Возникновение политических партий в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших субъектов политических отношений в либеральной демократии являются партии. Именно в них конкретно выражаются основополагающие принципы демократии – политический плюрализм, представительство, выборность должностных лиц.

Содержание работы

Введение 3
1. Социально-политические условия возникновения партий и общественных движений в России в конце 80-х – начале 90-х годов 5
2. Противоречия однопартийной системы в СССР 15
Заключение 30
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

Возникновение политических партий в СССР.docx

— 79.22 Кб (Скачать файл)

Возникновение политических партий в СССР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Cодержание

 

Введение                                                                                                                   3

1. Социально-политические условия возникновения партий и общественных движений в России в конце 80-х – начале 90-х годов                                         5

2. Противоречия однопартийной системы в СССР                                            15

Заключение                                                                                                             30

Список литературы                                                                                               32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из важнейших субъектов  политических отношений в либеральной  демократии являются партии. Именно в них конкретно выражаются основополагающие принципы демократии – политический плюрализм, представительство, выборность должностных лиц.

Основные партии в их взаимодействии, взаимоотношении, взаимных конфликтах и взаимной ротации у власти рассматриваются как единая партийная система, во многом – определяющая жизнеспособность и функционировании всей политической системы в целом.

Говорить о партиях  – это, значит, поднимать вопросы  об их месте и роли в политической системе, их функциях, социальном составе и электорате, их организационной структуре, типах, формах и т.д.

Политическую жизнь общества можно рассматривать в разных аспектах. С одной стороны, ее важнейшим атрибутом является взаимосвязь существующих политических институтов, составляющих так называемую политическую систему общества. С другой стороны, она выражается в совокупности происходящих в обществе политических процессов, в которых задействованы разнообразные политические, институты. Ниже же речь пойдет о политических партиях, политической системе общества и о роли этих политических партий в функционировании политической системы общества.

После конституционной  реформы 1989 года и принятия новой  конституции, в СССР было разрешено создание других партий, в том числе и оппозиционных. Не смотря на высокие требования к созданию партии, уже 12 июня 1990 года была создана первая оппозиционная партия в Советском Союзе - ЛДПСС.

Согласно конституционным  поправкам 1996 года в Съезд Народных Депутатов избираются 750 депутатов  по мажоритарной системе от субъектов  и 1500 от избирательных округов.

Состав съезда:

- 1500 депутатов от территориальных округов (с равной численностью избирателей).

- 750 депутатов от национально-территориальных избирательных округов.

Для создания партии в Советском Союзе требовалось получить разрешения в идеологическом отделе КГБ, не менее 50 тысяч членов партии, при том не менее 1500 членов в каждой республике. Так же идеология партии не должна иметь радикально националистический, сепаратистский, монархический или антинародный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социально-политические условия возникновения партий и общественных движений в России в конце 80-х – начале 90-х годов

 

Однопартийная система  просуществовала в СССР почти  шесть с половиной десятилетий  – с начала 20-х до второй половины 80-х гг., когда по инициативе М.С.Горбачева  и его сторонников в руководстве  КПСС был взят курс на демократическое  обновление социализма, включавший переход  к многопартийности. В декабре 1990 г. решением Съезда народных депутатов  СССР была изменена статья 6 Конституции  СССР, прежде закреплявшая монопольное  право КПСС на руководство советским  обществом. В новой редакции этой статьи право на участие в выработке  политики Советского государства, в  управлении государственными и общественными  делами признавались как за КПСС, так  и за другими партийными, профсоюзными, молодежными, иными общественными  организациями и массовыми движениями. Впредь не допускались создание и  деятельность только тех партий и  организаций, которые ставили бы своей целью насильственное изменение  советского конституционного строя  и целостности социалистического  государства, подрыв его безопасности, разжигание социальной, национальной и религиозной розни.

Однако, прежде чем  это свершилось, в обществе уже  должны были произойти серьезные  изменения. И прежде всего должно было возникнуть и развиваться независимое  общественное движение, которое могло  бы стать базой для создания новых  партий.

Когда к началу 1986 г. либерализация политического  режима в СССР стала достаточно ощутимой, повсюду стали возникать самостоятельные  группы, кружки, фонды, комитеты общественного  самоуправления, существование которых  в рамках прежней политической системы  не предусматривалось. Может показаться странным, но диссиденты, единственные, кто задолго до “перестройки”  пытались открыто противостоялть тоталитаризму, оказались теперь далеко не на первом плане, хотя новые группы утверждали именно те гуманистические и демократические  принципы, которые диссиденты последовательно  отстаивали еще в годы брежневского правления. На самом деле ничего удивительного  в этом нет, ибо диссиденты не могли  ни создать массовое движение, ни возглавить его: жестоко подавляемые в годы “застоя” властями и не находившие ни понимания, ни сочувствия у большинства  населения страны, они никогда  не рассчитывали на то, что им удастся  начать массовую политическую деятельность. По словам одного из сподвижников академика  А.Д.Сахарова, диссиденты не были политиками, у них была просто нравственная несовместимость  с режимом. Массовую же базу новых  гражданских движений составили  не те, кто выступал за демократию в 70-е годы, а те, кто откликнулся  на инициативу Горбачева по развитию гласности и демократизации общества. Прежде всего, это была часть интеллигенции, так или иначе связанная системой. Причем наиболее психологически подготовленными  к обновлению оказались некоторые  из тех, кто в прошлом занимал  достаточно высокие посты. В своей  критике тоталитаризма они с [c.93] самого начала пошли дальше Горбачева  и были более последовательны. Частично их романтические убеждения, вера в  социализм с “человеческим лицом”, унаследованные с хрущевских времен, частично их реальное положение в  обществе привели к тому, что они  не смогли действовать более энергично. Но, используя свои связи с прессой, университетские кафедры, другие доступные  им средства, они дали определенный импульс к радикализации общественного  мнения.

На обновленческие позиции перешла и молодежь, причем все усилия она прилагала к  тому, чтобы организоваться вне “системы”  и, в отличие от старшего поколения, вела себя более свободно. Молодые  не видели иной возможности отстаивать свои взгляды и влиять на ситуацию – комсомол как единственная в  то время “системная” молодежная организация был для этого  слишком бюрократичен и консервативен. Поэтому уже начиная с 1986 г. по всей стране возникают всякого рода “неформальные” группы. Они начинают апеллировать непосредственно к  массам, пытаясь организовать внешнее  давление на власть. В таком полулегальном  виде “неформалы”, к началу 90-х гг. уже повзрослевшие, пришли к политическому  оформлению в некие протопартии.

Проводимая в  те годы политика гласности поколебала главную монополию власти КПСС –  монополию на информацию. Результаты не замедлили сказаться. Объектом критики  постепенно становится не только история, но и основы существующего государственного строя”. Общественное движение, требуя проведения реформ и критикуя руководство  за непоследовательность, стремится  одновременно склонить Горбачева на свою сторону. Идет поиск наиболее простых  и доступных лозунгов. После состоявшейся летом 1988 г. XIX Всесоюзной партийной  конференции соприкосновение между  КПСС и новыми гражданскими движениями на предстоявших выборах в Советы всех уровней стало неизбежным.

Выборы народных депутатов СССР в 1989 г. и народных депутатов РСФСР в 1990 г. знаменуют  формирование нового политического  климата в стране. Новые законы о выборах открыли путь легализации  оппозиционных сил. На месте неформальных объединений возникает конгломерат  еще не оформившихся окончательно групп, союзов, ориентированных на участие  в парламентской деятельности. Ситуация изменилась еще больше после того, как часть представителей оппозиции  вошла в состав депутатского корпуса. С этого времени начинается активная дифференциация аморфной оппозиционной  массы на различные политические направления. В то же время образовавшиеся в результате дробления мелкие, но идеологически более однородные группы стремятся к интеграции.

Таким образом, в 1988-1990 гг. проходил переход от множества  политических аморфных образований  к достаточно организованным, но немногочисленным по своему составу группам, объединившимся вокруг собственных программ и имеющим  свои газеты. На этой основе и стали  одна за другой возникать партии и  движения различной идеологической направленности. Общая особенность  их генезиса состоит в том, что  руководящие кадры новых организаций  в своем большинстве были выходцами  из низовых структур КПСС и комсомола  и потому пытались применять на практике те же методы руководства, поскольку  иного опыта у них просто не могло быть. Соответственно, такое  прошлое лидеров новых организаций, причем не столько в мировоззренческом, сколько в психологическом [c.94] аспекте  накладывало свой отпечаток на их деятельность, порождало взаимную нетерпимость, агрессивность, стремление к гегемонизму, желание командовать членской массой. В итоге даже наиболее ярые “антикоммунисты” в своем поведении и идеологической борьбе воспроизводили типично большевистские приемы и методы.

По отношению  новых партий и движений, возникших  в конце 80-х гг., к существу социально-экономической  и политической реформации можно  условно выделить пять общих направлений:

1) умеренное либерально-реформаторское, ратовавшее за постепенную и  частичную реформацию “сверху”  при помощи сильного “центра”;

2) радикально-демократическое,  выступавшее за “мирную” революцию  “снизу” путем гражданского  неповиновения, забастовок, создания  параллельных структур власти);

3) социал-демократическое,  придерживавшееся “социалистического  выбора” и видя идеал в обществе  “шведского социализма” со смешанной  экономикой;

4) анархо-синдикалистское,  выступавшее за развитие самоуправления (в том числе и течение анархо-коммунистов,  выдвигавших идею “безгосударственного  социализма”);

5) ортодоксально-коммунистическое, выступавшее против всякой реформации  либерального толка и считавшее  образцом общественного устройства  командно-административную систему  СССР 30-х – начала 50-х гг.

За исключением  первой и последней тенденции, все  другие выдвигали лозунги решительного и значительного разгосударствления экономики, деидеологизации и деполитизации  армии и правоохранительных органов, развития парламентской демократии, отстранения КПСС от власти и даже ее юридического запрещения.

Но зачастую обнаруживалось, что идеологические, политические, общие мировоззренческие взгляды  новых партий отличаются не столько  разнообразием, сколько схожими  чертами. Часто вообще не было ясно, чем же эти партии отличаются друг от друга. По-видимому, многое зависело не столько от идеологических предпочтений, сколько от персонального фактора, личных амбиций лидеров.

Политическая жизнь  России после провозглашения 12 июня 1990 г. государственного суверенитета приобрела  новое качество. Перед всеми демократическими силами встала задача реального создания новой государственности.

Период весны 1990 г. – лета 1991 г. ознаменовался противостоянием  “косного” союзного центра, связывавшегося в общественном сознании с фигурой  Президента СССР М.С.Горбачева, руководством КПСС, большинством народных депутатов  СССР, и стремившейся к демократическим  преобразованиям России, которую  представлял Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцин, избранный 12 июня 1991 г., в первую годовщину принятия декларации о государственном суверенитете России, Президентом РСФСР. Перевес  сил долгое время был явно на стороне  центра. Казалось, компромисс будет  найден, хотя вскоре стало ясно, что  на урезанный суверенитет новые  российские власти не пойдут. Предстояла долгая и изнурительная работа по размежеванию полномочий, созданию механизма  согласований, оформлению некоего “обновленного  Союза” при сохранении поста президента М. С. Горбачева и властных структур старого центра. [c.95]

Именно на такую  перспективу и рассчитывали в  своем большинстве сформировавшиеся к тому времени политические партии. Однако в руководстве КПСС все  больше давали знать о себе силы, уже потерявшие доверие к М.С.Горбачеву  и призывавшие “спасать союзное  государство” от распада. Напротив, партии, входящие в массовое движение “Демократическая Россия” и обеспечившие на президентских  выборах победу Б.Н.Ельцина, стремились сломить монополию КПСС, ослабить центральную власть и добиться для  России большей свободы действий.

Постепенно, шаг  за шагом, закон за законом вырисовывались контуры новой российской государственности. Вплоть до августа 1991 г. борьба за ее утверждение  протекала в парламентских формах, хотя демократы сумели организовать широкую кампанию массовых внепарламентских акций против центра и склонить на свою сторону большинство населения  в крупных городах. Стремясь воспрепятствовать  такому ходу событий и остановить “рвущихся к власти демократов”, противники М.С. Горбачева в руководстве СССР пошли на крайнюю меру: 19 августа 1991 г. было объявлено о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) во главе с Вице-президентом СССР Г.И.Янаевым, что означало фактическое отстранение М.С. Горбачева от власти. Однако отсутствие народной поддержки действиям ГКЧП привело к провалу “августовского путча”, что в корне изменило ситуацию: полномочия союзного центра, в том числе и Президента СССР, номинально сохранялись до декабря 1991 г., тогда как Россия фактически обрела полный суверенитет, а вся полнота государственной власти сосредоточилась в руках Президента РСФСР Б.Н. Ельцина.

Августовские события 1991 г. показали, что новые политические партии и движения оказались не готовы ни возглавить борьбу в защиту демократии, ни быстро мобилизовать общественное мнение, и в известном смысле отошли на “второй план”, добровольно доверив  Б. Н. Ельцину и его ближайшему окружению полное право политического  руководства. В дальнейшем, получив  возможность значительно расширить  поле своей деятельности, партии демократической  и либеральной ориентации предпочитали действовать преимущественно в  рамках парламентских структур, фракций  и депутатских групп на Съездах  народных депутатов и в Верховном  Совете РФ, а также в республиканских, краевых, областных, реже – в местных  Советах народных депутатов. Возможности  новых парламентских и “околопарламентских” партий и движений по освещению своей  деятельности в российских СМИ создавали  впечатление, что жизнь формирующегося гражданского общества наконец-то стала  наполняться реальным содержанием.

Информация о работе Возникновение политических партий в СССР