Власть как социально-политический феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 22:48, контрольная работа

Описание работы

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Власть служит основой, объектом и движущей силой политики. Борьба за власть является характерной чертой политической жизни любого общества, любой эпохи. Учение о власти является основополагающим в политологии.

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 42.47 Кб (Скачать файл)

символическая власть — термин, введенный Пьером Бурдье для описания специфического типа власти в социуме. Бурдье описывает символическую власть как способность формировать или изменять категории восприятия и оценки социального мира, которые в свою очередь могут оказывать непосредственное влияние на его организацию. В этом смысле символическую власть можно назвать властью «миротворения», которое состоит в «разобщении и воссоединении, иногда в пределах одной операции», в проведении полного разложения или анализа и последующего соединения или синтеза, часто осуществляемого с помощью ярлыков. В качестве примера Бурдье приводит марксизм, который привёл к формированию пролетариата, как социальной группы осознающей себя рабочим классом в марксистском его понимании.

В зависимости от ресурсов, на которых основывается подчинение, выделяют основные виды власти – экономическую, социальную, принудительную, информационную, политическую.

Экономическая власть - контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими ее видами, поскольку - это стремление к умножению материальных ценностей, повышению благосостояния народа.

С экономической властью тесно связана власть социальная - распределение позиций на социальной лестнице - статусов, должностей, льгот и привилегий. С помощью социальной политики государство может влиять на общественное положение широких слоев населения, вызывая тем самым их лояльность и поддержку.

Культурно-информационная власть - это власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распространения. Знания используются как при подготовке правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей в целях обеспечения их политической лояльности и поддержки. Информационная власть способна и к манипулированию - управлению сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле.

Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль над людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы.

Особенности политической власти: способность и готовность субъекта политической жизни выразить политическую волю; охват всего поля политического пространств; наличие организационных структур, посредством которых субъект политического волеизъявления осуществляет политическую деятельность; воздействие субъектов политической деятельности на формирование права, осуществление законности; обеспечение социального господства в обществе субъекта политической власти.

Анализ видов, форм власти позволяет построить классификацию, это важно для оценки облика власти, ее роли в обществе, перспективности и процесса функционирования. Итак, рассмотрим типологию политической власти по следующим признакам:

По степени институциализации власть различают:

-  институционно организованная власть в форме различных учреждений со структурами руководящих и подчиненных уровней, иерархий типа: распоряжение-подчинение. Это президентская власть, правительственная, муниципальная и т.п.;

-  неинституционная, неформальная власть - власть в малых неформальных группах.

По объему прерогатив власти различают: международная власть всемирных организаций; международная власть союзов, блоков стран; власть государства во внешнеполитических отношениях; государственная власть; ассоциативная власть (партийная, групповая, местной администрации).

По субъекту власти: личная (царская, королевская, президентская и т.п.); коллективная (партийная, власть группы, клана, класса и т.п.); парламентская; правительственная; судебная.

По структуре правящего субъекта власть различается: единоличная (монарх, диктатор); единоначальная (президент, премьер-министр); полиархическая (группа власти, олигархия).

По применяемым методам выделяются: власть-господство; власть-насилие; власть-авторитет; харизматическая власть и др.

По режиму правления: демократическая; авторитарная; деспотическая; тоталитарная; бюрократическая и др.

По социальному типу: рабовладельческая; феодальная; капиталистическая; социалистическая.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что политическая власть существует в каждом обществе в той или иной форме, органически пронизывает все общественные сферы.

 

6. ВЕТВИ ВЛАСТИ

Государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент.

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как подзаконодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

Судебная власть. В соответствии с принципом разделения властей одной из трёх (наряду с законодательной и исполнительной властью) ветвей власти является судебная. Органы судебной власти разрешают правовые споры (тяжбы) между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы, в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором. Суды также выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов, в отдельных государствах — укрепление прав), когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гаджиев К.С. Политология. Основной курс М.: Высшее образование, 2007. – 468 с.
  2. Дремин М.А. Учебное пособие по политологии. Для учащихся школ с углубленным изучением социально-политических дисциплин. / М.А. Дремин, Н.Н. Захаров. - Пермь: НОУ СОШ «Европейская школа, 2004. – 68 с.
  3. Курьянов М.А. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие / М.А. Курьянов, М.Д. Наумова. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. - 80 с.
  4. Лавриненко В.Н. Политология / В.Н. Лавриненко. - М.: Юнити, 2007. - 591 с.
  5. Меньшиков В.В. Власть и властные отношения: теоретико-методологический аспект / В.В. Меньшиков. – Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2005. – 44 с.
  6. Пронин Э.А. Политология. Конспект лекций / Э.А. Пронин. - М.: МИЭМП, 2005. - 70 с.
  7. Афанасьев, Ю. Власть как цель и средство [Текст] / Ю. Афанасьев // Свободная мысль-XXI. 2005. № 1
  8. Луман, Н. Власть [Текст] / Н. Луман. М., 2001
  9. Любимов, А. П. История лоббизма в России [Текст] / А. П. Любимов. М.,2005.
  10. Макарин, А. В. Бюрократия в системе политической власти [Текст] / А. В. Макарин. СПб., 2001
  11. Ракитянский, Н. М. Портретология власти [Текст] / Н. М. Ракитянский. М., 2004.
  12. Соболева, Н. А. Из истории советской политической символики [Текст] / Н. А. Соболева // Отечественная история. 2006. №2.

Халипов, В. Ф. Кратология – наука о власти : концепция [Текст] / В. Ф. Халипов. М., 2002. 
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1. В соответствии с названными сферами жизнедеятельности определите основания и ресурсы политической власти:

 

Сферы жизнедеятельности

Основания

Ресурсы

Экономическая

господствующая форма собственности, объем валового национально го продукта на душу населения, стратегически важные природные ресурсы, золотой запас, степень устойчивости национальной валюты, масштабы внедрения в экономику страны достижений научно-технической революции

активная инвестиционная и научно-техническая политика, налоговая и таможенная политика, внешнеэкономическая деятельность в части укрепления независимости страны

Социальная

социальные группы и слои, на которые власть опирается

мероприятия по изменению статуса социальных групп и слоев, действия, направленные на повышение (понижение) их общественной активности.

Административно-силовые

совокупность властных учреждений, обеспечивающих функции жизнедеятельности, внутренней и внешней безопасности государства, а также их аппарат

система подбора кадров, обладающих особыми профессиональными качествами, оснащение властных учреждений техникой по мировым стандартам, мероприятия по исключению дублирования и амбициозного соперничества силовых структур, профилактика коррупции

Юридические

материальная база юриспруденции, а также совокупность законов, на которых власть сформирована и опирается в практической деятельности

всякого рода инструкции, мероприятия по уточнению и разъяснению законодательства, постановления и указы, не охваченные действующим законодательством. Сюда можно отнести указы президента, постановления правительства, оперативные постановления судебных и исполнительных органов

Культурно-информационные

систему организаций, аккумулирующих и сохраняющих культурный потенциал страны, средства массовой информации, системы получения и переработки разведывательной информации, международные и национальные компьютерные сети.

системы хранения национального культурного достояния, методики сбора, обработки и стыковки различных видов стратегической информации, принципы и методы работы средств массовой информации, гарантирующих обществу информационно-культурный плюрализм, же включается система мер, препятствующих доступу к печати, радио и телевидению террористов и всякого рода экстремистских элементов.


2. Какой из перечисленных методов является демократическим в осуществлении политической власти?

а) демагогия, популистские заявления;

б) развитие плюрализма, многопартийности, наличие оппозиции;

в) принуждение, насилие, террор;

г) формирование стереотипов поведения.

3. Укажите, какие понятия и определения соответствуют друг другу:

а) политическая власть;

1) власть, основывающаяся на воздействии средств массовой информации;

б) государственная власть;

2) форма общественной власти, опирающаяся на специальный аппарат принуждения;

в) власть;

3) форма правления, при которой политическая власть находится в руках главы церкви, духовенства;

г) медиакратия;

4) социально-политическое течение, провозглашающее замену любых форм принудительной власти добровольной ассоциацией граждан;

д) теократия;

5) реальная способность данного класса, группы, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике, политических и правовых нормах;

е) анархизм.

6) способность одних людей оказывать воздействие на деятельность других.


А) – 5)

Б) – 2)

В) – 6)

Г) – 1)

Д) – 3)

Е) – 4)

 

4. Какое понятие определяется как «способность политической власти создавать социальную базу поддержки своих действий и формировать позитивное по отношению к себе массовое политическое сознание»?

а) бюрократизация;

б) легитимность;

в) партикуляризм;

г) лоббизм.

5. Кто из мыслителей внес существенный вклад в разработку теории разделения властей?

а) Конфуций;

б) Ш. Монтескье;

г) Аристотель;

д) Ж. Боден.

 


Информация о работе Власть как социально-политический феномен