Анализ деловой активности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 14:36, реферат

Описание работы

Оценка деловой активности на качественном уровне может быть получена в результате сравнения деятельности данного предприятия и родственных по сфере приложения капитала предприятий. Такими качественными (т.е. неформализуемыми) критериями являются: широта рынков сбыта продукции; наличие продукции, поставляемой на экспорт; репутация предприятия, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами предприятия; и др.

Файлы: 1 файл

Анализ деловой активности предприятия.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

В более общем случае предприятие  с самого начала операционного цикла  вкладывает в производство собственные  оборотные средства: период оборота  кредиторской задолженности есть длительность обращения суммы средств, равной разности стоимости сырья и материалов, получаемых предприятием в кредит, и суммы выданных им авансов.

Кроме перечисленных выше коэффициентов, в практике финансового анализа  используется ряд других показателей, например:

  • Период оборота авансов поставщикам характеризует средний срок предоплаты получаемых сырья и материалов.
  • Продолжительность периода оборота незавершенного производства дает представление о средней продолжительности производственного цикла.
  • Период оборота авансов покупателей отражает средний срок предоплаты продукции покупателями и заказчиками.
  • Фондоотдача основных средств и прочих внеоборотных активов характеризует эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов, измеряемую величиной продаж, приходящейся на единицу стоимости средств.

Разумеется, все показатели оборачиваемости  следует рассматривать, принимая во внимание качественные характеристики предприятия, такие, как:

  • сфера деятельности предприятия;
  • отраслевая принадлежность;
  • масштабы деятельности предприятия;
  • качество активов, а именно: качество и стоимость реализуемых товаров;
  • общеэкономическая ситуация в стране;
  • качество управления активами предприятия.

Тем не менее, основной подход к оценке оборачиваемости - чем выше коэффициенты оборачиваемости (т.е. меньше период оборота), тем более эффективна коммерческая деятельность предприятия и тем выше его деловая активность.

Рассмотрим пример анализа показателей  оборачиваемости на конкретных цифрах. (Таблица №14)

Анализ оборачиваемости совокупного  капитала и текущих активов показал ухудшение использования оборотных активов предприятия на протяжении анализируемого периода.

На конец 2001 года период оборота  запасов, затрат в незавершенном  производстве и готовой продукции  на складе составил 51 день. Тенденция  увеличения периода оборота материальных запасов является отрицательной.

Таблица №14

Показатели оборачиваемости  ОАО "ВВС"

за период с 01.01.01 по 01.01.02 гг.

           

Показатели

ед. изм.

01.04.01

01.07.01

01.10.01

01.01.02

Оборачиваемость активов

 

0,14

0,10

0,09

0,10

           

Оборачиваемость текущих активов

 

0,33

0,24

0,23

0,25

           

Оборачиваемость собственного капитала

 

0,20

0,15

0,15

0,15

           

Оборачиваемость материальных запасов

 

1,75

1,43

1,23

1,39

Период оборота материальных запасов

дни

51

63

73

65

           

Оборачиваемость дебиторской задолженности

 

0,39

0,29

0,28

0,30

Период оборота дебиторской  задолженности

дни

229

313

317

302

           

Оборачиваемость кредиторской задолженности

 

0,30

0,22

0,19

0,23

Период оборота кредиторской задолженности

дни

298

404

398

313

           

Продолжительность операционного  цикла

дни

265

362

370

352

           

Продолжительность финансового цикла

дни

50

45

23

33

           

Фондоотдача основных средств

 

0,34

0,26

0,24

0,24


В течение анализируемого времени  произошел рост периода оборота  дебиторской и кредиторской задолженностей (соответственно с 229 и 211 дня в начале до 302 и 313 дня в конце года), что является негативной тенденцией, так как этот рост происходил на фоне сокращения объемов продаж. Причем количество дней оборота дебиторской задолженности примерно равно количеству дней оборота кредиторской задолженности. Таким образом, та сумма денежных средств, которой предприятие кредитовало покупателей, равна сумме средств, которой поставщики и подрядчики кредитуют предприятие. Такая схема позволяет предприятию не терять ликвидность.

Отрицательной тенденцией является увеличение операционного цикла до 352 дней.

Продолжительность финансового цикла  характеризует организацию финансирования производственного процесса. С экономической  точки зрения финансовый цикл представляет собой часть операционного цикла, не профинансированную за счет непосредственных участников производственного процесса.

В отчетном периоде продолжительность  финансового цикла снизилась  с 50 дней в начале года до 33 в конце. Сокращение финансового цикла стало  возможным за счет преобладания авансов, полученных от покупателей в счет будущих поставок продукции, над авансами, уплаченными поставщикам за сырье и материалы.

Снижение данного показателя в  динамике свидетельствует о снижающейся  потребности предприятия в финансировании текущей производственной деятельности.

Ухудшение оборачиваемости связано  с тем, что в отчетном году происходило  снижение объемов производства и  реализации продукции, однако, материальные запасы и дебиторская задолженность  снижались еще более медленными темпами.

При сокращении масштабов производства менеджерам предприятия необходимо было избавиться от излишков запасов, а также провести комплекс работ  по взысканию задолженности покупателей. Этого не произошло, что свидетельствует  о недостаточно эффективном управлении оборотным капиталом.

Перечислим коротко некоторые  возможные пути ускорения оборачиваемости  капитала:

  • сокращение продолжительности производственного цикла за счет интенсификации производства (использование новейших технологий, механизации и автоматизации производственных процессов, повышение уровня производительности труда, более полное использование производственных мощностей предприятия, трудовых и материальных ресурсов и др.);
  • улучшение организации материально-технического снабжения с целью бесперебойного обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами и сокращения времени нахождения капитала в запасах;
  • ускорение процесса отгрузки продукции и оформления расчетных документов;
  • повышение уровня маркетинговых исследований, направленных на ускорение продвижения товаров от производителя к потребителю (включая изучение рынка, совершенствование товара и форм его продвижения к потребителю, формирование правильной ценовой политики, организацию эффективной рекламы и т. п.)

Достигнутый в результате ускорения оборачиваемости эффект выражается в первую очередь в увеличении выпуска продукции без дополнительного привлечения финансовых ресурсов. Кроме того, за счет ускорения оборачиваемости капитала происходит увеличение суммы прибыли, так как обычно к исходной денежной форме он возвращается с приращением. Если производство и реализация продукции являются убыточными, то ускорение оборачиваемости средств ведет к ухудшению финансовых результатов и "проеданию" капитала.

Таким образом, надо стремиться не только к ускорению движения капитала на всех стадиях кругооборота, но и к его максимальной отдаче, которая выражается в увеличении суммы прибыли на один рубль капитала. Повышение доходности капитала достигается рациональным и экономным использованием всех ресурсов, недопущением их перерасхода, потерь на всех стадиях кругооборота. В результате капитал вернется к своему исходному состоянию в большей сумме, т. е. с прибылью. Эффективность использования капитала характеризуется его доходностью (рентабельностью).

Анализ рентабельности

В широком смысле слова понятие  рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие считается  рентабельным, если доходы от реализации продукции (работ, услуг) покрывают  издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.

Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через  характеристику системы показателей. Общий их смысл - определение суммы  прибыли с одного рубля вложенного капитала.

Анализ рентабельности позволяет  оценить способность предприятия  приносить доход на вложенный  в него (предприятие) капитал. Характеристика рентабельности предприятия базируется на расчете четырех основных показателей - рентабельности всего капитала, собственного капитала, основной деятельности и рентабельности продаж.

Рентабельность всего  капитала(совокупных активов) показывает, имеет ли компания базу для обеспечения высокой доходности собственного капитала. Данный показатель отражает эффективность использования всего имущества предприятия. Снижение рентабельности всего капитала свидетельствует о падающем спросе на продукцию фирмы и перенакоплении активов.

, где

чистая прибыль,

валюта баланса на конец и на начало года,

Этот показатель отражает прибыльность активов, и обусловлен как ценообразовательной  политикой предприятия, так и  уровнем затрат на производство реализованной  продукции. Существует два основных способа повышения рентабельности активов:

1-ый - при низкой прибыльности продукции необходимо стремиться к ускорению оборачиваемости активов и его элементов;

2-ой - низкая деловая активность  предприятия может быть компенсирована  только снижением затрат на  производство продукции или рост  цен на продукцию, т.е. повышением рентабельности продукции.

Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования собственного капитала. Этот коэффициент является одним из самых важных показателей, используемых в бизнесе, он измеряет общую величину доходов акционеров. Высокое значение данного коэффициента говорит об успехе компании, что ведет к высокому рыночному курсу ее акций и относительной легкости привлечения новых капиталов для ее развития. Однако надо иметь в виду, что высокий коэффициент рентабельности собственного капитала может быть связан как с высокой инфляцией, так и с высоким риском компании. Поэтому его интерпретация не должна быть упрощенной и одномерной. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль собственных средств.

, где

величина собственных средств  на начало и на конец года.

Рентабельность основной деятельности рассчитывается как отношение прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции.

, где

прибыль от реализации,

себестоимость реализованной продукции.

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Этот показатель может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по его отдельным подразделениям или видам продукции.

Повышение рентабельности продукции обеспечивается преимущественно снижением себестоимости единицы продукции. Чем лучше используются основные производственные фонды, тем выше рентабельности производства. При улучшении использования материальных оборотных средств снижается их величина, приходящаяся на 1 руб. реализованной продукции. Следовательно, факторы ускорения оборачиваемости материальных оборотных средств являются одновременно факторами роста рентабельности производства.

Этот показатель свидетельствует  об эффективности не только хозяйственной деятельности предприятия, но и процессов ценообразования. Его целесообразно рассчитывать как по общему объему реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.

Рентабельность продаж рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме полученной выручки.

, где

выручка от реализации продукции,

чистая прибыль предприятия.

Этот показатель характеризует  эффективность предпринимательской  деятельности (сколько прибыли имеет  предприятие с рубля выручки). Рентабельность продаж может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции.

Если рентабельность продаж постепенно снижается, то причина либо в выросших издержках, либо в повысившихся ставках  налога. Следовательно, мы должны обратиться к изучению этих факторов, чтобы найти корень проблемы. Снижение объема продаж может свидетельствовать, прежде всего, о падении конкурентоспособности продукции, так как позволяет предположить сокращение спроса на продукцию.

Пример.

В отчетном периоде деятельность компании оставалась прибыльной, однако, при этом наблюдалась общая тенденция к снижению всех показателей рентабельности. (Таблица №15).

Таблица №15

Показатели рентабельности ОАО "ВВС"

за период с 01.01.01 по 01.01.02 гг.

         

Показатели

01.04.01

01.07.01

01.10.01

01.01.02

         

Рентабельность активов

3,4%

1,1%

2,4%

2,4%

         

Рентабельность собственного капитала

5,1%

1,6%

3,8%

3,8%

         

Рентабельность основной деятельности

41,1%

29,1%

38,1%

27,1%

         

Рентабельность продаж

24,9%

10,6%

26,4%

24,8%


Рентабельность основной деятельности в отчетном периоде в целом  снижалась с 41,1% в начале года до 27,1% в конце. Это произошло из-за того, что темпы роста себестоимости в целом превышали темпы роста выручки предприятия, что говорит о снижении эффективности управления затратами компании.

Снижение  рентабельности активов и рентабельности собственного капитала обусловлено резким падением чистой прибыли в течение года притом, что размеры собственного капитала и совокупного капитала снижались незначительно.

Рентабельность  продаж после резкого снижения во втором квартале более чем в два  раза до 10,6% к концу года вновь восстановилась до первоначального уровня в 24,8%. Но следует учитывать, что это обусловлено финансовыми результатами от прочих видов деятельности предприятия, которые существенно влияли на величину чистой прибыли (выше было отмечено, что эффективность основной производственной деятельности снижалась).

Информация о работе Анализ деловой активности предприятия