Анализ объема реализации продукции на примере ООО "Буренка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования курсовой работы состоит в том, чтобы, проанализировав данные показатели, выявить резервы для их увеличения, а также факторы, влияющие на эти показатели.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Экономическое содержание…………………………………………..4
Глава 2. Методика анализа на примере компании на ООО «Буренка»……..7
2.1 Теоретические основы………………………………………………..7
2.2 Анализ факторов изменения объема реализации продукции……..10
2.3 Анализ динамики и выполнения плана реализации продукции…...12
2.4 Влияние изменения выпуска товарной продукции на прирост объёма реализации………………………………………………………………13
2.5 Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции………………………………………………………………………...14
2.6 Анализ прибыли и рентабельности…………………………………17
Глава 3. Предложения по увеличению выпуска и реализации продукции….25
Заключение……………………………………………………………………….28
Список используемой литературы……………………………………………...29

Файлы: 1 файл

курсовик по анализу.docx

— 83.74 Кб (Скачать файл)

Из всех вышеперечисленных  методов, наиболее удобным при анализе  реализации продукции является метод  цепных подстановок, так как он наиболее простой в применении анализа  реализации продукции, потому что происходит последняя замена плановой величины одной из слагаемых его фактической  величиной; способ сравнения, так как  этот способ позволяет наиболее точно  определить степень выполнения плана  за месяц, квартал или год. Также сравнение фактических данных с плановыми может быть использовано и для проверки обоснованности плановых показателей, для выявления резервов производства, для определения тенденций развития экономических процессов, при расчете влияния различных факторов на реализацию. Кроме того метод сравнения позволяет выявить причины отклонений и недостатков, а также изменения показателей, влияющих на прибыль.

2.2 Анализ факторов изменения объема реализации продукции

 

От объёма реализации зависит  финансовые результаты предприятия  его финансовое положение, платёжеспособность и т.д. Следовательно, объём реализации необходимо проводить за каждый месяц, квартал, год. В процессе анализа фактические данные по объёму реализации сравниваются с плановыми, с данными предшествующих периодов, рассчитывается процент выполнения плана, абсолютное и относительное отклонение от плана, темпы роста и прироста. На изменение объёма продаж влияют многочисленные факторы: (рис.1)

Рис.1. Модель факторной системы  объёма реализации продукции

 

Таблица 1. Анализ факторов изменения объёма реализации продукции

Показатель в плановых оптовых  ценах

План, тыс.руб.

Факт, тыс.руб.

Отклонение от плана

Остаток ГП на начало года

799,5

369

- 430,5

Выпуск ТП

29520

29520

 

Остаток ГП на конец года

984

1106

+ 122

Отгрузка продукции за год

29335,5

28782

- 553,5

Остаток товаров, отгруженных покупателю на начало года

3567

3936

+ 369

Остаток товаров, отгруженных покупателю на конец года

4305

2337

- 1968

Реализация продукции

28597,5

30381

+ 1783,5


 

Из таблицы видно, что  план реализации продукции перевыполнен на 1783,5 тыс. руб. за счет сверхплановых  остатков товаров, отгруженных покупателям  на начало года, а также уменьшением  остатков товаров отгруженных покупателям  на конец года. Отрицательное влияние  на объем продаж оказали: уменьшение остатка готовой продукции на складах предприятия на начало года(- 430,5), и увеличение их на конец года(+ 122), и оплата, за которые не поступила на расчетный счет предприятия.

2.3 Анализ динамики и выполнения плана реализации продукции

 

Объем реализации промышленной продукции может выражаться в  натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл. 2.).

Таблица 2. Динамика реализации продукции в сопоставимых ценах

Год

Объем реализации, тыс.руб.

Темпы роста, %

2009

25024,35

100

2010

30381

121,40


 

Из таблицы видно, что  по сравнению с предыдущим годом, темпы роста по объёму реализации возросли на 21,4% за счёт увеличения качества продукции, усовершенствования рекламы  на данный товар, повышения производства, увеличение спроса на данные товары; за счёт того, что данная продукция  занимает достойную нишу на рынке.

Оценка выполнения плана  по реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по данным, приведенным в табл.3.

Таблица 3. Анализ выполнения плана по реализации продукции предприятием за месяц

Вид продукции

Реализация продукции, тыс. руб.

План

Факт

Отклонение

% к плану

Сметана, жирность 10%

17220

17098

-122

-0,71

Сметана, жирность 15%

20541

18819

-1722

-8,38

Сметана, жирность 20%

24846

27060

2214

8,91

Итого

62607

62976

369

0,59


 

Из таблицы видно, что  за отчетный год план по реализации перевыполнен на 0,59. Увеличение произошло  за счёт снижения остатков нереализованной  продукции и увеличения производительности труда.

2.4 Влияние изменения выпуска товарной продукции на прирост объёма реализации

 

Влияние изменения остатков ГП н.г. на прирост объёма реализации определяется следующим образом:

 

∆ РП гп.н.п = ∆ ГП н.г,

 

Где ∆РП гп.н.п изменение реализованной продукции готовой продукции на начало периода;

ГП нп- изменение готовой продукции на начало периода.

Т.о. на изменение остатков готовой продукции на начало года влияет объём реализованной продукции на данный период, так как чем больше продукции было реализовано, тем меньше остатков готовой продукции на складе.

Влияние изменения остатков ГПк.г. на прирост объёма продаж определяется следующим образом:

 

∆ РП п к.г. = - ∆ ГП к.п.,

 

Где ∆РП гп к.г.- изменение реализуемой продукции на конец года;

- ∆ ГП к.п.- изменение  готовой продукции на конец  периода.

На изменение остатков готовой продукции на складе влияет количество реализованной продукции  на конец года. Если выручка определяется по оплате отгруженной продукции, то баланс товарной продукции будет  иметь следующий вид:

ОГПн.п. + ТП + Он.п. = РП + ОГПк.п. + Ок.п.,

 

где ОГП - остатки готовой  продукции, Он.п. - остатки отгруженной, но неоплаченной продукции на начало периода.

Факторы влияния 

 

РП = ТП + (ОГПн.п. - ОГПк.п.) + (Он.п. - Ок.п.),

 

РП = 62607+(14760-1230) + (1230-9840)= 67527, за счёт изменения товарной продукции, которая составляет 62607; изменения  остатков готовой продукции на конец и начало периода; изменения остатков отгруженной продукции, но неоплаченной на начало и конец периода, составляющая 1230 и 9840.

2.5 Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции

 

Анализ реализации тесно  связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д. Недовыполнение плана по договорам оборачивается для предприятия уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечёт за собой спад производства.

В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц  и с нарастающим итогом в целом  по предприятию в разрезе отдельных  потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана. Для анализа выполнения плана по объему реализации продукции составляется баланс товарной продукции в двух: по себестоимости и по отпускным ценам. Балансовое уравнение имеет вид:

 

РП = ГПзап.I + ВП - ГПзап.II ,

 

гдеРП - объём реализованной продукции;

ГПзап.I, ГПзап.II - запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно;

ВП - объем выпуска продукции  за период.

Расчёт произведём методом  цепных подстановок, для этого необходимы следующие данные:

 

Таблица. 4. Объемы запасов  и выпуска продукции.

Показатели

Прошлый год 2009

Отчётный год 2010

Запасы готовой продукции на начало года, кг

15000

16000

Запасы готовой продукции на конец года, кг

12000

10500

Объём выпуска продукции, кг

150000

160000


 

Расчёт произведём способом цепной подстановки:

РПо=15000+150000-12000= 153000 кг

РПусл1=16000+150000-12000=154000 кг

РПусл2=16000+160000-12000=164000 кг

РПусл3=16000+160000-10500=165500 кг

Общее изменение темпов роста  реализации:

РП. общ = 165500-153000=12500 кг, в  том числе за счёт изменения:

запасов готовой продукции  на начало года: 154000-153000=1000 кг;

запасов на конец года: 154000-164000= -10000 кг;

объёма выпуска: 165500-164000=1500 кг.

Объём реализованной продукции  по сравнению с предыдущим годом (в 2009 году – 153000 кг), составляет 165500 кг продукции, реализация продукции увеличилась на 12500 кг. Прежде всего увеличение произошло за счёт увеличения выпуска товарной продукции на 1500 кг, за счёт усовершенствования товара, увеличения привлекательности упаковки; доступных для большинства потребителей уровня цен.

При анализе определяется коэффициент выполнения договорных обязательств (Кд):

 

Кд = (ВП0 - ВПн) / ВП0 ,

 

гдеВП0 - плановый объем продукции для заключения договоров;

ВПн - недопоставка продукции по договорам.

За 2010 год: Кд= 15000- 1000/15000= 0,93, что сравнительно лучше по сравнению с предыдущим годом:

за 2009 год: Кд= 15000-5000/15000= 0,6.

Коэффициент выполнения договорных обязательств за 2010 год равен 0,93, а в предыдущем году (2009г.) составлял 0,6; повышение коэффициента произошло за счёт снижения недоставок продукции по договорам до 1000 кг продукции и реализации товара в назначенный срок, период (своевременно).

 

 

Таблица 5. Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за месяц.

Продукция

Потребитель

План поставки по договору

Фактически отгружено

Недопоставка продукции

Зачётный объём в пределах плана

Сметана, жирность 10%

1

800

750

- 50

800

Сметана, жирность 15%

1

2

500

600

500

500

 

- 100

500

600

Сметана, жирность 20%

1

2

3

650

700

1200

600

630

1100

 

- 70

600

630

1100

Итого

6

4450

4080

- 220

4230


 

Приведенный расчет показывает, что за отчетный месяц недопоставки продукции по договорам произошли  и составляет 220 тыс. рублей, что составляет 0,9%, это ведёт к росту остатков нереализованной продукции, к увеличению затрат, то есть к хранению товара на складах.

2.6 Анализ прибыли и рентабельности

 

Основную часть прибыли  предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции  и определяются факторы изменения  ее суммы. Прибыль от реализации услуг  представляет собой разницу между  выручкой от реализации и затратами  на реализацию и выполнение услуг. Для  анализа прибыли от реализации составим таблицу 6.

 

 

Таблица 6. Данные для анализа прибыли от реализации, тыс. руб.

Показатели

2009

2010

Выручка от реализации

111659,4

117157,5

Полная себестоимость

92360,7

95140,5

Прибыль от реализации

13407

22017


 

По сравнению с предыдущим годом (2009г.) прибыль от реализации за 2010 год составила 22017 тыс. руб., произошло увеличение прибыли на 8610 тыс. руб. за счёт увеличения выпуска (производства) продукции, от выгодных потребителей, от своевременной поставки продукции, от роста производительности труда, за счёт увеличения выпуска товара.

Прибыль от реализации продукции  в целом по предприятию зависит  от четырех факторов: объёма реализации продукции; её структуры; себестоимости; уровня средне реализационных цен. Объём  реализации продукции может оказывать  положительное и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Увеличение объёма продаж рентабельной продукции  приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объёма реализации происходит уменьшение суммы  прибыли. Структура товарной продукции  может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние  на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции  в общем, объёме её реализации, то сумма  прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низко рентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится. Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот. Изменение уровня средне-реализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот. План по сумме прибыли от реализации продукции в отчётном году перевыполнен на 7017 тыс. руб.(22017-15000).

Информация о работе Анализ объема реализации продукции на примере ООО "Буренка"