Законодательная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 20:25, реферат

Описание работы

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них.

Содержание работы

Введение. 3
1. Сущность законодательной власти и её основные функции. 4
2. Законодательная власть в других странах. (Германии, США, Франции). 7
3. Законодательная власть в современной России. 11
Заключение. 16

Файлы: 1 файл

Реферат..docx

— 38.46 Кб (Скачать файл)

Круг полномочий Государственной  Думы в соответствии с Конституцией следующий:

— дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства Российской Федерации и решение вопроса об оказании Правительству доверия;

— назначение на должность и освобождение от должности: Председателя Центрального банка, Председателя Счётной палаты и половины её аудиторов, а также Уполномоченного по правам человека;

— объявление амнистии;

— выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Конституция Российской Федерации  четко определяет круг носителей  права законодательной инициативы, которые могут вносить законопроекты на рассмотрение законодательного органа. Только через них могут вносить свои предложения по части законов государственные и общественные органы, отдельные люди, не обладающие таким правом. В качестве субъектов (носителей) права законодательной инициативы выступают:

1. Президент России.

2. Депутаты Государственной Думы.

3. Члены Совета Федерации.

4. Совет Федерации.

5. Правительство России.

6. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

7. Федеральные судебные органы — Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды (по вопросам их компетенции).

Все перечисленные субъекты после большой подготовительной работы и соответствующих обоснований вносят законопроекты в Государственную Думу, которая для их рассмотрения назначает ответственный комитет, обладающий правом вносить законопроекты в Совет Думы на рассмотрение. Следует подчеркнуть особое значение законопроектов по финансовым вопросам, которые вносятся в Государственную Думу только при наличии заключения Президента. Это законопроекты:

— о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты;

— о выпуске государственных займов;

— об изменениях финансовых обязательств государства;

— другие законопроекты, которые предусматривают расходы, покрываемые за счёт федерального бюджета.

Регламентом Государственной  Думы определены стадии законодательного процесса — три чтения:

1. Во время первого чтения обсуждаются только основные положения законопроекта, которые докладывает его инициатор, затем проводятся прения. Если Дума одобряет этот законопроект, она передаёт его для продолжения работы в комитет, который отвечал за его подготовку.

2. На второе чтение законопроект выносится уже с поправками, которые вносились при первом чтении; он рассматривается постатейно.

3. Третье чтение заключается только в голосовании «за» или «против» законопроекта в целом, в его содержание поправки больше не вносятся. Принятый большинством голосов от общего числа депутатов, избранных в Думу, федеральный закон передаётся в течение пяти дней в Совет Федерации для дальнейшего рассмотрения. Последний в течение четырнадцати дней его рассматривает, одобряет, отклоняет или воздерживается от рассмотрения. В случае отклонения принятого Госдумой федерального закона обе палаты создают согласительную комиссию, которая рассматривает мотивы возражения Совета Федерации и выносит решение вторичного рассмотрения закона Думой. Если Дума настаивает на прежней редакции закона, он ставится на повторное голосование и считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

По Конституции обязательному  рассмотрению в Совете Федерации  подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы России;

е) войны и мира.

Другие законы, принятые Госдумой, Совет Федерации может и не рассматривать.

Принятый парламентом  закон направляется Президенту для  подписания и обнародования, что  он обязан сделать в 14-дневный срок. Президент вправе возвратить переданный ему на подпись закон для повторного рассмотрения в парламенте. Отклоняя закон, Президент может предложить свою редакцию закона в целом либо его частей или сообщает о нецелесообразности принятия данного закона. После повторного обсуждения Дума может настаивать на прежней редакции закона и, если это одобряется повторно Советом Федерации, закон вновь направляется Президенту, которому устанавливается семидневный срок для его подписания и обнародования.

 

Заключение.

Законодательная власть – это право и возможность принимать от имени народа или непосредственно народом – корпусом избирателей на референдуме общеобязательные правила (законы) – нормативные акты государственного значения, имеющие наиболее общий характер и высшую юридическую силу.

Органы законодательной  власти осуществляют управление государством прежде всего путем принятия законов и иных правовых актов, а также путем формирования других органов государства и осуществления контроля за их деятельностью. Они действуют на разных уровнях.

Органом законодательной  власти является прежде всего парламент. Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру.

В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат – нижней и верхней, которые в принципе обладают одинаковыми законодательными полномочиями. Верхняя палата нередко служит своеобразным противовесом более демократичной нижней палате. Почти во всех странах большими правами обладает нижняя палата. Она всегда избирается непосредственно гражданами.

Однопалатные парламенты существуют главным образом в  странах с более или менее  однородным национальным составом населения или небольших по территориальным размерам.

Парламент обладает большими полномочиями в сфере законотворчества (издает законы самостоятельно или совместно с главой государства). Он вправе устанавливать налоги, принимать государственный бюджет, участвовать во внешнеполитическом процессе, решать вопросы обороны. Парламент может осуществлять и определенные судебные функции: привлекать президента, членов правительства к судебной ответственности (импичмент). Наряду с непосредственным законотворчеством парламент обладает верховными финансовыми полномочиями, осуществляет контроль над исполнительной властью, а также решает другие важные вопросы государственной жизни общества.

 

Список использованной литературы.

1.Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: учеб. пособие. - М.: Форум-ИНФРА-М,1999.

2.Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб.- М.:Проспект,2008.

3.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации:учеб.-М.:Норма,2009.

4.Грановский С.А. Прикладная политология: учеб. Пособие.- М.:Флинта: МПСИ,2004.

5.Чиркин В.Е. Конституционное право России: учеб.- М.:-Юристь,2004.

 

 


Информация о работе Законодательная власть