Выборы, как проявление политической активности. Избирательная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 00:14, реферат

Описание работы

Одним из ярких примеров политической активности индивида является участи в выборах. Выборы являются основополагающим средством формирования органов Российской Федерации. Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания - Государственная Дума и глава государства - Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая власти образующая воля народа и от них дается главный импульс к формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важное значение выборов на всех уровнях.

Содержание работы

Введение
Выборы, как проявление политической активности граждан.
Политическая активность.
Определение, функции и виды выборов.
Принципы выборов
Избирательная система.
2.1 Основные характеристики субъектов выборов
2.2 Избирательное право
2.3 Избирательная кампания
2.4 Типы избирательных систем
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Выборы, как проявление политической активности. Избирательная система.docx

— 49.32 Кб (Скачать файл)

В зависимости от того, кого избирают, различают выборы президентские, парламентские и муниципальные (выборы в местные органы власти).

В зависимости от того, кто  избирает, выборы бывают прямые и косвенные. Первые характеризуются тем, что вопрос об избрании решают граждане. Прямыми выборами избираются нижние или единственные палаты парламентов (лишь иногда и верхние), президенты в президентских и смешанных республиках.  Для косвенных выборов характерно, что вопрос об избрании решают не граждане, а избранные ими лица – выборщики, депутаты. Косвенными выборами часто избираются верхние палаты парламентов, иногда президенты (например, в США), правительства, судьи и др. Косвенные выборы могут иметь несколько ступеней или стадий.

Выборы бывают также очередные и внеочередные. Очередные выборы проводятся в сроки, указанные в конституции или законе, либо назначаются в связи с истечением срока полномочий выборного органа. Внеочередные выборы назначаются в случае досрочного роспуска парламента или отставки президента. Выборы имеют определенную периодичность, которая определяется сроком полномочий выборных органов. Она позволяет избирателям регулярно обновлять состав выборных органов, подтверждая доверие выборным лицам или отказывая в нем. Это побуждает выборных лиц и политические объединения считаться с интересами и настроениями избирателей, поддерживать с ними постоянную связь, убеждать их в правильности избранного политического курса. Продолжительность срока полномочий выборного органа имеет большое значение.  При определении оптимального срока учитывается множество факторов и обстоятельств, включая национальные и исторические традиции. Мировая практика показывает, что срок полномочий парламентов обычно составляет 4-5 лет, президентов – 4-7 лет. Оптимальным сроком считается такой, в течении которого избранное лицо могло бы реализовать свою программу, обеспечить стабильность и преемственность политического руководства. Учитывается и то, что этот срок не настолько велик, чтобы политик мог забыть о предстоящих выборах и не помнить о своей ответственности перед избирателями.

 

    1. Принципы выборов

Соответствовать своему социальному  назначению выборы могут лишь тогда, когда они базируются на определенных принципах. Можно выделить две группы таких принципов: во-первых, принципы избирательного права, определяющие статус, положение каждого гражданина на выборах, во-вторых, общие принципы организации выборов .

Рассмотрим основные демократические принципы избирательного права:

1. Всеобщность – все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, образования, конфессии или политических убеждений, имеют активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидата) право на участие в классовой или профессиональной принадлежности, языка, уровня дохода, богатства, выборах. Всеобщность ограничивается определенным набором цензов. Этот набор в значительной мере и характеризует уровень демократичности избирательного права. Избирательные цензы – требования, которым должен отвечать гражданин для получения права участвовать в выборах (Возрастной, ценз недееспособности, моральный ценз, ценз оседлости).

2. Равенство – каждый избиратель имеет только один голос, который оценивается одинаково, независимо от его принадлежности тому или иному человеку. При этом ни имущественное положение, ни должность, ни какие-либо другие статусные или личные качества не должны влиять на положение гражданина как избирателя. Равенство избирательных прав предполагает также примерное равенство избирательных округов, которое необходимо, чтобы голоса избирателей имели приблизительно одинаковый вес при избрании депутата. На практике постоянно обеспечивать точное равенство избирательных округов достаточно сложно и дорого. Поэтому некоторые отклонения от этого принципа допускаются.

3.Тайна выборов – решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно. Этот принцип обеспечивает свободу выбора, предохраняет граждан от возможных преследований. Практически тайна выборов обеспечивается закрытой процедурой голосования, наличием специальных кабин для голосования, стандартной формой, одинаковостью бюллетеней для голосования или же использованием вместо бумажных бюллетеней специальных машин, сохраняющих тайну избирательного решения и облегчающих технику голосования и подсчет его результатов. Тайна выборов обеспечивается также опечатыванием избирательных урн, строгим наказанием за нарушение избирательной тайны и т.д.

4. Прямое (непосредственное) голосование – избиратель принимает решение непосредственно о конкретном кандидате на выборную должность.  Между  избирателями и кандидатами нет никаких опосредующих инстанций.

Наряду с принципами избирательного права политическая практика выработала  принципы организации выборов:

1. Свобода выборов. Она имеет ряд аспектов. Это прежде всего отсутствие политического, административного, социально-экономического, психологического и информационного давления на избирателей, активистов, кандидатов и организаторов выборов.

2. Наличие выбора альтернативных кандидатов. По самому своему значению термин “выборы”  предполагает отбор из различных предложений. В том случае, если есть лишь один кандидат (или партия), речь может идти о его (ее)  одобрении или неодобрении избирателями, а не о выборах в полном смысле этого слова.

3. Состязательность, конкурентность выборов. Должны быть созданы  условия для всех кандидатов и политических сил бороться за доверие избирателей, знакомить их со своими программами, убеждать в преимуществах предлагаемых решений актуальных  проблем и т.д. При этом должны соблюдаться определенные этические принципы, обязывающие сдержанно, терпимо относится к политическим конкурентам, не допуская оскорбления в их адрес, фальсификации фактов и т.д.

4. Периодичность и регулярность выборов. Выборы способны выполнять конструктивные функции, служить инструментом демократии при условии, что носители мандатов избираются на определенный, не слишком большой срок. Это необходимо для того, чтобы избиратели могли контролировать своих представителей, предотвращать злоупотребления властью и корректировать политический курс правительства.

5. Равенство возможностей политических партий и кандидатов.  Оно предполагает прежде всего примерное равенство их материальных и информационных ресурсов. На это направлены такие меры, как установление для любой партии уровня расходов на проведение выборов, ограничение размера взносов организаций и отдельных лиц в избирательные фонды партий и кандидатов, предоставление им на принципах равенства бесплатного времени на государственном телевидении и радио и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Избирательная система

Выборы, являясь характерным  признаком демократической политической системы, и сами могут быть представлены как системный объект. В этом случае говорят об избирательной системе.

Избирательная система –  это целостная совокупность политических субъектов, институтов, норм, принципов, процедур, составляющих механизм организации  и проведения выборов.

В числе основных компонентов  избирательной системы выделяют субъектов выборов и избирательное  право.

 

2.1 Основные характеристики субъектов выборов

Избиратели – одно из главных действующих лиц в  процессе выборов. Предпочтения, высказанные  в процессе голосования избирателями, то есть гражданами, которые в соответствии с законом обладают правом голоса, есть критерий для определения того, каков будет конкретный состав представительного  органа или кто займет отдельную  выборную должность. Вся совокупность избирателей страны или административно-территориальной  единицы называется избирательным  корпусом.

Важное место среди  субъектов выборов занимают их коллективные участники – политические партии. Поскольку главная цель деятельности партии – овладение политической властью или участие в её осуществлении. Участие политической партии в выборах  может быть обусловлено соблюдением  ряда требований ограничительного характера, к числу которых относятся:

- минимальное число членов;

- получение определенного  процента голосов на предыдущих  выборах;

- сам факт периодического  участия в выборах.

В России правом самостоятельного участия в выборах до недавнего  времени обладали не только партии, но и другие общественные объединения. С принятием в 2001 году Закона «О политических партиях» ситуация изменилась. Согласно статье 36 этого Закона политическая партия признаётся единственным видом  общественного объединения, которое  обладает правом самостоятельно участвовать  в выборах. Те же политические партии, которые в течение пяти лет  подряд не принимали участия в  выборах, ликвидируются.

Также субъекты выборов –  кандидаты на выборную должность. То или иное конкретное лицо приобретает  статус кандидата после того, как  пройдет процедуру регистрации. Все кандидаты обладают равными  правами и обязанностями, поэтому  по закону им запрещено использовать преимущества своего служебного положения (если речь идет о кандидате, занимающем государственную должность).

Избирательные комиссии осуществляют организационное руководство всем процессом выборов. Значимость их положения  в избирательной системе определяется обширными полномочиями, которыми они  обладают. В их числе:

- контроль за соблюдением избирательных прав граждан;

- регистрация выдвинутых  кандидатов;

- распределение финансовых  средств, выделенных государством, между кандидатами или партиями (если таковые предусмотрены);

- организация голосования;

- принятие решения о  действительности бюллетеней;

- определение результатов  выборов.

Как видно, возможности влияния  избирательных комиссий на процесс  выборов весьма значительны. Поэтому  основными требованиями к избирательным  комиссиям являются беспристрастность  и независимость их персонала.

Действия всех субъектов  выборов и отношения, возникающие  между ними, регламентируются избирательным  правом, представляющим ещё один важный компонент избирательной системы.

 

2.2 Избирательное право

В современной России выборы проводятся на основе всеобщего, равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании.

Избирательное право –  это совокупность юридических норм, обеспечивающих и регулирующих формирование выборных институтов власти.

Термин «избирательное право» употребляется и в другом, узком  значении:

избирательное право –  это право граждан участвовать  в формировании выборных институтов власти. В этом случае различают:

- активное избирательное  право – право гражданина избирать;

- пассивное избирательное  право – право гражданина быть  избранным.

Признание выборов демократическими, а их результатов легитимными обусловлено соблюдением ряда основных принципов избирательного права. Нарушение же этих принципов подрывает доверие граждан к сформированным институтам власти.

Так принцип равенства  предполагает одинаковую для всех избирателей  возможность влиять на результаты выборов. Равенство избирательного права  достигается:

- наделением каждого избирателя  равным числом голосов (как  правилом, одним);

- обеспечением единой  нормы представительства, то есть  каждый депутат представляет  примерно равное число жителей  или избирателей.

С учетом последней нормы  образуются избирательные округа.

Выборы президента Российской Федерации поводятся по единому  федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию страны.

В Государственную Думу избираются 450 депутатов, из них 225 – по одномандатным  округам (1 округ – один депутат) и 225 по единому федеральному округу, пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями. Избирательное право  действительно является равным, если в округе каждый депутат избирается равным числом избирателей. Однако этот принцип под разными предлогами часто нарушается.

 

2.3 Избирательная кампания

Для того чтобы составить  представление об избирательной  системе, необходимо не только выявить  и рассмотреть её структурные  компоненты, но и разобраться в  том, как она функционирует. Функциональный аспект избирательной системы отражается в понятии «избирательная кампания».

Избирательная кампания –  это совокупность устойчивых способов взаимодействия политических субъектов, обеспечивающих функционирование избирательной  системы.

Избирательная кампания –  это развернутый во времени процесс, состоящий из последовательно сменяющих  друг друга этапов. Каждый из этапов, в свою очередь, включает совокупность конкретных избирательных процедур и действий. Основные этапы избирательной  кампании:

- назначение выборов;

- выдвижение кандидатов;

- предвыборная борьба;

Информация о работе Выборы, как проявление политической активности. Избирательная система