Анализ производительности труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Уровень производительности труда характеризуется соотношением объема производственной продукции или выполненных работ и затрат рабочего времени. От уровня производительности труда зависят темпы развития промышленного производства, увеличение заработной платы и доходов, размеры снижения себестоимости продукции. Повышение производительности труда путем механизации и автоматизации труда, внедрения новой техники и технологий практически не имеют границ. Поэтому целью анализа производительности труда является выявление возможностей дальнейшего увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда, более рационального использования работающих и их рабочего времени.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1.1.Значение и факторы производительности труда………………………...5
1.2.Методы производительности труда……………………………………….11
1.3.Анализ производительности труда………………………………………..13
2. Практическая часть……………………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………………...36
Список использованной литературы…………………………………………..37

Файлы: 1 файл

анализ хоз.деят 3 курс.doc

— 336.50 Кб (Скачать файл)

Стоимостной метод  производительности труда характеризует стоимость валовой или товарной продукции, приходящуюся на одного среднесписочного работника или на одного основного рабочего (выработка). Они широко используются для оценки производительности живого труда, но не учитывают экономию овеществленного труда и повышение качества продукции. Кроме того, эти показатели обладают рядом недостатков, которые искажают реальную величину производительности труда. Наиболее достоверным показателем является чистая продукция.

Трудовой метод  измерения производительности труда основан на расчете трудоемкости каждого продукта. Согласно этому методу эффективность труда оценивается сравнением фактических затрат с нормативными. Трудоемкость каждого вида продукции при этом рассчитывается как отношение трудовых затрат на производство этой продукции к ее количеству. Трудовой метод измерения производительности обладает рядом недостатков, что не способствует объективной оценке уровня и динамики производительности труда даже на отдельных рабочих местах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА

 

Для оценки уровня производительности труда применяется  система обобщающих, частных и  вспомогательных показателей.

Обобщающие показатели: среднегодовая, среднедневная и среднечасовая  выработка продукции одним рабочим, среднегодовая выработка на одного работающего в стоимостном выражении.

Частные показатели: трудоемкость продукции определенного вида в  натуральном выражении за 1 человеко-день или человеко-час.

Вспомогательные показатели: затраты времени на выполнение единицы определённого вида работ  или объём выполненных работ  за единицу времени.

Наиболее обобщающим показателем  производительности труда является среднегодовая выработка продукции  одним работающим (ГВ):

,

где ТП – объём  товарной продукции в стоимостном  выражении;

Ч – численность  работающих.

Факторы, влияющие на годовую выработку представлены на рис.1

Отсюда факторная  модель для показателя среднегодовой  выработки будет иметь следующий вид:


Расчёт влияния  этих факторов может быть проведён способами цепной подстановки, абсолютных разниц, относительных разниц или интегральным методом.

Трудоёмкость  – затраты рабочего времени на единицу или весь объём изготовленной  продукции:


где ФРВi – фонд рабочего времени на изготовление i-го вида изделий,

VВПi – количество  изделий одного наименования  в натуральном выражении. 

Данный показатель является обратным среднечасовой выработке  продукции.

Снижение трудоёмкости продукции – важнейший фактор повышения производительности труда. Рост производительности труда происходит в первую очередь за счёт снижения трудоёмкости продукции. Достигнуть снижения трудоёмкости возможно за счёт внедрения мероприятий НТП, механизации и автоматизации производства и труда, а также увеличения кооперированных поставок, пересмотра норм выработки и т. д.

Рис. 1 Взаимосвязь факторов, определяющих среднегодовую выработку продукции работника предприятия

В процессе анализа  изучают динамику трудоёмкости, выполнение плана по её уровню, причины её изменения  и влияния на уровень производительности труда. Если возможно, следует сравнить удельную трудоёмкость продукции по другим предприятиям отрасли, что позволит выявить передовой опыт и разработать мероприятия по его внедрению на анализируемом предприятии.

 

Вывод. Между  трудоёмкостью продукции и уровнем  производительности труда существует обратно пропорциональная зависимость. Поэтому общая удельная трудоёмкость продукции зависит от тех же факторов, что и среднечасовая выработка рабочих.

В процессе последующего анализа изучают показатели удельной трудоёмкости по видам продукции. Изменение  среднего уровня удельной трудоёмкости может произойти за счёт изменения её уровня по отдельным видам продукции (ТЕi) и структуры производства (УДi). При увеличении удельного веса более трудоёмких изделий средний её уровень возрастает и наоборот:


Влияние этих факторов на средний уровень трудоёмкости можно определить методом цепной подстановки через средневзвешенные величины:

;

;

.

Изменение в  уровне трудоёмкости не всегда оценивается однозначно. Трудоёмкость может возрастать при значительном удельном весе вновь осваиваемой продукции или улучшении её качества. Чтобы добиться повышения качества, надёжности и конкурентоспособности продукции, требуются дополнительные затраты средств и труда. Однако выигрыш от увеличения объёма продаж, более высоких цен, как правило, перекрывает проигрыш от повышения трудоёмкости изделий. Поэтому взаимосвязь трудоёмкости продукции и её качества, себестоимости, объема продаж и прибыли должна находиться в центре внимания аналитиков.

В заключение анализа определяют резервы снижения удельной трудоёмкости продукции по отдельным изделиям и в целом по предприятию:

,

где Тф – фактические  затраты рабочего времени на выпуск продукции, Тн – затраты рабочего времени, связанные со снижением  трудоёмкости, Тд – дополнительные затраты рабочего времени, связанные  с внедрением мероприятия по снижению трудоёмкости. ВПф – фактический объём валовой продукции; ВПн – объём валовой продукции, полученный в связи со снижением трудоемкости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ВАРИАНТ №9

 

2.1. Анализ показателей уровня обслуживания населения

Анализ  внедрения новых видов продукции

Таблица 1

Показатель 

Период 1

Период 2

Период 3

Период 4

1.Валовая продукция,  тыс.руб.

 

113470,2

 

99864,7

 

99563,8

 

104564,7

2.Объем продукции,  произведенной 

впервые

 

 

1469,8

 

 

759,0

 

 

216,8

 

 

1364,8

3.Коэффициент  освоения новых видов изделий

 

 

0,0130

 

 

0,0076

 

 

0,0022

 

 

0,0131

4.Темп роста  коэффициента освоения новых  видов изделий

 

 

 

-

 

 

 

58,5

 

 

 

29,0

 

 

 

595,5


 

Расчеты:

Косв.1 = 1469,8/ 113470,2 = 0.0130

Косв.2 = 759,0/ 99864,7 = 0.0076

Косв.3 = 216,8/ 99563,8 = 0,0022

Косв.4 = 1364,8/ 104564,7 = 0,0131

 

Трк2 = (0,0076/ 0,0130) * 100% = 58,5%

Трк3 = (0.0022/ 0,0076) * 100% = 29,0%

Трк4 = (0,0131/0,0022) * 100% = 595,5%

Вывод: из выполненных  расчетов видно, что на предприятии  происходит отрицательная тенденция  обновления ассортимента, т.е. по сравнению с первым периодом в последующих идет спад внедрения новой продукции и лишь к 4 периоду ситуация нормализуется.

 

Анализ  качества оказываемых услуг

Таблица 2

Показатели 

Период 1

Период 2

Период 3

Период 4

1. Валовая продукция,  тыс.руб.

 

113470,2

 

99864,7

 

99563,8

 

104564,7

2. Стоимость услуг, по которым поступили жалобы клиентов, тыс.руб.

 

 

 

97,4

 

 

 

78,3

 

 

 

62,2

 

 

 

12,4

3. Удельный вес  стоимости услуг, по которым  поступили жалобы

 

 

 

0.0009

 

 

 

0.0008

 

 

 

0.0006

 

 

 

0.0001

4. Темп роста, %

-

88,9

75.0

16,7


 

Расчеты:

Ув1 = 97,4/ 113470,2 = 0,0009

Ув2 = 78,3/ 99864,7 = 0,0008

Ув3 = 62,2/ 99563,8 = 0,0006

Ув3 = 12,4/ 104564,7 = 0,0001

 

Тр2 = (0,0008/ 0,0009) *100% = 88,9%

Тр3 = (0,0006/ 0,0008) * 100% = 75,0%

Тр4 = (0,0001/ 0,0006) * 100% = 16,7%

Вывод: стоимость  услуг, по которым поступили жалобы клиентов, к 4 периоду снижается на 85,0 тыс руб., также идет снижение удельного веса стоимости услуг, по которым поступили жалобы  в общем объеме услуг, все это говорит о положительной тенденции. Видно, что руководство уделяет особое внимание повышению качества выпускаемой продукции, выясняет причины недовольства клиентов и принимает меры по их устранению.

 

2.2.Анализ  объема производства и реализации  продукции (услуг)

Анализ  динамики показателей валовой продукции

Таблица 3

Показатель 

Период 1

Период 2

Период 3

Период 4

1.Валовая продукция, 

тыс.руб.

 

113470,2

 

99864,7

 

99563,8

 

104564,7

2.Абсолютный  прирост базисный, тыс.руб.

 

-

 

-13605,5

 

-13906,4

 

-8905,5

3.Абсолютный  прирост цепной, тыс.руб.

 

-

 

-13605,5

 

-300,9

 

5000,9

4.Темп роста  базисный, %

 

-

 

88,0

 

87,8

 

92,2

5.Темп роста  цепной, %

-

88,0

100,0

105,0

6.Темп прироста  базисный, %

 

-

 

-12,0

 

-12,2

 

-7,8

7.Темп прироста  цепной, %

 

-

 

-12,0

 

0

 

5,0


 

Расчет:

Аб.пр.баз2 = 99864,7- 113470,2 = -13605,5

Аб.пр.баз3 = 99563,8 – 113470,2 = -13906,4

Аб.пр.баз4 = 104564,7-113470,2 = -8905,5

 

Аб.пр.цеп2 = 99864,7 – 113470,2 = -13605,5

Аб.пр.цеп3 = 99563,8 – 99864,7 = -300,9

Аб.пр.цеп4 = 104564,7 – 99563,8 = 5000,9

 

Тр.баз2 = (99864,7/ 113470,2) * 100% = 88,0%

Тр.баз3 = (99563,8/113470,2) *100% = 87,8%

Тр.баз4 = (104564,7/113470,2) *100% = 92,2%

 

Тр.цеп2 = (99864,7/ 113470,2) *100% = 88,0%

Тр.цеп3 = (99563,8/ 99864,7) *100% = 100,0%

Тр.цеп4 = (104564,7/ 99563,8) *100% = 105,0%

 

Тпр.баз2 = 88,0% - 100% = -12,0%

Тпр.баз3 = 87,8% - 100% = -12,2%

Тпр.баз4 = 92,2% - 100% = -7,8%

 

Тпр.цеп2 = 88,0% - 100% = -12,0%

Тпр.цеп3 = 100% - 100% = 0

Тпр.цеп4 = 105,0% - 100% = 5,0%

Вывод: рассматривая динамику валовой продукции и темп ее роста, можно сказать, что за анализируемые периоды происходил рост производства и в последний период  наметились тенденции по увеличению выпуска продукции.

 

Анализ  структуры продукции (услуг)

Таблица 4

Показатель 

 

Период 3

Период 4

 

Отклонение, %

 

тыс.руб.

в % к  итогу

тыс.руб.

в % к  итогу

 

1.Изделие (услуга)1

 

25673,3

 

25,8

 

25908,2

 

24,8

 

100,9

2.Изделие (услуга)2

 

31175,0

 

31,3

 

31786,3

 

30,4

 

102,0

3.Изделие (услуга)3

 

19807,3

 

19,9

 

21908,2

 

20,9

 

110,6

4.Изделие (услуга)4

 

22908,2

 

23,0

 

24962,0

 

23,9

 

109,0

Итого

99563,8

100

104564,7

100

105,0


 

Расчет:

Объем реализации продукции в % в 3 периоде:

  1. (25673,3/ 99563,8) *100% = 25,8%
  2. (31175,0/ 99563,8) *100% = 31,3%
  3. (19807,3/ 99563,8) *100% = 19,9%
  4. (22908,2/ 99563,8) *100% = 23,0%

 

Объем реализации продукции в % в 4 периоде:

  1. (25908,2/ 104564,7) *100% = 24,8%
  2. (31786,3/ 104564,7) *100% = 30,4%
  3. (21908,2/ 104564,7) *100% = 20,9%
  4. (24962,0/ 104564,7) *100% = 23,9%

 

Отклонение:

  1. (25908,2/ 25673,3) *100% = 100,9%
  2. (31786,3/ 31175,0) *100% = 102,0%
  3. (21908,2/ 19807,3) *100% = 110,6%
  4. (24962,0/ 22908,2) *100% = 109,0%

Информация о работе Анализ производительности труда