Анализ материальных затрат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 07:27, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время необходимым условием организации производства продукции является обеспечение его материальными ресурсами: сырьем, материалами, топливом, энергией, полуфабрикатами и тому подобное.
В себестоимость продукции по элементу «Материальные затраты» входит стоимость материальных ресурсов и включает в себя цену их приобретения (без учета НДС и акцизов), наценки, комиссионные вознаграждения, уплачиваемые снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимость услуг бирж, таможенных пошлин, плату за транспортировку, хранение и доставку, осуществленные сторонними организациями.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Значение, задачи, информационная база анализа материальных затрат и методы в экономическом факторном анализе………………………4
2. Методики анализа материальных затрат……………………………10
3. Анализ материальных затрат на предприятии……………………...21
Заключение…………………………………………………………………..27
Список литературы………………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 331.16 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Байкальский государственный университет экономики и права

 

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Комплексный экономический анализ»

на тему «Анализ материальных затрат»

 

 

 

Исполнитель _______________    _УБ-10-1 Симонова М.И.

(дата, подпись)                     (группа, Ф.И.О.)

 

Руководитель ______________   к.э.н., доцент Быкова Т.Л.

(дата, подпись)                            (должность, Ф.И.О.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск, 2014

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………3

  1. Значение, задачи, информационная база анализа материальных затрат и методы в экономическом факторном анализе………………………4
  2. Методики анализа материальных затрат……………………………10
  3. Анализ материальных затрат на предприятии……………………...21

Заключение…………………………………………………………………..27

Список литературы………………………………………………………….29

Приложение………………………………………………………………….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время необходимым условием организации производства продукции является обеспечение его материальными ресурсами: сырьем, материалами, топливом, энергией, полуфабрикатами и тому подобное.

В себестоимость продукции по элементу «Материальные затраты» входит стоимость материальных ресурсов и включает в себя цену их приобретения (без учета НДС и акцизов), наценки, комиссионные вознаграждения, уплачиваемые снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимость услуг бирж, таможенных пошлин, плату за транспортировку, хранение и доставку, осуществленные сторонними организациями.

Потребность предприятия в материальных ресурсах может обеспечиваться двумя путями: экстенсивным и интенсивным. Экстенсивный путь предполагает увеличение добычи и производства материальных ресурсов и связан с дополнительными затратами. Так же рост потребности предприятия в материальных ресурсах должен осуществляться за счет более экономного использования материальных ресурсов в процессе производства продукции или интенсивным путем.

На основании всего выше сказанного, можно сказать, что актуальность выбранной темы велика.

Цель работы – изучить особенности эффективности использования материальными ресурсами на предприятии.

Предмет исследования – процесс анализа использования материальных ресурсов предприятия.

 

 

 

 

 

  1. Значение, задачи, информационная база анализа материальных затрат и методы в экономическом факторном анализе

Для организации производства продукции необходимо обеспечить его материальными ресурсами: сырьем, материалами, топливом, энергией, полуфабрикатами и т.д. Объем продукции в значимой мере зависит от того обеспечено ли предприятие сырьем, материалами, топливом и другими ресурсами и эффективно ли они используются в процессе производства.

Рост потребности предприятия в материальных ресурсах может быть удовлетворен экстенсивным путем (приобретением или изготовлением большего количества материалов и энергии) или интенсивным (более экономным использованием имеющихся запасов в процессе производства продукции).

Первый путь ведет к росту удельных материальных затрат на единицу продукции, хотя себестоимость ее может при этом и снизиться за счет увеличения объема производства и уменьшения доли постоянных затрат. Второй путь обеспечивает сокращение удельных материальных затрат и снижение себестоимости единицы продукции. Экономное использование сырья, материалов и энергии равнозначно увеличению их производства.

Рациональное использование материальных ресурсов – один из важнейших факторов роста продаж и снижения себестоимости продукции, а следовательно, увеличение прибыли и уровня рентабельности.

Задачи анализа:

  1. Оценить обеспеченность предприятия материальными ресурсами;
  2. Дать оценку эффективности использования материальных ресурсов;
  3. Анализировать экстенсивность и интенсивность использования материальных ресурсов и их влияние на объем производства;
  4. Выявить резервы увеличения объема продукции за счет более эффективного использования материальных ресурсов;
  5. Разработать организационно – технологические мероприятия по мобилизации выявленных резервов и подготовить управленческие решения по улучшению эффективности использования материалов.

Анализ может проводиться следующим образом:

    • на основании данных текущего года;
    • в сравнении с предыдущим периодом;
    • путем сравнения нормы расхода последнего периода с фактической нормой расхода.

Методы экономического анализа.

Классификация методов экономического анализа представлена на рисунке 1.

Рисунок 1.

Классификация методов экономического анализа1

Из статистических методов наиболее востребованы в экономическом анализе следующие способы детерминированного факторного анализа:

• индексный;

• цепной подстановки;

• исчисления абсолютных и относительных разниц;

• интегральный;

• логарифмический метод;

• метод корреляционно-регрессионного анализа.

Рассмотрим кратко некоторые из методов.

Способ цепной подстановки позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. С этой целью определяют ряд условных показателей, количество которых на единицу меньше, чем факторов.

Порядок применения этого способа лучше рассмотреть на конкретном примере: объем продаж (стоимость товарной продукции или выручка ТП) зависит от двух факторов первого уровня – количества проданной продукции (К) и цены реализации (Ц): ТП = К х Ц.

«Алгоритм расчета:

1. Рассчитаем плановую () и фактическую () выручку:

;

;

2. Определим выручку условную ():

.

3. Рассчитаем отклонение  фактической выручки от плановой ().

.

4. Рассчитаем изменение  выручки за счет:

• изменения количества проданной продукции ():

.

• изменения цены реализации ():

.

5. Проверим правильность  алгебраических расчетов: алгебраическая сумма влияния факторов должна быть равна общему приросту результативного показателя:

.»2

Способ абсолютных разниц используется только в мультипликативных и смешанных моделях. При его использовании величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста исследуемого фактора на плановую (базовую) величину факторов, которые находятся справа от него, и на фактическую (отчетную) величину факторов, расположенных слева от него в модели.

«Алгоритм расчета:

1. Рассчитаем абсолютное  изменение:

• объема реализации (ΔК):

;

• цены (ΔЦ):

.

2. Рассчитаем изменение  выручки за счет:

• изменения количества проданной продукции ():

;

• изменения цены реализации ():

.

3. Проверка расчетов:

.»3

Способ относительных разниц применяется в тех же моделях, что и при использовании метода абсолютных разниц. Он значительно проще цепных подстановок, что делает его более эффективным, особенно когда требуется рассчитать влияние более 8 факторов.

Алгоритм расчета:

«1. Для расчета влияния первого фактора необходимо плановую (базисную) величину результативного показателя умножить на относительный прирост первого фактора, выраженного в процентах, и результат разделить на 100 %. Изменение выручки за счет количества проданной продукции ():

;

.

2. Чтобы рассчитать влияние  второго фактора, необходимо к плановой величине результативного фактора прибавить изменение результативного показателя за счет первого фактора и затем полученную сумму умножить на относительный прирост второго фактора в процентах и результат разделить на 100 %. Изменение выручки за счет цены реализации ():

;

.

3. Влияние третьего, четвертого  и т. д. факторов (при их наличии) определяется аналогично второму этапу с добавлением в сумму изменения результата за счет влияния второго, третьего и т. д. факторов.

4. Проверка расчетов:

.»4

Интегральный метод имеет преимущества, заключающиеся в получении более точных результатов расчета влияния факторов по сравнению с другими методами и исключения неоднородной оценки влияния факторов. Это является следствием того, что результаты расчетов не зависят от местоположения факторов в модели, а дополнительный прирост результативного показателя, который образовался от взаимодействия факторов, раскладывается между ними пропорционально изолированному их воздействию на результативный показатель. Интегральный метод применяется в мультипликативных, кратных и смешанных моделях с использованием для каждой из них определенных формул.

«1. Для двухфакторных мультипликативных моделей.

Пример: ТП = К х Ц.

Расчет изменения выручки за счет:

• количества проданной продукции ():

;

• цены реализации ():

.

2. Для кратной двухфакторной  модели: А = В/С.

.»5

Способ логарифмирования применяется для измерения влияния факторов в мультипликативных моделях. При логарифмировании используются не абсолютные приросты результативных показателей, а индексы их роста или снижения. Общий прирост результативного показателя распределяется по факторам пропорционально отношениям логарифмов факторных индексов к логарифму индекса результативного показателя.

Источники информации для анализа (информационная база):

  • Бухгалтерская отчетность:

- Бухгалтерский баланс;

- Отчет о финансовых  результатах;

- Пояснения к бухгалтерскому  балансу;

  • Статистическая отчетность;
  • Калькуляции важнейших видов продукции;
  • Учетные регистры, первичные документы;
  • Нормативно плановая информация;
  • Другие источники учетного и внеучетного характера.

 

 

 

 

  1. Методики анализа материальных затрат

 

Огромное количество методик анализа материальных затрат представлено в работах различных авторов. Рассмотрим некоторые из них.

Профессора Войтоловский Н.В. и Калинина А.П. в своем учебнике для оценки эффективности использования материальных ресурсов используют систему обобщающих и частных показателей.

К обобщающим относятся показатели, построенные по совокупности ресурсов. Это коэффициенты материалоотдачи и материалоемкости продукции, показатель относительной экономии (перерасхода) материальных затрат как результат изменения степени их использования, прибыль на рубль материальных затрат, коэффициент соотношения темпов роста объема продукции и материальных затрат, доля прироста объема продукции за счет интенсификации использования материальных ресурсов.

Рассмотрим порядок расчета и экономическое содержание этих показателей.

Коэффициент материалоотдачи (м) определяется:

 

ОП(ОР) – объем выпущенной или реализованной продукции в отпускных ценах производителя;

МЗ – сумма материальных затрат, потребленных при производстве этой продукции.

Показатель характеризует выход продукции с каждого рубля потребленных материальных затрат. При улучшении использования материалов коэффициент материалоотдачи растет, и, наоборот, снижение степени использования материальных ресурсов ведет к «падению» материалоотдачи.

Коэффициент материалоемкости продукции (m) – обратный по отношению к материалоотдаче, определяется:

 

Показатель отражает величину затрат материальных ресурсов на единицу стоимости продукции.

Ухудшение использования материальных ресурсов означает повышение материалоемкости продукции, улучшение – ее снижение.

Информация о работе Анализ материальных затрат