Анализ объема производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Основой существования и развития общества является производство материальных благ и услуг. Производство материальных благ и услуг осуществляется предприятиями всех отраслей материального производства: промышленности, сельского хозяйства, строительства, лесного хозяйства, грузового транспорта и связи, торговли, общественного питания и других отраслей производственной сферы.
Целью курсовой работы является анализ производства и реализации продукции по вышеизложенным параметрам, а также выявление резервов для увеличения объемов выпуска и реализации продукции.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы анализа объема производства и реализации продукции
1.1 Понятие, задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции
1.2 Система показателей объема производства и реализации продукции
1.3 Факторы и резервы увеличения выпуска и реализации продукции
2. Комплексная экономическая оценка производственно-финансовой деятельности ОАО "Стерлитамакский ХК"
2.1 Характеристика ОАО "Стерлитамакский ХК"
2.2 Экономическая оценка производственно-хозяйственной деятельности предприятия
3. Анализ объема производства и реализации продукции
3.1 Анализ выполнения плана по ассортименту и качеству продукции
3.2 Анализ ритмичности работы предприятия
3.3 Оперативный анализ производства и отгрузки продукции
Заключение
Список используемых источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Анализ объема производства и реализации продукции предприятия.docx

— 534.73 Кб (Скачать файл)

ПТ - производительность труда

Дв - доля реализованной продукции  в товарной продукции отчетного  периода.

С помощью метода ценных подстановок  можно определить степень влияния  факторов на выпуск и реализацию продукции.

Таким образом,

 

1. ТП = ЧР * ПТ (1.5)

Тпо = ЧРо*ПТо

ТПчр= ЧР1 * ПТо

ТПпт = ЧР1* ПТ1

ТП1 = ЧР1* ПТ1

∆ТПчр= ТПчр - ТПо

∆ТПпт= ТПпт - ТПчр

∆ТП= ТП1 - ТПо

∆ТП= ∆ТПчр + ∆ТПпт

2. РП = ЧР * ПТ * ДВ (1.6)

РПо = ЧРо * ПТо * ДВо

РПчр = ЧР1* ПТо * ДВо

РПпт = ЧР1* ПТ1 * ДВо

РПчр = ЧР1* ПТ1 * ДВ1

РП1 = ЧР1* ПТ1 * ДВ1

∆РПчр= РПчр - РПо

∆РПпт= РПпт - РПчр

∆РПдв= РПдв - РПпт

∆РПо= РП1 - РПо = ∆РПчр +∆РПпт +∆РПдв

 

  1. Обеспеченность предприятия основными  производственными фондами и  эффективность их использования:

 

ТП=ОПФ * ФОопф; (1.7)

РП = ОПФ * ФОопф* ДВ, (1.8)

 

где ОПФ - среднегодовая сумма  основных производственных фондов предприятия;

ФО - фондоотдача основных производственных фондов.

Степень влияния факторов на выпуск и реализацию продукции  данной группы можно произвести с  помощью индексного метода. Таким  образом,

 

  1. ТП = ОПФ * ФОопф (1.7)

  1. РП=ОПФ * ФОопф *ДВ (1.8)

IРП = IОПФ * IФО* IДВ

 

  1. Обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность  их использования:

 

ТП = МЗ * МО; (1.9)

РП = МЗ * МО * ДВ, (1.10)

 

где МЗ - сумма потребленных материальных ресурсов для производства продукции;

МО - материалоотдача (производство продукции на рубль материальных затрат).

Степень влияния факторов на выпуск и реализацию продукции  данной группы можно определить с  помощью способа абсолютных разниц. Таким образом,

 

ТП = МЗ * МО; (1.9)

ТП1=МЗ1* МО1

ТПО=МЗО*МОО

∆ТП (МЗ) = (МЗ1-МЗО) * МОО

∆ТП (МО) = МЗ1- (МО1 - МОО)

∆ТП = ТП1-ТПО= ∆ТП (МЗ) +∆ТП (МО)

РП = МЗ*МО*ДВ (1.10)

РП1=МЗ1 * МО1*ДВ1;

РПО=МЗО*МОО*ДВО

∆РП (МЗ) = (МЗ1-МЗО) *МОО*ДВО

∆РП (МО) =МЗ1* (МО1-МОО) *ДВО

∆РП (ДВ) =МЗ1-МО1* (ДВ1*ДВО).

∆РП = РП1-РПО=∆РП (МЗ) +∆РП (МО) +∆РП (ДВ)

 

После этого определяют резервы  увеличения производства и реализации продукции, основные источники которых  можно представить рисунком 1.4 - Источники резервов увеличения объема и реализации продукции (Приложение Б).

Определение величины резервов по первой группе производится следующим  образом:

 

(1.11)

(1.12)

(1.13)

 

где , , , - резерв роста валовой продукции соответственно за счет увеличения количества рабочих мест, возрастания фонда рабочего времени и повышения среднечасовой выработки; Р↑КР - резерв увеличения количества рабочих мест; Р↑ФРВ - резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия; Р↑ЧВ - резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы; ФРВВ - возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.

По второй группе резервы увеличения производства продукции за счет увеличения количества оборудования (Р↑К), времени его работы (Р↑Т) и выпуска продукции за один машино-час (Р↑ЧВ) рассчитываются по формулам:

 

(1.14)

(1.15)

(1.16)

По третьей группе резервы  увеличения выпуска продукции исчисляются  следующим образом:

а) дополнительное количество j-го материала делится на норму его расхода на единицу i-го вида продукции и умножается на плановую цену единицы продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции:

 

(1.17)

 

б) сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу i-го вда продукции и умножаются на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего его полученные результаты суммируются:

 

(1.18)

 

в) планируемое сокращение нормы расхода j-го ресурса на единицу i-го вида продукции (Р↓НР) умножается на планируемый к выпуску объем производства i - го вида продукции, полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва валовой продукции:

 

. (1.19)

 

В заключении анализа обобщают выявленные резервы увеличения производства и реализации продукции.

Резервы увеличения выпуска  продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех нор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов.

При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо кроме данных резервов учесть сверхплановые  остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруженной  покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или иной вид продукции и реальную возможность ее реализации, а также риск невостребованной продукции. Чтобы выявить данные резервы необходимо более детально проанализировать использование трудовых ресурсов, средств труда и предметов труда на предприятии.

 

2. Комплексная  экономическая оценка производственно-финансовой деятельности ОАО" Стерлитамакский ХК"

2.1 Характеристика ОАО" Стерлитамакский ХК"

 

ОАО" Стерлитамакский ХК" был создан 30 декабря 1965 года.

Высшим органом управления обществом является общее собрание членов кооператива. Оно вправе рассматривать  и принимать решения по любому вопросу образования и деятельности кооператива.

Руководство текущей деятельностью  осуществляется исполнительным органом (генеральный директор), в подчинении которого находятся все главные специалисты и заместители, осуществляющие непосредственно руководство работниками основного производства и вспомогательных цехов и служб.

Целью деятельности общества является извлечение прибыли.

Основными видами деятельности общества являются:

  • производство продукции промышленного назначения, народного потребления;
  • производство, заготовка, переработка сельскохозяйственной продукции.

Структуру управления ПК "ЛКХП" можно представить на рисунке 2.1 - Структура управления ПК "ЛКПХ".

 

Рисунок 2.1 - Структура управления ПК "ЛКПХ".

 

Управление кооперативом осуществляет генеральный директор, которому непосредственно подчиняются  заведующий производством, главный  бухгалтер, отдел сбыта, финансовый отдел и отдел кадров.

Производственный отдел, подчиненный заведующему производством  непосредственно изготавливает  продукцию, в том числе занимается заключением договоров на поставку сырья и материалов. Главный бухгалтер  несет ответственность и пользуется правами, установленными законодательством  РФ для главных бухгалтеров предприятия, которому подчиняется бухгалтерия, отвечает за осуществление бухгалтерского учета на предприятии.

2.2 Экономическая оценка производственно-хозяйственной деятельности предприятия

 

Объем производства и объем  реализации продукции являются взаимосвязанными показателями. Темпы роста объема производства и реализации продукции  непосредственно влияют на величину издержек (прибыль и рентабельность предприятия). Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение. Для анализа динамики производства и реализации продукции был произведен расчет в таблице Г.1 (Приложение Г).

Показатели производства и реализации продукции предприятия  свидетельствуют о том, что товарная продукция в 2010 г. составила 175350,5 тыс. руб. и по сравнению с 2009 г. увеличилась на 12226 тыс. руб., а темп роста в 2010 г. по сравнению с 2009 г. составил 7,5%. Тенденция роста прослеживается также и по реализованной и по чистой продукции. Так темп роста по реализованной продукции в 2010 г. по сравнению с 2009 г составил 6 %, а по чистой продукции 7,9% соответственно.

Материальные затраты  в товарной продукции также увеличиваются и в 2010 г по сравнению с 2009 г., они составили 57192 тыс. руб. Их увеличение в первую очередь непосредственно связано с увеличением объемов товарной продукции.

Доля реализованной продукции в товарной в 2009 г. составила 104% в 2010 г-102.2%, это свидетельствует о том, что товарная продукция в 2009-2010 была реализована в полном объеме а также были реализованы остатки готовой продукции со склада.

Для оценки маркетинговой  деятельности предприятия можно  построить рисунок 2.2 - Соотношения динамики объемов производства и реализации.

 

Рисунок 2.2 - Соотношения динамики объемов производства и реализации за 2006-2008 гг.

 

На основе построенного рисунка, видно что в 2007 и 2008 г. было реализовано продукции больше чем товарной, то есть кроме товарной были реализованы еще и остатки готовой продукции.

Для оценки влияния признаков-факторов на один из показателей производства и реализации продукции можно  провести факторный анализ. Для его  проведения мы будем пользоваться исходными  данными представленными в таблице  Г.1.

По данным таблицы с  помощью МЦП можно проанализировать влияние товарной продукции (ТП) и материальных затрат в товарной продукции (МЗтп) на чистую продукцию (ЧП). Таким образом, получаем двухфакторную модель типа:

 

ЧП=ТП - МЗТП (2.1)

ЧПО=ТПО - МЗТПО

ЧПО= 163124.5 - 52998 = 110126

ЧПТП = ТП1 - МЗТПО

ЧПТП = 175350.5 - 52998 = 122352

ЧММЗТП =ТП1-МЗТП1

ЧПМЗТП = 175350.5 - 57192 = 118158

∆ЧПТП = ЧПТП-ЧПО

∆ЧПТП = 122352.5 - 110126 = 12226

∆ЧПМЗТП = ЧПМЗТП-ЧПТП

∆ЧПМЗТП = 118158 - 122352 = - 4194

∆ЧП = ЧП1-ЧП0 = ∆ЧПТП +ЧПМЗТП

∆ЧП = 118158 - 110126 = 12226 - 4194

∆ЧП = 8032

 

На основе произведенного анализа можно сделать вывод: что на изменение чистой продукции  положительное влияние оказывает  товарная продукция, благодаря чему объем чистой продукции увеличился на 8032 тыс. руб., отрицательное же влияние  оказывают материальные затраты  в товарной продукции, что наоборот уменьшает объем чистой продукции, поэтому руководству предприятия  необходимо обратить на это внимание и предпринять решительные меры.

Для анализа эффективности  использования основных средств  предприятия были рассчитаны такие  показатели как фондовооруженность, фондоотдача, фондоемкость, техническая  вооруженность, представленные в таблица  Г.2 - Анализ эффективности использования основных средств.

Данные таблицы свидетельствует  о том, что, фондоотдача основных средств средняя и имела тенденцию к снижению, так в 2009 г. она составила 3,2 руб., а в 2010 г.2,9 руб. То есть, на 1 рубль среднегодовой стоимости основных средств в 2009 г. приходилось 3 руб.20 копеек, а в 2010 г.2 руб.90 копеек выручки от реализации, то есть, это отрицательный момент в деятельности предприятия.

Для более детального анализа  необходимо изучить степень влияния  факторов фондоотдачи (ФО) и среднегодовой стоимости основных средств ( ) на изменение объема товарной продукции (ТП). Это можно сделать с помощью метода цепных подстановок. Таким образом, мы имеем двухфакторную модель:

 

(2.2)

 

На основе произведенного анализа можно сделать вывод: что на изменение объема товарной продукции положительное влияние  оказывает среднегодовая стоимость  ОС, благодаря чему объем товарной продукции в 2010 г. по сравнению с 2009г. увеличился на 12857 тыс. руб., отрицательное же влияние оказывает фондоотдача и это прежде всего связано с уменьшением фондоотдачи в 2010 г. по сравнению с 2009 г.

Таким образом, из-за снижения фондоотдачи народное хозяйство  ежегодно недополучает продукции на многие миллионы рублей. Снижение фондоотдачи  на данном предприятии в значительной степени обусловлено недостаточным  уровнем механизации и автоматизации  производства.

Как известно, на показатель фондоотдачи, оказывает влияние, значительное число  факторов. Факторы повышающие фондоотдачу, показаны на рисунке 2.3 - Факторы роста фондоотдачи (Приложение Д).

Большие резервы повышения  экономичной эффективности производства связаны с улучшением использования  производственных мощностей. Резервы  заложены в наличии на предприятии  значительного количества бездействующего  и не установленного оборудования.

Этот показатель фондоотдачи  имеет прямую функциональную связь  с показателями, отражающими уровень  загрузки оборудования. На предприятии  количество оборудования увеличивается, растет его стоимость, и производительность. Однако загрузка его повышается медленно, а в большинстве случаев снижается, что отрицательно сказывается на влияние фондоотдачи.

Влияние загрузки оборудования на фондоотдачу можно определить по формуле:

 

(2.3)

 

Где ∆Ф - прирост фондоотдачи за счет повышения загрузки оборудования. Кз. о и Кз. б. - коэффициенты загрузки оборудования в отчетном и базисном периодах. Фб - фондоотдача в базисном году.

 

 

следовательно, фондоотдача  могла бы увеличится на 10% и составить не 29% а 39% в 2010 г.

За счет этого выпуск продукции  мог бы возрасти на 17535.05 и составил бы 192885.6 тыс. руб.

Для анализа эффективности  использования оборотных средств  были рассчитаны такие показатели как  коэффициент оборачиваемости, длительность оборота, коэффициент закрепления, представленные в таблица Г.3 - Анализ показателей эффективности использования оборотных средств.

Таким образом, степень влияния  оборотных средств (Об. с.) и коэффициента оборачиваемости (Коб) на объем реализованной продукции (РП) можно оценить с помощью интегрального метода.

Информация о работе Анализ объема производства и реализации продукции