Аанлиз рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Раскрытие настоящей темы осуществляется на материалах ООО «Магнитогорский сервисный центр» (далее ООО «МСЦ»).
Актуальность данной темы для названного предприятия обусловлена следующими факторами.
Во-первых, ООО «МСЦ» ориентировано на получение прибыли, которая направляется не только на потребление, но и на непрерывное дальнейшее развитие хозяйственной деятельности данной организации. Прибыль, как один из источников собственных ресурсов организаций, является для ООО «МСЦ» наиболее перспективным и наиболее «дешевым» ресурсом дальнейшего развития.

Содержание работы

Введение
1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Организационно-правовая характеристика ООО «Магнитогорский сервисный центр»
1.2 Основные технико-экономические показатели деятельности ООО «МСЦ»
2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДУКЦИИ
2.1 Прибыль: сущность, функции, виды
2.2 Методика анализа рентабельности деятельности предприятия
3 АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДУКЦИИ ООО «МАГНИТОГОРСКИЙ СЕРВИСНЫЙ ЦЕНТР»
3.1 Анализ состава и динамики общих финансовых результатов от производства ремонтных работ ООО «МСЦ» в 2008-2010 гг.
3.2 Факторный анализ рентабельности ООО «МСЦ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Анализ рентабельности (МГТУ - Марина).doc

— 573.50 Кб (Скачать файл)

На счете прибылей и убытков финансовые результаты деятельности предприятия отражаются в двух формах:

1) как результаты (прибыль или убыток) от  реализации продукции, работ, услуг, материалов и иного имущества, с предварительным выявлением их на отдельных счетах реализации;

2) как результаты, не связанные непосредственно с процессом реализации, так называемые прочие доходы и расходы.

Основными показатели прибыли, представленные в форме №2 «отчет о прибылях и убытках» являются:

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

Валовая прибыль

Управленческие расходы

Прибыль (убыток) от продаж

Прочие доходы и расходы

Прибыль (убыток) до налогообложения

Отложенные налоговые активы

Текущий налог на прибыль

Налоговые санкции

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

В настоящее время в бухгалтерском учете выделяют пять видов (этапов начисления) прибыли: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, прибыль (убыток) от обычной деятельности, чистая прибыль (нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода).

Валовая прибыль - это разновидность между выручкой (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (выручкой от реализации без учета налога на добавленную стоимость, акцизов и других косвенных налогов и сборов) и себестоимостью продаваемых товаров, работ услуг. В себестоимость продукции при определении валовой прибыли включаются прямые материальные затраты, прямые расходы на оплату труда и начисления, а так же косвенные общепроизводственные расходы. Валовая прибыль является показателем эффективности собственного производства (строительства, торговли).

Прибыль (убыток) от продаж – это валовая прибыль, уменьшенная на сумму коммерческих и управленческих расходов. Тем самым прибыль от продаж есть показатель эффективности основной деятельности предприятия, т.е. деятельности связанной с производством и реализацией продукции, выполняемых работ, оказанием услуг.

Прибыль (убыток) до налогообложения (бухгалтерская прибыль) – это прибыль от продаж, увеличенная на суммы прочих доходов (проценты к получению, доходы от участия в других организациях, доходы от прочих основных средств и т.п.), за вычетом прочих расходов (проценты к уплате, штрафы, неустойки, расходы на создание резервов и т.п.).

Показатель прибыли (убытка)  до налогообложения – это показатель эффективности всей хозяйственной деятельности организации.

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода – это прибыль (убыток) до налогообложения, уменьшенная (увеличенная) на величину отложенных налоговых обязательств, текущего налога на прибыль и увеличенная (уменьшенная) на сумму отложенных налоговых активов за отчетный период

Если из величины чистой прибыли вычесть величину распределенной прибыли, то получим нераспределенную прибыль отчетного периода. Данный вид прибыли отражается в форме №1 бухгалтерской отчетности «Бухгалтерский баланс» по статье «Нераспределенная прибыль (нераспределенный убыток)».

Обособление тех или иных видов прибыли осуществляется исходя из интересов лиц, имеющих отношение к предприятию, организации. Так для собственников основным показателем является чистая прибыль. С позиции интересов государства основной финансовый показатель – прибыль до налогообложения как база для расчета налога на прибыль.

Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей организации, так и формирование государственных доходов. Законодательно распределение прибыли регулируется в той части, которая поступает в бюджет в виде налога на прибыль. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль, производится на основании внутренних положений, в том числе устава и учредительного договора.

Чистая прибыль организации по итогам отчетного периода может быть направлена:

На отчисления в резервный капитал (формирование резервного фонда). Как известно, резервный капитал может быть создан в акционерных обществах, так и в обществах с ограниченной ответственностью (в последних создание резервного фонда носит добровольный характер).

На выплату дивидендов. Акционерное общество вправе принимать решения не только о выплате дивидендов по итогам финансового года, но и о выплате промежуточных дивидендов по результатам I квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года (выплата (объявление) дивидендов относится к компетенции общего собрания акционеров). Однако наличие достаточной по размерам прибыли вовсе не означает, что общество вправе объявлять и выплачивать  дивиденды как обычным, так и по привилегированным акциям. Расходование части прибыли на выплату дивидендов акционерам повышает доходность акций, а значит – их курсовую стоимость и привлекательность новых эмиссий акций предприятия. Все это в конечном счете, увеличивает капитал предприятия. Вместе с тем, этот вопрос связан с принятием серьезных финансовых решений в рамках дивидендовой политики предприятия.

На погашение убытков прошлых лет.

На прочие выплаты по решению акционеров (учредителей) организации.

Значительная часть прибыли может быть направлена на финансирование инвестиций во внеоборотные активы и прирост оборотных средств (капитализация прибыли). Капитализация чистой прибыли позволяет расширить деятельность организации за счет собственных источников финансирования, снижая при этом финансовые расходы предприятия на привлечение дополнительных источников, на выпуск новых акций. Наряду с финансированием развития производства прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, может быть направлена на удовлетворение социальных нужд (эксплуатация социально- бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, строительство объектов непроизводственного назначения); на материальное поощрение (выплата премий, оказание материальной помощи сотрудникам, надбавки к пенсиям и т.д.)

Прибыль выполняет ряд функций:

Прибыль является показателем эффективности производства, она ориентирует предприятие на достижение лучших результатов при меньших затратах труда.

Распределительная функция заключается в том, что при ее участии происходит распределение прибыльного продукта между сферой производства и непроизводственной сферой, между предприятием и обществом, предприятием и работниками.

Стимулирующая функция. Прибыль стимулирует применение технического прогресса в производстве, стимулирует повышение результативности или эффективности работы фирмы. Эффективность определяется отношением результата хозяйственной деятельности к затратам.

Прибыль важнейший источник формирования доходов бюджетов различных уровней. Доходы поступают в виде налогов, экономических санкций и используется на различные цели. За счет прибыли, остающейся после уплаты налогов, выплаты дивидендов, отчислений (резервный фонд), осуществляется материальное поощрение работников, предоставление им социальных льгот, содержание объектов социальной сферы.

 

2.2 Методика анализа рентабельности деятельности предприятия

 

Анализ (от греческого analysis - разложение) - метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы

Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности.

Практикой выработаны основные методы финансового анализа, среди которых можно выделить следующие:

чтение бухгалтерской отчетности;

горизонтальный анализ;

вертикальный анализ;

трендовый анализ;

сравнительный (пространственный) анализ;

факторный анализ;

метод финансовых коэффициентов.

Чтение бухгалтерской отчетности — общее ознакомление с финансовым положением по данным баланса, приложений к нему и отчета о прибылях и убытках.

Чтение отчетности — необходимый этап, в ходе которого аналитик предварительно знакомится с объектом анализа. По данным отчетности он выясняет имущественное положение предприятия, характер его деятельности, состав и структуру активов и пассивов. В процессе чтения отчетности важно рассмотреть параметры разных отчетных форм в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Так, изменения в активах целесообразно увязывать с объемом продаж.

Горизонтальный (временной) анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с параметрами предыдущих периодов. Наиболее распространенными приемами горизонтального анализа являются:

простое сравнение статей отчетности и изучение причин их резких изменений;

анализ изменения статей отчетности по сравнению с колебаниями других статей.

При этом наибольшее внимание уделяют случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.

Вертикальный (структурный) анализ осуществляют в целях определения удельного веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе и последующего сравнения полученного результата с данными предыдущего периода. Его можно проводить по исходной или агрегированной отчетности. Вертикальный анализ баланса позволяет рассмотреть соотношение между внеоборотными и оборотными активами, собственным и заемным капиталом, определить структуру капитала по его элементам.

Горизонтальный и вертикальный анализ дополняют друг друга и при составлении аналитических таблиц могут применяться одновременно.

Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений параметров отчетности за ряд периодов (кварталов, лет) от уровня базисного периода. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, т. е. осуществляют прогнозный анализ.

Сравнительный (пространственный) анализ проводят на основе внутрихозяйственного сравнения как отдельных показателей предприятия, так и межхозяйственных показателей аналогичных компаний-конкурентов.

Факторный анализ — это процесс изучения влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и статистических приемов исследования. При этом факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), так и обратным (синтез). При прямом способе анализа результативный показатель разделяют на составные части, а при обратном — отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель. Примером факторного анализа служит трехфакторная модель Дюпона, позволяющая изучить причины, влияющие на изменение чистой прибыли, приходящейся на собственный капитал:

ЧРСК = ЧП / СК = (ЧП/ВР) * (ВР/А) * (А/СК) * 100

где ЧРСК — чистая рентабельность собственного капитала (процент или доли единицы); ЧП — чистая прибыль за расчетный период; СК — собственный капитал на последнюю отчетную дату (итог раздела III баланса); ВР — выручка (нетто) от реализации продукции; А — активы на последнюю отчетную дату.

Если в результате анализа бухгалтерской отчетности установлено, что чистая прибыль, приходящаяся на собственный капитал, уменьшилась, то выясняют, за счет какого фактора это произошло:

снижения чистой прибыли на каждый рубль выручки от реализации;

менее эффективного управления активами (замедления их оборачиваемости), что приводит к снижению выручки от реализации;

изменения структуры авансированного капитала (финансового левериджа).

Метод финансовых коэффициентов — расчет отношений данных бухгалтерской отчетности и определение взаимосвязей показателей. При проведении аналитической работы следует учитывать следующие факторы:

эффективность применяемых методов планирования;

достоверность бухгалтерской отчетности;

использование различных методов учета (учетной политики);

уровень диверсификации деятельности других предприятий;

статичность применяемых коэффициентов.

В практике западных корпораций (США, Канада, Великобритания) наибольшее распространение получили следующие три коэффициента: ROA, ROE, ROIC.

Рентабельность активов – это прибыль, приходящаяся на общую сумму активов:

(ROA) = {[Чистая прибыль+ Проценты * (1 - Ставка налога) ] / Всего активов }* 100 %.              (2.1)

Данный показатель выражает, сколько компания заработала на суммарных активах, сформированных за счет собственных и привлеченных источников. Коэффициент ROA высшее руководство компании постоянно использует для оценки деятельности структурных подразделений (дочерних и зависимых обществ). Руководитель подразделения имеет существенное влияние на активы, но не может контролировать их финансирование, поскольку филиал компании не берет банковских кредитов, не эмитирует акции и облигации и во многих случаях не оплачивает свои собственные счета за материальные ценности и услуги.

Информация о работе Аанлиз рентабельности