Введение. В Российской 
Федерации  создание и функционирование 
коммерческих банков, правовое регулирование банковской 
деятельности основывается на Федеральном 
Законе "О банках и банковской деятельности", 
Федеральном Законе "О Центральном 
банке Российской Федерации", Конституции 
РФ и других Федеральных Законах, нормативных 
актах Банка России.
В настоящее время  коммерческие банки представляют 
собой один из важнейших элементов национальной 
экономики. Коммерческие банки действуют 
на основании Устава, который принимается 
его участниками.
Место прохождения производственной 
практики – отдел кредитования Саратовского 
филиала ОАО КБ «Мастер-Банк».
Основной целью производственной практики 
является закрепление, расширение и систематизация 
знаний, полученных в процессе обучения, 
приобретение профессиональных навыков, 
необходимых для последующего выполнения 
должностных обязанностей.
       1. Общая характеристика предприятия. 
ОАО «Мастер-Банк» работает с 1992 года.  
На сегодняшний день, Мастер-Банк – это 
универсальный банк, который предоставляет 
множество услуг при обслуживании и корпоративных 
клиентов, и частных лиц.  Его уставной 
капитал на 17.10. 2011 года составлял 3 392 545 
тыс. рублей.
С момента основания банк сформировал 
большую сеть дополнительных офисов 
и филиалов, сконцентрированных 
в самых перспективных и выгодных  экономических 
регионах России – Центральном, Сибирском, 
Северо – Западном и Южном федеральных 
округах.
Мастер-Банк имеет очень широкую 
сеть банкоматов в стране. Их количество 
равняется 3000 штукам, 800 из них  — банкоматы 
с возможность проведения операций не 
только в рублях, но и в валютах других 
стран (долларах США, евро, японских иенах 
и многих других)
Банк есть членом международных 
платежных систем VISA International  и MasterCard 
International.
Мастер-Банк  также сформировал 
достаточно обширную корреспондентскую 
сеть, состоящую из ведущих банков Америки, 
Европы и стран СНГ. О международном признании 
говорит и полученная банком престижная 
награда International Star for Leadership in Quality за успехи 
в бизнесе.
 
  - Предприятие (организация) как открытая система. В данном разделе студент 
  должен в виде схемы показать модель анализируемого 
  предприятия (организации) как открытой 
  системы, т.е. сформировать входы в систему, 
  преобразовательные процессы и выходы 
  из системы. Целесообразно оценить экономический 
  потенциал рассматриваемого предприятия 
  (организации), т.е. показать состав персонала 
  (человеческий капитал), структуру основного 
  и оборотного капитала, информационное 
  обеспечение предприятия.
 
При оценке информационной системы 
предприятия целесообразно охарактеризовать 
внутренние и внешние каналы передачи 
информации на предприятии. Виды информации 
используемые предприятием: плановая, 
контрольная, учетная, аналитическая.
Материально-техническая база информационной 
деятельности на предприятии: применяемые 
технические средства сбора, накопления, 
обработки и передача информации: автоматизированная 
обработка и выдача текстовой информации; 
программное обеспечение, создание использование 
банков данных; обеспечение копировальными 
устройствами, телексами, всеми средствами 
связи и коммуникацией.
 
  - Организационная структура управления предприятием (организацией). 
 
. Содержание 
и структура системы органов 
внутреннего контроля.
2.1. Внутренний 
контроль в соответствии с 
полномочиями, определенными Уставом 
и внутренними документами Банка, осуществляют:
2.1.1. органы управления 
Банка: Общее собрание акционеров, 
Совет директоров Банка, Правление 
Банка, Председатель Правления 
Банка;
2.1.2. ревизионная комиссия (ревизор);
2.1.3. главный бухгалтер (его заместители);
2.1.4. руководитель (его заместители) 
и главный бухгалтер (его заместители) 
филиалов Банка;
2.1.5. подразделения 
и сотрудники Банка, осуществляющие 
внутренний контроль в соответствии 
с полномочиями, определяемыми внутренними документами Банка, включая:
2.1.5.1. Управление 
внутреннего контроля, осуществляющее 
деятельность в соответствии 
с утвержденным Советом директоров 
Положением об Управлении внутреннего 
контроля;
2.1.5.2. ответственного 
сотрудника по противодействию 
легализации (отмыванию) доходов, 
полученных преступным путем, и финансированию 
терроризма.
2.1.5.3. иные структурные 
подразделения и (или) ответственные 
сотрудники Банка, не включенные 
в состав Управления внутреннего 
контроля, полномочия которых  
определены внутренними документами Банка, 
к которым относятся:
  - контролер профессионального участника рынка ценных бумаг - ответственный сотрудник, осуществляющий проверку соответствия деятельности Банка, как профессионального участника рынка ценных бумаг, требованиям законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
 
  - ответственный сотрудник по правовым вопросам – сотрудник, отвечающий за проверку соблюдения нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций при осуществлении Банком деятельности в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг, Устава и внутренних документов Банка.
 
  - 3.  Порядок и процедуры осуществления внутреннего контроля
 
  - 3.1. Процедуры осуществления внутреннего контроля Банка включают в себя реализацию следующих направлений системы внутреннего контроля:
 
  - 3.1.1. контроль со стороны органов управления Банка за организацией деятельности Банка;
 
  - 3.1.2. контроль за функционированием системы управления банковскими рисками и оценка банковских рисков;
 
  - 3.1.3. контроль за распределением полномочий при совершении банковских операций и других сделок;
 
  - 3.1.4. контроль   за   управлением   информационными   потоками   (получением   и   передачей информации) и обеспечением информационной безопасности;
 
  - 3.1.5. мониторинг     системы     внутреннего     контроля     —     постоянное     наблюдение     за функционированием системы внутреннего контроля в целях оценки степени ее соответствия задачам деятельности Банка, выявления недостатков, разработки предложений и осуществления контроля за реализацией решений по совершенствованию системы внутреннего контроля Банка.
 
  - 3.2. Порядок осуществления внутреннего контроля устанавливается 
  внутренними документами Банка.
 
  - 4. Контроль со стороны органов управления Банка за организацией деятельности Банка
 
  - Органы управления Банка обеспечивают принятие внутренних документов по основным вопросам, связанным с осуществлением внутреннего контроля, предусмотренным нормативными актами Банка России, а также по иным вопросам, которые Банк сочтет необходимыми с учетом условий деятельности, включая, в том числе объем и характер операций, виды и уровень банковских рисков, иные обстоятельства.
 
  - По решению органов управления Банка может быть принято решение о проведении Управлением внутреннего контроля внеплановой проверки структурного подразделения Банка.
 
  - Органы управления Банка обязаны исключить в процессе осуществления своей деятельности принятие правил и/или осуществление практики, которые могут стимулировать совершение действий, противоречащих законодательству Российской Федерации, целям внутреннего контроля.
 
  - В целях осуществления внутреннего контроля органы управления Банка принимают решения по следующим вопросам:
 
  - 4.1. Совет директоров:
 
  - 4.1.1. создание и обеспечение функционирования эффективного внутреннего контроля;
 
  - 4.1.2. регулярное рассмотрение эффективности внутреннего контроля и обсуждение с Правлением и Председателем Правления вопросов организации 
  внутреннего контроля и мер по повышению 
  его эффективности;
 
  - 4.1.3. рассмотрение документов по организации системы внутреннего контроля, подготовленных Правлением и Председателем Правления, Управлением внутреннего контроля, ответственным сотрудником (структурным 
  подразделением) по противодействию легализации 
  (отмыванию) доходов, полученных преступным 
  путем, и финансированию терроризма, иными 
  структурными подразделениями и аудитором 
  Банка;
 
  - 4.1.4. принятие мер, обеспечивающих оперативное выполнение Правлением 
  и Председателем Правления рекомендаций 
  и замечаний Управления внутреннего контроля, 
  аудитора и надзорных органов;
 
  - 4.1.5. своевременное осуществление проверки соответствия внутреннего контроля характеру, масштабам и условиям деятельности Банка в случае их изменения;
 
  - 4.1.6. установление порядка выявления и контроля за областями потенциального конфликта интересов, проверка должностных обязанности руководителей Банка, главного бухгалтера, их заместителей с тем, чтобы исключить возможность сокрытия ими противоправных 
  действий;
 
  - 4.1.7. осуществление непосредственного контроля и руководства за деятельностью Управления внутреннего контроля;
 
  - 4.1.8. утверждение планов проверок Управления внутреннего контроля и назначение внеплановых проверок участков деятельности Банка;
 
  - 4.1.9. рассмотрение и утверждение раз в полгода отчета Управления внутреннего контроля;
 
  - 4.1.10. принятие решения о предоставлении в распоряжение независимых аудиторов документов о проведенных проверках и рабочих материалов Управления внутреннего контроля.
 
. Контроль 
за управлением информационными 
потоками (получением и передачей 
информации) и обеспечением информационной 
безопасности.
7.1. Информация по направлениям деятельности 
Банка должна быть своевременной, надежной, 
доступной и правильно оформленной.
Информация о Банке 
состоит из сведений о деятельности 
Банка и его результатах, данных 
о соблюдении      установленных      
требований      нормативных      
правовых      актов,      
стандартов саморегулируемых организаций 
при осуществлении деятельности в качестве 
профессионального участника рынка ценных 
бумаг, Устава и внутренних документов 
Банка, а также из сведений о событиях 
и условиях, имеющих отношение к принятию 
решений.
Информация представляется 
по форме, установленной законодательством с учетом потребностей 
конкретного получателя (органов управления 
Банка, подразделений, сотрудников Банка).
7.2. Порядок контроля за управлением информационными 
потоками (получением и передачей информации)  
и обеспечением информационной безопасности   
устанавливается    внутренними документами 
Банка с учетом положений настоящего Порядка 
и распространяется на все направления 
его деятельности.
7.3. Внутренний    контроль   
за   автоматизированными    
информационными    системами  
и техническими средствами состоит из 
общего контроля и программного контроля:
  - общий   контроль   автоматизированных   информационных   систем   предусматривает контроль компьютерных систем (контроль за главным  компьютером, системой клиент-сервер и рабочими местами конечных пользователей и т.д.), проводимый с целью обеспечения бесперебойной и непрерывной работы;
 
  - общий   контроль   состоит   из   осуществляемых   Банком   процедур   резервирования (копирования) данных и процедур восстановления функций автоматизированных информационных систем,   осуществления    поддержки    в   течение   времени  использования автоматизированных информационных систем, включая определение правил приобретения, разработки и обслуживания (сопровождения) программного обеспечения, порядка осуществления контроля за безопасностью 
  физического доступа; 
  - программный   контроль   осуществляется   встроенными   в   прикладные   программы автоматизированными      процедурами,      а     также      выполняемыми      вручную  процедурами, контролирующими обработку банковских операций и других сделок (контрольное редактирование, контроль логического доступа, внутренние процедуры резервирования и восстановления данных и т.п.).
 
7.4. Банк устанавливает 
правила управления информационной деятельностью, 
включая порядок защиты от несанкционированного доступа 
и распространения конфиденциальной информации, 
а также от использования конфиденциальной 
информации в личных целях.
7.5. Банк   разрабатывает   планы   
действий   на   случай   
непредвиденных   обстоятельств   
с использованием дублирующих (резервных) 
автоматизированных систем и (или) устройств, 
включая восстановление    критических    
для    деятельности    
Банка    систем,    поддерживаемых    
внешним поставщиком (провайдером) услуг.  
Порядок проверки этих планов в части 
их выполнимости  в случаях    
возникновения    непредвиденных   
обстоятельств,    а   также    
перечень    непредвиденных обстоятельств, в отношении которых разрабатываются 
планы действий, определены внутренними 
документами Банка.
Контроль 
за распределением полномочий 
при совершении банковских операций и 
других сделок.
6.1. Порядок распределения 
полномочий между подразделениями 
и сотрудниками при совершении банковских 
операций и других сделок устанавливается 
внутренними документами Банка и включает, 
в том числе такие формы (способы) контроля, 
как:
  - проверки, осуществляемые органами управления путем запроса отчетов и информации о результатах деятельности структурных подразделений, разъяснений       руководителей соответствующих подразделений в целях выявления недостатков контроля, нарушений, ошибок;
 
  - ежедневный контроль, осуществляемый руководителями структурных подразделений посредством проверки отчетов о работе подчиненных им сотрудников;
 
  - материальный (физический) контроль, осуществляемый путем проверок ограничений доступа к материальным ценностям, пересчета материальных ценностей (денежной наличности, ценных   бумаг   в   документарной   форме   и   т.п.),   разделения   ответственности за хранение и использование материальных ценностей, обеспечение    охраны    помещений    для    хранения материальных ценностей;
 
  - поверка соблюдения установленных лимитов на осуществление банковских операций и других   сделок   
  путем   получения   соответствующих   
  отчетов   и   сверки   с   
  данными   первичных документов;
 
6.1.5. согласование с соответствующими 
руководителями структурных подразделений 
порядка совершения   банковских   операций    
и   других   сделок,    превышающих 
установленные   лимиты;   доведение 
руководителями структурных подразделений указанной информации до сведения органов 
управления Банка, а также надлежащее 
отражение указанных операций и сделок 
в бухгалтерском учете и отчетности;
6.1.6. проверка соблюдения порядка совершения 
(процедур) банковских операций и других 
сделок, выверка  счетов, информирование  
соответствующих  руководителей     
Банка    (его подразделений) о 
выявленных нарушениях, ошибках и недостатках;
6.1.7. обеспечение   распределения  
должностных   обязанностей   
сотрудников   Банка   таким 
образом, чтобы исключить конфликт интересов 
(противоречие между имущественными и 
иными интересами  Банка  и  (или)  
его  сотрудников и (или)  клиентов,   
которое  может  повлечь  за  собой неблагоприятные  
последствия для  Банка  и  (или)  его  
клиентов)  и  условия  его  возникновения, 
совершение   преступлений   
и   осуществление   иных   
противоправных  действий   при   
совершении банковских операций и других сделок, 
а также предоставление одному и тому 
же подразделению или сотруднику права:
  - совершать банковские операции и другие сделки и осуществлять их регистрацию и (или) отражение в учете;
 
  - санкционировать выплату денежных средств и осуществлять (совершать) их фактическую выплату;
 
  - проводить операции  по счетам  клиентов   Банка  и  счетам,  отражающим  собственную финансово-хозяйственную деятельность Банка;
 
  - предоставлять консультационные и информационные услуги клиентам Банка и совершать операции с теми же клиентами;
 
  - оценивать достоверность и полноту документов, представляемых при выдаче кредита, и осуществлять мониторинг финансового состояния заемщика;
 
  - совершать действия в любых других областях, где может возникнуть конфликт интересов.
 
6.2. В Банке установлен 
порядок выявления и контроля 
за областями потенциального 
конфликта интересов, проверки 
должностных обязанностей сотрудников, 
занимающих должности, предусмотренные частью 3 
статьи 11.1 Федерального закона «О банках 
и банковской деятельности» от 02 декабря 
1990г. №395-1, а также иных сотрудников Банка, 
с тем, чтобы исключить возможность сокрытия 
ими противоправных действий.
 
7. Контроль 
за управлением информационными 
потоками (получением и передачей информации) 
и обеспечением информационной безопасности.
7.1. Информация по направлениям деятельности 
Банка должна быть своевременной, надежной, 
доступной и правильно оформленной.
Информация о Банке состоит из сведений о деятельности 
Банка и его результатах, данных о соблюдении      
установленных      требований      
нормативных      правовых      
актов,      стандартов саморегулируемых 
организаций при осуществлении деятельности 
в качестве профессионального участника 
рынка ценных бумаг, Устава и внутренних 
документов Банка, а также из сведений 
о событиях и условиях, имеющих отношение 
к принятию решений.