Анализ материальных затрат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:39, доклад

Описание работы

Производство любого вида продукции (работ, услуг) связано с использованием материальных ресурсов. Материальные ресурсы определенного ассортимента и качества являются основой и необходимым условием выполнения программы выпуска и реализации продукции (работ, услуг), снижения себестоимости. Комплексное использование ресурсов, их рациональный расход, применение более дешевых и эффективных материалов является важнейшим направлением увеличения выпуска продукции и улучшения финансового состояния. Обновление ассортимента, расширение производственных возможностей обусловливает рост потребности в материальных ресурсах. Хозяйствующие субъекты потребляют огромное количество материальных ресурсов, различных по видам, маркам, сортам, размерам.

Файлы: 1 файл

Апд анализ мат.затрат.docx

— 208.40 Кб (Скачать файл)

2. Анализируется изменения материалоемкости  по отдельным элементам затрат.

3. Определяется влияние изменения  факторов и цен на материалоемкость  продукции.

4. Анализируется изменение материалоемкости  важнейших видов изделия.

5. Определяется влияние эффективного  использования материально-производственных  запасов на изменения выпуска.

Рассмотрим, как рассчитываются обобщающие показатели:

1.Материалоотдача характеризует  выход продукции на один рубль  материальных затрат, то есть  сколько произведено продукции  с каждого рубля потребленных  ресурсов.

Материалоотдача рассчитывается:

Мо=N/МЗ,

где N - выручка от продаж;

МЗ - среднегодовая стоимость материальных затрат.

2. Материалоемкость – показатель, обратный материалоотдаче, который характеризует величину материальных затрат, приходящихся на один рубль произведенной продукции:

Ме=МЗ/N

3.Удельный вес материальных  затрат в себестоимости продукции  показывает насколько материально  производство:

Dмз= МЗ/С,

где С – себестоимость продукции

4. Коэффициент использования материальных  затрат представляет собой отношение  суммы фактических материальных  расходов (М1), в сумме материальных расходов, рассчитанных по плановым калькуляциям и фактическому выпуску продукции (М1’). Другими словами это показатель соблюдения норм расхода материалов:

Ки=М 1/М1’

Также при оценке и анализе эффективности  использования могут быть рассчитаны такие показатели как:

- Коэффициент оборачиваемости  материальных затрат:

Комз = Выручка / среднегодовую стоимость материальных затрат

- Период оборота показывает, показывающий за сколько дней совершают один оборот средства, инвестированные в материальные запасы.

Период оборота материальных затрат = 360 * среднегодовая стоимость  материальных затрат ∕ выручка от продаж

Коэффициент оборачиваемости материальных затрат и период их оборота могут  быть рассчитаны и на основании показателя себестоимости:

Также при оценке и анализе эффективности  использования материально-производственных запасов рассчитывается экономия или  перерасход материальных ресурсов, которые  характеризуются показателями абсолютной экономии (перерасхода) и относительной  экономии (перерасхода) материальных ресурсов.

Абсолютная экономия (перерасход) материальных ресурсов определяется:

Эабс = МЗ1 – МЗо

Относительная экономия (перерасход) материальных ресурсов определяется:

Эотн = МЗ1 – Мзо * In

где: In – индекс выручки = N1 / N0.

7. Факторы, определяющие прибыль на рубль материальных затрат. Методика расчета их влияния.

Одним из показателей эффективности  использования материальных ресурсов является прибыль на рубль материальных затрат. Повышение его уровня положительно характеризует работу предприятия. В процессе анализа необходимо изучить  динамику данного показателя, выполнение плана по его уровню, провести межхозяйственные сравнения и установить факторы  изменения его величины. Для этого  можно использовать следующую факторную  модель:

где П/МЗ - прибыль на рубль материальных затрат; П/В -рентабельность продаж; В/ТП - удельный вес выручки в общем объеме выпуска товарной продукции (Дв); ТП/МЗ – материалоотдача; МЗ/ТП - материалоемкость; МЗ х Дв - материальные затраты в стоимости реализованной продукции.

4. Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами

 

 

Проверка реальности плана  МТС и фактического его выполнения по объему, ассортименту, качеству материалов и ритмичности поставки. Анализ состояния складских запасов. Определение неиспользованных резервов увеличения производства продукции за счет недопоставки материалов, изменения переходящих остатков, свехплановых отходов и перерасхода на единицу продукции.

При анализе обеспеченности предприятия  материальными ресурсами в первую очередь проверяют качество плана материльно-технического снабжения. Проверку реальности плана начинают с изучения норм и нормативов, которые положены в основу расчета потребности предприятия в материальных ресурсах. Затем проверяется соответствие плана снабжения потребностям производства продукции и образования необходимых запасов исходя из прогрессивных норм расхода материалов.

Важным условием бесперебойной  работы предприятия является полная обеспеченность потребности в материальных ресурсах источниками покрытия. Они  могут быть внешними и внутренними. К внешним источникам относятся материальные ресурсы, поступающие от поставщиков в соответствии с заключенными договорами. Внутренние источники - это сокращение отходов сырья, использование вторичного сырья, собственное изготовление материалов и полуфабрикатов, экономия материалов в результате внедрения достижений научно-технического прогресса.

Реальная потребность в завозе материальных ресурсов со стороны - это  разность между общей потребностью в определенном виде материала и  суммой собственных внутренних источников ее покрытия.

В процессе анализа необходимо также  проверить обеспеченность потребности в завозе материальных ресурсов договорами на их поставку и фактическое их выполнение.

Из табл. 15.1 видно, что план потребности  в материале А не полностью обеспечен договорами на поставку и внутренними источниками покрытия.

Коэффициент обеспечения по плану:

Фактически же дело обстоит еще  хуже, так как план поставки материала  недовыполнен на 10 %:

Это означает, что только на 90 % удовлетворяется  потребность в материале А.

Проверяется также  качество полученных материалов от поставщиков, соответствие их стандартам, техническим условиям и условиям договора и в случаях их нарушения предъявляются претензии поставщикам. Особое внимание уделяется проверке выполнения поставок материалов, выделенных предприятию по госзаказу, и кооперированных поставок.

Большое значение придается выполнению плана по срокам поставки материалов (ритмичности). Нарушение сроков поставки ведет к недовыполнению плана производства и реализации продукции. Для оценки ритмичности поставок используют коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, методика расчета которых приведена в параграфе 18.5.

Особое внимание уделяется состоянию складских  запасов сырья и материалов. Различают запасы текущие, сезонные и страховые. Величина текущего запаса зависит от интервала поставки (в днях) и среднесуточного расхода i-го материала:

Зотек Инт х Рсут

В процессе анализа проверяется соответствие фактического размера запасов важнейших видов сырья и материалов нормативным. С этой целью на основании данных о фактическом наличии материалов в натуре и среднесуточном их расходе рассчитывают фактическую обеспеченность материалами в днях и сравнивают ее с нормативной (табл. 15.2).

 

 

Изучают также состояние запасов  сырья и материалов с целью выявления лишних и ненужных. Их можно установить по данным складского учета путем сравнения прихода и расхода. Если по каким-либо материалам нет расхода на протяжении года и более, то их относят в группу неходовых и подсчитывают общую стоимость.

В заключение определяется прирост (уменьшение) объема производства продукции по каждому виду за счет изменения:

а) количества заготовленного сырья  и материалов (3);

б) переходящих остатков сырья и  материалов (Ост);

в) сверхплановых отходов из-за низкого качества сырья, замены материалов и других факторов (Отх);

г) удельного расхода сырья на единицу продукции (УР).

При этом используется следующая модель выпуска продукции:

Влияние этих факторов на выпуск продукции  можно определить способом цепной подстановки  или абсолютных разниц (табл. 15.3, 15.4).

Расчет влияния факторов способом цепной подстановки:

Общее изменение объема выпуска  продукции:

в том числе за счет изменения:

массы заготовленного сырья

переходящих остатков сырья

 

 

отходов сырья

удельного расхода сырья

Таким образом, план по производству изделия С перевыполнен в основном из-за увеличения массы заготовленного сырья и более экономного его использования. В результате же сверхплановых отходов сырья выпуск продукции уменьшился на 466 туб.

По этой же модели можно рассчитать и резервы роста выпуска продукции  за счет увеличения количества сырья, сокращения его отходов и расхода  на единицу продукции.

Уменьшить расход сырья  на производство единицы продукции можно путем упрощения конструкции изделий, совершенствования техники и технологии производства, заготовки более качественного сырья и уменьшения его потерь во время хранения и перевозки, недопущения брака, сокращения до минимума отходов, повышения квалификации работников и т.д.

 

8. Влияние материальных ресурсов на объем производства продукции рассчитывается на основе следующей зависимости:

ВП = МЗ . МО или ВП = МЗ/МЕ .

Для расчета  влияния факторов на объем выпуска  продукции по первой формуле можно  применить способ цепных подстановок, абсолютных или относительных разниц, интегральный метод, а по второй – только прием цепных подстановок или интегральный метод.

Результаты анализа материальных затрат используются при нормировании расходов сырья и материалов на изготовление продукции, а также при определении  общей потребности в материальных ресурсах на выполнение производственной программы.

Решение аналитических задач по оценке эффективности использования  материальных ресурсов и обеспеченности предприятия сырьем и материалами  является задачей логистики, в частности  по составлению заявок, выбору поставщиков, управлению запасами, определению оптимальной  партии поставляемых ресурсов.

На основе проведенного анализа  в заключение производят подчет резервов повышения эффективности использования материальных ресурсов, не используемых в отчетном году. Ими могут быть повышение технического уровня производства за счет внедрения новых производственных технологий, механизации и автоматизации производственных процессов, изменения конструкций и технологических характеристик изделий, улучшения организации и обслуживания производства, улучшения МТС и использования материальных ресурсов и др. Экономия (Э) от данных мероприятий может быть определена по формуле:

;

где М1, М0 - норма расхода материала до и после внедрения мероприятия;   
ЦМ - цена материала; VBПm - выпуск продукции в натуральном выражении с момента внедрения мероприятия и до конца года, Змр - затраты, связанные с внедрением мероприятия.

 

9. Оценивать эффективность управления товарными запасами можно разными способами. Наиболее простой способ - по двум показателям: коэффициент реализации и коэффициент предложения товара. Коэффициент реализации (КР) показывает, какая часть товарных запасов была реализована за период. Коэффициент предложения (КП) показывает, какую часть из периода мы предлагали товар покупателю.  

 
КР =

 
Количество проданных товаров 

 

 

 

 

 
(Остаток на складе на начало  периода + количество товара, закупленного  в течение данного периода) 

 

 

 
 
Если за период товары не закупались и на начало периода остаток на складе был 0 (то есть, в знаменателе  формулы - 0), то КР нужно считать равным "-1". Это специальное значение КР, означающее, что за период ничего не продано, но и на складе ничего не было. Коэффициент предложения, как  и коэффициент распределения  удобнее выражать в процентах, "КП в процентах" = КП*100. 

 
КП =

 
Количество дней предложения товара

 

 

 

 

 
Количество рабочих дней в периоде

 

Оптимальные значения КП и КР зависят  от продаваемого товара. Все товары можно классифицировать при помощи АВС - анализа на группы. 
 
Сущность этого анализа заключается в том, что производится классификация всех номенклатурных позиций, данные о запасах которых поддерживаются по признаку относительной важности этих позиций, и для каждой выделенной категории формируются свои методики управления запасами. Обычно прибегают к трехступенчатому ранжированию номенклатурных позиций: на классы A, B и C. Можно сказать также, что для различных категорий номенклатурных позиций устанавливаются различные уровни контроля за их запасами.анализ базируется на принципе Парето, сформулировавшего правило, суть которого сводится к следующему: контроль относительно небольшого количества элементов позволяет контролировать ситуацию в целом. Часто еще сформулированное Парето правило именуют правилом 80/20, что можно истолковать следующим образом: надежный контроль 20% номенклатурных позиций позволяет на 80% контролировать систему (т.е. запасы в нашем случае). 
 
Среди основных факторов, которые могут влиять на присвоение запасам номенклатурной позиции той или иной категории контроля, выделяют следующие. 
 
- Годовой объем использования (потребления) номенклатурных позиций в стоимостном выражении. 
 
- Цена единицы номенклатурной позиции. 
 
- Дефицитность номенклатурной позиции. 
 
- Доступность ресурсов для производства номенклатурной позиции. 
 
- Длительность цикла для номенклатурной позиции. 
 
- Требования к хранению номенклатурной позиции (специальные требования к температурному режиму, влажности и т.п.). 
 
- Риск воровства. 
 
- Срок хранения. 
 
- Издержки вследствие отсутствия номенклатурной позиции на складе в требуемый момент времени. 
 
- Степень стабильности конструкций изделий, в которых применяется номенклатурная позиция. 
 
- Прочие факторы. 
 
Если компания решила применять несколько признаков классификации одновременно, то номенклатурной позиции присваивается наивысшая из категорий. 
 
После присвоения каждой номенклатурной позиции определенного класса к каждому из классов применяются свои правила контроля запасов. 
 
Для номенклатурных позиций класса A рекомендуются следующие правила: 
 
) Частая оценка прогноза и метода прогнозирования. Любой построенный прогноз несет некоторую ошибку. Чем дороже и дефицитнее номенклатурная позиция, тем дороже обходятся эти ошибки. Как следствие, данное правило означает внимательное отношение к методам построения прогнозов потребности в номенклатурных позициях, мониторинг точности реализации уже построенных прогнозов. 
 
) Частый циклический подсчет запасов с жесткими допусками. Недопустимо сколько-нибудь существенное отклонение данных о запасах, зафиксированных в информационной системе, от данных согласно проведенному подсчету (который можно назвать еще текущей инвентаризацией). Каждое отклонение, превышающее установленный жесткий допуск, должно расследоваться на предмет выяснения его причин. При этом необходимо отметить, что имеет смысл проводить и традиционную полную инвентаризацию раз в год или раз в полгода. 
 
) Ежедневное обновление информации в базе данных. То есть для таких номенклатурных позиций необходимо использование системы с непрерывным обновлением данных о запасах. 
 
) Частое рассмотрение требований спроса, размеров партий, страхового запаса, обычно имеющее результатом относительно небольшие размеры заказов (партий). Необходимо тщательное отслеживание всех параметров планирования, выявление реальных потребностей в номенклатурных позициях. Стремление к небольшим размерам партий может быть продиктовано возможностью снижения как прямых, так и скрытых издержек, связанных с хранением изделий в запасах. 
 
) Тщательное отслеживание и сокращение длительности цикла. Чем короче длительность цикла, тем ниже потребность в оборотных средствах. И так как основную долю потребности формируют запасы номенклатурных позиций класса A (по крайней мере в части оборотных средств в запасах сырья, незавершенного производства и готовой продукции), то управление длительностью цикла для них существенно окупается. 
 
Для номенклатурных позиций класса B применяются те же меры, что и для номенклатурных позиций класса A, но реже и с большими приемлемыми допусками. 
 
Для номенклатурных позиций класса C сформулированы следующие правила: 
 
) Основное правило: изделия должны быть в наличии. Будет обидно получить срыв исполнения плана сбыта или, что еще неприятнее, производственного плана из-за нехватки дешевых номенклатурных позиций, хранение запасов которых, пусть даже превышающих объем обычных потребностей предприятия, не влечет за собой сколько-нибудь существенный рост издержек хранения и потребности в оборотных средствах. Можно еще высказаться так: запасов изделий класса C может быть больше, чем нужно, но не должно быть меньше, чем необходимо. 
 
) Простая фиксация данных или вообще отсутствие фиксации данных в базе данных; возможно использование для контроля объема запасов процедуры периодического осмотра (обзора). Может применяться система с периодическим обновлением данных в системе, либо данные номенклатурные позиции выводятся за границы MRP-системы вообще. 
 
) Большие размеры партий (заказов) и большой страховой запас. Крупные партии не влекут за собой существенных затрат, связанных с хранением запасов номенклатурных позиций класса C, поэтому имеет смысл экономить преимущественно на подготовительных издержках, заказывая помногу. 
 
) Хранение на территориях, немедленно доступных для персонала, использующего эти номенклатурные позиции в производственном процессе. Это упрощает процедуру отпуска запасов в производство и устраняет лишнюю бюрократическую бумажную работу, также влекущую за собой определенные затраты. 
 
) Нечастый (редкий) подсчет запасов (раз в год или в полгода) с большими приемлемыми допусками (вплоть до, например, взвешивания вместо подсчета). 
 
Анализ запасов не ограничивается одним методом. За ABC-анализом следует применять анализ XYZ. Именно после его проведения составляется итоговая матрица, оценка которой позволяет оптимальным образом сформировать запас на складе 
 
Управление товарными ресурсами в любой компании предполагает осуществление ежедневного анализа большого количества информации по истории продаж, товарных запасов, поставок, возвратов и т.д. Если внимательно анализировать информацию по каждому товару, то на это просто не хватит рабочего времени. Поэтому всегда стоит вопрос, по каким товарам проводить анализ ежедневно, а какие достаточно проверять раз в неделю или даже месяц. XYZ-анализ позволяет получить ответ на этот и многие другие вопросы. 
 
Основная идея XYZ-анализа состоит в группировании объектов по однородности анализируемых параметров, другими словами - по коэффициенту вариации. 
 
В качестве объектов анализа можно выбрать товар, товарную группу, поставщика и т.п. Затем необходимо определить параметр, по которому будет проводиться анализ. Как правило, анализ проводится по продажам товара или по отгрузке комплектующих со склада. Выбор единиц измерения при проведении данного анализа не имеет принципиального значения. 
 
Следующий шаг - это группирование товаров по величине коэффициента 
 
В группу X попадают товары с коэффициентом вариации менее 10%. 
 
В группу Y - товары с коэффициентом вариации от 10% до 25%. 
 
В группу Z - товары с коэффициентом вариации более 25%. 
 
Данные границы групп являются рекомендуемыми. На практике часто встречаются ситуации, когда все товары компании попадают в группу Z. Этому может быть несколько причин. Самая распространенная из них - сезонность продаж. Сезоны, когда происходят изменения продаж, известны и заранее учитываются при планировании работы компании. 
 
Таким образом, применение XYZ-анализа позволяет разделить весь ассортимент на группы в зависимости от стабильности продаж. По полученным результатам целесообразно провести работу по выявлению и устранению основных причин, влияющих на стабильность и прогнозируемость продаж. При комплексном анализе состояния системы управления товарными ресурсами наиболее продуктивно совмещение результатов АВС - и XYZ-анализов. 
 
Совмещение АВС - и XYZ-анализов происходит по следующей схеме: 
 
Сначала проводится ABC-анализ товаров по сумме полученного дохода или по сумме отгруженного товара за весь учетный период (например за год). Затем осуществляется XYZ-анализ этих товаров за весь этот же период (например по ежемесячным продажам за год). После этого результаты совмещаются.

Информация о работе Анализ материальных затрат