Анализ выпуска готовой продукции на примере ОАО «Борисовдрев»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать выпуск продукции на промышленном предприятии.
Задачи курсовой работы:
- показать сущность и методы оценки готовой продукции в деятельности предприятия;
- дать финансово – экономическую характеристику предприятия;
- проанализировать факторы, влияющие на выпуск продукции;
- выявить резервы увеличения выпуска продукции.

Файлы: 1 файл

Введени1.doc

— 441.50 Кб (Скачать файл)

В состав продукции (работ, услуг) входят:

· готовая продукция и полуфабрикаты собственного производства;

· работы и услуги промышленного характера;

· работы и услуги непромышленного характера;

· покупные изделия (приобретенные для комплектации);

· строительные, монтажные, проектно-изыскательские, научно-исследовательские и т.п. работы;

· услуги по перевозке грузов и пассажиров в организациях транспорта;

· услуги по прокату легковых автомобилей и доставке (перегону) автомобилей;

· транспортно-экспедиционные и погрузочно-разгрузочные операции;

· услуги организаций связи и т.п.

Продукция, не подвергшаяся всем предусмотренным технологическим  процессом операциям обработки, а также изделия, не прошедшие  испытаний и технической приемки, в состав объема продукции не включаются и подлежат учету как незавершенное производство. [4, c.168]

    1. Определение момента выпуска готовой продукции и  виды оценки продукции

 

Результатами  производственного процесса предприятия (объединения) являются готовая продукция, выполненные работы и оказанные услуги.

Готовая продукция - это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком и снабженные сертификатом или другим документом, удостоверяющим их качество. [5, с. 64].

  Важное значение имеют вопросы правильности учета готовой продукции. От этого зависит величина налоговых отчислений, формирование себестоимости, финансовые результаты предприятия и вопросы, связанные с совершенствованием методологии учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Поэтому вопросы  правильной постановки и организации  бухгалтерского учета готовой продукции  имеют первостепенное значение для  формирования информации, необходимой  для принятия управленческих решений.

Большое значение для правильной организации учета  движения готовой продукции имеет  разработка ее номенклатуры - перечня  наименований видов изделий, вырабатываемых данным предприятием. За основу его  составления берется классификация  готовых изделий по определенным признакам, позволяющим отличать одно изделие от другого (модель, класс точности, фасон, артикул, марка, сорт). Номенклатурный номер может иметь разное количество цифр. [6, с. 124]

Задачами учета  готовой продукции являются:

  • постоянный контроль за выпуском готовой продукции (работ, услуг) по объему, ассортименту и качеству;
  • полный и достоверный учет готовой продукции на складе, систематический контроль за ее сохранностью и состоянием запасов;
  • своевременный и правильный учет отгруженной и реализованной продукции (работ, услуг), четкая организация расчетов с покупателями;
  • контроль за выполнением плана по отгрузке и реализации продукции, произведенных работ и оказанных услуг в соответствии с заключенными договорами;
  • учет и контроль соблюдения сметы коммерческих и других расходов, связанных с отгрузкой и реализацией продукции (работ, услуг);
  • своевременное и достоверное определение результатов от реализации продукции (работ, услуг) и их учет.

Для успешного  выполнения этих задач необходима ритмичная работа предприятия, правильная организация складского хозяйства и сбыта, своевременное документальное оформление хозяйственных операций.

Важное значение для правильной организации учета  наличия и движения готовой продукции, работ, услуг имеет разработка ее номенклатуры, т.е. перечня наименований видов изделий, вырабатываемых данной организацией. За основу его составления берется классификация готовых изделий по определенным признакам, позволяющим отличать одно изделие от другого (модель, класс точности, фасон, артикул, размер, марка, сорт и т.п.). Номенклатурные номера строятся по-разному, исходя из конкретных условий производства.

Любой производственный процесс заканчивается изготовлением  готовой продукции, выполнением  работ, оказанием услуг. Готовой продукцией считаются изделия, прошедшее все стадии обработки, сборки и укомплектования на данном предприятии, соответствующие стандартам, условиям договора или техническим условиям, принятые ОТК и сданные на склад или непосредственно заказчику.

Готовая продукция входит в состав оборотных средств предприятия и учитывается во втором разделе актива баланса.

Готовая продукция, предназначенная для сбыта, составляет основную часть товарной продукции.

Вся продукция  изготавливается согласно заданиям. При этом уделяется внимание увеличению ее объема, улучшению качества, расширению ассортимента.

Важной предпосылкой для правильной организации синтетического и аналитического учета выпуска, продажи и хранения продукции, исчисления финансового результата является наличие номенклатуры-ценника, в котором указывают перечень выпускаемой продукции (работ, услуг), определенные признаки выпускаемой продукции (назначение, артикул, сорт и т.д.), единицу измерения, учетную цену, данные о покупателях, номенклатурный номер, облагаемую и необлагаемую налогами продукцию, ставки налога.

Готовая продукция  должна показываться в балансе по фактической производственной себестоимости, а при использовании для учета  затрат на производство счета 40 "Выпуск продукции, работ, услуг" - по нормативной (плановой) себестоимости.

Фактическую себестоимость  готовой продукции, как правило, можно определить только по окончании  отчетного периода (месяца). В течении  отчетного периода (месяца) постоянно  происходит движение продукции (выпуск, отпуск, отгрузка, реализация и т.п.), поэтому для текущего учета необходима условная оценка продукции. В текущем учете оценка готовой продукции может производится по плановой себестоимости, или свободным отпускным ценам, или фактической себестоимости, или свободным розничным ценам или фиксированным ценам.

Плановые, свободные  отпускные, фиксированные и розничные  цены называются учетными.

При учете готовых  изделий в течении отчетного  периода (месяца) по плановым, свободным  отпускным, фиксированным и свободным  розничным ценам отдельно выделяются отклонения фактической производственной себестоимости этих изделий от их стоимости по учетным ценам (плановым, свободным, отпускным, фиксированным). Указанные отклонения учитываются по однородным группам готовой продукции, которые формируются организацией, исходя из уровня отклонений фактической производственной себестоимости от стоимости по учетным ценам отдельных изделий. При этом плановые цены могут разрабатываться исходя из среднегодовой или среднеквартальной плановой производственной себестоимости с учетом инфляции.

Процент отклонения определяется по следующей формуле:

 

                        Х = [ (О + О1) 100] / (Сп + Сп1)                                  (1)

 

где О - сумма  отклонений на остаток готовой продукции  на складе на начало отчетного периода (месяца);

О1 - сумма отклонений по продукции, поступившей на склад  в течение отчетного периода (месяца);

Сп - остаток  готовой продукции на складе на начало отчетного периода (месяца) по учетным  ценам;

Сп1 - поступление  на склад из производства готовой продукции в течение отчетного периода по учетным ценам.

Отклонения  показывают экономию или перерасход, допущенные организацией. Отклонения учитываются на тех же счетах, что  и готовая продукция: экономия записывается красным сторно, а перерасход - обычной дополнительной проводкой.

Готовые изделия, на которые цены в течение года снизились, если они морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество, оцениваются в бухгалтерском  учете и отчетности на конец отчетного  года по цене возможное реализации с отнесением разницы в ценах на убытки.

Международными  стандартами предусмотрено оценивать  готовую продукцию по фактической  производственной себестоимости, если последняя ниже возможных цен  ее реализации. При снижении продажных рыночных цен готовая продукция в отчетном балансе отражается в ценах возможной реализации, а возникшая разница относится на результаты хозяйственной деятельности организации отчетного периода.

При использовании  для учета затрат на производство выпущенных изделий счета 40 "выпуск продукции, работ, услуг" готовая продукция отражается на счете 43 "Готовая продукция" по нормативной (плановой) себестоимости.

    1. Финансово – экономическая характеристика

 

В данной курсовой работе анализируется деятельность ОАО «Борисовдрев» (финансовая отчетность – Приложения А, Б, В, ).

Показатели  структурной динамики отражают долю участия каждого вида имущества  в общем изменении совокупных активов. Их анализ позволяет сделать  вывод о том, какие активы увеличились  за счет привлечения финансовых ресурсов, а какие уменьшились за счет их оттока. Показатели деятельности предприятия представлены в таблице 1.3.

Таблица 1.3-Показатели деятельности ОАО «Борисовдрев»  за 2010 – 2012гг.

Показатели

2010г.

2011 г.

2012 г.

Отклонение

Темпы роста (снижения), %

2011 к 2010

2012 к 2011

2011 к 2010

2012 к 2011

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Выпуск товарной  продукции (ф. № 1-п):

             

1.1. В действующих ценах,  млн р.

2441746

2054815

2459815

-386931

400500

84,1

119,7

1.2. В сопоставимых  ценах, млн р.

2394254

2005945

2415264

-388309

406913

83,8

120,4

2. Выручка от реализации  товаров, продукции, работ, услуг  (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку):

             

2.1. В действующих ценах  (строка 020, ф. №2), млн р.

1554169

1484229

1984315

-69940

500087

95,5

133,7

2.2. В сопоставимых  ценах (строка 2.1 табл. 1.1 / индекс  цен), млн р.

             

3. Себестоимость реализованных  товаров,  продукции, работ, услуг:

             

3.1. В сумме (стр.030+стр.040+стр.050, ф. №2), млн р.

1550251

1374229

1849274

-176022

475045

88,6

134,6

3.2. Затраты на 1 р. реализованной  продукции (стр. 3.1 : стр. 2.1 табл. 1.1), р.

0,10

0,04

0,83

-0,06

0,79

40,00

2075

4. Прибыль от реализации  продукции (работ, услуг):

             

4.1. В сумме (стр. 060, ф. №2), млн р.

3918

1100

13504

-2818

12404

28,1

1227,6

4.2. к выручке от  реализации (рентабельность продаж) (стр. 4.1 : стр. 2.1, табл. 1.1), %

0,16

0,05

0,56

-0,11

0,51

31,3

1120

5. Прибыль (убыток) от  операционных доходов и расходов (стр. 120, ф. № 2), млн р.

590

584

640

-6

56

98,9

109,6

6. Прибыль (убыток) от  внереализационных доходов и  расходов (стр. 160, ф. №2), млн р.

204

186

329

-18

143

91,2

176,8

7. Прибыль (убыток) организации  (стр. 200, ф. № 2), млн р.

108

251

470

143

219

232,4

187,3

8. Чистая прибыль (убыток) (стр. 240, ф. №2), млн р.

108

2512\

470

143

219

232,4

187,3

9. Среднегодовая стоимость  основных производственных фондов (ф. №5), млн р.

45864

31145

50426

-14719

19100

67,9

161,3

10. Фондоотдача (стр. 1.2 : стр. 9, табл. 1.1), р.

0,42

0,67

0,29

0,24

-0,38

159,5

43,3

11. Среднесписочная численность работников (ф. №1-труд), чел.

793

766

824

-27

58

92,5

121,8

12.Производительность  труда (стр. 1.2 : стр. 11 табл. 1.1), млн  р.

30,79

26,83

29,85

-3,96

3,02

87,1

111,3

13. Среднемесячная заработная  плата на 1 работника, тыс. р.

1152

1758

3160

606

1402

152,6

179,7




Примечание - Источник: собственная разработка

Согласно данным таблицы 1.3, в работе предприятия наблюдается общая тенденция. Практически все показатели падают с 2010 по 2011 год и увеличиваются с 2011 по 2012 год. Связано это прежде всего с кризисными явлениями в экономике Республики Беларусь. Однако по показателям заработной платы наблюдается рост сначала на 52,6, затем на 79,7%, что связано с нецелесообразностью сохранения прежней заработной платы ввиду роста цен.

К 2011 году наблюдается упадок показателей выручки, как следствие – показателей прибыли. Однако вместе с тем в структурном разрезе показатели себестоимости не сохраняют данную тенденцию, то есть к 2011 году из-за высоких к тому времени показателей себестоимости падают показатели прибыли в том числе при уменьшении выручки.

Проводя анализ производственно-хозяйственной деятельности, актуальным будет представить сведения о структуре и динамики активов  и пассивов, данные о которых представлены  таблицах 1.4 и 1.5.

Таблица 1.4-Данные и структуре и динамике активов  ОАО «Борисовдрев» за2010 - 2012 г.

Показатели

На 
01.01.2011 г.

На 
01.01.2012 г.

На 
01.01.2013 г.

Отклонение, %

Темпы 
роста 
(снижения), %

Сумма, млн р.

Удель- 
ный 
вес, %

Сумма, млн р.

Удель- 
ный 
вес, %

Сумма, млн р.

Удель- 
ный 
вес, %

2011 к 2010

2012 к 2011

2011 к 2010

2012 к 2011

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1. Внеоборотные  активы

89926

85,4

90000

89,9

81008

81,25

74

-8992

101,2

 

 

90

2. Оборотные  активы, всего

563

0,62

564

0,62

564

0,62

1

0

 

101

 

 

100

В том числе:

                   

2.1. Запасы и  затраты

1676

1,6

2201

2,21

2320

2,78

410

234

100,5

105,4

2.2. Налоги по  приобретенным ценностям

 

 

2205

 

 

0,263

2252

0,279

3150

0,310

47

898

 

 

112,5

 

139,8

2.3. Дебиторская  задолженность

 

 

715

 

 

0,7

717

0,7

840

0,8

123

125

 

102,4

 

 

117,2

2.4. Финансовые  вложения

       

0

0,000

0

0

   

2.5. Денежные  средства

 

11254

 

11,4

11308

11,388

13424

14,24

54

2116

 

100,5

 

118,7

Итого

106339

100

106782

100

101306

100

709

-5619

618,1

671,1

Информация о работе Анализ выпуска готовой продукции на примере ОАО «Борисовдрев»