Анализ нематериальных ресурсов и активов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 23:14, курсовая работа

Описание работы

Задача данной курсовой работы состоит в том, чтобы по возможности более полно раскрыть тему и проблемы, связанные с нематериальными ресурсами. Так как эта тема очень актуальна в наше время. Поскольку ХХI век можно смело назвать «Веком новых технологий и информации». Поэтому очень важно иметь представление о таких понятиях как нематериальные ресурсы и нематериальные активы предприятия, научиться применять эти знания на практике.

Содержание работы

Вступление………………………………………………………………………………..3
Раздел I. Значение нематериальных ресурсов в развитии экономики предприятия…4
Понятие и виды нематериальных ресурсов и активов…………………………4
Методология оценки нематериальных активов……………………………….11
Механизм воспроизводства нематериальных активов………………………..18
Раздел II. Анализ эффективности использования нематериальных ресурсов предприятия на примере компании «Бон Аспект»….………………………………...24
2.1 Общие сведения по постановке задач экономического анализа использования нематериальных объектов и характеристике предприятия…………………….....24
2.2 Анализ объема и динамики нематериальных активов………………………...28
2.3 Анализ изменений структуры нематериальных активов……………………………...29
2.4 Анализ эффективности нематериальных активов……………………………..32
Раздел III. Способы и пути усовершенствования использования нематериальных ресурсов в компании «Бон Аспект»….………………………………………………..38
Выводы…………………………………………………………………………………..42
Список использованной литературы………………………………………………..…45

Файлы: 1 файл

18Анализ нематериальных ресурсов и активов предприятия.doc

— 321.50 Кб (Скачать файл)

 

Как видно из табл. 4, показатели эффективности использования нематериальных активов в отчетном периоде по сравнению с предшествующим периодом улучшились. Доходность нематериальных активов выросла на 20,3%. Основными факторами роста доходности являются увеличение фондоотдачи нематериальных активов и повышение рентабельности продаж. Количественное влияние этих факторов может быть определено методом цепных подстановок или любым другим известным методом факторного анализа.

Доходность  нематериальных активов оценивается  по общепринятой формуле доходности капитала:

где r   — доходность (рентабельность) нематериальных активов;

Р   — прибыль  от реализации;

VB — средняя  за период стоимость нематериальных  активов.

С помощью методов  факторного моделирования можно  преобразовать исходную формулу доходности нематериальных активов в следующий вид: 

где  N  —  объем продаж (выручка от реализации продукции, работ, услуг);

- рентабельность продаж;

  - фондоотдача нематериальных активов за период.

Таким образом, доходность нематериальных активов может быть повышена за счет увеличения их фондоотдачи и повышения рентабельности продаж. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел III. Способы и пути усовершенствования использования нематериальных ресурсов компании «Бон Аспект».

В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Недооценка  планирования предпринимательской  деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование  или некомпетентное осуществление  зачастую приводят к неоправданным  экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству. Грамотные руководители хорошо знают, что все великие битвы сначала выигрывают на бумаге – на плане, а только потом в реальной действительности.

Планирование  предпринимательской деятельности должно иметь комплексный характер.

Сюда относятся  направления   развития   бизнеса   и   определения   ключевых   конкурентных преимуществ компании. Выработка такого  видения  и  управления  компетенцией организации является  ключевой,  предпринимательской,  функцией  менеджмента компании. А также финансовое планирование, которое напрямую связано с планированием производственной деятельности предприятия. Планирование финансовых показателей позволяет находить внутренние резервы предприятия, соблюдать режим экономии.

Финансового планирование в организации сегодня является немаловажным элементом, так как обеспечивает формирование рациональной структуры денежных средств предприятия на предстоящие плановые периоды и тем самым, способствует повышению рентабельности и эффективности функционирования.

Как показывает практика, предприятия, имеющие сложную производственную структуру, остро нуждаются в оперативной финансовой и экономической информации, помогающей распределить затраты и финансовые результаты, а также принимать эффективные управленческие решения. Одной из основных причин, препятствующие в этом, является отсутствие на предприятии стратегии, финансово-экономических целей и критериев.

В предыдущей главе  были произведены анализ и оценка структуры нематериальных активов  известной нам компании «Бон Аспект». Согласно этому можно определить следующие задачи по совершенствованию развития данной компании, исходя из того, что нематериальные активы играют важную роль в деятельности и её конкурентоспособности.

Характерным для  многих украинских компаний является ограниченность, а порой отсутствие современной системы мотивации высокоэффективного труда. Большинство работников не стремятся проявлять инициативу и творчество в своей деятельности, в полной мере брать на себя ответственность за принимаемые и реализуемые на практике решения. Как известно, имеются два вида привлечения человека к выполнению определенной работы - принуждение и мотивация. Общепризнанным является то, что принуждение малоэффективно в решении задач управления и достижения результатов. Поэтому, особенно в последнее время, активно развивается мотивационный механизм. Для украинских фирм он является определяющим фактором мобилизации персонала на выполнение задач.

Мотивация персонала  является основным средством обеспечения  оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.

На основе проведенного анализа деятельности компании можно сделать вывод, что система мотивации персонала на предприятии нуждается в совершенствовании с учетом новых подходов и тенденции кадрового менеджмента.

Основными этапами  создания такой системы должны стать: 
1. управленческая подготовка и переподготовка руководства организации; 
2. создание программы социальной политики организации, организация культурно-массовых и спортивных мероприятий, дополнительного обучения и т.п.; 
3. создание подсистемы морального стимулирования.

Следовательно, требуется усовершенствование применения социально-психологических методов  и концепций управления персоналом на исследуемых предприятиях. Можно  выделить три основных направления  усовершенствования использования  социально-психологических методов в мотивации персонала: 
- поддержание благоприятного психологического климата в коллективе; 
- развитие системы управления конфликтами; 
- формирование и развитие организационной культуры.

Комфортен и  психологический климат - это обстановка, когда все заняты интересным для себя делом, каждый знает свое место в иерархии организации и доволен им, когда компетенции сотрудников не пересекаются и, следовательно, не возникают острые разногласия, в организации существует атмосфера взаимопомощи.

Критерии отбора в организацию должны быть разносторонними. Работники должны быть: профессионалами, обладающими необходимыми знаниями и опытом, или же не меньшее значение может иметь способность нового работника принять ценности и нормы поведения, уже сложившиеся в ядре ее организационной культуры. Очень важно, чтобы руководство поощряло самостоятельность и инициативу со стороны подчиненных.

Работнику необходимо дать почувствовать, что компания прислушивается к его мнению, ценит идеи и предложения. Обратная связь должна быть усилена.

Также немалое  значение составляет создание сплоченной команды, например, для работников можно  организовывать экстрим-игры, соревнования на природе. Как показывает практика, люди начинают ради победы делиться на лидеров и исполнителей вне зависимости от должности, начинают изобретать пути решения поставленных задач.

Все перечисленные  меры часто не только удерживает сотрудников  от поиска новой работы, но и формирует  его стремление повысить эффективность  труда, а также, как следствие, к  проявлению самостоятельности и инициативы в работе. Это в свою очередь влёчёт существенное увеличение создания нематериальных активов собственными силами компании, что значительно сокращает расходы на приобретение их у других организаций.

При соблюдении вышеуказанных критериев отбора персонала в компанию возможно создание собственного информационно-консультационного отдела, который будет разрабатывать и исследовать пути и способы совершенствования развития и деятельности компании, и в первую очередь нематериальных ресурсов. Это сэкономит статью расходов компании, которые шли на оплату организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением нематериальных активов.

Улучшение работы отдела маркетинга по сборке и сбыту  продукции требует проведения эффективных рекламных компаний и акций, также повышения качества услуг и гарантий. Это приведёт к повышению стабильности и повышению рентабельности продаж продукции. В свою очередь повышение рентабельности продаж положительно скажется на доходности нематериальных активов компании.

В итоге данные меры в совокупности приведут к высокому гудвилу, что позволит создать сверхнормативную прибыль при оценке или продаже  компании, чем рыночная оценка всех активов за вычетом долговых обязательств.

Сегодня выживает не тот, кто крепче стоит на ногах, а тот, кто быстрее движется, изменяется, ищет и находит новые пути достижения успеха, тот,  кто не оставляет конкурентам не только места, но и времени для  ответа. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

Необходимым условием успешного функционирования любого предприятия в рыночной экономике является эффективное использование его собственных так называемых нематериальных ресурсов.

Нематериальные  ресурсы, как и остальные ресурсы, применяемые в деятельности предприятия, должны быть созданы или приобретены предприятием. В то же время нематериальные ресурсы отличаются от материальных определенными характеристиками, связанными с их природой и способами практического использования. Например, новые знания как результат творческой деятельности человека, по сути, являются общественным благом и ими могут пользоваться все субъекты хозяйствования. Возникает опасность имитации, копирования и использования этих знаний бесплатно. При таких обстоятельствах никто не решится вкладывать средства первым в создание новых знаний. Поэтому и возникает необходимость защитить права собственности автора. Следовательно, доступ к таким знаниям защищен правами, которые сами по себе и являются нематериальными активами.

Если речь идет о нематериальных активах, редкостных по своей природе, то они создаются не в результате вложения средств, а благодаря присвоению редкостности (например, права на пользование природными ресурсами). Однако и в этом случае доступ к ограниченным дефицитным ресурсам также защищен соответствующими правами.

В условиях перехода предприятия  к рынку значительно возрастает роль бухгалтерского учета как важнейшего средства получения полной и достоверной информации об имуществе предприятия и его обязательствах и своевременного доведения этих сведений до пользователей.

В связи с расширением  прав предприятий в области постановки и ведения бухгалтерского учета перед бухгалтерскими службами возникает проблема оптимальной организации учета различных объектов: основных средств, нематериальных активов, процессов производства и реализации, расчетов, капитальных и финансовых вложений и др.

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

- что для учета нематериальных активов вследствие их разнообразия по составу и назначению имеет значение их классификация, исходя из которой и составляется отчетность о наличии и движении нематериальных активов, отсюда, учет данного вида средств организуется в бухгалтерии по их видам, независимо от организационно-правовой формы собственности предприятия;

- что аналитический учет, организованный с применением вычислительной техники, позволяет сократить трудоемкость, затраты времени, повысить качество контроля,

- что на сегодняшний день роль нематериальных активов в имуществе организации или предприятия растет. Быстрые качественные технические изменения, распространение информационных технологий, усложнение и интеграция финансового рынка Украины — все это требует более детального изучения и более емкого, полного использования объектов нематериальных активов.

Поэтому важнейшим вопросом в активизации использования нематериальных активов на предприятиях является оценка их стоимости, учет которой необходим не только в производственном процессе, но и при других хозяйственных операциях организации.

Процесс определения  стоимости этого вида имущества предприятия или организации достаточно сложен, требует большого внимания, знания и способности ориентироваться в современных условиях, так как нематериальные активы — это не просто патенты, лицензии и другие объекты интеллектуальной собственности. Это основа, фундамент существования и развития производства и экономики в целом в условиях современных рыночных отношений, когда особое предпочтение отдается наукоемкому производству.

И последнее, следует  отметить, что нематериальные активы как объекты учета еще недостаточно изучены и не регламентированы должным образом. Отсюда возможны разногласия (особенно с налоговыми органами) по порядку учета подобных объектов. Организации должны в этом случае искать варианты решения этих проблем, в том числе с помощью специалистов-экспертов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

  1. Абрютина М.С., Грачёв А.В. «Анализ финансово-экономической деятельности предприятия» - Москва, Дело и сервис, 1998г.
  2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. «Теория экономического анлиза» - Москва, Финансы и статистика, 2001г.
  3. Горбатюк О.М., Гурченков О.П., Фатєєв М.В. Економіка підприємства (загальні положення). Навчальний посібник. – Миколаїв, НУК, 2009 - 263 с.
  4. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 208 c.: ил.
  5. Дацій О.І. Економіка підприємства: Навчальний посібник. – Запоріжжя: ГУ “ЗІДМУ”, 2004. – 224 с.
  6. Економіка підприємства: Збірник практичних задач і конкретних ситуацій: Навч. посіб. / С.Ф. Покропивний, Г.О. Швиданенко, О.С. Федонін та ін.; за ред. С.Ф. Покропивного. – К.: КНЕУ, 2000. – 328 с.
  7. Економіка підприємства: Підручник / За заг. ред. С.Ф. Покропивного. – Вид. 2-ге, перероб. та доп. – К.: КНЕУ, 2001. – 528 с.
  8. Савицкая Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия» - Минск, Новое знание, 2000г.
  9. Фінанси підприємств: Навчальний посібник: Курс лекцій / За ред. Г.Г. Кірейцева. – К.: ЦУЛ, 2002. – 268 с.
  10. Фінанси підприємств: Підручник / За ред. А.М. Поддєрьогін. 3-тє вид., перероб. та доп. – К.: КНЕУ, 2000. – 460 с., іл.
  11. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. «Методика финансового анализа.» -  Москва, Инфра-М, 2001г.
  12. «Экономический анализ» под ред. проф. М.И. Баканова и проф.  А.Д. Шеремета – Москва, Юрист, 2001г.
  13. http://www.rada.gov.ua

Информация о работе Анализ нематериальных ресурсов и активов предприятия