Анализ себестоимости продукции и пути ее снижения на примере ООО «Лапидус»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 21:10, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является анализ и критическая оценка формирования себестоимости продукции и разработка мероприятий, повышающих эффективность управления затратами. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить ряд задач:
-рассмотреть сущность, экономическую характеристику и классификацию затрат;
- изучить методику проведения анализа себестоимости;
-изучить резервы снижения себестоимости продукции;
-проанализировать структуру и динамику общей суммы затрат предприятия;
-провести углубленный анализ себестоимости продукции по статьям калькуляции;
-сделать факторный анализ затрат;
-определить резервы снижения себестоимости продукции в условиях конкретного предприятия.

Содержание работы

Введение 1
1 Теоретические аспекты анализа себестоимости 3
1.1 Сущность, экономическая характеристика и классификация затрат 3
1.2 Методика проведения анализа себестоимости 8
2. Анализ себестоимости продукции на примере ООО «Лапидус» 18
2.1. Экономическая характеристика предприятия 18
2.2. Анализ калькуляции себестоимости и сметы затрат на производство и реализацию продукции 30
2.3. Анализ себестоимости единицы продукции 48
2.4. Анализ затрат на рубль выпущенной продукции 55
2.5 Анализ «затраты-объем-прибыль» 59
3. Определение резервов снижения себестоимости работ и услуг ООО «Лапидус» 67
3.1. Выявление резервов по снижению себестоимости работ и услуг 67
3.2. Расчет эффективности предложенных мероприятий 70
Заключение 76
Список использованной литературы 79

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Анализ себестоимости продукции и пути ее снижения на примере ООО Лапидус.docx

— 293.97 Кб (Скачать файл)

 

          Для определения точки безубыточности (порога рентабельности) продукции ООО «Лапидус»  используем метод уравнений, основанный на исчислении прибыли предприятия по формуле:

Выручка — Переменные затраты - Постоянные затраты = Прибыль.

          Детализируя порядок расчета  показателей формулы, ее можно  представить в следующем виде:

(Цена за  единицу х Количество единиц) - (Переменные затраты на единицу х Количество единиц) Постоянные затраты = Прибыль8

          Определим точку безубыточности (порога рентабельности) методом  уравнений для продажи компьютеров по данным таблицы 2.26.

Таблица 2.26

Показатели по продаже компьютеров  за 2006 год

тыс. руб.

Показатели

Объем продаж 537 шт.

Всего

На единицу

Выручка от реализации

47949

89.3

Переменные затраты

   

Маржинальный доход

   

Постоянные затраты

   

Прибыль

21095

39.3


 

          В точке безубыточности прибыль  равна нулю, поэтому эта точка  может быть найдена при условии  равенства выручки и суммы  переменных и постоянных затрат.

89.3 х = 44.1 х + 3187 + 0;

х = 70

где х — точка безубыточности;

89.3 — цена единицы продукции;

44.1 — переменные затраты на единицу продукции;

3187 – общая сумма постоянных затрат.

        Как видно из приведенного  расчета, безубыточность реализации  достигается при объеме 70 компьютеров. 

           Точку безубыточности можно рассчитать  также в денежных единицах. Для  этого достаточно умножить количество  единиц продукции в точке безубыточности  на цену единицы продукции:

70 шт. х 89.3 тыс. руб. = 6251 тыс. руб.

          Рассчитаем по приведенной методике  безубыточный объем производства  для каждого вида товаров и  работ в натуральных и денежных  единицах  (таблица 2.27).

           Чтобы определить, насколько близко  исследуемое предприятие подошло  к границе, за которой деятельность  становится убыточной, определим  отклонение фактического объема  выручки от реализации товаров  и работ от расчетной величины  точки безубыточности (Оабс) по формуле:

Оабс = ВР (факт) - ТБ

где ВР (факт) - фактическая выручка от реализации за период , ден. ед.

       ТБ – точка безубыточности

Оабс = 105600 тыс.руб. – 17400 тыс.руб. = 88200 тыс.руб.

 

 

Таблица 2.27

Расчет безубыточного объема производства продукции 

тыс. руб.

 

шт.

руб

1

Компьютеры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6251

2

Оргтехника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5309

3

Настройка и  модернизация локальных сетей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4424

4

Ремонт и  обновление парка компьютеров, антивирусная защита

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1416

 

Итого

х

57588

х

7482

х

48012

х

105600

х

40530

х

х

17400

 

          Вышеприведенные расчеты свидетельствуют  о том, что ООО «Лапидус» имеет очень большое абсолютное отклонение фактического объема выручки от реализации продукции от расчетной величины точки безубыточности, что оценивается положительно

          Наиболее наглядным показателем, характеризующим степень удаленности предприятия от точки безубыточности является «Запас прочности». Он показывает, на сколько процентов может быть снижен объем реализации для сохранения безубыточного уровня работы (либо на сколько процентов необходимо увеличить объем реализации для достижения безубыточного уровня работы). Определение «Запаса прочности» позволяет снять влияние масштаба производственной деятельности (как при анализе абсолютного отклонения от точки безубыточности) и тем самым дает возможность сравнения предприятий с различными оборотами (различными объемами выручки от реализации). Определим для ООО «Лапидус» «Запас прочности» (ЗП) как отношение абсолютного отклонения от точки безубыточности к фактической величине выручки от реализации:

ЗП = (Оабс : ВР (факт)) х 100 %

ЗП = (88200 тыс.руб. : 105600 тыс.руб.) х 100 % = 83.5 %

          По приведенной методике рассчитаем  абсолютное отклонение фактического  объема выручки от реализации  продукции от расчетной величины  точки безубыточности и «Запас  прочности» для каждого вида  товаров и работ (таблица 2.28)

Таблица 2.28

Расчет абсолютного отклонения фактического объема выручки от точки  безубыточности и «Запаса прочности» для каждого вида товаров и  работ ООО «Лапидус»

тыс.руб.

№ п/п

Виды продукции

Выручка, тыс.руб.

Всего, тыс.руб.

Безубыточный объем производства

тыс. руб.

Абсолютное отклонение фактического объема выручки от точки безубыточности, тыс.руб.

Запас прочности, %

1

Компьютеры

47949

6251

41698

87.0

2

Оргтехника

35739

5309

30430

85.1

3

Настройка и модернизация локальных  сетей

       

4

Ремонт и обновление парка компьютеров, антивирусная защита

       
 

Итого

105600

17400

88200

83.5


          Как видно из приведенных данных,  наиболее высокие значения «запаса  прочности» характерны для таких  видов товаров, как  компьютеры  и оргтехника  (соответственно 87.0 % и 85.1 %). Следовательно, можно  сказать, что данные виды товаров  являются более устойчивым к  изменению рыночной конъюнктуры  с точки зрения получаемой  прибыли. Самые низкие значения  «Запаса прочности» имеют настройка  и модернизация локальных сетей  (71.3 %) и ремонт и обновление  парка компьютеров, антивирусная  защита (78.2 %).

          В ООО «Лапидус»  отпускная цена товаров и работ формируется как сумма калькулируемой (полной) себестоимости и  выбранной  для каждого вида товаров и работ нормы прибыли на основе проведенных маркетинговых исследований спроса (таблица 2.29).

Таблица 2.29

Расчет цен на продукцию ООО  «Лапидус»

тыс.руб.

№ п/п

Виды товаров и работ

Объем продажи товаров и работ, шт.

Полная себестоимость всего объема продаж, тыс.руб.

Полная себестоимость единицы  продукции, руб.

Норма прибыли, %

Цена товаров и работ, руб.

1

Компьютеры

537

26874

50.0

78.6

89.3

2

Оргтехника

         

3

Настройка и модернизация локальных  сетей

         

4

Ремонт и обновление парка компьютеров, антивирусная защита

         

 

          Однако рыночные условия могут  сложиться таким образом, что  не позволят установить цену  на товары и работы  выше  полной себестоимости  и  цена продукции, по которой она продается, получается убыточной.  Для определения цены на товары и работы  при безубыточной реализации можно воспользоваться следующей формулой:

Цб = ТБ / V

где Цб – цена безубыточности;

      ТБ – выручка в точке безубыточности

      V -  объем произведенной продукции в натуральном выражении

          Рассчитаем минимальную цену  для каждого вида товаров и  работ при условии, что ООО «Лапидус» сохранит объем продаж товаров и работ в натуральном выражении (таблица 2.30).

Таблица 2.30

Расчет минимальной цены на товары и работы ООО «Лапидус»

тыс.руб.

Виды продукции

Объем продаж, шт.

Безубыточный объем продаж,

тыс. руб.

Минимальная цена на товары и работы, тыс. руб.

Компьютеры

537

6251

11.6

Оргтехника

     

Настройка и модернизация локальных  сетей

     

Ремонт и обновление парка компьютеров, антивирусная защита

     

 

          Максимизировать прибыль и снизить  точку безубыточности возможно, концентрируясь на продаже товаров  и работ с наибольшими ценовыми  коэффициентами.  Для нужд ценообразования  знать реальные удельные затраты  на единицу товаров и работ  для ООО «Лапидус» важно по следующим причинам.

          Во-первых, это самый важный шаг  к созданию системы управления  затратами и контроля за их  динамикой, адекватной нуждам  ценообразования. Обычно контролируется  динамика переменных затрат. Однако, как показывает практика, даже  самая лучшая система контроля  переменных затрат не всегда  позволяет уловить реальную динамику  постоянных затрат, а ведь они  включают условно-постоянные затраты, которые способны существенно сказаться на результатах ценовых решений.

          Во-вторых, определение таких затрат  дает возможность определить  минимальную цену, по которой  предприятие может позволить  себе реализовать дополнительное  количество данной продукции.  При этом становится возможным  принять подобное решение таким  образом, чтобы это не исказило  результаты ценовых решений относительно  других товаров или услуг предприятия.

          В-третьих, появляется возможность  определить величину выигрыша  от продажи каждой дополнительной  единицы товара. А это особенно  важно, поскольку позволяет принимать  действительно хорошо обоснованные  и ведущие к росту прибыльности  предприятия ценовые решения. 

          Размер коэффициента маржинального  дохода, рассчитанного в процентах  к цене товара, является важным  показателем операционного анализа.  Он показывает ту долю абсолютной  величины цены, которая способствует  увеличению прибылей фирмы или  сокращению ее убытков (таблица  2.31).

Таблица 2.31

Коэффициент маржинального дохода по видам товаров и работ

тыс.руб.

Виды продукции

Маржинальный доход

Цена, руб.

на ед. товаров и работ, тыс. руб.

Коэффициент маржинального дохода, %

Компьютеры

45.2

89.3

50.6

Оргтехника

4.0

8.4

47.6

Настройка и модернизация локальных  сетей

   

29.6

Ремонт и обновление парка компьютеров, антивирусная защита

   

31.7


 

          Чем выше ценовой коэффициент,  тем большую прибыль в состоянии  принести данный вид продукции,  тем меньший объем реализации  требуется для получения прибыли.  Как видно из приведенных данных, максимальный ценовой коэффициент  имеет такой вид товаров, как  компьютеры – 50.6 %, минимальный  – настройка и модернизация  локальных сетей – 29.6 %.

         В ходе анализа, проведенного  в данной главе,  выяснилось, что  в структуре работ и услуг  ООО «Лапидус» наибольший удельный вес приходится на комплектующие изделия. Однако при этом используются очень дорогие комплектующие, цена компьютеров и оргтехники получается очень высокой и доступна только для крупных покупателей. Поэтому ООО «Лапидус» целесообразно подбирать более дешевые комплектующие без ухудшения  качества и технических характеристик. Для этого необходимо анализировать цены у поставщиков и выбирать оптимальные для ООО «Лапидус». Кроме того, можно подобрать комплектующие менее известных фирм, которые имеют меньшую стоимость, но не уступают по техническим характеристикам дорогим.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции и пути ее снижения на примере ООО «Лапидус»