Анализ себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Себестоимость – это основной ценообразующий и прибылеобразующий фактор, поэтому анализ себестоимости позволяет, с одной стороны, дать общую оценку эффективности использования ресурсов, с другой – определить резервы увеличения прибыли и снижения цены единицы продукции.
Анализ себестоимости проводится в следующих направлениях:
- анализируются затраты на один рубль товарной продукции;
-дается анализ себестоимости по экономическим элементам и статьям расхода;
- анализируется себестоимость конкретных видов продукции;
- проводится анализ себестоимости важнейших видов изделий;
- выявляются резервы снижения себестоимости.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты формирования себестоимости продукции
промышленного предприятия ……………...……………………………….4
1.1 Понятие, роль и сущность себестоимости продукции …………...…...4
1.2 Методологические основы анализа себестоимости выпускаемой
продукции ………………………………………………………….....…7
1.3 Роль себестоимости продукции в повышении качества прибыли..…12
2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Красногорский
завод им. С.А. Зверева» …………………………………………………….16
2.1 Организационная характеристика ОАО «Красногорский завод им.
С.А. Зверева» ……………………………………………………….…..16
2.2 Экономическая характеристика ОАО «Красногорский завод им. С.А.
Зверева» ……………………………………………………………….…19
3. Анализ себестоимости продукции ОАО «Красногорский завод им. С.А.
Зверева» ………………………………………………………………………21
3.1 Диагностика себестоимости продукции ……………………………….21
3.2 Оценка влияния себестоимости продукции на финансовый результат
деятельности предприятия ……………………………………………..23
3.3 Экономические факторы, влияющие на снижение себестоимости
продукции ……………………………………………………………….26
Заключение ……………………………………………………………………...29
Список использованной литературы …………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая АХД_Я.doc

— 3.12 Мб (Скачать файл)

-   средств контроля космического пространства;

- систем дистанционного зондирования Земли из космоса и с воздушных носителей;

- лазерных дальномеров - целеуказателей, всесуточных систем наблюдения, прицелов для стрелкового оружия;

-    оптико-электронной аппаратуры, гражданской, научной техники;

-   медицинских изделий по направлениям: гинекология, проктология, офтальмология, эндопротезирование;

-    фототехники;

-    наблюдательных приборов.

-  научное приборостроение: научно-аналитическая аппаратура для проведения фундаментальных исследований, создания высоких технологий, новой оборонной техники, решения народнохозяйственных задач в различных областях науки, техники и производства;

-   расчет и проектирование оптических систем, объективостроение.

Кроме того, ОАО КМЗ  выполняет мероприятия по ремонту военной техники, гарантийному и авторскому надзору за ее состоянием, реализует предложения в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными договорами РФ.

Открытое акционерное  общество «Красногорский завод им. С.А. Зверева» (ОАО КМЗ)  одно из ведущих предприятий России в области оптического и оптико-электронного приборостроения, обладающее уникальным многолетним опытом и на протяжении десятилетий обеспечивающее разработку, испытания и серийное производство оптических приборов и оптико-электронных систем.

Миссией ОАО КМЗ является:

- обеспечение укрепления обороноспособности Российской Федерации за счет разработки и внедрения передовых наукоемких оптических и оптико-электронных технологий;

- внедрение высокоэффективных и передовых научно-технических достижений в процесс создания товаров гражданского назначения.

 

2.2 Экономическая характеристика ОАО «Красногорский завод им. С.А. Зверева»

Изменение основных показателей деятельности предприятия можно проследить по данным таблицы 1.

Таблица 1.

Основные экономические  показатели деятельности предприятия

 

Показатели

Ед. измер.

2010 год

2011 год

Отклонения

абсолютные

%

1

Выручка от реализации продукции без НДС

тыс. руб

3568255

4368244

799989

22,4

2

Среднесписочная численность  персонала

чел.

4104

4182

78

1,9

3

Производительность труда

тыс. руб./

чел.

870

1045

175

20,1

4

Годовой фонд заработной платы

тыс. руб.

1575936

2007360

431424

27,4

5

Среднегодовая заработная плата одного работника

тыс. руб.

384

480

96

25,0

6

Себестоимость продукции

тыс. руб.

3425524

4106149

680625

19,9

7

Затраты на один рубль  реализованной продукции

коп.

96

94

-2

-2,09

8

Прибыль от реализации продукции

тыс. руб.

142731

262095

119364

83,6

9

Чистая прибыль

тыс. руб.

38754

46926

8172

21,1

10

Рентабельность продукции

%

4,17

6,4

2,2

-

11

Рентабельность продаж

%

1,09

1,08

-0,01

-

12

Среднегодовая стоимость  основных производственных фондов

тыс. руб.

9001530

12332096

3330566

37

13

Фондоотдача

руб./руб.

0,4

0,36

0,04

-10


 

 

На основе данных таблицы  можно сделать вывод, что в 2011 году предприятие работало эффективно. Выручка в 2011 г. по сравнению с 2010 г. возросла на 22,4%, годовой фонд заработной платы – на 27,4%. Среднесписочная численность увеличилась незначительно на 1,9%.

Себестоимость продукции в ОАО КМЗ в 2011 году изменилась незначительно по сравнению с 2010 годом: произошло увеличение на 2,7%, в 2010 году она составляет 358260 тыс. рублей.

Производительность труда  характеризует эффективность использования трудовых ресурсов, ее темп прироста на предприятии составил 20,1%, в 2011 году показатель равен 1045 тыс. руб. на человека.

Прибыль – это ключевой результат деятельности предприятия. В таблице показатель прибыли  включает финансовые результаты от реализации услуг, в 2011 году этот показатель составил 262095 тыс. руб., что на 119364 тыс. руб. больше, чем в 2010 году. Прибыль от реализации продукции увеличилась на 83,6 %, показатель затрат на 1 рубль уменьшился на 2,09% - на 2 копейки.

В рыночной экономике  результаты деятельности оцениваются  системой показателей, основным среди  которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования предприятия. Рентабельность продукции равна  отношению прибыли от производства и реализации продукции к полной себестоимости продукции. Рентабельность продаж по чистой прибыли рассчитывается как отношение чистой прибыли к объему продаж. Из таблицы видно, что показатель рентабельности продукции увеличился на 53,5%, а вот рентабельность продаж осталась почти прежней.

Среднегодовая стоимость  основных производственных фондов увеличилась  на 37%, но показатель фондоотдачи сократился на 10%. Это связано с тем, что были введены в эксплуатацию новые объекты основных средств.

3. Анализ себестоимости продукции  ОАО «Красногорский 

               завод им. С.А. Зверева»

3.1 Диагностика себестоимости продукции

 

Одним из основных факторов формирования прибыли является себестоимость  реализованной продукции. Если она  за отчетный период повысилась, то при остальных равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшится за счет этого фактора на такую же величину. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот.

В 2011 году снизились затраты на топливо и энергию на 4%, на амортизацию – 1%, на прочие расходы – 1%. Но увеличились расходы на сырье и материалы на 6% по отношению к 2005 году.

 

Таблица 2. Анализ себестоимости и ее структуры по статьям затрат

Состав

2009

2010

2011

Отклонения

%

тыс.руб

%

тыс.руб

%

тыс.руб

%

тыс.руб

Сырье и материалы

58

7351,5

67

9348,5

73

18853

6

+9504,47

Топливо и энергия

8

1014

6

837,18

2

516,52

-4

-320,66

Зарплата

12

1521

11

1534,8

11

2840,86

-

+1306,03

Отчисления

3

380,25

4

558,12

4

1033,04

-

+474,92

Амортизация

3

380,25

2

279,06

1

258,26

-1

-20,8

Прочие

16

2028

10

1395,3

9

2324,34

-1

+929,04

Итого

100

12675

100

13953

100

25826

-

+11873


 

Анализ себестоимости  по статьям затрат свидетельствует о общем изменении себестоимости продукции на +11873 тыс.руб. в 2011 году, на данный рост повлияло изменение стоимости сырья и материалов на 9504 тыс.руб., а также рост заработной платы в 2011 году на 1306 тыс.руб. и соответственно изменения величины отчислений на 474 тыс.руб.

Наглядно структуру  себестоимости продукции можно  представить в виде рисунках 3 и 4.

Рисунок 3 - Структура  себестоимости продукции за 2010 год

Из рисунков видно, что  наибольший удельный вес в структуре затрат занимают сырье и материалы в 2011 году – 73%, в 2010 году – 67%.

Рисунок 4 - Структура  себестоимости продукции за 2011 год

3.2 Оценка влияния себестоимости продукции на финансовый результат деятельности предприятия

Качество прибыли –  это обобщенная характеристика структуры  источников формирования прибыли организации. Высокое качество прибыли характеризуется  ростом объема выпуска продукции, снижением  уровня операционных затрат, а низкое качество – ростом цен на продукцию без увеличения объема ее выпуска и реализации в натуральных показателях.

Ведущую роль в повышении  качества прибыли играет снижение себестоимости  продукции. Это характеризует интенсивный  путь роста прибыли, путь использования  собственных внутренних резервов.

Таким образом, себестоимость  продукции непосредственно влияет на рост или снижение прибыли предприятия, кроме того, факторы, влияющие на себестоимость реализованной продукции, сказываются и на прибыли от реализации и на балансовой прибыли.

На рост прибыли одинаково  влияют и снижение издержек, и рост объема реализации (рост цен). При этом в первом случае «качество» прибыли  можно будет считать более  высоким, так как ее рост достигнуть интенсивным путем.

Для того чтобы проанализировать прибыль от реализации продукции (работ, услуг), дадим общую оценку изменения прибыли согласно формулы 3.1:

 

±П = П1-П0,      (3.1)

 

2964 – 1672 = 1292 тыс.руб

где ±П — изменение  прибыли;

П0, П1 — прибыль базисного  и отчетного периода.

Прибыль от реализации продукции увеличилась на 1292 тыс.руб.

Затем определим количественное влияние изменений факторов.

Расчет влияния на прибыль изменений продажных  цен на реализованную продукцию  определяется как разница между  реализацией в отчетном году в  ценах отчетного года и реализацией в отчетном году в ценах базисного года (через выручку от реализации), расчет производится по формуле 3.2.

 

± Пz = ∑qlzl – ∑qlz0,      (3.2)

 

28790 – 27986 = + 804 тыс.руб.

где ±Пz — изменение прибыли за счет изменения цены;

∑qlzl, ∑qlz0 — соответственно объем реализации в отчетном и базисном году.

Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости (за счет структурных сдвигов в  составе продукции) определяется как  разница между фактической себестоимостью реализованной продукции отчетного  года и себестоимостью реализованной продукции отчетного периода в ценах и условиях базисного года (через затраты на производство реализованной продукции), расчет производится по формуле 3.3.

 

±Пс = Czo. от — Czб. от,     (3.3)

 

25826 – 26413 = - 587 тыс.руб

где ±Пс — изменение прибыли за счет изменения себестоимости;

Czo. от — фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного года;

Czб. от — себестоимость реализованной продукции отчетного года в ценах базисного года.

Данные расчеты показали, что в 2011 году произошло снижение себестоимости, что повлияло на увеличение прибыли от реализации.

Расчет влияния на прибыль изменений в объеме и  структуре определяется как разница  между прибылью от реализации, исчисленной  по ценам и себестоимости базисного  года на фактический объем реализации, и прибылью базисного года (или плановой величиной), расчет производится по формуле 3.4.

 

±Пv и стр = Прvф. zб — Прzб,     (3.4)

 

1573 – 1672 = - 99 тыс.руб.

где ±Пv и стр — изменение прибыли за счет изменения объема и структуры;

Прvф. zб — прибыль от реализации на фактический объем в ценах и себестоимости базисного года;

Прzб — прибыль, исчисленная при всех базисных или плановых показателях.

Чтобы найти влияние  только объема продаж, необходимо определить влияние объема через коэффициент роста реализации продукции (Кр), т. е. определить процент выполнения плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости или в натуральном исчислении, расчет производится по формулам 3.5 и 3.6.

 

Кр = qф / qпл,      (3.5)

 

 

±Пv = ПоКр - По = По * (Кр - 1),    (3.6)

 

где ±Пv — изменение прибыли за счет изменения объема реализации;

Пo — балансовая прибыль;

Кр — коэффициент  роста объема реализованной продукции;

qф, qпл — фактический плановый выпуск продукции в условно-натуральном выражении.

3.3 Экономические факторы, влияющие на снижение себестоимости продукции

 

Основной целью планирования себестоимости является выявление  и использование имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличение внутрихозяйственных накоплений. Снижая издержки производства в результате сбережения прошлого и живого труда, промышленность добивается наряду с ростом объема выпуска продукции. Планы по себестоимости должны исходить из прогрессивных норм затрат труда, использования оборудования, расхода сырья, материалов, топлива и энергии с учетом передового опыта других предприятий. Только при научно организованном нормировании затрат можно выявить и использовать резервы дальнейшего снижения себестоимости продукции.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции