Система управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:29, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы изучение организационной системы управления финансами в России на современном этапе и перспективы ее развития.
Цель работы определяет постановку следующих задач:
- дать определение финансовой системе и рассмотреть ее структуру;
- рассмотреть виды управления финансами, а также задачи и функции органов управления;
- направления развития финансовой системы России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 5
1.1 Понятие финансовой системы 5
1.2 Структура финансовой системы 7
2. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМОЙ В РОССИИ 10
2.1. Сущность управление финансами 10
2.2 Методы и формы управления финансами 12
2.3 Модели управления государственными финансами 19
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

Система управления финансами.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Очень важная задача - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных, ценных бумаг.

В последние годы вопросами  создания надежной финансовой системы  и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

Так, например, западные крупные экономисты не дают четкого  определения финансовой политики. С. Фишер и еще два экономиста не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности С. Л. Брю и К. Р. Макконнелл совмещают понятия фискальной политики и финансово-бюджетной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и не инфляционного национального продукта.

Под финансовой политикой, марксисты, видят в первую очередь  совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики, на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны.

Финансы - неотъемлемая часть  денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы же это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Очевидно, что успех  экономического реформирования в нашей  стране в большой степени зависит  от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы  общества, насколько политика государства  будет отвечать требованиям времени.

Цель данной работы изучение организационной системы управления финансами в России на современном этапе и перспективы ее развития.

Цель работы определяет постановку следующих задач:

- дать определение  финансовой системе и рассмотреть  ее структуру;

- рассмотреть виды  управления финансами, а также  задачи и функции органов управления;

- направления развития  финансовой системы России.

 

 

 

1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

1.1 Понятие финансовой  системы

Функции и роль финансов реализуются через финансовую систему, с помощью которой осуществляется распределение и перераспределение денежных средств в экономике страны. Финансовая система представляет собой встроенный элемент экономической системы, обслуживающий субъекты экономики, обладающие избытком или недостатком денежных средств.

Финансовые отношения  характеризуются общими чертами, а  именно все они:

- осуществляют перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода;

- участвуют в формировании фондов денежных средств и их использовании;

- контролируют и регулируют распределительный процесс;

- выступают преимущественно в денежной форме.

Пройдя длительный эволюционный путь развития, финансовые отношения приобретают разнообразные формы проявления. Это обусловлено усложнением хозяйственных связей, расширением рынка, функций и задач государства. Из общей совокупности финансов постепенно выделяются отдельные финансовые отношения со своими специфическими особенностями, образуя конкретную финансовую категорию.

Финансовые категории обладают определенными признаками: функциями, задачами, ролью, целью функционирования. Например, налоги в отличие от финансовых отношений имеют четыре основные функции, выступают важнейшим элементом воздействия на экономические и социальные процессы страны и др.

Расширение взаимосвязей между главными экономическими агентами национальной системы (хозяйствующими субъектами, населением, государством) создает условия для появления финансовых звеньев.

Финансовые звенья –  это группировка отдельных финансовых категорий с общими признаками. К ним, к примеру, относятся бюджет, финансы домашнего хозяйства. Бюджет, как финансовое звено объединяет такие финансовые категории, как налоги, государственный кредит, государственные расходы.

Наличие звеньев финансовой системы определяется существованием самостоятельных экономических субъектов, участвующих в хозяйственной жизни. Экономический субъект – это юридическое или физическое лицо, являющееся носителем прав и обязанностей. В современных рыночных отношениях участвуют четыре экономических субъекта: государство, регион, хозяйствующий субъект, гражданин (физическое лицо).1

Следовательно, финансовая система в экономическом аспекте  – это внутреннее строение финансов, совокупность входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений. В литературе, помимо рассмотренного, встречается применение термина «финансовая система» и в другом смысле – как системы финансовых органов. Однако такая подмена понятий ведет к размыванию понятия предмета изучения.2

Итак, финансовая система  в целом представляет собой совокупность финансовых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных и взаимодействующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и используют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства, а также специальных финансовых институтов.

В рамках финансовой системы  осуществляется разнообразная деятельность, в том числе планирование, финансирование, инвестирование, налогообложение, страхование, финансово-бухгалтерская деятельность, аудит, финансовое инспектирование и др.

1.2 Структура финансовой системы

Вопрос о структуре  финансовой системы РФ является дискуссионным, и наиболее часто выделяют от 2 до 5 звеньев.

Финансовая система  РФ претерпела кардинальные изменения с распадом Советского Союза. До 1991 г. Она включала финансы материального производства, финансы непроизводственной сферы и общегосударственные финансы (государственный бюджет СССР, имущественное, личное и иностранное страхование, государственный кредит).

Государственный бюджет СССР объединял союзный бюджет, государственные бюджеты союзных республик и государственный бюджет социального страхования. В союзном бюджете в 1970-1990 гг. концентрировалось 50-52% общего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик приходилось 48-50%, из которых 35% находилось в распоряжении республиканских бюджетов республик и 15% - в местных бюджетах.3

На современном этапе  в состав финансовой системы Российской Федерации входят:

- бюджетная система, состоящая из государственных и местных муниципальных образований, внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды;

- финансы предприятий, организаций, учреждений;

- кредит (государственный, муниципальный и банковский).

Подобное мнение о  содержании финансовой системы широко распространено среди представителей финансово-правовой науки.

Вместе с тем в  экономической финансовой литературе высказано суждение о более узком составе финансовой системы, исключающее из нее кредит в связи с присущими ему особенностями. Однако ссылка на наличие особенностей у кредита при обособлении его от финансов представляется не убедительной, поскольку и каждое другое из названных звеньев финансовой системы обладает своей спецификой, одновременно взаимодействуя между собой в качестве составных частей единой системы. Взаимодействует с ними и кредит. Другие представители финансовой науки, не упоминая среди звеньев финансовой системы банковский кредит, государственный кредит в него включают.

При этом в современной литературе отмечается целесообразность расширительного толкования финансов, включения в них и банковского кредита.

Вся система финансов России в целом состоит из двух укрупненных подсистем (см. рис. 1.1):4

-государственных и муниципальных финансов;

- финансов хозяйствующих субъектов.

Рис. 1.1 Подсистемы и звенья системы финансов

Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов в свою очередь делятся на более частные подсистемы (звенья).

Как уже говорилось выше, вопрос о структуре финансовой системы  России разными авторами видится по-разному.

Государственные и муниципальные  финансы:

- бюджетная система;

- внебюджетные фонды;

- государственный кредит.

Финансы хозяйствующих  субъектов:

- коммерческих предприятий и организаций;

- финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов);

- некоммерческих организаций.

 

2. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМОЙ В РОССИИ

2.1. Сущность управление финансами

Под термином «управление» понимается сознательное воздействие  с целью развития и совершенствования объекта. Государство должно совершенствовать систему отношений, призванных «добывать» финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональным их использованием. На решение этой задачи направлено управление государственными финансами, являющееся сложным процессом, который представляет единство управляемой (объекты) и управляющей (субъекты) систем. Управляющая система – «Финансовый институт» - это совокупность финансовых учреждений, управляемая система – «Финансы» - это совокупность денежных отношений и финансовых потоков. При этом процесс управления финансами включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.5

Цель управления государственными финансами заключается в реализации положений финансовой политики. Именно эффективная финансовая политика позволяет соединить воедино потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления).

Во всех государствах финансовая политика реализуется через  институциональную финансовую систему, деятельность которой строится на управлении финансами с учетом специфики ее звеньев, методологической общности функций всех финансовых учреждений; централизованном руководстве при активном участии всех нижестоящих органов управления.

Цель управления финансами  – обеспечение устойчивости и  финансовой независимости, проявляющееся  в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, а в итоге в росте благосостояния населения.

Система управления финансами  представлена на рис. 2.1.

 

Рис 2.1. Система управления государственными финансами РФ

2.2 Методы и  формы управления финансами

Конкретными методами и  формами управления финансами служат:

- финансовое планирование,

- прогнозирование, 

- программирование,

- регулирование, 

- контроль,

- принятие адекватного финансового законодательства,

- обоснование систем  прогрессивных методов мобилизации  и эффективного использования финансовых ресурсов.

Финансовое планирование – это управленческая деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности в движении денежных потоков и финансовых ресурсов, т.е. оптимального соотношения между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов.6

Финансовое планирование представляет собой составную часть народнохозяйственного планирования, базируется на макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития и направлено на координацию всех органов финансовой системы. Относительная обособленность ее отдельных звеньев предопределяет необходимость разработки системы финансовых планов, отражающих: особенности форм и методов образования и использования денежных фондов; отраслевое и территориальное перераспределение финансовых ресурсов.

Движение средств конкретного  денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, в котором отражаются движение бюджетного фонда, формы и методы его образования и использования, «структура доходов и расходов».

Одной из задач бюджетной  реформы является переход к среднесрочному (на несколько лет) бюджетному планированию, в рамках которого бюджетный цикл начинается с рассмотрения ранее  одобренных в предыдущем бюджетном  цикле основных параметров среднесрочного финансового плана на соответствующий год, анализа изменений внешних факторов и условий, обоснования изменений, вносимых на основные бюджетные показатели планируемого года, а также корректировки или разработки бюджетных проектировок на последующие годы прогнозного периода.

Информация о работе Система управления финансами