Анализ производственно-финансовой деятельности железной дороги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 10:30, курсовая работа

Описание работы

Основной задачей экономического анализа является познание сущности экономических явлений, установление и количественное измерение воздействия на уровень результативного показателя различных факторов и выявление на основе этого резервов повышения эффективности производства. Для изучения влияния факторов на результаты хозяйственной деятельности применяются различные способы, выбор которых зависит от цели и глубины анализа, объекта исследования, технических возможностей выполнения расчетов и т.д. (рис. 1). Цель курсового проекта – овладение методами и приемами проведения экономического анализа хозяйственной деятельности железной дороги.

Содержание работы

Введение 3
АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЪЕМА РАБОТЫ ДОРОГИ 5
АНАЛИЗ ОБОБЩАЮЩИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 10
ПОДВИЖНОГО СОСТАВА В ГРУЗОВОМ ДВИЖЕНИИ 10
АНАЛИЗ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ 14
И СЕБЕСТОИМОСТИ ПЕРЕВОЗОК 14
АНАЛИЗ ДОХОДОВ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ 20
АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ОТ ПЕРЕВОЗОК 26
АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 29
ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ 29
Заключение 32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа (АПФД).docx

— 378.86 Кб (Скачать файл)

ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ  СООБЩЕНИЯ

(ПГУПС–ЛИИЖТ)

 

 

 

 

 

Кафедра "Экономика транспорта"

 

 

 

 

 

 

 

 

АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ФИНАНСОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Вариант 09

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 

группы ЭУТ-504

 Соловьева Н. А.

Проверила: Котова Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2009

 

Оглавление

 

Введение 3

АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ  ОБЪЕМА РАБОТЫ ДОРОГИ 5

АНАЛИЗ ОБОБЩАЮЩИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 10

ПОДВИЖНОГО СОСТАВА В ГРУЗОВОМ ДВИЖЕНИИ 10

АНАЛИЗ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ 14

И СЕБЕСТОИМОСТИ ПЕРЕВОЗОК 14

АНАЛИЗ ДОХОДОВ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ 20

АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ОТ ПЕРЕВОЗОК 26

АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 29

ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ 29

Заключение 32

 

Введение

 

Экономический анализ имеет важное значение в системе  управления транспортным комплексом, в том числе в основном звене  – железной дороги. Он предшествует принятию любого решения, является обоснованием их на базе имеющейся информации. Поэтому  владение его методами необходимо всем, кто принимает участие в управлении производством.

Основной задачей  экономического анализа является познание сущности экономических явлений, установление и количественное измерение воздействия на уровень результативного показателя различных факторов и выявление на основе этого резервов повышения эффективности производства.

Для изучения влияния  факторов на результаты хозяйственной  деятельности применяются различные  способы, выбор которых зависит  от цели и глубины анализа, объекта  исследования, технических возможностей выполнения расчетов и т.д. (рис. 1).

Цель курсового  проекта – овладение методами и приемами проведения экономического анализа хозяйственной деятельности железной дороги.

 

Рис. 1. Способы анализа хозяйственной деятельности предприятия

 

Исходные  данные по варианту 09:

Приложение 1

 

Приложение 2

Показатели

База

Отчет

Показатели

База

Отчет

Количество погруженных тонн, тыс.

58330

57486

Эксплутационные расходы, млн. руб.

12430

11270

Приведенная продукция, млн. ткм

103110

101485

Базовая велечина расходов, зависящих  от объема перевозок, пересчитанная  на выполненный пробег подвижного состава, млн. руб.:

Грузооборот в тариф. млн. ткм

92800

91300

- в грузовом движении

3931

3682

Грузооборот в экспл. млн. ткм

94934

93902

- в пассажирском

1119

1048

Стоимость основных производственных фондов, млн. руб.

20800

21200

в том числе по типам тяги:

- электротяга

53163

56810

Прибыль от ПВД, млн. руб.

1500

1800

Коэффицент выполнения пробега  пассажирских вагонов в том числе  по видам тяги:

1,01

1,04

- теплотяга

41771

37092

Пассажирооборот, млн. пасс-км

10310

10185

- электротяга

1,05

1,05

Структура грузооборота по видам сообщений, %

- МВС

 

1,15

- местное

21,4

23,9

- теплотяга

0,97

0,98

- прямое

78,6

76,1

 

Структура грузооборота в местном  сообщении, %

Приложение 3

- уголь

12,9

12,8

Показатели

База

Отчет

- нефть

15,5

14,5

Структура перевозок в тар. Ткм  по родам груза, %

   

- хлебные грузы

7,9

8,9

   

- руда

20,2

21,8

- уголь

18

20

- прочие грузы

43,5

42,0

- нефть

19

17

Количество перевезенных грузов, тыс. т.:

- хлебные грузы

 

22

20

- местное

114793

127606

- руда

17

19

- прямое

196077

185774

- прочие грузы

26

22

Местное в том числе по родам  груза:

Доходная ставка по родам грузов, коп. за 10 тарифных ткм:

     

- уголь

13343

14472

- нефть

17100

17578

- уголь

54,244

60,120

- хлебные грузы

9805

11988

- нефть

125,821

125,100

- руда

26743

30690

- хлебные грузы

60,111

59,801

- прочие грузы

47802

52878

- руда

125,141

125,741

Динамическая нагрузка на груженный  вагон, т.

42,3

41,9

- прочие грузы

256,365

250,880

Структура перевозок по видам сообщения  в пассажирском движении, %

   

Доля порожнего пробега, %

30,4

32,3

Среднесуточный прбег вагона, км.

300

295

- прямое

80

80

     

- местное

6

4

     

- пригородное

14

16

       

Доходная ставка по видам сообщения, коп. за 10 пасс-км:

   
       

- прямое

144,432

142,061

       

- местное

169,111

165,2

       

- пригородное

96,554

90,871


АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЪЕМА РАБОТЫ ДОРОГИ

 

Основными показателями, характеризующими работу дороги, являются:

– отправление  грузов, т;

– грузооборот, ткм;

– пассажирооборот, пасс-км;

– приведенная  продукция, прив.ткм.

Анализ начинается со сравнения фактических значений с базовыми, представлен в таблице 2.1.

 

Сравнительный анализ основных показателей обьемов работы дороги

табл. 2.1

Показатель

Базовый период

Фактический период

Отклонение от базового значения

Абсолютное

Относительное, %

Погружено грузов, тыс. т

58330

57486

-844

-1,45

Приведенная продукция, млн. ткм

103110

101485

-1625

-1,58

Пассажирооборот, млн. пасс-км

10310

10185

-125

-1,21

Грузооборот в экспл. млн. ткм

94934

93902

-1032

-1,09

Грузооборот в тариф. млн. ткм

92800

91300

-1500

-1,62

Коэффицент разрыва между тарифным и эксплутационным ткм, %

2,30

2,85

0,55

23,93


 

Для характеристики соотношения между тарифным и  эксплуатационным грузооборотом используем коэффициент разрыва между тарифными и эксплуатационными ткм:

 

 

В отчетном периоде  все показатели объемов дороги увеличились. Объем погрузки грузов увеличился на 1381 тыс. тонн, что составило почти 2,5% от объемов грузов в базисном периоде. Заметно увеличился эксплутационный грузооборот (на 1207 млн. ткм, что составляет 1,3 % от базового значения этого показателя) и показатель приведенной продукции (на 1685 млн. ткм – 1,69 %). Тарифный грузооборот увеличился на 1480 млн. ткм (1,65 % базовой величины). Коэффициент разрыва между тарифным и эксплутационным грузооборотом увеличился, что показывает увеличение эксплутационной работы, а значит и увеличение расходов, увеличение прибыли. Пассажирооборот в отчетном периоде составил 10185 пасс. км, это на 205 пасс. км. больше базового значения. Для выявления причин увеличение работы дороги проводится более детальный анализ.

Схема взаимосвязи  показателей объема перевозок в  тарифных ткм представлена на рис.2.

Величина грузооборота анализируется по формуле:

 

=
,

где – количество перевезенных грузов, тыс. т;

        – средняя дальность перевозки грузов, км.

 


                                                                 



                    


      


                                                                         

 

Рис. 2. Схема взаимосвязи показателей перевозок грузов

 

 

Определяем тарифный грузооборот по видам сообщения

 

 

 

 

Определение грузооборота в местном сообщении по родам груза.

Отчетный  период:

 

 

На первом этапе  определяют индекс корректировки по количеству перевезенных грузов (для каждого вида сообщения и по каждому роду груза отдельно). Расчеты подробно показаны и сведены в таблице 2.2.

 

Индекс корректировки по количеству перевезенных грузов в прямом сообщении:

=185774/196077=0,947

 

Затем находим величину грузооборота, скорректированного на выполненный объем перевезенных грузов:

 

 

 

где – грузооборот по базовому периоду, млн. ткм.

 

Изменение грузооборота под влиянием изменения объема перевезенных грузов и под влиянием средней  дальности перевозки грузов определяется следующим образом:

 

=93708,81-92800=908,81;

=91300-93708,81= -2408,81;

где – грузооборот по фактическому периоду, млн. ткм.

Проверка:

91300-92800= 908,81-2408,81млн. ткм

-1500=1480 млн. ткм

 

 

 

Анализ грузооборота в  тарифных ткм., млн.

табл. 2.2

Показатель

База

Индекс корректировки

Скорректированное значение базы

Факт

Отклонение

Всего

В том числе за счет изменения

объема перевозок грузов

средней дальности

Грузооборот всего

92800,00

1,009793

93708,81

91300,00

-1500,00

908,81

-2408,81

в том числе по сообщениям:

   

0,00

 

0,00

0,00

0,00

местное

23107,20

1,111618

25686,39

21820,70

-1286,50

2579,19

-3865,69

прямое

69692,80

0,947454

66030,74

69479,30

-213,50

-3662,06

3448,56

Итого грузооборот

92800,00

-

91717,13

91300,00

-1500,00

-1082,87

-417,13

Влияние изменения структуры по видам сообщения

-

-

1991,68

-

-

1991,68

-1991,68

Перевозки в местном сообщении  всего

23107,20

1,111618

25686,39

21820,70

-1286,50

2579,19

-3865,69

в том числе по родам грузов:

0,00

0,00

уголь

2980,83

1,085

3233,05

2793,05

-187,78

252,22

-440,00

нефть

3581,62

1,028

3681,73

3164,00

-417,61

100,12

-517,73

хлебные грузы

1825,47

1,223

2231,89

1942,04

116,57

406,43

-289,85

руда

4667,65

1,148

5356,55

4756,91

89,26

688,90

-599,64

прочие грузы

10051,63

1,106

11118,99

9164,69

-886,94

1067,36

-1954,30

Итого местные перевозки

23107,20

-

25622,22

21820,70

-1286,50

2515,02

-3801,52

Влияние изменения структуры по родам грузов

-

-

64,16

-

-

64,16

-64,16


 

 

Тарифный  грузооборот в отчетном периоде составил 91300 млн. ткм., что меньше планового значения на 1500 млн. ткм.

Уменьшение грузооборота произошло главным образом за счет уменьшения средней дальности перевозки грузов (под влиянием этого фактора грузооборот уменьшился на 2408,81 млн. ткм.), несмотря на увеличение объема перевозок грузов (под влиянием этого фактора грузооборот увеличился на 908,81 млн. ткм.).

Особенностью  структуры тарифного грузооборота в разрезе видов сообщений  является значительная доля (75-80%) грузооборота прямого сообщения, а значит, именно этот фактор в целом определяет итоговый грузооборот, и малой доли (20-25%) грузооборота местного сообщения. Планируемая структура чаще всего не совпадает с фактической, так в отчетном периоде структура по видам сообщений изменилась, что так же сыграло свою роль в не выполнении плана по тарифному грузообороту; величина отклонения составила +-1991,68 млн. ткм.

 

 

 

АНАЛИЗ ОБОБЩАЮЩИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ПОДВИЖНОГО СОСТАВА В ГРУЗОВОМ ДВИЖЕНИИ

 

В деятельности железной дороги решающая роль принадлежит работе подвижного состава, поэтому  анализу  показателей его использования  придается большое значение, т.к. с его помощью изыскиваются резервы  повышения интенсивности использования  подвижного состава.

К обобщающим показателям относятся производительность вагона и производительность локомотива.

Система показателей  использования вагонов рабочего парка  железной дороги приведена  на рис. 3.1.

 


                                                                    


                               


                                              

Рис. 3.1. Схема взаимосвязи показателей использования грузовых вагонов

 

Наиболее широко для анализа показателей использования  грузовых вагонов используется метод  цепных подстановок и способ долевого участия.

Аналитическая модель среднесуточной производительности вагона представлена формулой:

,

где  – доля порожнего пробега вагона, %;

      – динамическая нагрузка на груженый вагон, т;

      – среднесуточный пробег вагона, км.

 

Анализ производительности вагона представлен в табл. 3.1

 

Анализ производительности вагона, ткм

табл. 3.1

№ подстановки

Факторы

Производительность вагона, ткм

Разность подстановок

Sв

1+ ά

Pгрдин

1

300

1,304

42,3

9731,595

-

2

295

1,304

42,2

9546,779

-184,816

3

291

1,323

42,2

9282,086

-264,693

4

291

1,323

41,9

9216,100

-65,986

Баланс отклонений

-515,495

-515,495


 

Производительность вагона уменьшилась на 515,50 ткм (в отчетном периоде составила 9216,1 ткм), в том числе за счет уменьшения среднесуточного пробега вагона на 184,82 ткм; уменьшения динамической нагрузки на груженный вагон на 264,69 ткм и уменьшения доли порожнего пробега вагона на 65,99 ткм, то есть главным образом на снижение производительности повлиял меньшей пробег и динамическая нагрузка; эти факторы необходимо повышать для улучшения показателя эффективности.

Далее рассчитывается отклонение рабочего парка вагонов от базового значения в зависимости от объема перевозок и производительности вагона, а также анализ отклонений рабочего парка по факторам среднесуточной производительности вагона (см. табл. 3.2).

Величину рабочего парка вагонов по базе и по факту определим по следующей формуле:

.

 

=94934*106/(365*9731,60)=26726 ваг.

93902*106/(365*9216,1)=27915 ваг.

Δnp=np – np= 27915-26726=1188 ваг.

 

Используя способ абсолютных разниц, рассчитываем отклонение фактического рабочего парка вагонов  от базового в зависимости от объема перевозок и  производительности  вагона:

 

ваг;

 ваг.

Проверка:

1188= 1479 + (-291) =1188 ваг.

 

Затем используется способ долевого распределения для  анализа отклонений рабочего парка  вагонов по факторам, определяющим среднесуточную производительность вагона.

На первом этапе  рассчитаем коэффициент долевого распределения k по формуле:

 

На  втором этапе измеряется влияние  на величину рабочего парка:

– среднесуточного пробега вагона

 ваг;

 

– динамической нагрузки на груженый вагон

 ваг;

 

– коэффициента порожнего пробега

 ваг.

Проверка:

1479 =530 +759+189 = 1479 ваг.

 


                                                           


                                    


                                 

 

Рис. 3.2. Схема влияния показателей определяющих изменение величины рабочего парка

 

 

 

 

 

 

Анализ рабочего парка  вагонов

табл. 3.2

Показатель

База

Факт

Отклонение

Всего

в зависимости от

 

объема перевозок

производительности вагона

Всего

среднесуточного пробега вагона

динамической нагрузки на груженный  вагон

Коэффицента порожнего пробега

Рабочий парк вагонов

26727

27915

1188

-291

1479

530

759

189

Коэффициент распределения

-2,868

Информация о работе Анализ производственно-финансовой деятельности железной дороги