Шпаргалка по "Теории хозяйственной деятельности предприятия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 13:39, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории хозяйственной деятельности предприятия"

Файлы: 1 файл

0346937_788C0_shpory_po_discipline_teoriya_analiza_hozyaystvennoy_deyateln.doc

— 571.50 Кб (Скачать файл)

4. Анализ должен быть  объективным, конкретным, точным, базироваться  на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчетами. Из этого требования вытекает необходимость постоянного совершенствования организации учета, внутреннего и внешнего аудита, а также методики анализа с целью повышения точности и достоверности его расчетов.

5. Анализ должен быть  действенным, активно воздействовать  на достижение поставленных целей,  своевременно выявляя недостатки, просчеты, упущения в работе и пути повышения эффективности деятельности. Из этого принципа вытекает необходимость практического использования материалов анализа для управления предприятием, для разработки конкретных мероприятий, для обоснования, корректировки и уточнения плановых данных. В противном случае цель анализа не достигается.

6. Анализ должен проводиться  по плану, систематически, а не  от случая к случаю. Из этого  требования вытекает необходимость  планирования аналитической работы  на предприятиях, распределения  обязанностей по ее выполнению между исполнителями и контроля за ее проведением.

7. Анализ должен быть  оперативным. Оперативность означает  умение быстро и четко проводить  анализ, принимать управленческие  решения и претворять их в  жизнь. 

8. Один из принципов  анализа — это его демократизм, предполагающий участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия, что обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов.

9. Анализ должен базироваться  на государственном подходе при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйствования. Иначе говоря, оценивая результаты хозяйственной деятельности, нужно учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, экологической, международной политике и законодательству.

10. Анализ должен быть  эффективным, т.е. затраты на  его проведение должны давать  многократный эффект.

Таким образом, основными принципами анализа являются научность, комплексность, системность, объективность, точность, достоверность, действенность, оперативность, демократизм, эффективность и др.

 

2.4.     Связь анализа хозяйственной  деятельности с другими науками.

Экономический анализ изучает три главные стороны  финансово-хозяйственной деятельности предприятия: технологическую, организационно-экономическую и финансовую. Такой широкий круг рассматриваемых вопросов определяет многочисленные связи с другими науками.

Самым близким  предметом для экономического анализа  является бухгалтерский учет, в котором документально отражаются все хозяйственные операции, а также связанные с ними движение средств предприятия и результаты его деятельности. Поэтому, информационной базой для анализа являются бухгалтерские данные. Исторически, анализ был составной частью бухгалтерского учета.

Тесными информационными узами с экономическим анализом связана статистика. Аналитики, используя учетную и статистическую информацию, разрабатывают конкретные рекомендации по управлению предприятием. Статистическая информация, опубликованная в прессе, используется для оценки конкурентных позиций предприятия, измерения влияния факторов внешней среды на деятельность предприятия. Статистика и анализ имеют общие приемы и способы обработки информации: относительных и средних величин, сравнения, группировок, индексов и т.д.

Философия и экономическая теория являются методологической основой экономического анализа.

Близки по предмету изучения к анализу такие научные  дисциплины как экономика предприятия, финансы, отраслевые экономики.

Математика широко используется в экономическом анализе. С помощью математических моделей изображаются экономические показатели, процессы, исследуются количественные зависимости.

Значительную  роль в развитии экономического анализа  играет гражданское и административное право. Так как, предприятия могут вести только разрешенные виды деятельности, должны соблюдать договорные обязательства, своевременно и в полном объеме платить налоги и т.д.

Менеджмент необходим при выборе оптимальной организационной структуры предприятия.

Маркетинг обеспечивает рост и развитие предприятия посредством укрепления его конкурентных позиций, используется при разработке ассортиментной и ценовой политики предприятия.

Аудит – специальная форма контроля за деятельностью предприятия, после систематизации информации – ее необходимо проанализировать и обобщить.

Развитие компьютерных технологий позволило вывести анализ на более высокий качественный уровень.

Знание всех этих дисциплин необходимо для проведения квалифицированного экономического анализа.

 

3.  Метод и методика комплексного экономического анализа

хозяйственной деятельности предприятия

3.1.     Метод анализа хозяйственной  деятельности, его характерные черты.

Метод любой науки – это способ изучения предмета для достижения цели. Метод  нужно рассматривать как путь исследования или познания какого-либо явления или процесса. Методы научного познания подразделяются на общенаучные и конкретнонаучные. К общенаучным относятся методы, свойственные всем наукам: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез, абстракция, моделирование и др. Конкретнонаучные методы свойственны отдельным наукам и редко используются в рамках всех остальных.

Диалектика предусматривает  изучение явлений и процессов  в движении, развитии и изменении, предполагает исследование как положительных, так и отрицательных их сторон, а также внутренних противоречий, выявления и изучения причинно-следственных взаимосвязей. Хозяйственным процессам свойственны переходы количества в качество, появление нового качества, отрицание отрицания, борьба противоположностей, отмирание старого и появление нового более прогрессивного. В основе метода экономического анализа лежит диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.

Метод анализа хозяйственной деятельности – это комплексное изучение, измерения и обобщения влияния факторов на результаты деятельности предприятия с использованием специальных приемов с целью повышения эффективности функционирования предприятия.

Характерные особенности метода экономического анализа:

  • использование системы показателей при изучении хозяйственных явлений и процессов;
  • изучение причин, которые вызвали изменение показателей;
  • выявление, измерение и обобщение влияния факторов на изменение показателей деятельности предприятия;
  • использование специальных приемов и способов обработки экономической информации.

 

3.2.     Методика анализа хозяйственной  деятельности.

Метод исследования тесно связан с методикой, через  которую он реализуется. Методика всегда конкретна и зависит от цели, задач, объектов исследования, содержания программы изучения, вида анализа, выражает содержание метода, конкретизирует его особенности.

Методика анализа хозяйственной  деятельности – это упорядоченная совокупность этапов и приемов исследования объекта для достижения поставленной цели.

Содержание методики включает в себя:

  • цели и задачи анализа;
  • источники информации для анализа;
  • расчетные показатели и факторные системы;
  • приемы и способы измерения влияния факторов на результативные показатели;
  • варианты управленческих решений на основе результатов анализа.

Методики  анализа хозяйственной деятельности подразделяются на следующие виды:

  1. Общие – представляют собой совокупность аналитических приемов, используемых для анализа различных процессов, происходящих на предприятиях различных отраслей.
  2. Частные – конкретизируют общую, применительно к определенным хозяйственным процессам, происходящим в определенной отрасли народного хозяйства, в определенном типе производства, и даже на конкретном предприятии.

В зависимости  от видов анализа, методики бывают:

  • комплексного анализа;
  • тематического анализа;
  • оперативного анализа;
  • перспективного анализа;
  • и т.д.

По  характеру изучаемых показателей  методики бывают:

  • методика анализа показателей эффективности;
  • методика анализа эффективности использования отдельных видов ресурсов;
  • методика анализа обобщающих показателей;

3.3.     Понятие, типы и задачи факторного  анализа.

Факторный анализ – это методика комплексного и системного изучения и измерения влияния факторов на уровень результативных показателей.

По  характеру исследуемой связи различают:

Детерминированный факторный анализ – это методика исследования влияния факторов, когда зависимость между факторами и результативным показателем является прямой, функциональной.

Стохастический факторный анализ – это методика исследования влияния факторов, когда зависимость между факторами и результативным показателем является неполной (корреляционной) и проявляется не всегда, и ее можно выявить только в виде общей тенденции при сопоставлении всей совокупности факторов.

По  методике исследования различают:

Прямой факторный анализ – исследование ведется от общего к частному (дедуктивным способом).

Обратный факторный анализ – исследование ведется от частных, отдельных факторов к обобщающим (индуктивным способом).

В зависимости  от степени детализации факторов различают:

Одноступенчатый факторный анализ – исследуются факторы только одного уровня.

Многоступенчатый факторный анализ – при исследовании проводится детализация факторов на составные части.

По  признаку состояния изучаемых явлений различают:

Статический факторный анализ – используется при изучении влияния факторов на определенную дату.

Динамический факторный анализ – используется для определения влияния факторов в динамике.

По  признаку времени различают:

Ретроспективный факторный анализ – исследует изменение результативных показателей за прошлые годы.

Перспективный факторный анализ – исследует влияние факторов на результативные показатели в перспективе.

Основные  задачи факторного анализа:

  1. Отбор факторов для анализа исследуемых результативных показателей.
  2. Классификация и систематизация факторов.
  3. Определение формы зависимости (функциональная, прямая и обратная) и моделирование взаимосвязей.
  4. Расчет влияния факторов на результативный показатель.
  5. Подсчет резервов прироста результативного показателя и практическое их использование.

 

3.4.     Классификация факторов в АХД

Хозяйственная деятельность характеризуется определенным кругом показателей, на каждый из которых  оказывает влияние множество  факторов.

Фактор – это условия, необходимые для совершения хозяйственных процессов и причины, оказывающие влияние на результаты этих процессов.

В ходе анализа, на основании причинно-следственных связей экономических явлений и  процессов, выявляются факторы, влияющие на изменение результативных показателей, устанавливаются формы зависимости и количественного влияния факторов.

В основе принятия управленческих решений лежат  конкретные действия по изменению влияния  факторов в заданных направлениях, т.е. снижение или устранения отрицательного влияния, закрепления положительного. Анализ исследует условия, которые обусловливают влияния факторов.

Для глубокого  и всестороннего анализа результатов  хозяйственной деятельности, необходимо произвести классификацию факторов по различным признакам.

По своей природе – факторы подразделяются на природно-климатические, социально-экономические, производственно-экономические и др.

По характеру действий – факторы подразделяются на интенсивные и экстенсивные.

По времени действия – факторы подразделяются на постоянные и переменные.

По степени воздействия на результаты – факторы подразделяются на основные и второстепенные.

По отношению к объектам исследования – факторы подразделяются на внутренние и внешние.

По свойствам отражаемых явлений – факторы подразделяются на количественные и качественные.

По зависимости от субъекта хозяйствования – факторы подразделяются на объективные и субъективные.

По степени распространения – факторы подразделяются на общие и специфические.

По своему составу – факторы подразделяются на простые и сложные.

По уровню соподчиненности – факторы подразделяются на факторы первого порядка, факторы второго порядка и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории хозяйственной деятельности предприятия"