Выборы, как проявление политической активности. Избирательная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 00:14, реферат

Описание работы

Одним из ярких примеров политической активности индивида является участи в выборах. Выборы являются основополагающим средством формирования органов Российской Федерации. Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания - Государственная Дума и глава государства - Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая власти образующая воля народа и от них дается главный импульс к формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важное значение выборов на всех уровнях.

Содержание работы

Введение
Выборы, как проявление политической активности граждан.
Политическая активность.
Определение, функции и виды выборов.
Принципы выборов
Избирательная система.
2.1 Основные характеристики субъектов выборов
2.2 Избирательное право
2.3 Избирательная кампания
2.4 Типы избирательных систем
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Выборы, как проявление политической активности. Избирательная система.docx

— 49.32 Кб (Скачать файл)

 

 

Комплексная практическая работа

По дисциплине: «Социология политики»

 

Тема: Выборы, как проявление политической активности. Избирательная система.

 

 

 

 

Выполнила:

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение

  1. Выборы, как проявление политической активности граждан.
    1. Политическая активность.
    2. Определение,  функции и виды выборов.
    3. Принципы выборов
  2. Избирательная система.

2.1 Основные характеристики  субъектов выборов

2.2 Избирательное право

2.3 Избирательная кампания

2.4 Типы избирательных  систем

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема политической активности граждан становится актуальной, когда  общество меняет направление своего развития. В ситуации динамично развивающейся  политической системы современной  России, политического самоопределения  общества в условиях многопартийности особенно важным оказывается исследование форм политической активности населения  и причин, ее определяющих. Знать  внутренние, личностные, а также  объективные, связанные с особенностью актуальной ситуации общественно-политического  развития, источники многообразия форм политической активности – вот задача, сколь сложная, столь и перспективно-прикладная, поскольку позволяет с определенной степенью точности прогнозировать возможные  последствия принятия политических решений, определять, представители  каких социальных групп способны реализовать различные формы  политической активности, включая неинституциональные.

Одним из ярких примеров политической активности индивида является участи в выборах. Выборы являются основополагающим средством формирования органов Российской Федерации. Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания - Государственная Дума и глава государства - Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая власти образующая воля народа и от них дается главный импульс к формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важное значение выборов на всех уровнях.

Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную  форму прямого народного волеизлияния. Через выборы граждане оказывают  воздействие на формирование органов  государственной власти и тем  самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами.

Выборы непосредственно  отражают политическую систему и  со своей стороны влияют на неё. Вся  их организация и порядок определения  результатов голосования тесно  связаны с политическими партиями. Выборы позволяют гражданам уяснить  подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через  них, и только через них, выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая  власть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Выборы, как проявление политической активности граждан.
    1. . Политическая активность

Политическая активность - понятие, раскрывающее совокупность действий, выход энергии индивидов и социальных групп, направленные на изменение своего политического статуса и окружения. Рассматривается политическая активность, как правило, в единстве двух компонентов: материальных (реальное изменение политических отношений) и духовных (аккумуляция и трансляция политического знания и опыта, обмен информацией, межгрупповая и межличностная координация и пр.). Политическая активность проявляется в политической деятельности, общении, поведении и может быть направлена как на конструктивно-реформационное изменение политического качества, так и на деструкцию отживших политических форм. Индивидуальная активность направлена на проявление тех способов жизнедеятельности, которые способствуют вовлечению личности в активное соучастие в политическом процессе, затрагивающем ее кардинальные интересы и ценности.

Для того, что бы рассматривать  политическую активность личности, нужно  указать следующее. Личность - это  человек как носитель совокупности психических свойств и качеств, определяющих социально-значимые формы  деятельности и поведения.  Различают три основных аспекта личности:

1. Личность как индивидуальные  особенности человека.

2. Личность как представитель  группы (класса, массы, этнической  и т.д.), как исполнитель определенной  политической роли (избирателя, члена  партии и т.д.), что как бы  растворяет ее в массе и  не дает возможности проявить  себя автономно как специфический  субъект политики.

3. Личность как самостоятельный  активный участник политической  жизни, обладающий уникальной  чертой быть гражданином данного  государства и быть свободным  в своем выборе. Именно в этом  плане личность взаимодействует  с властью, выполняет определенные  политические обязанности и выступает  как объект и субъект политики.

На становление личности влияют внутренние (генетические данные, воспитание и т.п.)и внешние (политическая система государства; отношение к классу, слою, нации; культура и другое) факторы.

 Участие личности в политике можно назвать "политической социализацией", в результате чего формируется сознание личности, ее политическое поведение, происходит становление личности гражданина. В отличие от политического просвещения или воспитания политическая социализация включает в себя не только воздействие на личность той или иной идеологии, но и собственную активность.

 По уровню политической  активности личности различаются: 

1. Граждане с минимальной  политической активностью, являющиеся  только объектом политики.

2. Граждане участники  общественной или политической  организации, т.е. политические  активисты.

3. Общественно-политические  деятели оппоненты или сторонники  официальной власти.

4. Профессиональные политики, для которых политика основной  вид жизнедеятельности.

5. Политические руководители, т.е. организационные идейные  формальные или неформальные  лидеры.

Посредством эмпирического исследования политической активности населения ученные выявили, что социально-психологические особенности (отношение к власти различных уровней, эмоциональная сфера, доминирующая мотивация) представителей различных социально-демографических групп обуславливают специфику актуального состояния их социально-политического сознания, а также систему предпочтений в политической сфере.

Наибольшим образом на специфику политических предпочтений влияет факт принадлежности к определенной социально-демографической группе в сочетании с условиями проживания граждан.

В политических предпочтениях  также существенную роль играет образование. Оно определяет степень когнитивной  сложности в оценках политической действительности. По мере роста образования  ориентации на актуальную политическую систему сменяются на ориентации на более жесткую централизованную власть.

Прогностической также является тенденция возрастных изменений  политических взглядов. Как показывают исследования, они, как некий усредненный  мировоззренческий вектор, меняются от стихийности и склонности к  анархии в юности на стремление к  социальной справедливости в молодости, к патриотизму и демократичности  в зрелости и завершаются нигилизмом пожилых людей в отношении  действий властей разных уровней.

Среди признаков высокой  политической активности можно назвать  высокую степень интереса к политическим событиям, то есть избиратели стремятся  быть в курсе политических событий, следят за политическими новостями  и публикациями, касающимися политики. Хорошим показателем политической активности может служить количество персоналий, с фамилиями которых  знаком избиратель. То есть чем большее  количество фамилий возможных кандидатов знакомо избирателю (к примеру, во время социологического опроса), тем  выше его политическая активность.

Избирателей можно различать и по степени политической активности. Традиционно считается, что наибольшая политическая активность характерна для людей старшего поколения, для пенсионеров. Исследования, проведенные в нескольких регионах, позволяют сделать также следующие выводы, касающиеся политической активности. Одна из наиболее политически активных групп (политическая активность даже выше, чем у пенсионеров) — это избиратели с высоким социальным статусом, руководители предприятий различных форм собственности, немало политически активных избирателей среди предпринимателей, ИТР и служащих. Очевидно, что политическая активность зависит от возраста: наиболее активно старшее поколение. Активность зависит от уровня образования: избиратели с высшим образованием более активны, чем избиратели со средне-специальным или средним образованием.

 

    1. . Определение,  функции и виды выборов.

Политические выборы –  это не только непосредственное голосование, но и широкий комплекс мероприятий  и процедур относительно формирования управленческих органов в государстве. Главными среди них являются:

  • Назначение выборов и определение даты их проведения;
  • Определение границ избирательных округов и избирательных участков;
  • Создание избирательных комиссий (Центральной, окружной, участковых);
  • Составление списков избирателей;
  • Выдвижение и регистрация кандидатов;
  • Проведение предвыборной агитации;
  • Голосование и подсчет голосов;
  • Оглашение ведение в случае необходимости повторного голосования или повторных выборов.

Социальное назначение выборов  отражается в их функциях. Рассмотрим важнейшие функции выборов в  демократических системах.

1. Выборы являются главной формой проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. С помощью выборов обеспечивается участие граждан в формировании представительных, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, поскольку именно в результате выборов избранные народом кандидаты наделяются властными полномочиями. Для многих граждан выборы являются единственной формой их реального участия в политике.

2. В связи с этим  в демократическом обществе выборы являются одним из важнейших институтов легитимизации существующей политической системы и политического режима. Сам факт участия граждан в выборах обычно означает принятие ими данного типа политической системы, политического режима, правил формирования органов власти независимо от отношения населения к конкретным должностным лицам, правительству и правящим партиям.

3. Выборы служат важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных социальных групп. В период выборов создаются наиболее благоприятные возможности для осознания гражданами своих интересов и включения их в избирательные программы партий, движений и отдельных депутатов. Избирательная кампания активизирует процесс осознания гражданами своих интересов, а кандидаты в депутаты, стремясь получить массовую поддержку населения, становятся особенно восприимчивы к запросам и пожеланиям избирателей. И хотя депутаты после победы на выборах нередко забывают о своих обещаниях, в развитых демократических странах депутатский корпус все же ориентируется на запросы своих избирателей и свои обязательства. Таким образом по результатам выборов социальные интересы населения получают свое представительство в органах власти.

4. Выборы это способ смены политических элит, передача власти от одних людей к другим мирным демократическим путем через волеизъявление народа. В результате выборов обновляется состав правящей политической элиты и оппозиционной элиты, изменяется политический вес партий и их представителей, создается возможность вхождения в правящую политическую элиту граждан.

5. В процессе выборов происходит политическая социализация населения, развитие его политического сознания и политического участия. В ходе избирательного процесса резко расширяется поток политической информации и пропаганды, активизируется разнообразная политико-образовательная работа, концентрируется внимание людей на актуальных политических проблемах и альте6рнативных путях их решения. Поэтому в этот период граждане особенно интенсивно усваивают политические ценности и нормы, приобретают политические навыки и опыт.

Информация о работе Выборы, как проявление политической активности. Избирательная система