Законодательство Российской Федерации и иные правовые акты о правоохранительных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 07:24, контрольная работа

Описание работы

Правоохранительные органы и учреждения в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами РФ, РСФСР и действующими законами СССР, нормативными актами Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; постановлениями (определениями) Конституционного Суда РФ, постановлениями Пленумов (Президиумов) Верховного Суда РФ (СССР), Высшего Арбитражного Суда РФ, распоряжениями Председателя Верховного Суда РФ, Приказами Министра юстиции РФ, приказами, указаниями, распоряжениями Генерального прокурора РФ иными ведомственными нормативными актами, конституциями республик, уставов, а также законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации, решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий и другими нормативными актами.

Содержание работы

1. Законодательство Российской Федерации и иные правовые акты о правоохранительных органах…………………………………………………….3
2. Организация деятельности и функции нотариата в Российской
Федерации…………………………………………………………………...…….9
Список использованной литературы…………………...………………………19

Файлы: 1 файл

ПО.docx

— 34.43 Кб (Скачать файл)

Итак, одна из основных функций нотариата – охрана прав участников гражданско-правового оборота.

Охрана прав осуществляется посредством совершения нотариусом заранее предусмотренных законом нотариальных действий. Основами законодательства о нотариате предусматривается 20 видов нотариальных действий. Их количество и перечень не являются исчерпывающими. Законодательными актами Российской Федерации могут быть предусмотрены и другие нотариальные действия. Нотариальные действия классифицируются по их целенаправленности:

-        нотариальные действия, направленные на удостоверение бесспорного права;

-        нотариальные действия, направленные на удостоверение бесспорных фактов;

-        нотариальные действия по приданию долговым и платежным документам исполнительной силы;

-        охранительные нотариальные действия. К ним обычно относят: принятие мер к охране наследственного имущества, наложение запрета отчуждения и принятие документов на хранение.

Данная классификация в известной мере носит условный характер, так как все без исключения нотариальные действия в широком смысле являются правоохранительными.

Нотариальные действия, составляющие в совокупности предметную компетенцию нотариата, эффективно обеспечивают охрану и защиту бесспорных прав и интересов в том случае, если эти действия применяются в соответствии с заранее установленными законом правилами их совершения. Между участниками нотариального производства возникают взаимные права и обязанности, составляющие содержание нотариальных процедурных или, более правильно, процессуальных правоотношений. Права и обязанности участников этих правоотношений, с одной стороны, гарантируют защиту прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций при совершении нотариальных действий, а с другой - обеспечивают реализацию нотариальной функции. 

Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

В правовом статусе нотариуса, занимающегося частной практикой, по существу перечисляются все признаки юридического лица. Однако нотариус, занимающийся частной практикой, юридическим лицом не является. Его имущественная ответственность не ограничивается обособленным имуществом юридического лица, он несет полную имущественную ответственность, в том числе личным имуществом, за ущерб, причиненный вследствие незаконного нотариального действия.

Порядок открытия и упразднения государственных нотариальных контор не изменился по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Происходит это на основании распорядительных актов Минюста или по его поручению органами юстиции субъектов РФ. При этом должны учитываться обеспеченность населения в нотариальных услугах и требования ст. 12 Основ, устанавливающей общий порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса и определения их количества в нотариальном округе.

Часть 1 ст. 12 Основ устанавливает, что должность нотариуса учреждается и ликвидируется органом юстиции совместно с нотариальной палатой. С этим положением тесно связано требование ч. 2 ст. 12 Основ о том, что количество должностей нотариусов в каждом нотариальном округе определяется органом юстиции совместно с нотариальной палатой.

Несомненно, что число должностей должно строго регулироваться. Если число нотариусов окажется больше необходимого, нотариус будет вынужден искать дополнительный заработок, зачастую в ущерб нотариальной деятельности. При этом он может попасть в зависимость от коммерческих или иных структур, что, конечно же, недопустимо.

Точная численность нотариусов должна быть установлена по каждому конкретному нотариальному округу. При этом должна быть определена как общая численность нотариусов, так и конкретное число нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах. Такое четкое разграничение необходимо для обеспечения государственных нотариальных контор с определенной штатной численностью.

При установлении численности нотариусов основным критерием должна быть реальная потребность данного региона в определенном количестве нотариусов, способных обеспечить надлежащее нотариальное обслуживание.

Решение об установлении численности нотариусов должно быть оформлено протоколом совместного заседания органа юстиции и правления нотариальной палаты, на основании которого органом юстиции издается соответствующий приказ.

Количество должностей нотариусов и их соотношение (занимающихся частной практикой и государственных) может устанавливаться как на определенный период, так и на неопределенный. По мере необходимости, в связи с изменением ситуации, такие соглашения могут пересматриваться и устанавливаться новые квоты.

Штатная численность нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, должна соответствовать количеству государственных нотариальных контор (т.е. количество государственных нотариусов как минимум не должно быть меньше количества нотариальных контор), в противном случае вопрос должен решаться только в совокупности с решением Министерства юстиции Российской Федерации об упразднении соответствующих нотариальных контор в установленном порядке.

Территория деятельности нотариуса - нотариальный округ устанавливается в соответствии с административно-территориальным делением страны, однако в городах, имеющих районное или иное административное деление, нотариальным округом является вся территория города (например, Казань - единый нотариальный округ).

Каждый нотариус обязан иметь рабочее место (бюро, контору) в пределах своего нотариального округа. Рабочее место нотариуса должно быть доступно для всех граждан, желающих попасть к нему на прием. Территория деятельности нотариуса может быть изменена только совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты.

Каждый гражданин может обратиться к любому нотариусу с просьбой о совершении нотариального действия (за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации или международными договорами строго определено место совершения нотариального действия), однако нотариус не вправе выезжать в другой округ для его совершения. Если же нотариус совершил нотариальное действие за пределами своего нотариального округа, то оно имеет юридическую силу; однако, это не правило, а исключение. Выезжать в другой нотариальный округ допускается законодательством только в случаях отсутствия в нем нотариуса или крайней необходимости.

Нотариальные действия совершаются любым нотариусом, за исключением случаев, предусмотренных ст. 36 (выдача свидетельств о праве на наследство и принятие мер к охране наследственного имущества), ст. 47 (нотариус не вправе совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников: родителей, детей, внуков), ст. 56 (удостоверение договоров о возведении жилого дома, отчуждении жилого дома и другого недвижимого имущества), ст.ст. 62-64 (получение заявлений о принятии наследства или об отказе от него, принятие претензий от кредиторов наследодателя и охрана наследственного имущества), ст. 69 (оплата расходов за счет наследственного имущества), ст. 70 (место и сроки выдачи свидетельства о праве на наследство), ст. 74 (выдача свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе по совместному заявлению супругов), ст. 75 (выдача свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе по заявлению пережившего супруга), ст. 87 (принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг), ст. 96 (предъявление чека к платежу и удостоверение неоплаты чека) и ст. 109 (международными договорами Российской Федерации могут быть установлены иные правила совершения нотариальных действий), и других случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Немаловажным вопросом наряду с назначением на должность является наделение нотариуса полномочиями, которое производится на основании рекомендации нотариальной палаты Министерством юстиции Российской Федерации или по его поручению органом юстиции на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии.

Цель конкурса - отбор на должности нотариусов наиболее достойных лиц, имеющих глубокие профессиональные знания, способных обеспечить правовую защиту охраняемых законодательством интересов граждан и юридических лиц. Порядок его проведения регламентируется специальным положением.

Орган юстиции совместно с нотариальной палатой объявляет конкурс на замещение вакантных должностей нотариусов в случае учреждения дополнительных должностей нотариусов или освобождения имеющихся.

К участию в конкурсе допускаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, прошедшие стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной нотариальной практикой, сдавшие квалификационный экзамен, имеющие лицензию на право нотариальной деятельности.

Выборы по конкурсу проводятся правлением нотариальной палаты. В работе правления по проведению конкурса принимает участие руководитель соответствующего органа юстиции или его заместитель с правом решающего голоса.

По каждой кандидатуре на заседании правления нотариальной палаты дается краткая справка о трудовой деятельности, заключение по итогам прохождения стажировки (или отзыв нотариуса о профессиональных качествах претендента в период его работы в качестве помощника нотариуса), а также информация о результатах голосования членов квалификационной комиссии.

Фамилии всех участвующих в конкурсе вносятся в бюллетень для тайного голосования.

Согласие или несогласие с кандидатурой выражается соответственно оставлением или вычеркиванием фамилий кандидатов в бюллетене. Если голосующий не вычеркнул из бюллетеня ни одной из фамилий, то каждый кандидат получает положительный голос.

Для подсчета голосов правление нотариальной палаты избирает счетную комиссию в составе не менее трех членов правления нотариальной палаты. Счетная комиссия оглашает результаты голосования по каждой кандидатуре. Протокол счетной комиссии утверждается правлением нотариальной палаты и приобщается к материалам конкурса.

Решение правления нотариальной палаты с рекомендацией о назначении на должность нотариуса при проведении конкурса является действительным, если в голосовании участвовало не менее 2/3 членов правления нотариальной палаты. Избранным считается кандидат, получивший большинство, но не менее 50 процентов голосов присутствовавших членов правления нотариальной палаты. Если при проведении конкурса голоса разделились поровну, проводится повторное голосование на этом заседании правления нотариальной палаты. Решение правления нотариальной палаты утверждается президентом нотариальной палаты.

Лица, участвующие в конкурсе, вправе присутствовать на заседании правления нотариальной палаты.

Решение правления нотариальной палаты - основание для назначения Министерством юстиции Российской Федерации или по его поручению органом юстиции лица, прошедшего по конкурсу, на должность нотариуса.

Лица, желающие участвовать в конкурсе, подают заявления на имя президента нотариальной палаты. К заявлению прилагаются: выписка из трудовой книжки, заключение по итогам прохождения стажировки или отзыв нотариуса о деятельности претендента, копии решения квалификационной (апелляционной) комиссии и лицензии на право занятия нотариальной деятельностью. По желанию претендента к заявлению могут быть приложены диплом о присвоении ученой степени, список научных трудов, а также публикаций и др.

О результатах конкурса сообщается лицам, участвовавшим в нем, в письменной форме в трехдневный срок со дня вынесения решения.

Решение правления нотариальной палаты по результатам конкурса может быть обжаловано в суд в месячный срок со дня его вынесения.

Каждый нотариус, впервые назначенный на должность, приносит присягу определенного содержания, текст которой приведен в ст. 14 Основ:

"Торжественно  присягаю, что обязанности нотариуса  буду исполнять в соответствии  с законом и совестью, хранить  профессиональную тайну, в своем  поведении руководствоваться принципами  гуманности и уважения к человеку".

На практике нотариус, принявший присягу, ставит свою подпись на листе бумаги под текстом присяги и указанный лист подшивается в его личное дело, хранящееся в органе юстиции.

Республики в составе Российской Федерации вправе установить иной текст присяги, чем тот, который предусмотрен ст. 14 Основ.

Основы четко регламентируют основания увольнения нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, Основами предусмотрена возможность его увольнения только в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях:

1) осуждения  его за совершение умышленного  преступления - после вступления  приговора в законную силу;

2) ограничения  дееспособности или признания  недееспособности в установленном  законом порядке;

3) по  ходатайству нотариальной палаты  за неоднократное совершение  дисциплинарных проступков, нарушение  законодательства, а также в случае  невозможности исполнять профессиональные  обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных  законодательными актами Российской  Федерации (например, в случае признания  лица, являющегося нотариусом, безвестно  отсутствующим).

Информация о работе Законодательство Российской Федерации и иные правовые акты о правоохранительных органах