Законодательная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 20:25, реферат

Описание работы

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них.

Содержание работы

Введение. 3
1. Сущность законодательной власти и её основные функции. 4
2. Законодательная власть в других странах. (Германии, США, Франции). 7
3. Законодательная власть в современной России. 11
Заключение. 16

Файлы: 1 файл

Реферат..docx

— 38.46 Кб (Скачать файл)

Новосибирский  Государственный  Аграрный   Университет.

Экономический  факультет.

Кафедра истории, политологии  и культурологии.

 

 

 

 

Реферат по теме:

Законодательная власть.

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса, группы 4106 

Гетикова Е.В.

Проверала:  Бахмацкая Галина Владимировна.

 

 

 

 

Новосибирск, 2013 г.

Оглавление

Введение. 3

1. Сущность  законодательной власти и её  основные функции. 4

2. Законодательная  власть в других странах. (Германии, США, Франции). 7

3. Законодательная  власть в современной России. 11

Заключение. 16

 

 

Введение.

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает  правовые начала государственной и  общественной жизни, основные направления  внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них.

Законодательный орган занимает центральное место в структуре  государственного аппарата, поскольку  в соответствии с принципом разделения властей, законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает  общеобязательные требования, которые  исполнительная власть должна проводить  в жизнь и которые служат законодательной  основой для деятельности судебной власти.

В демократических государствах парламент выражает интересы различных политических сил, служит ареной поиска компромиссов. Правда, в последние десятилетия в связи с усложнением общественной жизни наблюдается возрастание роли исполнительной власти и снижение роли парламента, которое, однако, не является безусловным.

 

1. Сущность  законодательной власти и её  основные функции.

Понятие законодательная  власть имеет несколько значений. Законодательная власть — это:

1)полномочия издавать  общеобязательные нормативно-правовые  акты, принадлежащие народу, либо  делегированные народом своим  представителям в парламенте;

2)носитель народного суверенитета, выражение воли народа, интересов  народа;

3)система органов государства,  имеющих право принимать законы. В современном государстве законодательная  власть, как правило, носит представительный  характер. На основе выборов народ  передает власть своим представителям  и таким образом уполномочивает  представительные органы осуществлять  государственную власть. В этом  смысле можно говорить о первичности  представительных органов в механизме  государственной власти, их приоритете  и верховенстве: законодательная власть является первой среди равных.

Функции законодательной  власти:

1)законодательная функция;

2) представительская функция  связана с обеспечением партийного, территориального, корпоративного, этнического  представительства;

3)учредительная функция  состоит в утверждении и назначении  различных лиц на государственные  посты, создание организационных  структур, специальных комиссий  и т. п.;

4)функция контроля и  ответственности проявляется в  обсуждении основных направлений  правительственной политики, бюджета  и отчета о его выполнении, парламентских запросов депутатов  правительству или министру, контрольной  деятельности парламентских комиссий, выражении недоверия правительству. В демократическом государстве высшим представительным и законодательным органом является парламент — собрание представителей народа — депутатов, которые на пленарном заседании обсуждают и принимают решения, прежде всего законы. Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат (одна из них представляет народ, а другая — субъекты федерации), которые, в принципе, обладают одинаковыми законодательными полномочиями (в США — Палата представителей и Сенат, в Австрии — Союзный совет и Национальный совет). Иногда, наряду с палатами, особый чин в парламенте составляет глава государства (исторически — в Речи Посполитой, в современном мире — в Великобритании, Индии). Двухпалатная парламентская система имеет место в некоторых унитарных государствах. Это обусловлено стремлением к более устойчивому равновесию сил между исполнительной и законодательной властями, при котором власть одной палаты сдерживается созданием второй палаты, формируемой на иной основе (например, Палата общин и Палата лордов в Англии).

Однопалатные парламенты существуют, главным образом, в странах  с более или менее однородным национальным составом населения или  небольших по территориальным размерам (Венгрия, Дания, Финляндия). Руководство  парламентом осуществляется единолично председателем, коллегиальные органы (президиумы) крайне редки. Председатель представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, руководит  прениями, голосованием, координирует работу внутрипарламентских органов. Парламент и каждая палата на весь срок полномочий образуют комиссии (комитеты). Их разновидности: постоянные, временные, смешанные, специальные. Наиболее распространенной комиссией является согласительная, ее задача — выработка согласованных решений палат. Основное назначение комиссий состоит в предварительном рассмотрении законопроектов. Комиссии могут также обладать правом законодательной инициативы, контроля за правительством и аппаратом государственного управления.

 

2. Законодательная  власть в других странах. (Германии, США, Франции).

Законодательная власть в Германии. В ФРГ 2 органа, участвующих в законодательстве: Бундестаг и Бундесрат (Союзный съезд и Союзный совет). В этом процессе участвует и Президент республики, который подписывает законы и вправе возвратить их на вторичное рассмотрение.

Бундестаг избирается на 4 года путем всеобщих, прямых, равных, свободных выборов при тайном голосовании. Его депутаты имеют свободный мандат. Им запрещено совмещать свою деятельность. Депутаты обладают иммунитетом. Иммунитет депутата ограничен. Предусмотрено денежное вознаграждение депутата.

Руководит председатель, ему  помогают избранные палатой заместители. Председатель и заместители образуют президиум палаты. Секретари Бундестага ведают организационными вопросами, связанными с делопроизводством.

В Бундестаге создаются партийные  фракции. Их руководство участвует  в формировании органов Бундестага, в том числе в создании специализированных постоянных комитетов и определении  их председателей. Председатель палаты, его заместитель, а также 23 представителя  фракций пропорционально их численности  образуют совет старейшин. В необходимых  случаях создаются различные  временные комиссии – следственные, ревизионные и др.

Бундесрат (68 членов) является представительством земель, его члены  назначаются правительствами земель и отзываются ими. Срока полномочий Конституция не устанавливает. Он имеет  переменный членский состав. В Бундесрате создаются руководящие и вспомогательные  органы. Председатель Бундесрата переизбирается ежегодно.

Законодательная власть в США.

 

Законодательная власть федерального правительства состоит из Палаты представителей и Сената, называется коллективно Конгресс Соединенных  Штатов Америки. Термин «Двухпалатный”, так как Конгресс состоит из двух палат. Только Конгресс может принять  закон, или объявить войну. Конгресс также имеет возможность подтвердить или отменить президентские назначения.

Палата представителей состоит  из 435 членов, каждый из которых избирается на двухлетний срок. Отдельные государства  имеют право на представителей в  зависимости от их доли населения, поэтому, когда происходят сдвиги в населении, некоторые государства теряют представителей и другие выгоды. Спикер является третьим  в линии наследования на пост президента.

Сенат Соединенных Штатов состоит из 100 сенаторов, по два на каждое государство независимо от численности  населения, избираемые на шесть лет. Сенат имеет исключительное право  подтвердить президентские назначения, что требует специального разрешения, а также ратифицировать договоры.

 Термин «Конгресс»  применяется, как правило в обеих палатах. “Конгрессмен”, “Конгресс”, или “Congressperson”, относится строго к одному из 435 членов Палаты представителей.

Чтобы создать закон, во-первых, члены Конгресса вносят законопроект. Это часто может быть по просьбе  Президента или частных лиц. Законопроект затем переходит на рассмотрение в комитет, который специализируется в своей тематике. Есть 17 комитетов  Сената, с 70 подкомитетов, и 23 комитетов  Дома, с 104 подкомитетами. В этих комитетах  и подкомитетах проводятся слушания, часто с экспертами для обсуждения достоинств законопроекта. Если законопроект выживает, он идет в Белый Дом  или Сенат для рассмотрения. Когда  закон будет принят обеими палатами Конгресса, он идет к столу президента для подписания. Законопроект стал “законом”, как только президент его подписал.

Законодательная власть Франции. Французский парламент, который наделен законодательной властью, состоит из двух палат:

1) Национального собрания, которое состоит из 579 депутатов,  избираемых на 5 лет на всеобщих  выборах;

2) Сената, состоящего из 321 члена, избираемого на 9 лет, при  этом состав Сената обновляется  каждые 3 года на 1/3. Сенаторы избираются  специальной избирательной комиссией,  состоящей из депутатов Национального  собрания, представителей местной  власти из числа членов советов  регионов и советов департаментов,  а также муниципальных советов.

В палатах парламента избирается бюро, состоящее из председателя, вице-председателей, секретарей, квесторов, поддерживающих порядок. В каждой палате работают постоянные и специальные комитеты и комиссии. Депутаты и сенаторы объединяются во фракции, называемые во Франции политическими  группами. При этом для создания политической группы в национальном собрании необходимо, чтобы в нее  входило более 20 депутатов, для создания группы в Сенате необходимо членство 14 сенаторов.

Члены парламента обладают как индемнитетом, так и ограниченным иммунитетом (они могут быть задержаны  на месте преступления).

Порядок работы парламента – сессионный, в течение года проводится одна сессия, продолжительностью 9 месяцев.

Законодательный процесс: в  соответствии с французской конституцией во Франции принимаются простые, органические и изменяющие Конституцию  законы. Для принятия каждого вида законов предусмотрен специальный  порядок.

Органические законы принимаются  парламентом по строго определенному  Конституцией кругу вопросов. Обыкновенные законы принимаются по перечисленным  в Конституции и установленным  органическими законами вопросам. Таким  образом, французский парламент  обладает абсолютно ограниченной компетенцией. Правом законодательной инициативы обладают члены парламента и правительство. Законопроекты вносятся в бюро любой из палат парламента, после внесения законопроекты передаются в соответствующий комитет. Как правило, процесс принятия закона проходит в три чтения, хотя предусмотрена возможность проведения и большего их количества. Затем принятый законопроект передается для одобрения в сенат, при положительном решении Сената он переходит президенту для промульгации. В случае внесения изменений Сенатом, законопроект передается обратно в нижнюю палату, так продолжается, пока не будет достигнуто согласие между палатами.

 

3. Законодательная  власть в современной России.

Органы законодательной власти в современной России делятся на федеральные и региональные (субъектов Федерации). Высшим законодательным органом Российской Федерации является Федеральное собрание.

Федеральное собрание Российской Федерации — это парламент страны, осуществляющий законодательную деятельность во всероссийском масштабе. Оно является носителем суверенитета, единственным источником высшей законодательной власти России, выступающим в качестве выразителя воли многонационального народа всей страны. По ныне действующей Конституции Российской Федерации (статья 94) сущность, функции и правовая природа Федерального Собрания определяются тем, что оно в качестве парламента страны является представительным и законодательным органом Российской Федерации. В нём представлены влиятельные политические силы общества, разные политические программы, на него возложена функция издания правовых актов высшей юридической силы. Парламент России как единственный орган федеральной законодательной власти издаёт акты — федеральные законы, которые не могут быть изменены или отменены никаким другим государственным органом. Вместе с тем парламент Российской Федерации не обладает всеобъемлющей компетенцией, он не должен подменять органы исполнительной и судебной власти, выходить за пределы полномочий Российской Федерации и вмешиваться в вопросы, по которым субъекты Федерации самостоятельно осуществляют всю полноту власти.

Согласно Конституции  РФ Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру и состоит из Совета Федерации (эту палату в СМИ часто называют «верхней») и Государственной Думы (её иногда именуют «нижней» палатой).

Согласно Конституции роль палаты, выражающей интересы субъектов Российской Федерации, принадлежит Совету Федерации; вторая палата — Государственная Дума — призвана представлять интересы населения страны в целом.

Конституция Российской Федерации (статья 102) устанавливает, что к ведению Совета Федерации относятся:

— утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

— утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положений;

— назначение выборов Президента Российской Федерации и отрешение его от должности;

— назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации;

— назначение на должность и освобождение от должности: Генерального прокурора, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава её аудиторов.

Информация о работе Законодательная власть