Финансовый анализ в процедурах банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:56, реферат

Описание работы

Финансовый анализ применяется для исследования экономических процессов и экономических отношений, показывает сильные и слабые стороны предприятия и используется для принятия оптимального управленческого решения.
Разделяют анализ внешней финансовой (бухгалтерской) отчетности за последние 3-5 лет с целью определения будущего потенциала бизнеса на основе его текущей и прошлой деятельности.
Оценка финансового состояния может быть выполнена с различной степенью детализации в зависимости от цели анализа (цели оценки), а также различных факторов информационного, временного, методического, кадрового и технического обеспечения.

Содержание работы

Общие подходы к проведению финансового анализа 3
Особенности проведения финансового анализа при банкротстве 16
Приложение 1. 34
Приложение 2. 48

Файлы: 1 файл

Финанализ работа.docx

— 104.23 Кб (Скачать файл)
    • выявление кредиторов должника ;
    • принятие мер по обеспечению сохранности имущества должника;
    • проведение анализа финансового состояния должника;
    • представление по окончании наблюдения  в арбитражный суд  отчета о своей деятельности и сведений о финансовом состоянии должника.

Статья 70 закона   посвящена целям  и задачам проведения  анализа  финансового состояния должника и  обязанностям временного арбитражного управляющего, касающегося  результатов  его проведения. Здесь указывается, что анализ финансового состояния должника проводится в целях:

а) определения стоимости  принадлежащего должнику имущества  для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим;

б) определения  возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены  законом

в) обоснования целесообразности введения последующих процедур банкротства.

 На  основе анализа финансового состоянияI и полученных результатов по инвентаризации имущества должника, на  временного управляющего законом возлагается обязанность подготавливать предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника и  давать обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства.

Таким образом, к задачам  финансового  анализа в процедуре наблюдения, решения которых возложено законом  на временного управляющего, относятся: а) установление кредиторов и  размера  кредиторской задолженности; б) определение  стоимости и состава  принадлежащего должнику имущества; в) установление возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в  установленные  законом сроки.

Финансовое оздоровление - новая для законодательства Российской Федерации процедура банкротства, введенная федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 127 ФЗ.

Практика  применения предыдущего  закона о  банкротстве ( от 1998 г.) показала необходимость наличия процедуры банкротства, в ходе которой должник под контролем со стороны кредиторов может предпринять меры по восстановлению платежеспособности и избежать перехода во внешнее управление или конкурсное производство.

Целью финансового оздоровления является восстановление платежеспособности должника и погашение его задолженности в соответствии с утвержденным графиком. Отсюда следует, что данная процедура  относится к числу реабилитационных, способствующих сохранению  должника.

Для  процедуры финансового оздоровления ключевым является определение источников финансирования и срока, в течение которого предполагается восстановление платежеспособности должника. Для этого разрабатывается учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия и утверждается собранием кредиторов особый, имеющий юридический  статус,  документ - план финансового оздоровления. Он предусматривает способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности.

График погашения задолженности  с даты его утверждения арбитражным судом является односторонним обязательством должника погасить задолженность перед кредиторами в установленные графиком сроки. Он подписывается лицом, уполномоченным на то учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника- унитарного предприятия, а при наличии обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности- также лицами, предоставившими обеспечение.

Контроль за исполнением должником  плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности  осуществляет утвержденный арбитражным  судом  административный управляющий  Его права и обязанности по исполнению данных   контрольных  функций определены  в ст.83  . федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 127 ФЗ.. В части проведения  финансового анализа здесь определены   следующие обязанности и права административного управляющего:

  • рассматривать отчеты о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, представляемые должником;
  • представлять заключения о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности собранию кредиторов;
  • осуществлять контроль за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
  • осуществлять контроль за своевременностью и полнотой  исполнения должником требований кредиторов;
  • требовать от руководителя должника информацию о текущей деятельности должника;

принимать участие в инвентаризации имущества  должника;

При не надлежащем исполнении  плана финансового  оздоровления  или совершения действий, нарушающих права и законные интересы кредиторов, административному  управляющему предоставлено право обращаться  в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника .

В законе содержаться также норма (статья  88), определяющая условия по окончанию процедуры финансового оздоровления, в том числе,  в том числе по причине не  исполнения должником требований кредиторов на дату рассмотрения отчета должника или указанный отчет не представлен административному управляющему. В этом случае административный управляющий созывает собрание кредиторов, которое полномочно принять решение об обращении с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления  или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Таким образом, к задачам  финансового  анализа в процедуре финансового  оздоровления, решения которых возложено  законом на административного управляющего, относятся: а) оценивать ход  выполнения должником плана финансового  оздоровления и графика погашения  задолженности; б) составлять заключения для собрания кредиторов и арбитражного суда  о выполнении  должником  плана финансового оздоровления,   графика погашения задолженности  и об удовлетворении требований кредиторов; в) определять реальную возможность восстановления платежеспособности должника для перехода к внешнему управлению.

Внешнее управление- относится к реабиталитационной процедуре банкротства. Она вводится  арбитражным судом с целью восстановления платежеспособности должника. При этом платежеспособность будет считаться восстановленной при отсутствии у должника денежных обязательств и обязательных платежей, не исполненных более чем за три месяца с даты, когда они должны были быть исполнены  Иначе говоря, задачей внешнего управляющего является изыскать возможности для того, чтобы рассчитаться  или провести реструктуризацию тех обязательств, исполнение по которым просрочено более чем на три месяца.

Внешний управляющий наделен федеральным  законом «О несостоятельности (банкротстве)»  от 26 октября 2002 года № 127 ФЗ правом распоряжения имуществом должника   и осуществления  иных предусмотренных законом действий, связанных  с укреплением финансового  положения должника.

Одним из  инструментов восстановления платежеспособности должника является план внешнего управления, разработка которого возложена законом на внешнего управляющего. Планом внешнего управления  предусматриваются реабиталитационные меры, которые требуют от внешнего управляющего проведения самого тщательного финансового анализа. Речь идет о принятии и реализации следующих управленческих решений по восстановлению платежеспособности должника:

  • реструктуризация бизнеса ;
  • реструктуризация активов;
  • реструктуризация капитала;
  • реструктуризация кредиторской задолженности;
  • продажа предприятия или имущественного комплекса должника;
  • реструктуризация организационной структуры управления.

Реструктуризация  бизнеса  или перепрофилирование производства и включает в себя решения по: а)  ликвидации видов деятельности , которые с точки зрения извлечения прибыли не имеют рыночной перспективы; б) восстановлении  и развитии перспективных производств, продукция которых пользуется спросом на рынке и прибыльна; в) организация на базе рентабельных видов деятельности юридически самостоятельных предприятий с освобождением их от не свойственных им долговых обязательств; г) организации центров финансовой ответственности на приносящих прибыль производствах.

  Реструктуризация  активов должника  включает в  себя меры по: а) проведению  инвентаризации имущества и выявления  излишнего имущества и неликвидов, которые подлежат реализации  или списания с баланса предприятия ; б) сдаче в аренду не используемых  по прямому назначению активов -производственных и служебных площадей , оборудования, транспортных средств и другого ценного имущества: в) консервации имущества, которое  предназначено для использования  в особый период, например, при объявлении военного положения в стране; г) замещение активов должника путем создания на базе его имущества одного  или нескольких открытых акционерных  обществ.

      Реструктуризация капитала означает принятие решений о: а) дополнительной эмиссии акций с целью привлечения средств или обмена ценных бумаг на долги, заявленные кредиторами; б) выкупе собственных акций на вторичном рынке для получения контрольного пакета  с целью привлечения стратегического инвестора; в) конвертации ценных бумаг с целью обеспечения их реализуемости на рынке и повышения эффективности управления бизнесом; г)  увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц.

   Реструктуризация кредиторской задолженности включает в себя следующие мероприятия финансового характера: а) обоснование и  получение, предусмотренных Налоговым кодексом РФ (ст. 64, 65, 66 и 67.) налоговых льгот, в т.ч. отсрочки или рассрочки по  обязательным платежам в бюджет от одного до 12 месяцев; б) обоснование и  получение на договорных условиях в коммерческих банках отсрочки или рассрочки по просроченным кредитам, перевод краткосрочного кредита в долгосрочный кредит, погашение краткосрочной ссуды за счет оформления  нового кредита и т.п.; в) реструктуризация задолженности перед поставщиками и подрядчиками, в т.ч.  обоснование и получение отсрочки или рассрочки по погашению долга, переоформление долга в долгосрочные обязательства, обмен образовавшегося долга  на имущество или доли в уставном капитале и др.; 

   Продажа предприятия или имущественного комплекса должника с указанием минимальной цены отчуждения (ст. 110 закона), включая земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырьё, продукцию, права требования а также исключительные права должника.

    Реструктуризация организационной структуры управления предусматривает: а) внедрение функциональной, дивизионной или матричной схемы управления, обеспечивающих повышение качества    управления бизнесом; б) применение современных форм стимулирования  менеджмента; в) использование высоко производительных  информационных технологий, обеспечивающих оптимизацию процедур  управления и сокращение  административных расходов.

     Конечной  стадией процедуры внешнего управления  должником является  подготовка  и представление внешним управляющим  отчета о  результатах проделанной  работы  на рассмотрение  собрания  кредиторов и в  арбитражный  суд. Законом установлено содержание  отчета внешнего управляющего, в  котором исключительно важное  место занимают вопросы требующие для своего освещения проведения квалифицированного  анализа финансово- хозяйственной деятельности должника (ст.117). На основании выводов отчета внешнего управляющего, включающего достижение или не достижение цели процедуры внешнего управления арбитражный суд принимает решение о прекращении производства по делу о банкротстве или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Таким образом, к  задачам  финансового анализа  в процедуре внешнего управления, решения которых возложено законом  на внешнего управляющего, относятся:  разработка и реализация мер реабилитационного  характера, обеспечивающих восстановление платежеспособности должника и  удовлетворение всех требований кредиторов;  подготовка отчета о результатах внешнего управления  должником для принятия решений арбитражным судом о прекращении производства по делу о банкротстве  или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Конкурсное производство- единственная  процедура банкротства, конечным результатом которой должна быть ликвидация должника. При этом? конечно, не исключается возможность сохранения должника в следствии применения, например, мирового соглашения. В таком случае конкурсное производство будет досрочно прекращено.

Процедура ликвидации несостоятельной организации  в  ходе конкурсного производства осуществляется путем консолидации имущества должника (конкурсной массы) и последующего распределения между кредиторами денежных средств, вырученных от его продажи.

 Определение в законодательном  порядке конкретных правил проведения  конкурсного производства, формирования  конкурсной массы и очередности  ее распределения  создает  условия для охраны сторон  от неправомерных действий в  отношении друг друга в конфликтных  условиях.

Информация о работе Финансовый анализ в процедурах банкротства