Анализ расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

Дебиторская задолженность - это суммы, причитающиеся от покупателей и заказчиков. Естественно, что предприятия заинтересованы продавать продукцию покупателям и заказчикам, которые способны оплатить счета при наступлении срока платежа.
Данные для анализа состава и движения дебиторской задолженности можно систематизировать в таблице.
Приведенные данные по ЧПУП «Лепорд» позволяют сделать вывод, что за рассматриваемые три года общая сумма дебиторской задолженности по предприятию увеличилась.

Содержание работы

Анализ расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии
1.1 Анализ дебиторской задолженности
1.2 Анализ движения денежных средств
2. Рекомендации по совершенствованию анализа расчетов с покупателями и заказчиками
3. Оценка предполагаемой экономической эффективности предлагаемых мероприятий
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Анализ расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, рост дебиторской задолженности  на предприятии обусловлен наращиванием объема продаж, неплатежеспособностью  потребителей.

динамика состава  и структура дебиторской задолженности  предприятия;

динамика состава и структуры кредиторской задолженности;

анализ оборачиваемости  дебиторской и кредиторской задолженности  предприятия.

 

Показатель

На начало года

На конец  года

Отклонение (+,-)

 

1

2

3

4

 

Оборачиваемость дебиторской задолженности, оборотов

14,4

13,4

-1

 

1. Период погашения  дебиторской задолженности, дни

25

27

2

 

2. Доля дебиторской  задолженности в общем объеме  текущих активов,%

25

22

-3

 

3. Оборачиваемость  кредиторской задолженности, оборотов

2,1

1,9

-0,2

 

4. Период погашения  кредиторской задолженности, дни

171

189

18

 

5. Доля кредиторской  задолженности в общем объеме  привлеченных средств,%

58,1

65,8

7,7

 

6. Доля сомнительной  дебиторской задолженности в  общем объеме задолженности,%

58,8

50,6

-8,2

 
         

Выводы.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятием. Снижение данного коэффициента для ОАО "Центролит" за рассматриваемый период свидетельствует об увеличении объема предоставляемых кредитов. Доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных средств также уменьшилась, что свидетельствует о повышении мобильности структуры имущества предприятия. Незначительно увеличился срок погашения дебиторской задолженности.

Уменьшилась доля сомнительной дебиторской задолженности на 8,2%, это показывает, что снижения ликвидности предприятия не происходит.

Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия

 

Показатели

Превышение

задолженности

 

Расчеты

Дебиторская

задолженность

Кредиторская задолженность

дебиторской

кредиторской

 

1

2

3

4

5

 

С покупателями и заказчиками; поставщиками и подрядчиками

4481

5825

 

1344

 

По налогам  и сборам

-

18978

 

18978

 

По авансам

3233

11219

 

7986

 

По кредитам и займам

-

36250

 

36250

 

По прочим расчетам

3140

4015

 

875

 

ИТОГО

10854

76287

 

65433

 
           

Выводы:

Вопрос о  сопоставимости дебиторской и кредиторской задолженности является одним из актуальных. Кредиторская задолженность  на предприятии превышает дебиторскую, так как предприятие привлекает дополнительные источники финансирования, имеет задолженность по уплате налогов и сборов. Также выше кредиторская задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками, авансам и прочим расчетам.

Считается, если кредиторская задолженность превышает дебиторскую, то предприятие рационально использует средства, т.е. привлекает их в оборот больше, чем отвлекает от оборота. Однако не следует забывать о том, что предприятие обязано погашать кредиторскую задолженность независимо от состояния дебиторской задолженности.

2. Рекомендации по совершенствованию  анализа расчетов с покупателями  и заказчиками

В результате расчетных операций предприятие  одновременно выступает финансовым донором и реципиентом; в первом случае оно кредитует одних контрагентов (покупателей своей продукции), во втором - получает средства во временное пользование от других контрагентов (поставщиков сырья, материалов, услуг).

Тем не менее, избежать появления дебиторской  задолженности по текущим операциям  практически невозможно (для этого нужно продавать всю свою продукцию на условиях предоплаты или оплаты за наличный расчет, что возможно, например, когда продукция пользуется повышенным спросом). Поэтому в любом предприятии должна существовать система регулирования отношений с контрагентами по товарным операциям.

Дебиторская задолженность представляет собой  динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в компании политики в отношении  покупателей продукции. Поскольку  дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию собственных оборотных средств, т.е. в принципе она невыгодна предприятию, с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Теоретически дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, однако этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции.

Дебиторская задолженность по товарным операциям  возникает при оплате с отсрочкой  платежа как естественный элемент  подобной общепринятой системы расчетов.

При выборе вариантов управленческих решений по сокращению дебиторской задолженности следует учесть, что ГК РФ устанавливает ряд способов прекращения обязательств:

отступное соглашение - прекращение обязательств путем предоставления кредитору  взамен определенной суммы денег, передачи имущества (ст.409 ГК РФ);

зачет взаимных требований - прекращение  обязательств путем полного или  частичного зачета встречного однородного  требования (ст.410 ГК РФ);

совпадение  должника и кредитора в одном  лице (ст.413 ГК РФ);

новация - прекращение обязательств путем  замены первоначального обязательства другим между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (ст.414 ГК РФ);

участие в расчетах третьих лиц - исполнение обязательства может быть возложено  должником на третье лицо (ст.313 ГК РФ);

уступка права требования - право (требование) может быть передано другому лицу по сделке или на основе закона (ст.382 ГК РФ);

перевод долга - перевод должником своего долга на другое лицо с согласия кредитора (ст.391 ГК РФ);

получение складского свидетельства - обязательство может быть прекращено путем получения складского свидетельства (ст.913 ГК РФ).

Вырабатывая политику кредитования покупателей  своей продукции, предприятие должно определиться по следующим ключевым вопросам:

срок  предоставления кредита (чаще всего в компании существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);

стандарты кредитоспособности (критерии, по которым  поставщик определяет финансовую состоятельность  покупателя и вытекающие отсюда возможные  варианты оплаты);

система создания резервов по сомнительным долгам (предполагается, что как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения  платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам; поэтому исходя из принципа осторожности необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя);

система сбора платежей (сюда входят процедуры  взаимодействия с покупателями в  случае нарушения условий оплаты, совокупность критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и др.);

система предоставляемых скидок (в рыночной экономике является обычной практика предоставления скидок в случае оговоренного и достаточно короткого периода оплаты поставленной продукции).

Эффективная система установления взаимоотношений  с покупателями подразумевает: а) качественный отбор клиентов, которым можно  предоставлять кредит, б) определение  оптимальных условий кредитования; в) четкую процедуру предъявления претензий; г) контроль за тем, как клиенты исполняют условия договоров.

Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются всевозможные накладки, поэтому предприятие вынуждено  организовывать некоторую систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины.

Эта система, называемая системой администрирования  взаимоотношений с покупателями, подразумевает: а) регулярный мониторинг дебиторов по видам продукции, объему задолженности, срокам погашения и др.; б) минимизацию временных интервалов между моментами завершения работ, отгрузки продукции, предъявления платежных документов; в) направление платежных документов по надлежащим адресам; г) аккуратное рассмотрение запросов клиентов об условиях оплаты; д) четкую процедуру оплаты счетов и получения платежей.

Аналитические процедуры, имеющие отношение к  управлению дебиторской задолженностью, входят в систему внутрифирменного финансового анализа и управленческого  контроля. Они не формализованы, а  их основное содержание - контроль за своевременностью оплаты счетов.

Исходя  из возможностей, предоставленных ГК РФ, следует вести переговоры с  должниками и составлять соответствующие  юридические документы. Кроме того, здесь требуется и оперативное  напоминание должнику о предстоящем наступлении срока расчетов или его нарушении.

В целях  сокращения финансовых потерь организации  следует производить сверки расчетов и создавать резервы сомнительных долгов в бухгалтерском (в соответствии с п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ) и налоговом учете (в соответствии со ст.266 НК РФ).

При прогнозировании дебиторской задолженности  покупателей и заказчиков за отгруженную  им продукцию (товары, работы, услуги) рекомендуется  производить расчеты необходимой суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность.

Таким образом, можно сформулировать следующие  рекомендации по управлению дебиторской  задолженностью для ОАО "Центролит":

Осуществлять  постоянный контроль за состоянием расчетов с покупателями. С целью уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями расширять по возможности круг потребителей продукции. Следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и потребует привлечения дополнительных дорогостоящих источников финансирования.

Использовать  предоставление скидок с договорной цены при досрочной оплате и формы  досрочного погашения дебиторской задолженности. Разработка гибкой кредитной политики для покупателей и заказчиков.

3. Оценка предполагаемой экономической  эффективности предлагаемых мероприятий

Проведем  прогнозный анализ дебиторской задолженности  и прибыли, связанный с изменениями кредитной политики организации. В составе кредитной политики выделим такие элементы, как предоставление кредита (отсрочки платежа), скидки в случае оплаты товара в более ранние сроки.

Если  фирма принимает решение об использовании  более льготной кредитной политики путем таких мер, как удлинение периода кредита, смягчение стандартов кредитоспособности, переход к менее жестким методам работы по взиманию просроченной задолженности, предоставление торговых скидок, это приводит к увеличению объема реализации. Почти во всех случаях выполняется следующее правило: более льготная кредитная политика стимулирует реализацию.

Конечно, если кредитная политика стала более  лояльной и объем реализации за счет этого возрос, затраты также возрастут, поскольку потребуется больше сырья, материалов, рабочей силы и т.д. для производства дополнительного количества товара. Кроме того, увеличится объем дебиторской задолженности, следовательно, и текущие затраты, связанные с ней, а также возрастет количество безнадежных долгов и расходов, связанных с предоставлением скидок. Таким образом, основной вопрос, решаемый в процессе анализа предполагаемых изменений кредитной политики, стоит так: возрастут ли доходы от реализации в большей мере, чем затраты, включая затраты, связанные с кредитованием покупателей, или является ли эффективным принятие предприятием подобных затрат.

Таблица представляет собой модель анализа  последствий изменения кредитной  политики. В основе модели - составление  прогнозного отчета о прибылях и  убытках. В графе 2 представлены прогнозируемые показатели хозяйственной деятельности ОАО "Центролит" на 2007 г. при сохранении прежней кредитной политики в течение всего года.

Графа 3 показывает ожидаемый эффект при  введении более льготной политики кредитования клиентов за счет продления кредитного периода, увеличения размера скидки, смягчения стандартов кредитоспособности и перехода к менее жесткой политике возмещения просроченных платежей. При изменении условий продажи товаров в кредит смягчаются стандарты кредитоспособности и оказывается меньшее давление на клиентов, не оплативших товар в срок.

В таблице  приводятся только приростные денежные потоки, т.е. потоки, меняющиеся при  изменении кредитной политики. Приведенная  в итоговой строке чистая прибыль  фактически представляет собой сальдо потоков денежных средств.

Таблица

Анализ  изменения кредитной политики (тыс. руб)

 
 

Текущая кредитная  политика

Эффект

изменения кредитной  политики

Новая

кредитная политика

 

1

2

3

4

 

Валовая выручка  от реализации

146461

46878

193339

 

Торговые скидки

732

1588

2320

 

Чистая выручка  от реализации

145729

48466

195659

 

Производственные  затраты, включая накладные расходы

139784

44741

184525

 

Прибыль до вычета затрат по кредитованию клиентов

5945

5189

11134

 

Затраты по кредитованию клиентов:

2661

-124

2537

 

затраты по поддержанию  дебиторской задолженности

1196

608

1804

 

расходы по анализу  платежеспособных клиентов и сбору  просроченных платежей

1465

-732

733

 

Прибыль до вычета налогов

3284

5313

8597

 

Налоги местные  и федеральные 

1478

2391

3869

 

Чистая прибыль

1806

2922

4728

 
         

Информация о работе Анализ расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии