Цель, сущность, задачи аудита, его законодательно-нормативное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.
Цель работы – определиться в понятиях цели и принципах аудита, разобраться в назначении его проведении.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Сущность аудита и аудиторской деятельности…...………………4
§ 1.1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»……………….….. 4
§ 1.2. Понятие аудита……………………………………………………………...6
§ 1.3. Сущность аудиторской деятельности………………………………….…. 6
Глава 2. Цели и задачи аудита. …………………………………………….…..8
§ 2.1. Цели аудиторской проверки………………………………………….….. ..8
§ 2.2. Достоверность бухгалтерской отчетности. …………………………….....9
§ 2.3. Достижение основной цели проверки………………………………….....10
Глава 3. Принципы проведения аудита………………………………….…. 12
§ 3.1. Правила (стандарт) аудиторской деятельности
«Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности»……………………………………………………………..…….…. 12
§ 3.2. Независимость и конфиденциальность аудиторской проверки……..… 13
§ 3.3. Профессиональный скептицизм аудита………………………………..... 16
Заключение…………………………………………………………………...…. 19
Список литературы………………………………………………………...…... 21

Файлы: 1 файл

Аудит курсовая работа.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

В отношении  гарантий реализации принципа конфиденциальности в новом Законе не все однозначно.

С одной стороны  впервые законодательное закрепление  получило понятие «аудиторская тайна». В соответствии со ст. 8 Закона аудиторы обязаны хранить тайну об операциях  аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.[20] Аудиторские организации обязаны обеспечить сохранность сведений и документов, получаемых и/или составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций, которым оказывались аудиторские или сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

________________________________________________________________________________________________

[19] Федеральный  закон  «Об аудиторской деятельности»  от 9 августа 2001 г №129 – Ф3                                    [20] Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 9 августа 2001 г №129 – Ф3

С другой стороны формулировка «случаи, предусмотренные федеральными законами» достаточно размыта. Поэтому обоснованные опасения практикующих аудиторов и их клиентов вызывает отсутствие четкого регламента получения информации от аудиторов органами государственной власти в рамках осуществления последними своих полномочий.

В связи с  этим активно обсуждается вопрос о порядке применения норм нового Закона, регламентирующих порядок проведения внешнего контроля качества оказываемых  аудиторами услуг. В соответствии со ст. 14 систему проверки качества работы внешними проверяющими устанавливает уполномоченный федеральный орган, который может проводить такие проверки своими силами или делегировать право их проведения аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям, правда, только в отношении участников этих объединений. Здесь и начинаются основные вопросы.

Во-первых, критерии качества в настоящее время не определены. Действующие до вступления в силу Закона Правила (стандарты) аудиторской деятельности соблюдали далеко не все фирмы, а если и соблюдали, то трактовали зачастую по-разному. Даже крупные аудиторские фирмы, разрабатывающие на основе российских и/или международных свои внутренние стандарты, не всегда совпадали друг с другом в методах и приемах проведения проверки, что исключает на сегодняшний день наличие абсолютно одинаковых подходов к аудиту.

К тому же российские стандарты имели не вполне определенный правовой статус. С выходом Закона судьба стандартов вообще становится непонятной.

В соответствии со ст. 22 Закона Правила (стандарты) аудиторской деятельности становятся обязательными только через год. Будут ли эти стандарты тождественны ныне существующим, или они будут ориентированы на международные стандарты аудита, неизвестно. Во всяком случае, формальные критерии определения качества работ в течение года будут отсутствовать.

Во-вторых, контроль качества аудита предполагает достаточно глубокий анализ документов, в том числе документов клиента и внутренних документов, составленных специалистами фирмы по результатам проведенных проверок.

Это означает, что  информация может поступать к  проверяющим в полном объеме. Каким  образом они будут ею впоследствии распоряжаться, и удастся ли исключить  случаи злоупотреблений?

В-третьих, возможность делегирования государственным органом полномочий по осуществлению контроля качества аудита профессиональным аудиторским организациям представляется сомнительной в принципе. Конечно, лица, вступившие в такую организацию, могут, а иногда и обязаны соблюдать критерии качества, принятые в организации. Однако контроль за соблюдением этих критериев остается, по сути, внутренним контролем, действующим в рамках ассоциации. Ни о какой подмене государственного контроля речь не идет. Это и понятно, ведь наделенные полномочиями органов государственного контроля проверяющие из фирм конкурентов могут просто воспользоваться полученной информацией, идеями, технологиями в своей дальнейшей деятельности.

При этом вовсе  не обязательно эту информацию разглашать. Предоставляя право делегирования  государственному органу своих контрольных полномочий, Закон фактически противоречит сам себе, так как п. 4 ст. 8 Закона об аудиторской деятельности предусматривается возможность предоставления документов, содержащих сведения об операциях лиц, которым оказывались профессиональные услуги, исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти.

 

§ 3.3. Профессиональный скептицизм аудита

 

Следующие принципы аудита, связанные с аудиторской  деятельностью, включают:[21]

Честность - принцип аудита, заключающийся в обязательной приверженности аудитора профессиональному долгу, а также следовании общим нормам морали.

Объективность - принцип аудита, заключающийся в обязательности применения аудитором непредвзятого, беспристрастного и самостоятельного, не обусловленного каким-либо влиянием, подхода к рассмотрению любых профессиональных вопросов и формированию суждений, выводов и заключений.

Профессиональная  компетентность - принцип аудита, заключающийся в том, что аудитор должен владеть необходимым объемом знаний и навыков, позволяющим ему обеспечивать квалифицированное, качественное, отвечающее современным требованиям оказание профессиональных услуг.


[21] Правило (стандарт) аудиторской деятельности “Цели  и основные принципы, связанные  с аудитом бухгалтерской отчетности” (от 20.08.99г. Протокол №5). Ст. 3

Аудиторской организации для обеспечения квалифицированного проведения аудита надлежит привлекать подготовленных, профессионально компетентных специалистов и осуществлять контроль за качеством их работы.

Аудиторская организация  не должна оказывать услуги, выходящие  за рамки профессиональной компетентности и пределы ее полномочий в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществление  аудиторской деятельности.

Добросовестность - принцип аудита, заключающийся в обязательности оказания аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей. Принцип добросовестности подразумевает усердное и ответственное отношение аудитора к своей работе, но не должен трактоваться как гарантия безошибочности в аудиторской деятельности.

Конфиденциальность - принцип аудита, заключающийся в том, что аудиторы и аудиторские организации обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, и не вправе передавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам либо устно разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться неукоснительно, невзирая на то, что разглашение или распространение информации об экономическом субъекте не наносит ему по представлениям аудитора материального или иного ущерба. Соблюдение принципа конфиденциальности обязательно вне зависимости от продолжения или прекращения отношений с клиентом и без ограничения по времени.

Аудиторская организация  не вправе использовать для своей выгоды или в интересах третьих лиц конфиденциальную информацию о делах клиентов, ставшую ей известной при выполнении профессиональных задач.

Профессиональное  поведение - принцип аудита, заключающийся в соблюдении приоритета общественных интересов и в том, что аудитор должен поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживаться от совершения поступков, несовместимых с оказанием аудиторских услуг и способных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии, нанести ущерб ее общественному имиджу.

Если аудиторская  организация (аудитор как физическое лицо) является членом профессионального объединения, ей следует соблюдать, наряду с вышеуказанными этическими принципами, также и правила этики, предусмотренные документами, принятыми на добровольной основе профессиональным объединением, в котором со­стоит данная аудиторская организация (аудитор).

Аудиторская организация  обязана осуществлять профессиональную деятельность, связанную с проведением  аудита, предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

Следовательно, принципы аудита основываются на его независимости как вида финансово-хозяйственного контроля, высоких профессиональных, культурных и морально-волевых качествах аудитора, научной организации и прогрессивной методологии выполнения аудиторского процесса.

Аудиторская организация  обязана на всех этапах проведения проверки исходить из позиции профессионального скептицизма, принимая во внимание вероятность того, что получаемые аудиторские доказательства и (или) информация об экономическом субъекте могут быть неверными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Вряд ли кто-то будет спорить, что на пути реформирования российского бухгалтерского учета  и отчетности предстоит сделать  еще немало. Однако то, что уже  сейчас отчетность как довольно полезную и очень полезную оценивают порядка 2/3 опрошенных, можно считать обнадеживающим фактом.[22]

Сейчас предпринимается  попытка развеять бытующее представление, что применение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), на приближение  к которым, и нацелена отечественная  бухгалтерская реформа, выгодно  в основном крупным компаниям. При этом акцент делается на управленческих плюсах и пользе от совершенствования качества учетной информации. В то же время рекомендуется сопоставлять выгоды, связанные с переходом на МСФО, с соответствующими издержками. Среди последних отмечаются затраты на приобретение и обновление программных продуктов и тренинг персонала, а также возможное снижение конкурентных преимуществ в связи с расширением объема информации, раскрываемой для внешних пользователей.

И все же Федеральным  законом от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» определено, что целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. По сравнению с действовавшими ранее Временными правилами аудиторской деятельности, утвержденными Указом Президента РФ от 22.12.93 г. № 2263, такая трактовка цели аудита - несомненный шаг вперед (ранее речь шла об установлении достоверности, что несогласуется с современным пониманием задач и возможностей аудита). В то же время из Федерального закона выпало уточнение о том, что выражается мнение о достоверности во всех существенных отношениях. Не исключено, что это станет возможной причиной завышения ожиданий от точности результатов аудиторских проверок.

Многие проблемы во взаимоотношениях аудиторских фирм и проверяемых экономических  субъектов связаны с тем, что  последние изначально склонны требовать  от аудиторов большего, чем позволяют  рамки аудиторской проверки. Так, в источниках подчеркивается, что члены профессионального сообщества должны ясно отдавать себе отчет, что объективно существует так называемый разрыв ожиданий, то есть разрыв между той информацией (с точки зрения ее объема, достоверности и полезности), которую профессиональное сообщество может предоставить, и той, которая от него ожидается.

Учитывая необходимость  разъяснительной работы по вопросам аудиторских проверок, сразу после  законодательного установления в декабре 1993 г. Временных правил аудиторской деятельности появились весьма полезные пособия.

С тех пор  актуальность публикации материалов по данной проблематике только возрастает. Но если аудиторы уже имеют хорошую  информационную базу, содержащую фундаментальные  сведения, рекомендации и комментарии по организации и проведению аудиторских проверок, то бухгалтеры и руководители экономических субъектов находятся в более сложной ситуации. А между тем, аудит регламентируется не только как деятельность одной стороны, но и как процесс, затрагивающий и действия самих проверяемых экономических субъектов.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что аудит - контроль особого рода, имеющий  принципиальные отличия от контроля государственного по целям, задачам, порядку  осуществления и результатам деятельности.

Аудитор - не проверяющий, функцией которого является призвать нарушителей к ответственности, но и не правая рука бухгалтера. Аудитор - профессионал, чье мнение представляет ценность для пользователей отчетности.[23] Осознание этого обстоятельства чрезвычайно облегчает общение с аудитором и повышает эффективность работы последнего. Новый Закон должен стать краеугольным камнем в процессе построения системы цивилизованного взаимодействия между участниками рынка профессиональных аудиторско-консультационных услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

____________________________________________________________________

[22] Богомолов  А.М. Внутренний аудит: Учебное  пособие. – Приор,2000. С. 425

[23] Полисюк Г.Б., Кузьмина Ю.Д., Сухачева Г.И. Аудит  предприятия: Учеб. пособие. - М.: Юнити, 2001 С. 503

Список  литературы

 

1. Андросов А.М., Викулова Е.В. Бухгалтерский учет. – М.: Андросов, 2000

2. Богомолов  А.М. Внутренний аудит: Учебное  пособие. – Приор,2000.

3. Крупченко  Е.А., Замыцкова О.И. Аудит: Учеб. пособие. – М.: Феникс, 2000

4. Полисюк Г.Б., Кузьмина Ю.Д., Сухачева Г.И. Аудит  предприятия: Учеб. пособие. - М.: Юнити, 2001

5. Федеральный  закон  «Об аудиторской деятельности»  от 9 августа 2001 г №129 – Ф3

6. Правило (стандарт) аудиторской деятельности “Цели  и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности” (от 20.08.99г. Протокол №5).

 


Информация о работе Цель, сущность, задачи аудита, его законодательно-нормативное регулирование