Финансовое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является разработка предложений по совершенствованию системы финансового планирования ОАО «Кондитерская фабрика».
В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
1. изучить теоретические и методологические основы финансового планирования на предприятии;
проанализировать финансовое состояние ОАО «Кондитерская фабрика»;
выявить проблемы в области финансов;
разработать предложения по совершенствованию управления финансами предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Сущность, задачи и принципы финансового планирования………..7
1.2 Этапы финансового планирования……………………………………10
1.3 Методы финансового планирования……………………………….…11
1.4 DCF-Моделирование…………………………………………………….14
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Общая организационно-экономическая характеристика
2.1.1 Организационная характеристика…..………….……….…………17
2.1.2 Экономическая характеристика………………………...………….19
2.2. Анализ финансовой деятельности ОАО «Кондитерская фабрика»
2.2.1. общий анализ финансового состояния предприятия…...……….22
2.2.2. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия…....26
2.2.3. Анализ финансовой устойчивости организации…….……………30
2.2.4 Анализ деловой активности ОАО «Кондитерская фабрика»……32
2.2.5 Анализ финансовых результатов и рентабельности…….………34
2.3. Анализ системы финансового планирования предприятия..…………35
3. РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………..……………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_3kurs.doc

— 444.50 Кб (Скачать файл)

Наличие лишь одного финансового плана в большинстве случаев негативно сказывается на эффективности финансового планирования в целом. Опыт известных зарубежных компаний свидетельствует о том, что наиболее разумным является применение всей системы финансовых планов, различающихся по своим срокам и целям. [12]

 

  • 1.2 Этапы финансового планирования
  •  

        Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях производится централизованное управление, где руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализовано, ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.

    Бюджеты подразделений  должны разрабатываться не изолированно друг от друга. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетных показателей.

    В литературе о  планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх). [5, с. 168]

    По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается “сверху”, т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия. [3, с. 213]

    На практике же не целесообразно использовать только один из этих методов, поскольку планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию  бюджетов различных подразделений.

    Процесс финансового планирования включает несколько этапов:

    1. анализ финансовых показателей за предыдущий период;
    2. составление основных прогнозных документов;
    3. корректировка, увязка и конкретизация финансового плана;
    4. осуществление оперативного финансового планирования;
    5. внедрение, анализ и контроль выполнения плана.

    На первом этапе анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий – бухгалтерский баланс, отчёты о прибылях и убытках, отчёты о движении денежных средств. [8, с. 236]

    Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа  и расчёта финансовых показателей  деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Причём, сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчётности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.

    Баланс предприятия  входит в состав документов финансового планирования, а отчётный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования. [4, с. 278]

    Второй  этап предусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчёта о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.

    На третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

    На четвёртом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование. Оперативный план необходим для обеспечения финансового успеха предприятия. Он включает в себя составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.

    Завершается процесс  финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением. Контроль заключается  в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с запланированными показателями, выявлении причини следствий отклонений от плановых показателей, в разработке мер по устранению негативных явлений. [8, с. 237].

     

    1.3 Методы  финансового планирования

     

    Планирование  финансовых показателей осуществляется посредством определённых методов. Методы планирования – это конкретные способы и приёмы расчётов показателей. [8, с. 234].

    При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы:

    1. экономического анализа;
    2. нормативный;
    3. коэффициентный;
    4. балансовый;
    5. оптимизации плановых решений;
    6. экономико-математического моделирования
    7. расчетно-аналитический.

    1. Метод экономического анализа

    Позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия. Данный метод планирования применяется в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямым способом, а косвенно на основе изучения их динамики за ряд периодов (месяцев, лет).

    1. Нормативный метод

    Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей  заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах и источниках их образования. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, тарифы отчислений в государственные социальные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента и т.д.

    В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, таких как: федеральные, региональные, местные, отраслевые, нормативы самого предприятия.

    Федеральные нормативы  являются едиными для всей территории Российской Федерации, для всех отраслей и хозяйствующих субъектов. К ним относятся:

    - ставки федеральных налогов;

    - нормы амортизации отдельных видов основных фондов;

    - ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование;

    - минимальная месячная оплата труда;

    - нормативы отчислений от чистой прибыли в резервные фонды акционерных обществ и т.д.

    Региональные и местные  нормативы действуют в отдельных  субъектах Российской Федерации, утверждаются и представительными, и исполнительными органами власти. К ним относятся, как правило, ставки региональных налогов и сборов.

    Отраслевые нормативы действуют в рамках отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм предприятий (малые предприятия, акционерные общества, предприятия с иностранными инвестициями и т.п.).

    Нормативы предприятия  разрабатывают сами хозяйствующие  субъекты и используют их для контроля за эффективностью использования ресурсов и урегулирования внутрихозяйственных  процессов. Сюда  входят  нормативы  плановой потребности в оборотных активах; нормы запасов материалов, заделов незавершенного производства, запасов готовой продукции на складе; нормативы распределения чистой прибыли на потребление, накопление и в резервные фонды и ряд других.

    Нормативный метод планирования является самым простым методом. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель. [6, с. 96]

    3.Коэффициентный метод

    Основывается на коэффициентах, базирующихся на достижениях прошлого периода, несколько уточненных, с помощью которых рассчитываются предполагаемые доходы и затраты, платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

    4. Балансовый метод

    Использование балансового метода для определения будущей потребности предприятия в финансовых средствах рассчитывается исходя из балансовой увязки поступления средств и их расходования на определенную дату в перспективе.

    Балансовая  увязка по финансовым ресурсам имеет  вид:

               ОН + П = Р + ОК, где

    ОН - остаток средств фонда на начало планируемого периода;

    П - поступление средств в фонд;

    Р - расходование средств фонда;

    ОК - остаток средств фонда на конец  планируемого периода.

    Балансовый  метод применяется при планировании поступлений и выплат из денежных фондов предприятия, при составлении плана доходов и расходов, планового баланса, платежного календаря.

    5. Метод оптимизации плановых решений

    Его использование сводится к составлению нескольких вариантов плановых расчетов с целью выбора оптимального. При этом могут применяться различные критерии выбора, в качестве которых могут выступать: минимальная величина средневзвешенной стоимости капитала; максимальная величина чистой приведенной стоимости; максимальный уровень рентабельности собственного капитала; максимальный уровень рентабельности активов и др.

    6. Экономико-математическое моделирование

    Позволяет количественно выразить взаимосвязь между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину. Экономико-математическая модель представляет собой точное математическое описание экономических процессов с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, графиков, таблиц). В модель при этом включаются только основные (определяющие) факторы. Модель может базироваться на функциональной или корреляционной связи.

    1. Расчетно-аналитический метод

    Сущность такого метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей.

    Финансовое  планирование позволяет воплотить  выработанные стратегические цели в  форму конкретных показателей, дает возможность определить насколько перспективен тот или иной проект, новое направление деятельности.

     

    1.4 DCF-Моделирование

    Для оценки издержек финансовой неустойчивости, специфичных  именно для данной фирмы, целесообразно  использовать методологию прогнозирования  финансовой отчетности и вероятностного имитационного моделирования для  тех переменных, которые оказывают  влияние на возможность компании выплачивать долговые обязательства.

    Расчет вероятности  финансовых затруднений на основе сопоставления  стоимости активов и долга  на текущий момент времени всего  лишь рабочее упрощение, которое  снижает реалистичность структурных  моделей. В действительности вероятность финансовых затруднений вызвана несоответствием денежных потоков до выплаты процентов и налогов и с выплатами процентов. Поэтому вероятность финансовой неустойчивости определяется не только величиной финансового рычага, но и графиком выплат по долгу, графиком и волатильностью ожидаемых денежных потоков с учетом проводимой компанией операционной, инвестиционной и финансовой политики. Компания может длительное время избегать наступления финансовой неустойчивости путем рефинансирования текущих обязательств. Вместе с тем понятно, что построить модель на основе денежных потоков намного сложнее, чем на основе текущих стоимостей активов и долга (информация по которым всегда доступна), к которым применяются стандартные процедуры оценки опционов.

    Компании могут  в значительной степени уменьшить  вероятность наступления и величину издержек финансовой неустойчивости, используя стрип-финансирование (Strip Financing), запрет на выплату денежных средств собственникам (Cash Disgorgement Covenants), соглашения о раннем погашении долга (Early Debt Payout Covenants), соглашения по отсрочке долговых выплат (Cash Payout Postponement Provisions), долговые обязательства с натуральной оплатой (PIKdebt), долговые обязательства с пересмотром процентной ставки (RESET debt), соглашения об урегулировании долга (Debt Workout Agreements). Однако известные на сегодняшний день модели расчета не позволяют оценить их эффект на кредитоспособность и издержки финансовой неустойчивости.

    Расчеты могут  быть выполнены либо в рамках вероятностного имитационного моделирования с использованием вероятностных функций (надстройка к MS Excel @RISK), либо на основе математического решения модели с относительно простыми вероятностными функциями (нормального или логнормального распределения). На сегодняшний день проще и удобнее выполнить расчеты на компьютере, тем более что даже для малого бизнеса цена оснащения одного рабочего места с лихвой окупается выгодами от обоснованных инвестиционных решений.

    Информация о работе Финансовое планирование на предприятии