Проблемы проведения государственного и ведомственного финансового контроля и пути их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 12:16, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрение последующего финансового контроля, как неразрывной части процесса управления, определить и отобразить практическое применение наиболее эффективных и действенных форм и методов последующего финансового контроля за использованием материальных и денежных средств.
Для достижения поставленной цели и наиболее полного раскрытия актуальности указанной проблематики необходимо определить следующие задачи:
рассмотреть исторические аспекты становления и развития последующего финансового контроля, как неотъемлемого элемента целостной системы финансового контроля на примере Вооруженных Сил России. Опираясь на исторический опыт функционирования финансового контроля в Русской Армии, Вооруженных Силах СССР можно проследить специфику его организации, проведения и отражения результатов, какие существенные преобразования он претерпевал в своем развитии и как совершенствовался. С помощью ретроспективного анализа истории развития финансового контроля, можно дать объективную оценку в настоящие время и показать дальнейшие пути совершенствования финансового контроля.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..……4
1.Исторические аспекты финансового контроля в России и его ретроспективный анализ
1.1.Исторические аспекты осуществления финансового контроля (с эпохи Петровских преобразований и до первой мировой войны)……………………….9
1.2.Развитие финансового контроля и его преобразование в годы первой мировой войны и предвоенный период……………………………………….......16
1.3.Перестройка и совершенствование финансового контроля в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период………………………………...20
2.Организация и проведение государственными и ведомственными контрольно-ревизионными органами последующего финансового контроля в Министерства обороны Российской Федерации
2.1.Необходимость, цель, сущность и специфика проведения финансового контроля в МО РФ………………………………………………..………………...28
2.2.Государственный (внешний) финансовый контроль Министерства обороны Российской Федерации……………………………………………………..……….39
2.3.Организация проведения и реализация результатов ведомственного (внутреннего) финансового контроля в Министерства обороны Российской Федерации по эффективному использованию государственных средств……….52
3.Проблемы проведения государственного и ведомственного финансового контроля и пути их разрешения
3.1.Направления совершенствования последующего финансового контроля проводимого государственными контрольно-ревизионными органами……….63
3.2.Проблемы и перспективы развития ведомственного финансового контроля……………………………………………………………………………..69
Заключение………………………………………………………………..……….79
Список литературы…………………………………………………….…………82

Файлы: 1 файл

Гусев Диплом.doc

— 633.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………..……4

1.Исторические  аспекты финансового контроля  в России и его ретроспективный  анализ

1.1.Исторические аспекты осуществления финансового контроля (с эпохи Петровских преобразований и до первой мировой войны)……………………….9

1.2.Развитие финансового контроля и его преобразование в годы первой мировой войны и предвоенный период……………………………………….......16

1.3.Перестройка и совершенствование финансового контроля в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период………………………………...20

2.Организация  и проведение государственными  и ведомственными контрольно-ревизионными  органами последующего финансового контроля в Министерства обороны Российской Федерации

2.1.Необходимость, цель, сущность и специфика проведения финансового контроля в МО РФ………………………………………………..………………...28

2.2.Государственный (внешний) финансовый контроль Министерства обороны Российской Федерации……………………………………………………..……….39

2.3.Организация проведения и реализация результатов ведомственного (внутреннего) финансового контроля в  Министерства обороны Российской Федерации по эффективному использованию государственных средств……….52

3.Проблемы  проведения государственного и  ведомственного финансового контроля и пути их разрешения

3.1.Направления совершенствования последующего финансового контроля проводимого государственными контрольно-ревизионными органами……….63

3.2.Проблемы и перспективы развития ведомственного финансового контроля……………………………………………………………………………..69

Заключение………………………………………………………………..……….79

Список  литературы…………………………………………………….…………82

Приложения  № 1-21………………………………………………………….……86

 

Введение

Основой существования  любого государства является осуществление  им своих функций, которые в свою очередь должны быть обеспечены материально-финансовой базой. Источниками образования материально-финансовой базы, обеспечивающей функционирование экономических субъектов, а также государства, выступает финансово-экономическая и хозяйственная деятельность. В процессе хозяйственной деятельности между экономическими субъектами, а также между ними и государством возникают финансовые отношения, связанные с формированием собственных и привлеченных заемных средств, их использованием на финансирование затрат, распределением и перераспределением полученной прибыли.

Совокупность  субъектов, объектов и главным образом их отношений, возникающих в процессе финансово-экономической и хозяйственной деятельности образуют экономическую систему государства, и обуславливает его особую роль  в этих отношениях. Финансово-экономические отношения осуществляются в соответствии с установленными государством законами, нормами и правилами, определяющими права, обязанности и ответственность участвующих в них субъектов. Соблюдение прав, выполнение обязанностей и несение персонифицированной ответственности участниками финансово-экономической и хозяйственной деятельности обеспечивается путем организации и проведения финансового контроля.

Контроль служит одним из видов управленческой деятельности, которая обеспечивает обратную связь  между субъектами и объектами управления, позволяет выявить возникающие в процессе достижения целей отклонения, оценивать их влияние и определять причины возникновения, дает возможность установить должностных лиц, ответственных за возникновение недостатков, и разрабатывать мероприятия по устранению последних, а так же нарушений законодательства, предупреждать злоупотребления.

Для того чтобы  понять всю глубину, актуальность и  значимость финансового контроля как  составного элемента процесса управления и его роли в повышении эффективности использования материальных и финансовых ресурсов, на примере бюджетных учреждений Министерства обороны рассмотрим какое место он занимает и какую роль он играет в системе финансового обеспечении Вооруженных Сил РФ. Ведь финансовое обеспечение Вооруженных Сил РФ неразрывно состоит из следующих элементов: финансовое планирование, финансирование, получение и хранение денежных средств, расходование денежных средств, учет и отчетность, финансовый и хозяйственный контроль. Главным направлением финансового контроля является изучение хозяйственных процессов и операций с позиции законности, достоверности, эффективности, экономической целесообразности расходования бюджетных средств, а так же обеспечения сохранности имущества. Финансовый контроль происходит из недр бухгалтерского учета, синтезировав его достижения и вобрав в себя специфические знания анализа финансово-экономической и хозяйственной деятельности, финансов, права, других экономических и юридических отраслей, он может полноправно выступает как отдельная отрасль научных знаний, имеющая свой предмет, метод и специфические методические приемы исследования.

Само понятие финансовый контроль в Министерстве обороны выступает как деятельность органов государственной власти и государственного управления, командования и финансовой службы Министерстве обороны по систематической проверке и анализу состояния финансово-экономической и хозяйственной деятельности в целях достижения законности и наибольшей эффективности расходования денежных средств, выделяемых на оборону страны. В данной дипломной работе подчеркнута главенствующая роль ревизии как наиболее эффективной и действенной формы последующего финансового контроля и основной составляющей деятельности специальных контрольных органов. Контрольно-ревизионная работа является общей формой практической реализации последующего финансового контроля потому, что контрольно-ревизионная работа представляет систему мероприятий по организации и проведению ревизий и проверок, координацией, использованием рациональных и действенных форм и методов финансового и хозяйственного контроля, учётом результатов и предоставлением установленной отчётности, обобщением и реализацией результатов ревизий и проверок, изучением, обобщением и распространением опыта, организацией специальной подготовки инспекторского состава.

Актуальность  темы исследования заключается в организации и проведении последующего финансового контроля, использовании наиболее эффективных форм и методов контроля, его постоянном совершенствовании и адаптации к современным условиям функционирования рынка. Систематическое повышение эффективности использования бюджетных средств и государственного имущества является непременным условием осуществления финансово-экономической и хозяйственной деятельности государственных предприятий всех типов, в том числе и воинских частей1.

Необходимость углубленного исследования теоретических  и практических аспектов организации и проведения государственными и ведомственными органами последующего финансового контроля, как неотъемлемого элемента процесса управления, а в частности результатом, которого является эффективное использование материальных и финансовых ресурсов, а также разработки направлений совершенствования методик проведения ревизий и проверок в изменяющихся социально-экономических условиях.

Целью дипломной работы является рассмотрение последующего финансового контроля, как неразрывной части процесса управления, определить и отобразить практическое применение наиболее эффективных и действенных форм и методов последующего финансового контроля за использованием материальных и денежных средств.

Для достижения поставленной цели и наиболее полного  раскрытия актуальности указанной  проблематики необходимо определить следующие  задачи:

  1. рассмотреть исторические аспекты становления и развития последующего финансового контроля, как неотъемлемого элемента целостной системы финансового  контроля на примере Вооруженных Сил России. Опираясь на исторический опыт функционирования финансового контроля в Русской Армии, Вооруженных Силах СССР можно проследить специфику его организации, проведения и отражения результатов, какие существенные преобразования он претерпевал в своем развитии  и как совершенствовался. С помощью ретроспективного анализа истории развития финансового контроля, можно дать объективную оценку в настоящие время и показать дальнейшие пути совершенствования финансового контроля.
  2. необходимо рассмотреть организацию и проведение последующего финансового контроля субъектами контроля через призму действующего законодательства. Раскрыть специфические формы и методы последующего финансового контроля и его функционирование в современных условия.
  3. рассмотрение направлений дальнейшего совершенствования последующего финансового контроля на примере проблем его проведения и предлагаемых путей их решения.

Объектом  исследования выступает последующий финансовый контроль, проводимый государственными органами контроля и  соответствующими начальниками (командирами) через финансово-экономические органы, в системе ведомственного финансового контроля Вооруженных Сил.

Предметом исследования является организация контрольно-ревизионных органов, их структура и задачи, а также организация и проведение ревизий и проверок и направления его совершенствования.

Методологической  основой дипломной работы явились научные труды по проблемам финансового контроля и нормативно-правовые акты Российской Федерации. В процессе исследования использованы также практические материалы контрольно-ревизионной работы войск.

В ходе исследования применялись общенаучные методы познания (обобщение, группировка, анализ, синтез и систематизация).

Научная новизна работы состоит в следующем:

  1. в результате изучения недостатков в организации последующего финансового контроля предложен вариант организации системы государственного и ведомственного финансового контроля на современном этапе развития экономических отношений на примере Министерства обороны Российской Федерации;
  2. предложена система организации системы государственного аудита и координации действий государственных, ведомственных контрольно-ревизионных органов, что приведет к более целенаправленному проведению ревизии и как следствие эффективному использованию бюджетных ресурсов.
  3. предложен вариант решения комплектования кадров государственными аудиторами из числа специально подготовленных ревизоров по системе международных стандартов и имеющих специальный государственный аттестат бюджетного аудитора.

Практическая  значимость выполненного исследования заключается в возможности использования основных положений и выводов:

    1. для разработки государственных и замены морально устаревших ведомственных нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок и организацию проведения последующего финансового контроля;
    2. при проведении организационных мероприятий по совершенствованию системы государственного финансового контроля в Российской Федерации;

Структура и объем дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка литературы и приложений. Основной текст изложен на 83 листах компьютерного текста. Список литературы включает в себя 38 наименований. Объем приложений – 27 страниц.

    1. Исторические аспекты финансового контроля в России и его ретроспективный анализ

 

    1. Исторические аспекты осуществления финансового контроля (с эпохи Петровских преобразований и до первой мировой войны)

Для истинного  понимания сущности финансового  контроля, его роли и места как  самостоятельной отрасли научных  знаний и исследований воспользуемся ретроспективным анализом и обратимся к истории финансового контроля, где приоритетное место отводится ревизиям и проверкам.

Исторические  корни финансового контроля в  Вооруженных Силах восходят к  эпохе Петра I. С созданием регулярной армии и организации финансового обеспечения требовалось решить непростую проблему контроля за военными расходами. Необходимо было организовать целостную систему финансового контроля и определить новые государственные и армейские контрольные органы. Необходимость организации финансового контроля за государственными расходами на армию диктовалась следующими обстоятельствами: во-первых, ростом военных расходов, во-вторых, финансированием их за счет средств государственной казны, в-третьих, множеством случаев казнокрадства и растраты материальных и денежных средств, в-четвертых, отсутствием у командиров и начальников теоретических знаний в части рационального расходования материальных и денежных средств.

Контроль за расходами военного ведомства уже  начиная с эпохи Петра подразделился на ведомственный (внутренний) и внешний. [26, c. 45]

Ведомственный финансовый контроль проводился, с одной стороны, непосредственно должностными лицами (комиссаром, фискалом полка и специально создаваемыми комиссиями) или общественностью полка (офицеры полка), с другой — вышестоящими учреждениями. Полк являлся низовым войсковым звеном осуществляющим непосредственное расходование денежных и материальных средств выделенным на обеспечение функционирования войск. В полку в  той или иной форме принимал участие в контроле почти весь личный состав полка. Он осуществлялся офицерами полка, комиссаром и фискалом полка и специально создаваемыми комиссиями. (приложение 1)

 Офицеры полка обязательно принимали участие в сборе налоговых поступлений, они расписывались в книгах финансового учета за получение полком денежных сумм, за их расходование, подтверждая тем самым хозяйственные операции полка. Без участия офицеров командир полка не имел права отдавать распоряжений по хозяйственной части полка. Однако с введением в действие «Устава воинского о должности генерала-фельдмаршала и всего генералитета и прочих чинов, которые при войске подлежат быть, и оных воинских делах и поведения, что каждому знать должно» от 30 марта 1716 года Петром I, постепенно контрольные функции офицеров полка сокращаются, усаливается единоначалие командира. Законодательно закрепляется ответственность конкретных должностных лиц виновных в расточительстве и воровстве.

Информация о работе Проблемы проведения государственного и ведомственного финансового контроля и пути их разрешения