Электронное правительство РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:47, реферат

Описание работы

Нормативный подход трактует право как совокупность охраняемых государством норм. Таким образом, основной акцент делается на нормативности права, его формальной определенности и обеспеченности государственным принуждением. Нормативный подход базируется на теории позитивного права, которая отождествляет право и закон, и считает, что свои права человек получает не от абстрактной природы, а в силу закрепления этих прав в законе.

Файлы: 1 файл

almaz.docx

— 39.43 Кб (Скачать файл)

 
 
В современной юридической науке  сложились в основном три подхода к пониманию права:  
 
Нормативный подход трактует право как совокупность охраняемых государством норм. Таким образом, основной акцент делается на нормативности права, его формальной определенности и обеспеченности государственным принуждением. Нормативный подход базируется на теории позитивного права, которая отождествляет право и закон, и считает, что свои права человек получает не от абстрактной природы, а в силу закрепления этих прав в законе. 
 
Социологический подход трактует право, как регулируемые им общественные отношения. Сторонники данного подхода считают, что право надо искать не в нормах, а в самой жизни. При этом они различают право и закон, но полагают, что норма права, взятая вне регулируемых ею общественных отношений, теряет свои регулятивные свойства. При этом подходе право рассматривается не как система абстрактных норм, а как сеть конкретных правоотношений, как нормы, фактически применяемые на практике. 
 
Философский подход связывает право с мерой свободы и справедливости. Эта позиция основывается на естественно-правовой теории, которая различает право и закон. При этом право трактуется как высшая идея представления о справедливости и свободе - извечные идеалы человечества. Если нормативные установления государства не соответствуют идеям свободы и справедливости, то они не являются правом. Отсюда различают правовые и неправовые законы. Данный подход дает ориентиры для законодателя, который при создании новых норм должен основываться на такой высокой идее о справедливости и свободе. Однако для правоприменителей обязательны нормы закона, а не права. 
 
                         2 Понятие и признаки нормы права 
 
^ Норма права - это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения общего характера, которое рассчитано на неопределенное число однотипных случаев и обращено ко всем и к каждому, оказавшимся в предусмотренной нормой жизненной ситуации. Юридическая норма — первичная клеточка права, исходный элемент его системы. Поэтому естественно, что данной норме свойственны основные черты права как особого социального явления. 
 
К признакам нормы права относят: 

  1. общеобязательность (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей);
  2. формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов);
  3. связь с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия — принуждением и стимулированием);
  4. предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права);
  5. микросистемность (она выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).

 
 
3 Логическая  структура юридической нормы 
 
Структура юридической нормы — это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. В соответствии с поставленными вопросами влогической структуре правовой нормы выделяют гипотезу ("если"), диспозицию ("то) и санкцию ("иначе"). Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны. Таких частей три: 

    1. гипотеза — элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов;

 

    1. диспозиция — элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром;

 

    1. санкция — элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными — меры наказания, так и позитивными — меры поощрения.

 
4 Закон как вид нормативно-правового  акта 
 
Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.  
 
Признаки закона: 

  • принимается только органом законодательной власти или референдумом;
  • порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;
  • должен выражать волю и интересы народа;
  • обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;
  • регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

 
Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных  актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который  его принял, причем в строго оговоренном  порядке. 
 
Классификация законов может проводиться по различным основаниям: 
 
— по их юридической силе (Конституция, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов федерации); 
 
— по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом); 
 
— по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.); — по сроку действия (постоянные законы и временные) и т.д. 
 
Выделяют также чрезвычайные, бюджетные, тематические, органические (кодификационные) и иные законы. 
 
Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования.

 
5 Правовой обычай 
 
Правовой обычай - это придание официальной юридической силы действующему в обществе простому, неправовому обычаю, путем использования его для решения конкретного дела в правоприменительном государственном органе (например, в суде). 
 
Отличие правого обычая и судебного прецедента в том, что используется уже известный обычай. Форма выражения - судебное решение. Каждый раз этот обычай нуждается в своем подтверждении (суд ссылается не на решении предыдущего суда, а на соответствующий обычай). Этот источник права имеет субсидиарное (дополняющее) значение. Правовые обычаи имеют наибольшее распространение в гражданском, семейном, аграрном праве, а также в международном праве, в частности, во внешнеторговом обороте.  
 
Обычаи как бы восполняют отсутствие в законодательстве той или иной нормы. Существуют правовые системы, где роль правового обычая и вообще обычаев достаточно велика. К ним относится обычное право африканских государств, где обычаями регулируются брачно-семейные, земельные отношения и отношения в области наследования. Эти традиционные отношения и в наши дни регулируются нормами обычного права, а судебные органы решают такого рода споры на основе местных обычаев, придавая им юридический, государством защищенный характер.

 
6 Нормативный договор 
 
Нормативный договор - соглашение между сторонами направленное на установление официальных юридических правил.  
 
Например, международный договор, коллективный договор между хозяином (предпринимателем) и наемными работниками в лице их профсоюза. Договоры нормативного содержания - это соглашения между субъектами, которые добровольно закрепляют взаимные права и обязанности и обязуются их соблюдать. Подобные соглашения служат основой для принятия других нормативных правовых актов. Такие договоры получили распространение в трудовом праве при заключении контрактов между работодателем и работником, в международном праве. 

 
7 Понятие, принципы и виды  правотворчества 
Понятие: 
 
Правотворчество — это деятельность, (прежде всего) государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. 
 
Принципы: 

  1. научность;
  2. профессионализм;
  3. законность; 
  4. демократизм; 
  5. гласность; 
  6. оперативность.

 
Виды правотворчества: 
 
В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды как: 

  1. непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума;
  2. правотворчество государственных органов;
  3. правотворчество отдельных должностных лиц;
  4. правотворчество органов местного самоуправления.
  5. локальное правотворчество;
  6. правотворчество общественных организаций.

 
В зависимости от значимости правотворчество делится на: 

    1. законотворчество - правотворчество высших представительных органов — парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой);

 

    1. делегированное правотворчество - нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа);

 

 

    1. подзаконное правотворчество - здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам (президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления). Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах. Кроме всего прочего подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Законотворческий процесс — главная составная часть правотворческого процесса. Именно принятие законов, прежде всего, характеризует данный процесс в целом. 

 
Законотворчество — сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие  стадии: 

  • законодательная инициатива;
  • обсуждение законопроекта;
  • принятие закона; 
  • опубликование закона; 

 
 
8 Действие нормативных актов  во времени, в пространстве  и по кругу лиц. 
 
Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Нормативные правовые акты вступают в силу, как правило, с момента его принятия, с момента, установленного в самом нормативном правовом акте (в этих двух случаях момент вступления в силу определяется в одной из статей акта) и по истечении общего для всех нормативных правовых актов заранее установленного срока (как правило, через десять дней после официального опубликования. В этом случае в самом акте дата его вступления в силу не указывается). 
 
Отсчет времени вступления в силу нормативного правового акта важно для соблюдения такого правила, как презумпция знания закона. Ведь незнание закона не освобождает от ответственности. Существует общее правило, что все нормативные правовые акты действуют только на будущее. Однако из этого правила есть исключения.  
 
Нормативные правовые акты прекращают действие во времени в следующих случаях: 

  • истечение заранее установленного срока действия, если был принят на определенный срок; 
  • отмена специальным актом правотворческого органа; 
  • если по предмету данного акта принят новый акт, в котором содержатся специальные статьи об отмене предыдущего акта. Иногда происходит фактическая отмена полностью или частично путем издания нового акта по данному вопросу без указания в его тексте об отмене старого.

 
Закон обратной силы не имеет, то есть он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу. Придание закону обратной силы возможно в 2-х случаях: если в самом законе об этом сказано; если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность. Нормативные акты утрачивают свою силу на следующих основаниях: 

  • по истечении срока действия акта, на который он был принят;
  • в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий;
  • на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта.

 
В пространстве нормативные правовые акты действую по-разному. Некоторые действуют на всем пространстве, находящимся под юрисдикцией государства (например, конституция, уголовный, гражданский кодексы), некоторые только на части территории (например, уставы, избирательные законы субъектов федерации, акты, принятые для совокупности территорий - например, Крайнего Севера России). 
 
Но территориальный принцип действия нормативных правовых актов не абсолютен. Некоторые из них могут иметь экстерриториальный характер. Так, нормативные правовые акты, изданные на территории одного государства, могут признаваться и действовать на территории другого и т.д. Принцип территориального действия нормативных правовых актов предопределяет и их действие по лицам. То есть предписания нормативного правового акта распространяются на всех указанных в нем субъектах, и находящихся на территории действия акта. Из этого общего правила есть исключения: 

  • лица, пользующиеся правом экстерриториальности, должны подчиняться праву страны пребывания, но к ним не могут быть применены меры государственного принуждения (санкции правовых норм) данной страны;
  • иностранцы и лица без гражданства не могут быть субъектами некоторых правоотношений.

 

Граждане и органы государства  должны подчиняться в полном объеме законам своего государства, даже если они находятся на территории иностранного государства здесь территориальное действие акта заменяется действием по лицам.

Информация о работе Электронное правительство РК