Резервы снижения себестоимости предприятия (организации)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 04:52, реферат

Описание работы

В себестоимости продукции отражаются текущие затраты предприятия по основным направлениям его деятельности: выполнению подготовительных работ, осуществлению работ, непос¬редственно связанных с производством и управлением этим процес¬сом, совершенствованию техники, технологии и организации произ¬водства, а также по стандартизации и повышению качества продукции, улучшению условий труда, охране природы.
Цель данной работы - выявление и анализ резервов снижения себестоимости .

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..……3
1. Теоретический анализ проблемы резервов снижения себестоимости..……4
1.1. Понятие себестоимость и его структура.………………………………..4
1.2.Основные методы исчисления себестоимости……………………...……8
1.3.Общая характеристика резервов снижения себестоимости…………….9
1.4.Экономические факторы, влияющие на резервы снижения себестоимости…………………………………………………………………...11
2.Анализ резервов снижения себестоимости различных видов продукции, выпускаемой латвийскими производителями……………………………..….13
2.1.Краткая характеристика деятельности предприятия «Lori-Selak» …..13
2.2. Мероприятия по снижению себестоимости парфюмерной отдушки, выпускаемой предприятием «Lori-Selak»…………………………………..…18
2.3. Расчет снижение себестоимости отдушки«Диорита»………………... 24
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы……………………………………….…..32

Файлы: 1 файл

экономика предприятия.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

Это лишь некоторые  из производимых компанией парфюмерных  отдушек.

Таким образом, ароматика  Lori Selaks для бытовой химии и парфюмерно-косметических товаров отличается высочайшим качеством (сертификат ISO 9002) при умеренной цене. Каждый продукт подвергается тестированию на всех стадиях производства. Превосходные технические показатели отдушек, по мнению профессионалов, неизменно способствуют улучшению свойств конечного продукта.

 

2.2. Мероприятия по снижению себестоимости парфюмерной отдушки, выпускаемой предприятием «Lori-Selaks»

Управление  себестоимостью продукции включает планирование, учет, регулирование, отчет  и принятие  мер по ее снижению. В этих целях используется система показателей себестоимости, которая  в современный период представлена следующем.

1. Смета затрат  на производство (по экономическим  элементам затрат).

2. Себестоимость  всей товарной продукции (по  статьям калькуляции).

3. Себестоимость  единицы важнейших изделий 

4. Затраты на одну условную единицу товарной продукции:

                                                                            (2.1)

 

где 3 - затраты  на 1  $ товарной продукции,

Сп - сумма полной себестоимости товарной продукции,     $

ТП - сумма товарной продукции в действующих ценах,     $.

Чем ниже этот показатель, тем ниже себестоимость, больше прибыли  от реализации товарной продукции, выше рентабельность продукции и производства.

5. Снижение затрат  на один $ товарной продукции:

(2.2)

где Сс - процент снижения затрат на 1 $ товарной продукции, %

Зо - затраты  на 1 $ товарной продукции базового периода,

Зп - затраты  на 1 $ товарной продукции планового периода,

В процессе управления при разработке мероприятий по снижению себестоимости экономическая оценка производится двумя методами - методом факторного счета и методом прямого счета.

Расчет снижения себестоимости продукции методом  факторного счета заключается в  выявлении факторов, снижающих её и их экономической оценке по формуле:

(2.3)

где. Сс - снижение себестоимости, %

И  - изменение по данной статье калькуляции, экономическому элементу затрат, %

Д - удельный вес  данной статьи, элемента затрат в полной себестоимости, %

Если, например, затраты сырья сокращаются в  связи с внедрением новой ресурсосберегающей технологии на 2 % при удельном весе этой статьи расходов в полной себестоимости 80 %, то себестоимость продукции снизится на 1,6 % (2 х 80/100).

Методика расчета  снижения себестоимости прямым счетом производится аналогично  методике определения экономии текущих затрат при внедрении новой техники или подобных мероприятий.

В этом случае себестоимость  рассматривается как совокупность материальных и трудовых затрат и  накладных расходов на управление и  обслуживание производством.

Соответственно общая экономия на снижения  себестоимости сложится из экономии на этих затратах:

(2.4)

где Эо - общая  экономия от снижения себестоимости, $

Эм - экономия на материальных затратах, $

Эн/зп – экономия на  заработной плате персонала со всеми начислениями по законодательству, $

Энр - экономия на накладных расходах, $

Экономия на материальных затратах определяется как:

(2.5)

где Ро - удельный расход материалов {сырья, основных и  вспомогательных материалов, топлива  и энергии к др.) до внедрения, базовая.

Рн - то же после  внедрения, расчетная 

А  - объем производства продукции в натуре

Ц  - цена за единицу материальных ресурсов, $

Экономия на накладных расходах определяется по  формуле:

(2.6)

где  Энр - экономия на накладных расходах,  $

Снр - сумма накладных расходов в себестоимости всей товарной продукции, руб.

Кр — коэффициент  роста объема производства, доли ед.

Ду-п - доля условно-постоянных затрат в накладных расходах, доли ед.

(2.7)

Таким образом  общая экономия на снижении затрат будет равна сумме экономии по материальным ресурсам, зарплате с начислениями и накладным расходам  

Тогда процент  снижения себестоимости составит:

(2.8)

где Сс  - процент снижения себестоимости, %

Эо  - общая экономия затрат, $

Сп  - полная себестоимость товарной продукции до внедрения мероприятия в сопоставимых объемах производства, $

Управление  себестоимостью продукции представляет собой рутинный повторяющийся процесс, в ходе которого постоянно пытаются изыскать возможности обоснованного  сокращения расходов и затрат. В рамках одного производственного цикла и в наиболее общем виде этот процесс может быть представлен в виде достаточно очевидных последовательных процедур:

  • прогнозирование и планирование затрат (определяются долго- и краткосрочные тенденции изменения отдельных видов затрат, задаются их ориентиры, обеспечивающие выход на определенные значения показателей прибыли и рентабельности);
  • нормирование затрат (устанавливаются технически-обоснованные нормативы в натуральных и стоимостных оценках по отдельным видам затрат, технологическим процессам, центрам ответственности);
  • учет затрат (учитываются затраты в заданной номенклатуре статей);
  • калькулирование себестоимости (распределяются фактические расходы и затраты на объекты калькулирования себестоимости, т.е. исчисляется фактическая себестоимость продукции);
  • анализ затрат и себестоимости (анализируются фактические затраты в сравнении с плановыми заданиями и нормативами, выявляются факторы, повлекшие значимые отклонения, определяются резервы снижения себестоимости);
  • контроль и регулирование процесса управления затратами (вносятся текущие изменения в систему управления затратами в случае отклонения от запланированной динамики затрат, уточняются системы планирования и нормирования).

Как объект управления, предприятие Lori Selaks представляет из себя непрерывное (процессное) производство с коротким технологическим циклом и высоким уровнем автоматизации. Производство рассредоточено на нескольких промышленных площадках, существует крупный единый склад готовой продукции, развита дистрибьюторская сеть. Большое внимание уделяется постоянному совершенствованию дисциплины планирования и бюджетирования. В ближайших планах – расширение ассортиментного ряда готовой продукции (запуск новых технологических линий), внедрение сквозной (производство – склад) системы штрих-кодирования. До перехода на новую интегрированную систему    в Lori Selaks используется учетная система на основе "1С".

С целью снижения себестоимости на предприятии начиная  с декабря 2002 года вводится новая  комплексная система  интегрированного учета. Внедрение данной технологии проходило в несколько этапов

 

Задачи первого  этапа ( декабрь 2002г- март 2003.):

  • Построение бизнес-модели функционирования интегрированной информационной системы предприятия;
  • внедрение системы складского учета, управления продажами и закупками;
  • внедрение системы планирования продаж, производства и закупок в натуральных и финансовых показателях.

Задачи второго  этапа (до августа 2003г.):

внедрение системы  управления производством и калькуляции  себестоимости;

  • внедрение финансовых модулей системы, включая главную книгу, счета дебиторов/кредиторов, систему финансовых планов и распределения затрат.

Задачи третьего  этапа (до конца 2003г.):

  • внедрение системы управления качеством;
  • автоматизация управления транспортом и вспомогательным производством;
  • учет основных средств.

 

2.3. Расчет снижение  себестоимости отдушки «Диорита»

В данной работе приведем насчет снижения себестоимости отдушки  «Диорита»

Данная отдушка пользуется наибольшим спросом у Российских производителей.

Таблица 2.1. Анализ затрат по элементам.

Элементы затрат

2002 год

2003год По плану на отчетный год

Фактически за отчетный год

Изменение фактических  удел. весов по сравнению

сумма, $.

удел. вес, %

сумма, $.

удел. вес, %

сумма, $

удел. вес, %

С 2002, %

с планом, %

 

1

2

3

4

5

6

7

8

Материальные затраты

57527

29,6%

66258

31,3%

60753

30,4%

+0,8%

-0,9%

Затраты на оплату труда

49484

25,5%

59627

28,2%

55457

27,8%

+2,3%

-0,4%

Отчисления на социальные нужды

22602

11,6%

22599

10,7%

20335

10,2%

-1,5%

-0,5%

Амортизация основных фондов

19741

10,2%

18252

8,6%

17175

8,6%

-1,6%

-0,0%

Прочие затраты

44957

23,1%

44949

21,2%

46096

23,1%

-0,1%

+1,8%

Итого:

194311

100%

211685

100%

199816

100%

   

Для расчета  себестоимости необходимо определение  затрат на 1$ Показатель затрат на 1$ товарной продукции характеризует уровень себестоимости 1$ обезличенной продукции. Он исчисляется как частное от деления полной себестоимости всей товарное продукции на ее стоимость в оптовых ценах предприятия. Это — наиболее обобщающий показатель себестоимости продукции, выражающий ее прямую связь с прибылью. К достоинствам этого показателя можно также отнести его динамичность и широкую сопоставимость.

Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на  1$ товарной продукции оказывают 4 фактора, которые находятся с ним в прямой функциональной связи:

изменение структуры  выпущенной продукции;

    • изменение уровня затрат на производство отдельных изделий;
    • изменение цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы;
    • изменение оптовых цен на продукцию.

Рассмотрим  влияние этих факторов на основе данных таблицы 2.1.

Таблица 2.1.

Затраты на  1$ товарной продукции.

Наименование показателя

№ строки

Формула расчета

Сумма

 

Плановая себестоимость  всей ТП,

1

qфSп

203554

Себестоимость всей выпущенной продукции:   

б) по фактической себестоимости,

2

qфSп 

194321

а) по плановой себестоимости,

3

qфSф 

192130

ТП в оптовых ценах  предприятий:   

а) по плану,

4

qпСп 

250066

б) фактически в ценах, принятых в плане,

5

qфСп 

235883

в) фактически в ценах, действовавший в отчетном году (2003)

6

qфСф 

237199

Затраты на  1$ ТП по плану .

7

qпSп qпCп

81,40

Затраты на 1$ фактически выпущенной ТП:   

а) по плану, пересчитанному на фактический выпуск и ассортимент

8

qфSп:qфCп

82,38

б) фактически в ценах, действовавших в отчетном году

9

qфSф :qфCф

81,00

в) фактически в ценах, принятых в плане ((стр.3 - изменение  цен):стр.5),cent.

10

qфS'ф: qфCп

79,46

г) фактически в оптовых ценах на готовую продукцию, принятых в плане

11

qфSф :qфCп

81,45

Затраты на 1$  ТП по отчету за 2002 год.

12

 

81,90


 

Условные обозначения: 
q -- количество  выпущенной отдушки в кг 
S -- себестоимость единицы изделия - кг- 
C -- оптовая цена единицы изделия  –кг- 
S'ф -- фактическая себестоимость единицы изделия, скорректированная на изменение цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы.

Общее отклонение затрат на  1 $ товарной продукции от плана определяется сравнением строк 9 и 7: 81.00 – 81.40 = –0.4 ., т. е. фактические затраты оказались ниже планируемых .

Проанализируем  влияние каждого из 4-х вышеперечисленных  факторов на это отклонение.

Влияние структурных  сдвигов в составе продукции  определяется по следующей формуле (сравниваются строки 8 и 7 табл.2.1):

    (2.1)

Таким образом, изменения ассортимента выпущенных изделий привело к увеличению затрат на  1$ товарной продукции на 0.98 cent

(82.38 – 81.40).

Влияние изменения  уровня затрат на производство отдельных  изделий в составе продукции определяют по формуле (разница строк 10 и 8 табл.2.1):

 

       (2.2)

 

то есть 79.46 – 82.38 = –2.92 $. Полученное изменение себестоимости  за счет этого фактора — это чистая экономия, достигнутая в результате снижения затрат материальных ресурсов, использования более прогрессивной техники и технологии, роста производительности труда.

Выделить влияние  изменения цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы  можно, воспользовавшись формулой

 

                                                                       (2.3)

 

или сравнив  сроки 11 и 10 таблицы: 81.45 – 79.46 = 1.99 $. Увеличение в среднем цен и тарифов  на ресурсы привело к увеличению показателя затрат на 1$ товарной продукции на 1.99 $.

Влияние последнего фактора — изменения оптовых  цен на продукцию определяется сравнение строк 9 и 11, т. е. по формуле

 

                                                                     (2.4)

 

Полученное  отклонение свидетельствует о снижении затрат на 0.45 $ (81.00 – 81.45 ) за счет увеличения в среднем отпускных цен, установленных предприятием в отчетном периоде на свою продукцию.

По итогам отчетного  периода план по снижению затрат на 1$ товарной продукции был значительно  перевыполнен (вместо снижения затрат по плану на 0.5 $. фактически они были снижены на 0.9 $.). Проанализировав влияние на это изменение всех 4-х факторов выяснилось, что снижение расходов в основном приходится именно на чистую экономию, т. е. на экономию уровня затрат на производство отдельных изделий. Это является положительным моментом. Однако общая экономия могла бы быть значительно больше, если бы не отрицательное влияние 2-х других факторов. Предприятию необходимо обратить особое внимание на ассортимент выпускаемой продукции, а также, по возможности, ответственней подойти к выбору поставщиков материальных ресурсов, поскольку именно эти факторы (структурный сдвиг в продукции и увеличение цен на потребленные ресурсы) повлияли в сторону увеличения расходов.

Информация о работе Резервы снижения себестоимости предприятия (организации)