Анализ материальных затрат в себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 20:29, контрольная работа

Описание работы

Цель – изучить теоретические и практические аспекты анализа затрат и себестоимости продукции.
Задачи :
- определить экономическую сущность основных категорий: издержки, расходы, затраты, себестоимость;
- раскрыть классификацию затрат на производстве.

Содержание работы

Введение…………………………………………….
1.Сущность основных категорий: издержки, расходы.
2.Классификация затрат на производство

Файлы: 1 файл

Ан фин-хоз деят пред.docx

— 31.10 Кб (Скачать файл)

2)комплексные затраты  - затраты, состоящие из нескольких  экономических элементов (общепроизводственные  и общехозяйственные расходы).

   По способу отнесения на себестоимость продукции выделяют:

1)прямые затраты  - затраты, которые можно прямо  отнести на соответствующий вид  производимой продукции (работы, услуги) (сырьё и материалы, покупные  изделия, полуфабрикаты, зарплата  производственных рабочих, топливо,  энергия);

2)косвенные затраты  - затраты, связанные с одновременным  производством нескольких видов  продукции, которые затем распределяются  между данными видами изделий  на основе специальных расчётов (прежде всего управленческие  расходы). Примером косвенных расходов  являются общепроизводственные и общехозяйственные расходы, затраты на содержание основных средств.

   По роли в процессе производства выделяют:

1)производственные  расходы - все расходы, связанные  с изготовлением товарной продукции  предприятия, которые формируют  производственную себестоимость  продукции;

2)внепроизводственные  расходы - расходы, связанные с  продажей продукции потребителям (рекламные, складские, транспортные  и сбытовые и прочие коммерческие  расходы).

   Производственные и внепроизводственные расходы формируют полную себестоимость продукции предприятия.

   По целесообразности расходования выделяют:

1)производительные  расходы - расходы, которые оправданны  или целесообразны для данного  производства;

2)непроизводительные  расходы - расходы, которые образуются  по причинам внутреннего или  внешнего характера и свидетельствующие  о недостатках в технологии  и организации производственного  процесса (брак продукции, потери  от простоев, оплата сверхурочных  работ и т.п.).

   В случае идеальной организации технологии производства и управления все расходы предприятия должны быть только производительными.

   По возможности охвата планом выделяют:

1)планируемые затраты  - затраты, которые являются производительными  и закладываются по соответствующим  нормативам в плановую себестоимость  продукции;

2)непланируемые затраты - затраты производительного или непроизводительного характера, которые появились во время непосредственного осуществления производства продукции.

   По отношению к объёму производства выделяют:

1) постоянные затраты  - затраты, величина которых не  изменяется при изменении объёма  производства продукции (общепроизводственные  и общехозяйственные расходы);

2) переменные (пропорциональные) затраты - затраты, величина которых  изменяется по мере изменения  объёма выпуска продукции (сырьё  и материалы, топливо, энергия и т.п.). В свою очередь переменные расходы подразделяются на:

1)пропорциональные  затраты (затраты, величина которых  изменяется в одинаковой пропорции  с изменением объёма выпуска  продукции - сырьё, материалы,  зарплата основных рабочих);

2)прогрессивные  затраты (затраты, которые увеличиваются  в большей степени, нежели объём  производства продукции - внутризаводское  перемещение грузов);

3)дегрессивные затраты (затраты, которые растут в меньшей степени, чем объём производства продукции-амортизация);

4) регрессивные  затраты (затраты, которые сокращаются  в абсолютном выражении несмотря  на рост объёма производства  продукции - цеховые и общехозяйственные  расходы на единицу продукции).

   Следует отметить тот момент, что деление затрат на переменные и постоянные условно, так как в чистом виде они не проявляются. Поэтому правильней их называть условно-переменными и условно-постоянными расходами. Ряд авторов ещё выделяют смешанные затраты - это затраты, состоящие из постоянной и переменной частей (почтовые и телеграфные расходы, затраты на текущий ремонт оборудования).

   По периодичности возникновения выделяют:

1)текущие расходы  - расходы, связанные с производством  и продажей продукции данного  периода, то есть имеет место  частая периодичность их использования  - сырьё, материалы, топливо и  т. п.;

2)единовременные  расходы - расходы, связанные с  подготовкой производства (освоение  новой продукции, модернизация  продукции), резервирование затрат; они включаются в затраты соответствующего периода по частям в размерах. Предусмотренных планом на основе специальных расчётов.

   По степени регулирования государством выделяют:

1)нормируемые расходы  - расходы, величина которых в  целях налогообложения прибыли  принимается в пределах установленных  норм;

2)ненормируемые  расходы - расходы, величина которых  для целей налогообложения не  нормируется государственными органами.

По использованию  в системе управления выделяют:

1)прогнозные затраты  — затраты, величина которых  определяется с учётом предполагаемых  событий в будущем и их многовариантностью для целей принятия оптимального поведения предприятия;

2)плановые затраты  - затраты, определяемые в соответствии  с действующими нормативами и  стремлением организации достичь  поставленные цели;

3)фактические затраты  - затраты, реально осуществлённые  организацией за определённый  период деятельности.

   По экономическому содержанию затраты подразделяют на:

материальные затраты (величина израсходованных материальных ресурсов в натуральном выражении);

трудовые затраты (величина потраченного рабочего времени  на осуществление деятельности);

денежные затраты (величина осуществлённых затрат в  стоимостной оценке).

   Данное деление носит условный характер, так как все затраты организации могут быть оценены в стоимостном выражении и, таким образом, могут принимать денежную форму.

   В целом рассмотренная классификация затрат имеет практическое значение для экономического анализа. Предложенные виды затрат формируют соответствующие направления анализа затрат и себестоимости продукции.

 

3 Значение, задачи, источники информации и  система показателей для анализа  себестоимости продукции.

   Значение анализа себестоимости продукции:

1)себестоимость  продукции является важнейшим  показателем оценки эффективности  использования трудовых, материальных  и технических ресурсов, а значит, способствует проведению анализа  эффективности работы всего предприятия,  отдельных подразделений и видов  деятельности;

2)снижение себестоимости  продукции позволяет увеличить  прибыль предприятия, что способствует  улучшению финансового положения  предприятия;

3)снижение себестоимости  продукции означает экономию  трудовых, материальных и технических  ресурсов, а значит, есть резервы  роста выпуска продукции и  получения дохода;

4) снижение себестоимости  продукции является важнейшим  фактором увеличения прибыли  предприятия, а значит, рентабельности  продукции и улучшения финансового  положения предприятия;

5) себестоимость  продукции является основным  ценообразующим фактором, поэтому анализ затрат и себестоимости продукции позволяет определить возможные резервы снижения единицы продукции;

6) снижение себестоимости  продукции повышает конкурентоспособность  продукции и предприятия, что  обеспечивает в целом улучшение  положения предприятия на рынке.

   Задачи анализа затрат и себестоимости продукции:

1) дать объективную  оценку работы предприятия в  области снижения затрат и  себестоимости продукции;

2) выявить и определить  факторы, оказывающие влияние  на динамику затрат и себестоимости  продукции;

3) исчислить структуру  затрат и выявить изменения  в ней;

4) выявить возможные  резервы снижения затрат и  себестоимости продукции;

5) разработать конкретные  мероприятия по мобилизации выявленных  резервов снижения затрат и  себестоимости продукции;

6) выявление упущенных  возможностей снижения себестоимости;

7) оценка динамики  и выполнения плана по себестоимости  в разрезе элементов и статей  затрат, себестоимости важнейших  изделий.

Основные направления  анализа:

1) оценка динамики  обобщающих показателей затрат  и себестоимости продукции;

2) анализ затрат  на 1 рубль продукции;

3) анализ структуры  затрат, её динамика;

4) анализ себестоимости  продукции по статьям;

5) факторный анализ  себестоимости по статьям;

6) выявление резервов  снижения затрат и себестоимости  продукции;

7) анализ взаимосвязи  затрат, объёма выпуска продукции  и прибыли от продаж;

Информационная  база анализа:

1)форма № 2 «Отчёт  о прибылях и убытках»;

2)форма № 5 «Приложение  к бухгалтерскому балансу»;

3)данные синтетического  и аналитического учёта;

4)первичные документы  (плановые нормативные данные  о затратах на производство  и продажу продукции, услуг  за год);

5)статистическая  отчётность: форма № 5-з «Отчёт  о затратах на производство  и реализацию продукции» и  другие источники.

    Основные показатели анализа затрат и себестоимости продукции:

1)затраты на 1 рубль  продукции - обобщающий показатель, который показывает, сколько затрат  приходится на 1 рубль продукции;

2)себестоимость  единицы изделия - частный показатель, характеризующий величину затрат, приходящихся на единицу изделия.

   Также следует учесть, что по объёму охватываемых затрат выделяют:

- цеховую себестоимость  - она включает в себя все  затраты на производство продукции  в пределах цеха, прежде всего  прямые материальные и трудовые  затраты;

- производственную  себестоимость - кроме цеховой  себестоимости она включает в  себя общезаводские затраты и  затраты вспомогательных цехов;

- полную себестоимость  продукции для продажи - она  объединяет производственную себестоимость  и расходы по продаже продукции  (коммерческие расходы).

   В зависимости от методики расчёта выделяют:

1)плановую себестоимость  - определяется в начале периода  исходя из плановых норм затрат  и иных плановых показателей;

2)фактическую себестоимость  - определяется в конце отчётного  периода на основе данных о  реальном потреблении ресурсов  и произведённых затратах.

   В зависимости от длительности периода различают среднемесячную, среднеквартальную и среднегодовую себестоимость продукции.

   В качестве объектов анализа себестоимости продукции выделяют следующие показатели:

1)абсолютная сумма  операционных затрат в целом  и по элементам;

2)издержкоемкость продукции;

3)себестоимость  отдельных изделий;

4)затраты по центрам  ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Анализ материальных затрат в себестоимости продукции