Экономическая характеристика финансовых результатов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

В работе рассматривается анализ финансового результата на примере организации ООО «Бикинская лесная компания», период с 2012 – 2013 год.
Основными видами деятельности данной организации являются:
– оптовая торговля лесоматериалами;
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
– изучение сущности и значения учета финансовых результатов для анализа деятельности организации;
– изучение основных вопросов в изучении состава доходов и расходов организации;

Файлы: 1 файл

курсовая кхд.docx

— 131.36 Кб (Скачать файл)

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:

- изучение  возможностей получения прибыли  в соответствии с имеющимся  ресурсным потенциалом предприятия  и конъюнктурой рынка;

- систематический  контроль за процессом формирования  прибыли и изменением его динамики;

- определение  влияния как внешних, так и  внутренних факторов на финансовые  результаты и оценка качества  прибыли;

- выявление  резервов увеличения суммы прибыли  и повышение уровня доходности  бизнеса;

- оценка  работы предприятия по использованию  возможностей увеличения прибыли  и рентабельности;

- выработка  рекомендаций по повышению эффективности  системы управления прибылью. [23]

 

 

 

 

 

 

1.3 Основные  показатели прибыли и рентабельности

 

Известно довольно большое количество разновидностей прибыли, что предопределяется различиями в алгоритмах ее расчета и используемых оценках факторов ее формирования.

Н.Н. Илышева выделяет  два существенно различающихся подхода деления прибыли  с условными названиями:

– экономический;

– бухгалтерский.

 По  первому подходу прибыль представляет  собой приращение интересов инвесторов,  собственников, произошедших за  отчетный период, пользуясь рыночными  оценками (внешними по отношению  к организации и достаточно  объективными). Расчет прибыли делается  по данным рынка (например, прибыль  – это разница в рыночной  капитализации организации на  начало и на конец года).

По второму подходу прибыль – это разница между доходами и расходами организации, признанными и отнесенными к отчетному периоду. Бухгалтеры весьма осторожно относятся к рыночным оценкам, они не считают их абсолютно реальными, в них могут присутствовать  спекулятивные рыночные ожидания и нереализованные доходы и расходы. [27]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На рисунке 1 показана модель формирования чистой прибыли.

 

 

Рисунок 1 – Модель формирования чистой прибыли

 

 

По данным Отчета о финансовых результатах все показатели прибылей (убытков) А.Д. Шеремет разделяет на три группы [34]:

1.Прибыль по обычным видам деятельности:

  • валовая прибыль (выручка от продаж – себестоимость проданной продукции);
  • прибыль от продаж (валовая прибыль – коммерческие расходы – управленческие расходы).

2. Прибыль  от прочих операций:

  • прибыль от финансовых операций (проценты к получению + проценты к уплате + доходы от участия в других организациях);
  • сальдо прочих доходов и расходов (прочие доходы – прочие расходы);

3. Сводные  показатели прибылей:

  • прибыль от прочих операций (прибыль от финансовых операций + сальдо прочих доходов и расходов);
  • прибыль до налогообложения (прибыль от продаж + прибыль от прочих операций);
  • чистая прибыль (прибыль до налогообложения + отложенные налоговые активы – отложенные налоговые обязательства – текущий налог на прибыль);
  • нераспределенная прибыль (чистая прибыль – начисленные дивиденды). 

Г.В.Савицкая  использует следующие показатели прибылей [30]:

–маржинальная (валовая) прибыль – разность между выручкой нетто и прямыми производственными затратами продаж. Данный показатель используется в расчетах ряда показателей для управления затратами;

–операционная прибыль (прибыль от продаж) – разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными затратами;

–общая сумма брутто-прибыли отчетного года по всем видам деятельности организации (прибыль до налогообложения);

–налогооблагаемая прибыль;

–чистая прибыль – прибыль, которая остается в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, экономических санкций;

–капитализированная (реинвестированная) прибыль – часть нераспределенной прибыли, которая направляется на финансирование  прироста активов;

– потребляемая прибыль –часть прибыли,  которая израсходована на выплату дивидендов, премии персоналу организации или на социальные программы.

Оценка изменения каждого вида прибыли имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, она помогает руководству (учредителям, акционерам) выбрать наиболее важные направления активизации деятельности предприятия.

Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия оценивается не только абсолютными, но и относительными показателями. В широком смысле слова понятие рентабельность означает прибыльность или доходность. Предприятие считается рентабельным, если результаты от продажи продукции покрывают издержки производства и образуют сумму прибыли достаточную для нормального функционирования предприятия. [11]

Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта через характеристику системы показателей. Общий их смысл – определение прибыли с одного рубля вложенного в капитал. Так как это относительные показатели, то они практически не подвержены влиянию инфляции.

Инвесторы капитала (акционеры) вкладывают в предприятие свои средства с целью получения прибыли от инвестиций, поэтому с точки зрения акционеров наилучшей оценкой результатов хозяйственной деятельности является наличие прибыли на вложенный капитал. Показатель прибыли на вложенный акционерами (собственниками) капитал, называемый рентабельностью собственного капитала (финансовая рентабельность) определяется по формуле [33]:

 

R ск = ЧП/ Ср СК * 100,                                                                            (1)

 

где    R ск – рентабельность собственного капитала,

ЧП – чистая прибыль,

СК – средняя величина собственного капитала. [33]

 

Экономический смысл данного показателя состоит в том, что он характеризует отдачу каждого рубля, вложенного в собственный капитал предприятия.

 Имея  в виду особую важность данного  показателя для оценки финансового  состояния предприятия, следует  обратить внимание на способ  его расчета.

Числитель формулы представляет собой тот конечный финансовый результат, который остается в распоряжении собственников. В ее знаменателе отражается величина капитала, предоставленного собственниками в распоряжение предприятия и включающего следующие составляющие: уставный капитал, добавочный капитал, резервы, сформированные за счет чистой прибыли, нераспределенную прибыль.

В качестве обобщающей количественной характеристики доходности деятельности организации может быть использован финансовый коэффициент, получивший название рентабельности активов. Экономический смысл показателя состоит в том, что он характеризует отдачу каждого рубля, вложенного в активы предприятия:

 

R активов = П / Ср.А * 100,                                                                      (2)

 

где    R активов – рентабельность активов,

П – прибыль (чистая прибыль, прибыль до налогообложения, прибыль от             продаж),

Ср.А – средняя величина активов.

 

В аналитических целях определяется рентабельность как всей совокупности активов, так и оборотных активов. Экономический смысл показателя состоит в том, что он характеризует отдачу каждого рубля, вложенного в оборотные активы предприятия:

 

R оа = П / Ср.ОА * 100,          (3)

 

где    R оа – рентабельность оборотных активов,

П – прибыль,

Ср.ОА – средняя величина оборотных активов.

 

По отношению прибыли и объема продаж определяется величина показателя, получившего название рентабельности продаж. Для его расчета используется формула:

 

R продаж = Прибыль / Выручка нетто от продаж  продукции * 100.  (4)

 

На базе этой формулы может быть рассчитана группа показателей рентабельности продаж, различия в расчетах которых будут связаны с выбором числителя. В качестве последнего может быть выбрана валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности или чистая прибыль. В практике анализа рассматриваемые показатели получили название промежуточных уровней доходности.

Показатели рентабельности продаж показывают, какую прибыль получает организация с каждого рубля продаж. [29]

Длительный оборот капитала делает необходимым получение большей прибыли, чтобы достичь удовлетворительных результатов. Более быстрый оборот капитала приносит те же результаты и при меньшей величине прибыли в расчете на объем проданной продукции.

Рассмотренные показатели рентабельности (таблица 1) характеризуют оценку эффективности деятельности предприятия: они свидетельствуют о доходности вложений капитала в конкретное предприятие.

 

Таблица 1 – Расчет показателей рентабельности

 

Показатель

Расчет

1

2

Рентабельность продаж по прибыли от продаж, %

R = П от продаж / ВР от продаж*100

Рентабельность продукции, %

R = П от продаж / Полная себестоимость*100

Рентабельность продаж по прибыли до налогообложения, %

R = П до налогообложения/ ВР от  продаж*100

Рентабельность продаж по чистой прибыли, %

R = П чистая / ВР от продаж*100

Рентабельность расходов, %

R = П от продаж / Себестоимость проданных услуг*100

Затраты на 1 руб. проданной продукции, руб.

З на 1руб.= Полная себестоимость / ВР от продаж

Рентабельность продаж, %

R = R продаж / З на 1руб.

Рентабельность оборотных средств, %

R = П от продаж / Ср.значение ОА*100

Рентабельность совокупных активов, %

R = П от продаж / Ср.значение СА*100

Рентабельность собственного капитала, %

R = П от продаж / Ср.значение СК*100

Рентабельность заемных средств, %

R = П от продаж / Ср.значение ЗК*100

Рентабельность производственных фондов, %

R = ЧП / Ср.значениеПФ*100

Рентабельность запасов, %

R = П от продаж / Ср.значениеЗ*100

Рентабельность инвестиций, %

R = ЧП / (Валюта баланса – Краткосрочные обязательства) *100

Рентабельность совокупных вложений капитала, %

R = (Расходы, связанные с привлечением заемных источников средств + ЧП) / Валюта баланса*100


 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что бухгалтерский учет формирования финансовых результатов чрезвычайно важен в оценке финансового состояния организации. Его достоверность и полнота способствуют достоверному формированию абсолютных, а так же расчету (на их основе) относительных, показателей финансовых результатов – прибыли и рентабельности.  Это дает нам основание для проведения качественного экономического анализа, в результате которого будут выявлены факторы, повлиявшие на изменение этих показателей, резервы роста финансовой устойчивости организации и улучшения ее финансового состояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Обзор и обоснование методик анализа финансовых результатов

 

2.1 Методика  анализа финансовых результатов  Шеремета А.Д.

 

В настоящее время существуют различные методики анализа финансовых результатов. Шеремет А.Д. приводит методику факторного анализа чистой прибыли предприятия. [33]

Важным моментом анализа является факторный анализ прибыли от продаж. По мнению Шеремета А.Д. на прибыль оказывают влияние следующие факторы:

– изменение отпускных цен на продукцию,

– изменение цен на материалы, тарифов  на энергию,

–нарушение хозяйственной дисциплины,

– увеличение объема продукции в оценке по базисной полной себестоимости,

– уменьшение объема продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции,

– уменьшение затрат на 1 руб. продукции за счет режима экономии,

– изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции.

Сумма прибыли, получаемая предприятием, обусловлена объемом продаж продукции, ее качеством и конкурентоспособностью на внутреннем и внешнем рынках, ассортиментом, уровнем затрат и инфляционными процессами, которыми неизбежно сопровождается становление рыночных отношений.

Основной целью финансового анализа по данной методике является получение наиболее информативных параметров, дающих объективную оценку финансового состояния, его прибылей убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

Объектами анализа является финансовое состояние (прибыльность, убыточность, изменение структуры активов и пассивов, расчеты с дебиторами и кредиторами), анализ финансовых результатов, анализ эффективности финансовой деятельности предприятия. [34] 

Задачи анализа финансового состояния решаются на основе исследования динамики абсолютных и относительных финансовых показателей и разбиваются на следующие аналитические блоки: 
 1.  структурный анализ активов и пассивов;

Информация о работе Экономическая характеристика финансовых результатов