываются, как правило, в двух вариантах (ожидаемом и базисном) исходя из прогнозируемого и из базисного уровня цены на нефть.

Второй этап перспективного финансового планирования. На втором этапе разрабатываются и утверждаются основные показатели перспективного финансового плана, а также основные направления долговой политики.

Основные показатели перспективного финансового плана  и основные направления долговой политики разрабатываются Министерством финансов РФ, рассматриваются бюджетной комиссией и до 1 апреля одобряются правительством РФ с внесением в случае необходимости Правительством РФ изменений в основные направления налоговой и таможенной политики и (или) в сценарные условия.8

Основные показатели перспективного финансового плана (далее ПФП) разрабатываются с целью определения общего объема финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на исполнение расходных обязательств РФ в плановом периоде при заданных сценарных условиях.

Третий этап перспективного финансового плана. На третьем этапе разрабатывается и утверждается проект ПФП,

Проект перспективного финансового плана разрабатывается  Министерством финансов РФ, рассматривается Бюджетной комиссией и одобряется Правительством РФ.

Проект ПФП разрабатывается  исходя из одобренного Правительством РФ варианта основных показателей ПФП с целью определения основных параметров (характеристик) бюджетной системы РФ, в том числе федерального бюджета, а также установления предельных объемов бюджетов субъектов бюджетного планирования в плановом периоде.

Главная задача бюджетного планирования – определение объема денежных средств, централизуемых в бюджете с целью финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и органы местного самоуправления, и мероприятий, предусмотренных прогнозом экономического и социального развития государства и территории.

Показатели финансовых планов являются исходным материалом для анализа финансового положения государства, информационной основой (базой) для перспективного планирования. Система финансовых планов позволяет выявить объективные взаимосвязи и долговременные тенденции изменения структуры источников финансовых ресурсов (доходов физических и юридических лиц), а также факторы, определяющие развитие этих тенденций в будущем.

Важнейшее условие успешного ведения хозяйства – постоянное совершенствование методов его управления. Управлять – значит предвидеть. В связи с этим возрастает роль научного прогнозирования. Прогнозирование параметров натуральных показателей должно сопровождаться прогнозом финансовых ресурсов, так как невозможно качественное прогнозирование развития хозяйства без учета перспективы роста этих ресурсов.

Финансовое прогнозирование –  предвидение возможного финансового  положения государства, обоснование  показателей финансовых планов.

Финансово-бюджетное прогнозирование  – сравнительно молодая отрасль  финансовой науки. Ее развитие было связано  с необходимостью составления сводных  финансовых балансов на перспективу. Существенный вклад в разработку методов перспективных финансовых расчетов внесли А.М. Волков, В.А. Галанов, Л.П. Евстигнеева, В.С. Павлов, Г.Б. Поляк, Г.Я. Шахова.

Прогнозы могут быть средне- (5-10 лет) и долгосрочными (более 10 лет). Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, оно  предназначено для выработки концепции финансовой политики на определенный период развития общества. Цель финансового прогнозирования заключается в определении реально возможного объема финансовых ресурсов, их источников формирования и использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования финансов, формы и методы реализации финансовой политики.9

Финансовое прогнозирование предполагает:

- построение эконометрических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих (влияющих на) экономические процессы;

- корреляционно-регрессионный анализ;

- непосредственную экспертную оценку.

Финансовое программирование –  метод финансового планирования, основанный на программно-целевом подходе. Он предназначен:

- для установления приоритетов государственных расходов по направлениям;

- повышения эффективности расходования государственных средств;

- прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономических (ресурсных) факторов. При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от недостижения цели. Программирование как важный метод согласования кратко- и долгосрочных целей и мер в области финансовой политики активно используется в современной практике финансового планирования.

Финансовое программирование применяется в развитых странах с 1960-х гг. Суть его заключается в составлении пятилетних «скользящих» планов расходов. Каждый год они корректируются на основе ожидаемого исполнения показателей плана текущего года. При этом показатели передвигаются («скользят») по пятилетней шкале на год (следующий за отчетным) вперед. Плановые показатели первого предстоящего года являются директивными (обязательными), а последующих четырех лет – ориентировочными.

В настоящее время в Российской Федерации широко используются целевые комплексные программы, представляющие систему научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других мероприятий, направленных на достижение поставленных целей, сбалансированности по ресурсам и исполнителям.

Управление финансами  в Российской Федерации прерогатива высших законодательных органов власти - Федерального Собрания и его палат (Государственной Думы и Совета Федерации), в компетенции которых федеральный бюджет РФ, закон о налогах и сборах и обязательных платежах, предельный размер госдолга. Важнейшим органом управления финансами является Министерство финансов РФ и его подразделения. 10

Одной из составных частей управления финансами является финансовый контроль. Государственный финансовый контроль в Российской федерации представляет собой совокупность действий и операций по контролю за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил по использованию государственных средств. Финансовый контроль – стоимостный контроль, поэтому он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию оценки финансовых результатов (эффективности). Таким образом, объект финансового контроля – это денежные отношения. Финансовый контроль служит формой реализации контрольной функции управления; он призван обеспечивать интересы и права, как государства, так и всех других экономических субъектов.

Государственный финансовый контроль способствует реализации финансовой политики государства, созданию условий для эффективного использования бюджетных средств. В первую очередь, он предусматривает контроль за составлением, рассмотрением, утверждением и исполнением бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, финансовой деятельностью предприятий и учреждений, банков и других финансовых посредников, а также финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства за негосударственной сферой экономики касается лишь выполнения денежных обязательств перед государством, включая уплату налогов и других обязательных платежей, соблюдение законности и целесообразности при расходовании бюджетных ассигнований и использовании кредитов, выполнение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Финансовый контроль способствует:

- сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов;

- обеспечению своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

- выявлению внутренних резервов и возможности роста финансовых ресурсов;

- обоснованности составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);

- эффективному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов государственных предприятий и организаций, бюджетных учреждений;

- максимальной мобилизации доходов в бюджеты всех уровней (налоговый контроль).

Таким образом, финансовый контроль решает сложные и многообразные задачи в различных сферах экономической жизни общества.

2.3 Модели управления  государственными финансами

Мировой практический опыт свидетельствует о том, что каждой стране присуща своя модель управления государственными финансами, тем не менее, условно можно выделить две:

- результативная модель;

- затратная модель.

Таким образом, применение результативной модели управления бюджетными средствами предполагает контроль и управление результатами при установлении лишь верхних границ затрат (утверждении расхода денежных средств на единицу объема затрат).

Получателям бюджетных  средств устанавливаются количественные и качественные задания, для выполнения которых им выделяются лимиты бюджетных ассигнований. В рамках этих лимитов они могут оптимизировать свою деятельность, направив сэкономленные средства на собственные нужды. Тем самым устраняется противоречие интересов распорядителей бюджетных средств и бюджетополучателей.

Пример. Бюджетному учреждению выделено 250 000 руб. (без разбивки по кодам экономической классификации) и установлено, что в течение 2007 года оно должно выполнить 2 000 заказов по оказанию услуг. Качество оказанных бюджетным учреждением услуг должно соответствовать ГОСТу.11

По окончании финансового  года учреждение представляет главному распорядителю отчет, в котором с разбивкой по кодам бюджетной классификации отражаются направление расходования средств и качество оказанных услуг. Контрольные органы при проверке исследуют соответствие плановых показателей фактическим, выявляют отклонения и причины, приведшие к ним.

Однако на сегодняшний  день в России преобладает затратная  модель управления бюджетными средствами. Она характеризуется отсутствием  самостоятельности бюджетополучателей при расходовании ими бюджетных ассигнований. Оценить эффективность расходования бюджетных ассигнований при использовании затратной модели управления бюджетными ресурсами, крайне сложно ввиду отсутствия установленных на законодательном уровне конечных результатов деятельности, которые должны быть достигнуты. Тем не менее, это возможно.

Информация о работе Система управления финансами