Анализ использования материальных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
1.Изучение сущности материальных ресурсов, методику проведения анализа обеспеченности материальными ресурсами и эффективности их использования;
2.Исследование характеристики компании «Хоум-Мастер» и проведения анализа финансового состояния
3.Анализ материальных ресурсов на примере ООО «Хоум-Мастер».
4.Разработка резервов роста эффективности использования материальных ресурсов.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты анализа материалоемкости 5
1.1. Значение, задачи и источники анализа материальных ресурсов. 5
1.2 Обеспеченность организации материальными ресурсами 6
1.3 Оценка материалоемкости как показателя эффективности использования материальных ресурсов 9
2 Экономическая характеристика ООО «Хоум-Мастер» 17
2.1 Общая характеристика ООО «Хоум-Мастер» 17
2.2 Экономическая характеристика ООО «Хоум-Мастер» 20
3 Анализ обеспеченности и эффективности использования материальных ресурсов 27
3.1 Анализ обеспеченности ООО «Хоум-Мастер» материальными ресурсами27
3.2. Анализ материалоемкости и материалоотдачи34
4 Резервы увеличения эффективности использования материальных ресурсов37
Заключение 39
Список используемой литературы 41

Файлы: 1 файл

Анализ материальных ресурсов.doc

— 490.00 Кб (Скачать файл)

 

Как следует из данных таблицы потребность установленная  в плане перевыполнена, что привело к сверхнормативному росту материальных запасов, выше потребности в них. Такая тенденция может привести к затовариванию и обесценению приобретенных запасов.

Очевидно, что чем точнее будут определены внутренние источники, тем объективнее будет рассчитана потребность во внешних, в заключении договоров (нарядов) на приобретение материалов у поставщиков. Поэтому очень важно изучить полноту поступления материалов и дать оценку степени удовлетворения потребности организации в них.

Для этого привлекается дополнительная информация договоров на поставку материальных ресурсов, данные статистической отчетности, данные бухгалтерского учета о фактическом их поступлении, потребность-заявка на материалы. Общая оценка удовлетворения потребности ООО «Хоум-Мастер» в материалах и выполнения договоров на поставку ресурсов для выполнения работ приведена в таблице 10.

Таблица 10 - Общая оценка удовлетворения потребности ООО «Хоум-Мастер» и выполнения договоров на поставку профиля и стеклопакета за 1 квартал  2009 года                                

Материалы

 

Единица измерения

 

Плановая потребность

 

Заключено договоров на количество

 

Удовлетворено потребности, %

((гр.4 : гр.3) х 100)

Поступило от поставщиков

Выполнено договоров, % (гр.7: гр.4) х 100

всего

в том числе по договорам

1

2

3

4

5

6

7

8

Профиль «VEKA»    ширина профиля 63 мм)

 

м

497

500

103,13

496

496

99,80

Стеклопакет

м3

1040

1040

100,00

1038

1038

99,81


 

Результаты анализа  показывают, что по всем материалам на производство окна из профиля «VEKA» недовыполнены договора поставки, на 0,20 % по профилям и на 0,19 % по стеклопакетам. Процент невыполнения договоров поставки невысокий и чаще всего является следствием либо невыполнения поставок по качеству либо обнаружения недостач при приемке.

По стеклопакетам часть  материалов была ненадлежащего качества (трещины, неровности) и не была зачтена в исполнение договора.

Для выявления виновников и причин невыполнения договора поставки целесообразно проанализировать их поставку в разрезе отдельных поставщиков и сроков. С этой целью привлекаются данные договорных обязательств (нарядов-спецификаций) и регистров учета поступления материалов.

Основной  причиной недопоставки по оперативным данным явились разница в бухгалтерском учете по оплате и приходу материалов обоих предприятий, так как по утверждению ОАО «ЦентргазПластик» договора были исполнены своевременно и в полном объеме. Возможно причина расхождения данных наличия хищений в процессе транспортировки материалов.

 

 

3.2. Оценка материалоемкости и материалоотдачи продукции

 

Для оценки эффективности  материальных ресурсов используется система обобщающих и частных показателей представленных в таблице 11.

Таблица 11- Показатели эффективности использования материальных ресурсов ООО «Хоум-Мастер» за 2007-2009 гг.

В рублях

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Изменение

2008 к 2007

2009 к 2008

Материалоемкость продукции (ME)

0,77

0,70

0,63

-0,07

-0,07

Материалоотдача продукции (МО)

1,30

1,43

1,58

0,13

0,15


 

Так, показатель материалоемкости продукции определяется отношением суммы материальных затрат к стоимости  продукции и отражает величину материальных затрат, приходящуюся на 1 руб. реализованной продукции. В 2007 году данный показатель составлял 0,77, в 2008 материалоемкость продукции снизилась на 0,07 ед. и составила 0,70 рублей на 1 рубль продукции. В 2009 г. материалоотдача снизилась еще на 0,07 руб. Снижение данного показателя указывает на уменьшение доли материальны затрат в себестоимости реализованной продукции. В частности это явилось следствием того, что предприятие стало уделять больше внимания росту заработной платы своим работникам. Доля затрат на оплату труда выросла, в то время как нормы расхода на одно окно не изменялись.

Динамика материалоотдачи положительна – в 2008 году происходит увеличение материалоотдачи производства на 0,13 единиц и в 2009 г. еще на 0,15. Увеличение показателя материалоотдачи указывает, что на каждый рубль матеральных затрат в 2009 году приходится на 0,28 рублей стоимости продукции больше.

Влияние  факторов на материалоемкость можно определить способом цепной подстановки, используя данные таблице 12.

В течении 4 квартала 2009 г. произошло только изменение цен поставщиков на профиль и стеклопакет до 529 и 1169 руб. соответственно.  В связи с ростом цен на материалы и изменения ценовой политики ООО «Хоум-Мастер» рост цены окна из профиля «VEKA» 

Таблица 12 - Данные для анализа материалоемкости металлопластикового окна из профиля «VEKA» 210 х 155 мм за 4 квартал 2009 г.

Показатель

Алгоритм расчета удельных показателей

Расчет

Сумма, тыс. руб.

1. Затраты материалов на производство  продукции: 

а) базового периода 

∑(VВПi0

УР i0
ЦМ i0)

(78,2 х 7,8 х 0,497) + (78,2 х 3,05 х 1,04)

551,20

б) базового периода, пересчитанного на фактический выпуск продукции при сохранении базовой структуры

МЗ0

ВП1 : ВП0

551,20 х 96 : 78,2

676,66

в) по базовым нормам и ценам на фактический выпуск продукции

∑(VВПi1

УР i0
ЦМ i0)

(96 х 7,8 х 0,497) + (96 х 3,05 х 1,04)

676,66

г) фактически по базовым ценам 

∑(VВПi1

УР i1
ЦМ i0)

-

676,66

д) фактические отчетного периода 

∑(VВПi1

УР i1
ЦМ i1)

(96 х 7,8 х 0,529) + (96 х 3,05 х 1,169)

738,39

2. Стоимость валового выпуска продукции:

а) базового периода 

∑(VВПi0

ЦП i0)

78,2 х 10,5

899,3

б) фактически при базовой структуре  и базовых ценах

∑(VВПi1

ЦП i0) ± ΔВПстр

96 х 10,5

899,3

в) фактически при фактической структуре  по базовым ценам

∑(VВПi1

ЦП i0)

96 х 10,5

1008,0

г) фактически

∑(VВПi1

ЦП i1)

96 х 11,3

1084,8


 

Плановая потребность  в окнах является нецелым числом, так как расчет ведется по средним  показателям.

На основании приведенных  данных о материальных затратах и стоимости товарной продукции рассчитаем показатели материалоемкости продукции, которые необходимы для определения влияния факторов на изменение ее уровня (таблица 13).

 

Таблица 13 - Факторный анализ материалоемкости окна из профиля «VEKA»

Показатель

 

Условия расчета

Расчет материалоемкости

 

Уровень материалоемкости, руб.

 

Объем производства

Структура продукции

Расход материала на изделие

Цены на материалы

Цены на продукцию

to

to

to

to

to

to

551,2 : 899,30

61,29

Усл.1

t1

to

to

to

to

676,66 : 899,30

75,24

Усл. 2

t1

t1

to

to

to

676,66 : 1008,0

67,13

Усл. 3

t1

t1

t1

to

to

676,66 : 1008,0

67,13

Усл. 4

t1

t1

t1

t1

to

738,39  : 1008

73,25

t1

t1

t1

t1

t1

t1

738,39: 1084,8

68,07


 

 

Из таблицы видно, что материалоемкость в целом сократилась на 13,86 копеек, в том числе за счет изменения:

- объема выпуска оконной и дверной продукции: 75,24 – 61,29 = плюс 13,95 руб.

- структуры производства: 67,13 – 75,24 = минус 8,11 руб.;

- цен на сырье и  материалы: 73,25 – 67,13 = плюс 6,12 руб.;

- отпускных цен на продукцию: 68,07-73,25 = минус 35,18 руб..

Итого: минус 13,86 копеек.

За счет удельного расхода материалоемкость не изменялась, так как технология производства осталась прежней.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что в ООО «Хоум-Мастер» за последний квартал 2009 года увеличился удельный вес продукции с более низким уровнем материалоемкости. Основное влияние оказал рост цен неа материалы в результате чего материалоемкость выросла на 6,12 руб. Снижение материалоотдачи на 35,18 руб. обусловлено ростом цен на окна.

Наиболее существенное влияние на снижение материалоемкости продукции оказало влияние отпускных цен на свою продукцию, что является следствием стремления предприятия удержать конкурентные преимущества в условиях усиления конкуренции на рынке оконной и дверной продукции и снижения платежеспособности населения – основного заказчика ООО «Хоум-Мастер».

4 РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ 

 

Борьба за повышение  эффективности использования материальных ресурсов идет по нескольким направлениям. Одно из них оптимальный выбор поставщиков сырья и материалов. Данное направления имеет большое значение в условиях рыночных отношений. Необходимо грамотно подходить к выбору поставщиков сырья и материалов, так как качество продукцию напрямую зависит от качества использованного в процессе ее производства сырья, а цена готовых изделий прямо пропорциональна стоимости исходных материалов.

Отсутствие нужного  материала из-за несвоевременной  поставки нередко вынуждает предприятие производить его замену другим, менее экономичным. В связи с этим идет их перерасход. Либо компания откладывает сроки по выполнению заказов перед клиентами, что напрямую влияет на репутацию компанию, и может привести к снижению прибыли.

Выход надо искать в развитии и совершенствовании комплексного гарантированного снабжения потребителей и оперативным маневрировании материальными ресурсами.

Компания «Хоум-Мастер» в 2009 г. заключила договор на поставку комплектующих и оборудования с ООО «OPEN TREK». При этом произошли следующие потери:

- компенсация заказчикам  за просроченный заказ – 254 000 руб.;

- отказы клиентов –  182 000 руб.;

- завышенная стоимость  комплектующих – 79 000 руб.

Информация о работе Анализ использования материальных ресурсов