Экономическая характеристика финансовых результатов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

В работе рассматривается анализ финансового результата на примере организации ООО «Бикинская лесная компания», период с 2012 – 2013 год.
Основными видами деятельности данной организации являются:
– оптовая торговля лесоматериалами;
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
– изучение сущности и значения учета финансовых результатов для анализа деятельности организации;
– изучение основных вопросов в изучении состава доходов и расходов организации;

Файлы: 1 файл

курсовая кхд.docx

— 131.36 Кб (Скачать файл)

  2. анализ финансовой устойчивости;

  3. анализ платежеспособности (ликвидности); 
 4. анализ необходимого прироста собственного капитала. 
 Основными методами анализа финансового состояния, которые выделяет А.Д. Шеремет, являются горизонтальный, вертикальный, трендовый, коэффициентный и факторный. В ходе горизонтального анализа определяются абсолютные и относительные изменения величин различных статей баланса за определенный период. Цель вертикального анализа - вычисление удельного веса отдельных статей в итоге баланса, т.е. выяснение структуры активов и пассивов на определенную дату. Трендовый анализ заключается в сопоставлении величин балансовых статей за ряд лет (или других смежных отчетных периодов) для выявления тенденций, доминирующих в динамике показателей. Коэффициентный анализ сводится к изучению уровней и динамики относительных показателей финансового состояния, рассчитываемых как отношения величин балансовых статей или других абсолютных показателей, получаемых на основе отчетности или бухгалтерского учета. При анализе финансовых коэффициентов их значения сравниваются с базисными величинами, а также изучается их динамика за отчетный период и за ряд смежных отчетных периодов. 
Согласно методике анализа А.Д. Шеремета финансовое положение предприятий характеризуется размещением его средств и состоянием источников их формирования.  
 Основными показателями для оценки финансового состояния являются: 
- уровень обеспеченности собственными оборотными средствами; 
- степень соответствия фактических запасов активов нормативным и величине, предназначенной для их формирования; 
- величина иммобилизации оборотных средств;

- оборачиваемость оборотных средств и платежеспособность. [35] 
 По мнению автора данной методики, важнейшим этапом анализа финансового состояния является определение наличия собственных и приравненных к ним средств, выявление факторов, повлиявших на их изменение в изучаемом периоде. Далее проводится анализ обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами.  
 В последние годы многие авторы стараются применить зарубежные методики анализа финансового состояния при оценке работы отечественных предприятий. Это приводит к необъективной оценке и противоречивым выводам. Затруднения связаны в различии методических подходов в ведении бухгалтерского учета, например: различие зарубежных и отечественного плана счетов бухгалтерского учета, а также правил составления публичной финансовой отчетности.

Таким образом, эти различия приводят к невозможности использования зарубежных методик анализа до тех пор, пока российское законодательство не согласует методическую базу бухгалтерского учета и формы финансовой отчетности с принятыми в качестве бухгалтерских стандартов за рубежом или процедуру конвертирования российского стандарта финансовой отчетности в зарубежные стандарты.

 

 

 

 

 

2.2 Методика  анализа финансовых результатов  Савицкой Г.В.

 

Согласно данной методике предметом анализа выступают причинно-следственные связи экономических явлений и процессов, раскрыв которые можно быстро рассчитать изменения основных результатов хозяйственной деятельности за счет определенных факторов, а также изменить суммы прибыли, безубыточного объема продаж, запаса финансовой устойчивости, себестоимости единицы продукции при изменении любой производственной ситуации.

Объектами анализа является формирование размещение и использование капитала, финансовые ресурсы, финансовые результаты, рентабельность, прибыль, инвестиционная деятельность, финансовое состояние, диагностика банкротства. [30]

Методика анализа финансовых результатов Савицкой Г.В. представляет анализ результатов деятельности предприятия из нескольких разделов:

анализ состава и динамики балансовой прибыли;

анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ и услуг;

анализ уровня среднереализационных цен;

анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности;

анализ рентабельности деятельности предприятия;

методика подсчета резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;

анализ распределения и использования прибыли предприятия.

В анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

При изучении динамики прибыли по методике Г.В. Савицкой учитываются информационные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VPП); ее структуры (УДi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп, характеризующих: окупаемость затрат, прибыльность продаж, доходность капитала и его частей.

Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:

Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности операционного капитала (отношение прибыли от основной деятельности к средней сумме операционного капитала).

Таким образом, преимуществом данной методики является то, что применяется метод сравнения фактических результатов предприятия с результатами прошлых лет.

А недостатком сложность восприятия методики и расчетов финансовых коэффициентов.

 

 

 

 

2.3 Методика анализа финансовых  результатов Пожидаевой Т.А.

 

Авторы методик анализа финансовых результатов имеют различное мнение по поводу формулировок целей и задач анализа. Целями анализа методики Пожидаевой Т.А. является:

- установить  степень влияния доходов и  расходов на чистую прибыль (убыток);

- выявить  тенденции изменения чистой прибыли  и всех элементов её формирования;

- выявить  резервы повышения прибыли от  продаж;

- выявить  пути увеличения доходов и  снижения расходов;

- оценить  рентабельность обычных видов  деятельности организации.

Менее детально задачи анализа представлены в методике Пожидаевой Т.А., но в общем виде отражают основные направления анализа:

1)анализ  состава и структуры доходов  и расходов организации;

2) общая  оценка структуры и динамики  чистой прибыли организации;

3) анализ  прибыли от продаж;

4) анализ  прочих доходов и расходов;

5) анализ  рентабельности обычных видов  деятельности. 

Объектами анализа по данной методике является прибыль от реализации, совокупная прибыль, объем и структура реализованной продукции, полная себестоимость реализованной продукции, цены на продукцию.

Экономисты в своих методиках используют различные показатели анализа финансовых результатов. Наиболее важными показателями, характеризующими финансовые результаты деятельности предприятия, являются следующие показатели: прибыль (убыток) от продаж; прибыль (убыток) до налогообложения; чистая прибыль (убыток) отчетного периода; рентабельность обычных видов деятельности.

Различно мнение экономистов по поводу последовательности проведения анализа. Пожидаева Т.А. рекомендует проводить анализ доходов и расходов, включающий: выявление динамики отдельных видов доходов и расходов, расчет удельного веса отдельных доходов и расходов в общей их величине, трендовый анализ доходов и расходов, проведение коэффициентного анализа;

Затем проводится анализ чистой прибыли, включающий 3 этапа: горизонтальный анализ, расчет и анализ структуры чистой прибыли в отчетном и предыдущем периоде, расчет и оценка изменений в структуре чистой прибыли. Затем проводится факторный анализа прибыли от продаж, анализ прочих доходов и расходов, анализ рентабельности. [29]

 

2.4 Сравнительная характеристика  основных методологических направлений  анализа финансовых результатов

 

Рассмотрим, как достигаются поставленные задачи на основе методик  анализа финансовых результатов Шеремета А.Д., Савицкой Г.В., Пожидаевой Т.А.

Все авторы выделяют анализ финансовых результатов как одно из важных направлений экономического анализа деятельности предприятия и предлагают анализ начинать с общей оценки динамики величины и состава показателей прибыли. Информация, содержащаяся в отчете о финансовых результатах, позволяет проанализировать финансовые результаты, полученные от всех видов деятельности предприятия, установить структуру прибыли.

Основными источниками информации анализа финансовых результатов являются данные бухгалтерского учёта и бухгалтерской (финансовой) отчётности. Из форм бухгалтерской отчётности используют:

–Бухгалтерский баланс (Приложения В), где отражаются нераспределённая прибыль или непокрытый убыток отчётного и прошлого периодов (раздел III пассива).

– Отчёт о финансовых результатах  (Приложения Г), составляется за год и по внутригодовым периодам. Он является главным источником информации о формировании и использовании прибыли.

Приступая к анализу финансовых результатов, следует различать:  прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и чистую прибыль (нераспределенную прибыль) отчетного периода.

Характеризуя финансовые результаты суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности, авторы проводят анализ составляющих прибыли, определяют влияние факторов и выявляют резервы получения дополнительной суммы прибыли.

По мнению Савицкой Г.В. при анализе прибыли следует учитывать следующие факторы:

– объем продаж;

– среднепродажные цены переменных затрат на единицу продукции;

– постоянные затраты отчетного периода;

– структура проданной продукции.

На прибыль от продаж с позиции Пожидаевой Т.А. оказывает влияние следующие основные факторы:

– объем продаж;

– структура продаж;

– цены на продаваемые продукцию, работы, услуги;

– уровень затрат, включенных в себестоимость продукции (их рост приводит к уменьшению прибыли в том же размере).

Система показателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные, но и относительные показатели эффективности хозяйствования. К ним относятся показатели рентабельности. Рассчитываются и анализируются общая рентабельность работы предприятия, рентабельность продукции и капитала. Чем выше уровень рентабельности, тем выше эффективность хозяйствования предприятий как самостоятельных товаропроизводителей.

Для более удобного сравнения трех методик анализа финансовых результатов данные занесем в таблицу, в которой определим сходства и различия, рассматриваемые разными авторами (Таблица 2).

 

Таблица 2 – Сравнительная характеристика основных методологических направлений анализа финансовых результатов различных авторов

 

Направление анализа

Шеремет А.Д.

Савицкая Г.В.

Пожидаева Т.А.

1

2

3

4

Анализ доходов и расходов

+

+

Анализ уровня и динамики финансовых результатов

+

+

+

Факторный анализ показателей прибыли

+

+

+

Влияние инфляции на финансовые результаты

+

+

Анализ качества прибыли

+

+

Анализ показателей рентабельности

+

+

+

Анализ безубыточности

+

+

Прогнозирование и оптимизация прибыли

+

Анализ использования прибыли

+

+




 

Наиболее полной методикой является методика А.Д. Шеремета. Но в ней факторный анализ прибыли сводится к корректировке Отчета о финансовых результатах на величину инфляции, а также значения уровня продаж, закладываемого в расчетную цену изделия. По этой методике рассчитывается приток денежных средств и ожидаемая сумма прибыли с учетом индексов инфляции, в результате чего применить ее для широкого пользования представляется весьма сложным из-за привлечения дополнительной информации, не находящей отражение в бухгалтерской отчетности.

Информация о работе Экономическая характеристика финансовых результатов