Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:47, реферат
Нормативный подход трактует право как совокупность охраняемых государством норм. Таким образом, основной акцент делается на нормативности права, его формальной определенности и обеспеченности государственным принуждением. Нормативный подход базируется на теории позитивного права, которая отождествляет право и закон, и считает, что свои права человек получает не от абстрактной природы, а в силу закрепления этих прав в законе.
В современной юридической науке
сложились в основном три подхода к
пониманию права:
Нормативный подход
трактует право как совокупность охраняемых
государством норм. Таким образом, основной
акцент делается на нормативности права,
его формальной определенности и обеспеченности
государственным принуждением. Нормативный
подход базируется на теории позитивного
права, которая отождествляет право и
закон, и считает, что свои права человек
получает не от абстрактной природы, а
в силу закрепления этих прав в законе.
Социологический подход трактуе
Философский подход
связывает право с мерой свободы и справедливости.
Эта позиция основывается на естественно-правовой
теории, которая различает право и закон.
При этом право трактуется как высшая
идея представления о справедливости
и свободе - извечные идеалы человечества.
Если нормативные установления государства
не соответствуют идеям свободы и справедливости,
то они не являются правом. Отсюда различают
правовые и неправовые законы. Данный
подход дает ориентиры для законодателя,
который при создании новых норм должен
основываться на такой высокой идее о
справедливости и свободе. Однако для
правоприменителей обязательны нормы
закона, а не права.
2 Понятие и признаки
нормы права
^ Норма права - это установленное или санкционированное
государством общеобязательное правило
поведения общего характера, которое рассчитано
на неопределенное число однотипных случаев
и обращено ко всем и к каждому, оказавшимся
в предусмотренной нормой жизненной ситуации. Юридическая норма —
первичная клеточка права, исходный элемент
его системы. Поэтому естественно, что
данной норме свойственны основные черты
права как особого социального явления.
К признакам нормы права относят:
3 Логическая
структура юридической нормы
Структура юридической нормы — это упорядоченное
единство необходимых элементов, обеспечивающих
ее функциональную самостоятельность.
В соответствии с поставленными вопросами
влогической
структуре правовой нормы выделяют
гипотезу ("если"), диспозицию ("то)
и санкцию ("иначе"). Данная структура
показывает, из каких частей состоит норма
и как они взаимосвязаны. Таких частей
три:
4 Закон как вид нормативно-
Закон — это нормативный акт, принятый
в особом порядке органом законодательной
власти или референдумом, выражающий волю
народа, обладающий высшей юридической
силой и регулирующий наиболее важные
общественные отношения.
Признаки закона:
Именно данные признаки и выделяют
закон в системе иных нормативных
актов и придают ему качество
верховенства. Изменить или отменить
закон вправе только тот орган, который
его принял, причем в строго оговоренном
порядке.
Классификация законов может проводиться
по различным основаниям:
— по их юридической силе (Конституция,
федеральный конституционный закон, федеральный
закон, закон субъектов федерации);
— по субъектам законотворчества (принятые
в результате референдума или законодательным
органом);
— по предмету правового регулирования
(конституционные, административные, гражданские,
уголовные и т.п.); — по сроку действия
(постоянные законы и временные) и т.д.
Выделяют также чрезвычайные, бюджетные,
тематические, органические (кодификационные)
и иные законы.
Нормативные акты имеют временные, пространственные
и субъективные пределы своего функционирования.
5 Правовой обычай
Правовой обычай - это придание официальной
юридической силы действующему в обществе
простому, неправовому обычаю, путем использования
его для решения конкретного дела в правоприменительном
государственном органе (например, в суде).
Отличие правого обычая и судебного прецедента
в том, что используется уже известный
обычай. Форма выражения - судебное решение.
Каждый раз этот обычай нуждается в своем
подтверждении (суд ссылается не на решении
предыдущего суда, а на соответствующий
обычай). Этот источник права имеет субсидиарное
(дополняющее) значение. Правовые обычаи
имеют наибольшее распространение в гражданском,
семейном, аграрном праве, а также в международном
праве, в частности, во внешнеторговом
обороте.
Обычаи как бы восполняют отсутствие в
законодательстве той или иной нормы.
Существуют правовые системы, где роль
правового обычая и вообще обычаев достаточно
велика. К ним относится обычное право
африканских государств, где обычаями
регулируются брачно-семейные, земельные
отношения и отношения в области наследования.
Эти традиционные отношения и в наши дни
регулируются нормами обычного права,
а судебные органы решают такого рода
споры на основе местных обычаев, придавая
им юридический, государством защищенный
характер.
6 Нормативный договор
Нормативный договор - соглашение между
сторонами направленное на установление
официальных юридических правил.
Например, международный договор, коллективный
договор между хозяином (предпринимателем)
и наемными работниками в лице их профсоюза.
Договоры нормативного содержания - это
соглашения между субъектами, которые
добровольно закрепляют взаимные права
и обязанности и обязуются их соблюдать.
Подобные соглашения служат основой для
принятия других нормативных правовых
актов. Такие договоры получили распространение
в трудовом праве при заключении контрактов
между работодателем и работником, в международном
праве.
7 Понятие, принципы и виды
правотворчества
Понятие:
Правотворчество — это деятельность, (прежде
всего) государственных
органов по принятию, изменению и отмене
юридических норм.
Принципы:
Виды правотворчества:
В зависимости от
субъектов правотворчество подразделяется
на такие виды как:
В зависимости от
значимости правотворчество делится на:
Законотворчество — сложный, неоднородный
процесс, включающий в себя следующие
стадии:
8 Действие нормативных актов
во времени, в пространстве
и по кругу лиц.
Действие нормативного акта во времени обусловлено
вступлением его в силу и утратой силы.
Нормативные правовые акты вступают в
силу, как правило, с момента его принятия,
с момента, установленного в самом нормативном
правовом акте (в этих двух случаях момент
вступления в силу определяется в одной
из статей акта) и по истечении общего
для всех нормативных правовых актов заранее
установленного срока (как правило, через
десять дней после официального опубликования.
В этом случае в самом акте дата его вступления
в силу не указывается).
Отсчет времени вступления в силу нормативного
правового акта важно для соблюдения такого
правила, как презумпция знания закона.
Ведь незнание закона не освобождает от
ответственности. Существует общее правило,
что все нормативные правовые акты действуют
только на будущее. Однако из этого правила
есть исключения.
Нормативные правовые акты прекращают
действие во времени в следующих случаях:
Закон обратной силы не имеет, то есть
он не должен распространяться на те отношения,
которые уже существовали до момента вступления
его в юридическую силу. Придание закону
обратной силы возможно в 2-х случаях: если
в самом законе об этом сказано; если закон
смягчает или вовсе устраняет ответственность.
Нормативные акты утрачивают свою силу
на следующих основаниях:
В пространстве нормативные правовые акты
действую по-разному. Некоторые действуют
на всем пространстве, находящимся под
юрисдикцией государства (например, конституция,
уголовный, гражданский кодексы), некоторые
только на части территории (например,
уставы, избирательные законы субъектов
федерации, акты, принятые для совокупности
территорий - например, Крайнего Севера
России).
Но территориальный принцип действия
нормативных правовых актов не абсолютен.
Некоторые из них могут иметь экстерриториальный
характер. Так, нормативные правовые акты,
изданные на территории одного государства,
могут признаваться и действовать на территории
другого и т.д. Принцип территориального
действия нормативных правовых актов
предопределяет и их действие по лицам.
То есть предписания нормативного правового
акта распространяются на всех указанных
в нем субъектах, и находящихся на территории
действия акта. Из этого общего правила
есть исключения:
Граждане и органы государства должны подчиняться в полном объеме законам своего государства, даже если они находятся на территории иностранного государства здесь территориальное действие акта заменяется действием по лицам.