Анализ затрат на один рубль товарной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Одним из основных факторов, влияющих на прибыль предприятия, являются затраты, которые представляют стоимость материальных, трудовых, финансовых ресурсов в денежном измерении, использованных на обеспечение процесса расширенного воспроизводства. Понятие «затраты» шире, чем понятие себестоимость, которая представляет собой затраты на простое воспроизводство, текущие расходы конкретного производителя.
Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме совокупность затрат на производство и реализацию продукции. На предприятиях планируются, учитываются и анализируются такие основные показатели:

Содержание работы

I.Введение………………………………………………………………………

3
II.Анализ затрат на рубль товарной продукции……………………………..

8
1.Теоретические основы анализа затрат на рубль товарной продукции…..

8
1.1.Анализ товарной продукции……………………………………………...

8
1.2.Сущность и виды себестоимости. Классификация затрат……………...

10
2.Анализ производственных затрат на примере ЗАО
«Мясной ряд»………………………………………………………………….


17
2.1.Анализ себестоимости выпущенной продукции………………………...

17
2.2.Анализ затрат на рубль товарной продукции……………………………

22
III.Заключение………………………………………………………………….

24
IV.Список использованной литературы……………………………………...

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.......doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Снижение материальных затрат в общей структуре говорит о рациональном их использовании. Влияние материальных затрат в общем по производству занимает ключевое место, это означает, что ЗАО “Мясной ряд” является материалоемким предприятием и основной резерв снижения себестоимости лежит здесь. Общая сумма материальных затрат за 2010 год составляет около 54 миллионов рублей, а отклонение с 2009г. по 2010г. составило 4,5 миллиона рублей в сторону увеличения.

Данный показатель вырос в связи с увеличением объема производства по колбасному цеху. Удельный вес заработной платы в структуре составляет 9,2% в 2009г. и 10,0% в 2010г.              

Рост заработной платы по колбасному цеху и повышение материальных затрат за 2010г. говорит о том, что объемы производства увеличились за год, так как заработная плата персонала цеха зависит от сделанной работы. Рост этого показателя в структуре составил 0,8% или 1224000 рублей за год. Отчисления в фонд социальной защиты начисляется от заработной платы.

Следовательно, с ростом заработной платы в 2010г. выросли и отчисления. При росте заработной платы на 1 миллион рублей, рост отчислений составил 318000 руб. Это и следовало ожидать, так как существует зависимость 1/3. Это связано с тем, что отчисления в фонд социальной защиты происходят из фонда заработной платы в размере 36,7%, но данный процент отчислений варьируют в зависимости от льгот, распространяющихся на работников цеха. Удельный вес отчислений в фонд социальной защиты в общей структуре себестоимости небольшой 2,5% в 2009г. и 2,7% в 2010 году. Как выяснилось, изменения данного показателя произошли из-за роста заработной платы.

Элемент “Амортизация основных средств” занимает небольшое удельное место в структуре себестоимости. В 2009г. 5,4% и в 2010г. 6,1%. Увеличение за один год составило 0,7%. Это произошло за счет изменения политики начисления амортизации на колбасную продукцию руководством предприятия и пополнением цеха нового оборудования. В 2009г. сумма отчислений составляла 3640000 руб., а в2010г. 4504000 руб., что на 864000 руб. больше.

Изменение по “прочим расходам” за 2010г. составило 732000 руб., в сторону уменьшения. Прочие расходы занимают второе место в структуре себестоимости после материальных затрат. В 2009г. их доля была 9,3%, а в 2010г. 7,5%.

В итоге под влиянием роста всех элементов затрат, увеличилась и полная себестоимость колбасной продукции за год на 6 млн.154тыс руб. Это связано с увеличением объема производства колбасного. Этот фактор был причиной повышения по всем элементам затрат, и прежде всего, материальным затратам и заработной плате.

Данные о постоянных и переменных затратах показывают, что в структуре себестоимости колбасной продукции в 2009г. переменные затраты занимали 73,3%, а в 2010г. 72,0%, изменение составило 1,3%, а в денежном выражении переменные затраты увеличились на 3543000 рублей. Рост в денежном выражении говорит об увеличении объема производства.

Доля переменных затрат почти в 3 раза выше, чем постоянных в себестоимости продукции: в 2009г. постоянные затраты составили 26,7%, а в 2008г. 28,0% (2611000 руб.).

 

 

 

 

2.2.Анализ затрат на рубль товарной продукции

В большинстве отраслей промышленности задание по себестоимости утверждается предприятием в виде предельного уровня затрат на рубль товарной продукции.

Показатель затрат на рубль товарной продукции характеризует уровень себестоимости одного рубля обезличенной продукции. Он исчисляется как частное от деления полной себестоимости всей товарной продукции на ее стоимость в оптовых ценах предприятия. Это наиболее обобщающий показатель себестоимости продукции, выражающий ее прямую связь с прибылью.

К достоинствам этого показателя можно также отнести его динамичность и широкую сопоставимость.

Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на рубль товарной продукции оказывают 3 фактора, которые находятся с ним в прямой функциональной связи:

1.      изменение структуры выпущенной продукции,

2.      изменение структуры себестоимости отдельных видов изделий,

3.      изменение оптовых цен на продукцию.(табл.2).

Проанализируем влияние каждого из 3-х вышеперечисленных факторов на изменение затрат на рубль товарной продукции.

Влияние структурных сдвигов в составе продукции определяется сравнением строк 8 и 7 табл.2.

71,30-71,30=0 копеек.              

Таким образом, изменения  структуры колбасной продукции не привело к изменению затрат на рубль товарной продукции.

Влияние изменения себестоимости отдельных видов продукции в составе продукции определяется разницей строк 9 и 7 табл.2.

Себестоимость единицы продукции способствовала увеличению затрат на 4,8 копейки(76,10-71,30=4,8) на единицу колбасы.

Влияние последнего фактора-изменения оптовых цен на продукцию определяется сравнением строки 9 и 10 табл.2. 71.30-76.10=-4.8 копейки.

 

Увеличение оптовых цен в 2010 году способствовало снижению показателя затрат товарной продукции. Данное изменение является очень значительным, изменение составило-4.8 копейки на каждый рубль колбасной продукции.

Умножив сумму изменения затрат на рубль товарной продукции за счет какого-либо фактора на фактический выпуск продукции в ценах базисного года можно определить влияние изменения себестоимости:

Оценка влияния факторов на изменение себестоимости :

1.      за счет изменения себестоимости отдельных видов продукции:

4.8*20026373,31=96126591 рубль.

2.      за счет изменения оптовых цен на продукцию:

-4.8*20026373,31=-96126591 рубль.

Сумма факторных оценок:(96126591-96126591)=0 руб.

Проведенный факторный анализ выявил, что затраты на рубль товарной продукции в 2010 году по сравнению с 2010 годом не изменился.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Себестоимость является одним из важных показателей хозяйственной деятельности предприятия. Она является одним из основных факторов формирования прибыли, а значит, от нее зависит финансовая устойчивость предприятия и уровень его конкурентоспособности. Планирование, контроль, управление, а вместе с тем и калькулирование себестоимости выпущенной продукции является одним из емких участков менеджмента любого предприятия. ЗАО “Мясной ряд” является крупным перерабатывающим предприятием.

Анализ структуры затрат колбасного цеха показал, что большую часть в себестоимости колбасной продукции занимают материальные затраты 74%, переменные затраты 73,3% и постоянные затраты 28,0%. Факторный анализ подчеркнул главные причины, которые повлияли на изменение производственной себестоимости в 2010 году.

Главным фактором повышения себестоимости продукции оказалась себестоимость единицы продукции. Этот фактор повысил производственную себестоимость. Объем выпуска в 2010 году вырос по анализируемой продукции на 2116кг по сравнению с 2009 г. Исходя из этого, комбинату необходимо создать разветвленные сети торговых домов или представителей в других регионах России, создать крупных заказчиков продукции, что позволило бы осуществить непрерывный процесс производства, и сбыта колбасной продукции. Также проведение факторного анализа позволяет сделать следующие выводы: в целом за 2010г. мясокомбинат увеличил себестоимость колбасной продукции на 1151495,4(руб.), по сравнению с 2009г. Это было связано с тем, что в материально-затратном производстве было задействовано более дорогое сырье, что резко увеличило себестоимость единицы продукции.

Проведение анализа материальных затрат на рубль товарной продукции показывает, что непосредственное влияние на изменение уровня затрат на рубль товарной продукции оказали 3 важных фактора:

1) изменение структуры выпущенной продукции,

2) изменение структуры себестоимости отдельных видов продукции,

3) изменение оптовых цен на продукцию.

Показатель затрат на рубль товарной продукции характеризует уровень себестоимости одного рубля обезличенной продукции. Это наиболее обобщающий показатель себестоимости продукции, выражающий ее прямую связь с прибылью. К достижениям этого показателя можно отнести его динамичность и широкую сопоставимость.

В целом, изменение структуры колбасной продукции не привело к изменению затрат на рубль товарной продукции (71,30-71,30)=0 копеек.

Себестоимость единицы продукции способствовала увеличению затрат на 4,8 копейки на единицу колбасы. Увеличение оптовых цен в 2010г. способствовало снижению показателя затрат товарной продукции. Это изменение является значительным, изменение составило 4,8 копейки на каждый рубль колбасной продукции. Проведенный анализ выявил, что затраты на рубль товарной продукции в 2010г. по сравнению с 2009г. не изменились.

Исследовав в данной работе вопросы анализа себестоимости продукции на примере ЗАО “Мясной ряд” можно сделать следующие выводы:

Итогом анализа себестоимости является выявление резервов дальнейшего улучшения показателей. Резервы должны быть обобщены, взаимно связанны, определена их общая сумма и основные направления реализации.

Анализ себестоимости продукции направлен на выявление возможностей повышения эффективности использование материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции.

Изучение себестоимости продукции разрешает дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии.

Список использованной литературы.

1.      Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 28.11.2011) «О бухгалтерском учете».

2.      Анализ хозяйственной деятельности : учеб. пособие / [Бариленко В. И. и др.] ; под ред. В. И. Бариленко. — М.: Изда­тельство «Омега-JI», 2009.

3.      Анализ хозяйственной деятельности предприятий пищевой промышленности/М.В Калашникова, С.В. Донскова И.И. Чайкина. – М: Легкая и пищевая промышленность, 2005.

4.      Богатко А.Н.”Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта”.- М: Финансы и статистика, 2006.

5.      Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Г.В. Савицкая: Инфра, 2009.

6.      Соцкова С.И. УМК по дисциплине «Экономический анализ» для специальности «Финансы и кредит».

7.      Фомин В.П. УМК по дисциплине «Бухгалтерский учет, экономический анализ, аудит» для студентов направления «Экономика» (бакалавриат).

8.      Адамов В.Е. Экономика и статистика фирм/- М: Финансы и статистика, 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Таблица 1. «Структура затрат ЗАО ”Мясной ряд” на производство колбасной продукции за 2009-2010г.г.»

 

 

Элементы затрат

Сумма, руб.

Структура затрат, %

2009г.

2010г.

+,-

2009г.

2010г.

+,-

1

2

3

4

5

6

7

Материальные затраты

49621000

53993000

4372000

74,0

73,2

-0,8

Заработная плата

6166000

7390000

1224000

9,2

10,0

0,8

Отчисления в фонд социальной защиты

1649000

1967000

318000

2,5

2,7

0,2

Амортизация основных средств

3640000

4504000

864000

5,4

6,1

0,7

Прочие расходы

6231000

5499000

-732000

9,3

7,5

-1,8

Полная себестоимость

66730000

72884000

6154000

100,00

100,00

-

Переменные расходы

48938000

52481000

3543000

73,3

72,0

-1,3

Постоянные расходы

17792000

20403000

2611000

26,7

28,0

1,3

Информация о работе Анализ затрат на один рубль товарной продукции